Факторное отображение структур интегральной индивидуальности студентов с низким уровнем самоактуализации
Примечание: * обозначены значимые факторные веса.
Из таблицы 10 видно, что первый фактор включает показатели личностного и психодинамического уровней интегральной индивидуальности. По средней величине насыщенности каждого уровня интегральной индивидуальности значимыми факторными весами, в первом факторе, доминирует личностный уровень. По критерию наполняемости разноуровневыми свойствами, имеющими значимые факторные веса, этот фактор частично насыщен. Разноуровневые свойства связаны по линии «темперамент — личность». По характеру межфакторных связей первый фактор ортогональный. Было выделено семь одно-многозначных зависимостей на личностном уровне и две одно-многозначные зависимости на психодинамическом уровне. Содержательная интерпретация этого фактора позволяет обозначить его как фактор «ценностные ориентации». В нем наибольший факторный вес имеют показатели с отрицательным полюсом: поддержки, гибкости поведения, спонтанности, креативности, синергии, контактности, пластичности и темпа. То есть студенты с низким уровнем самоактуализации не разделяют ценности самоактуализирующихся людей (красота, истина, добро, совершенство, всесторонность, целостность, любовь и другие), не могут спонтанно выражать свои чувства; для установления контактов с людьми им требуется много времени, творческие способности у них слабо выражены; им свойственна высокая степень зависимости, конформности, ригидности, при выполнении предметной деятельности они медлительны и неторопливы. Второй фактор включает показатели метаиндивидуального уровня интегральной индивидуальности.
По средней величине насыщенности значимыми факторными весами в структуре интегральной индивидуальности доминирует мета-индивидуальный уровень. По критерию наполняемости конкретными разноуровневыми свойствами, имеющими значимые факторные веса, этот фактор частично насыщен. Здесь наиболее выражена связка «личность — статус». По характеру межфакторных связей обнаруженный фактор ортогональный. Он включает пять одно-многозначных зависимостей на ме-таиндивидуальном уровне. Второй фактор — «эгоистичность». Наибольший факторный вес с отрицательным полюсом имеют следующие показатели: альтруистичность, дружелюбие, зависимость; показатели с положительным полюсом: эгоистичность и подозрительность. Вывод: структура индивидуальности как у испытуемых с высоким уровнем самоактуализации, так и с низким характеризуется наличием жестких, ортогональных связей между показателями на психодинамическом, личностном уровнях и уровне метаиндивидуальности. Все обнаруженные факторы имеют частичную насыщенность, что говорит о наличии сходства в сравниваемых выборках. Различия проявляются в содержательных аспектах выделенных факторов и указывают на то, что значимую роль в деятельности у испытуемых разных выборок играют различные показатели. У студентов с высоким уровнем самоактуализации это дружелюбность и эмоциональность, а у студентов с низким уровнем самоактуализации — отсутствие ценностей самоактуализирующейся личности и эгоистичность. Анализ результатов корреляционного исследования В таблицах 11 и 12 представлены результаты применения корреляционного анализа: в таблице 11 — для студентов с высоким уровнем самоактуализации; в таблице 12 —для студентов с низким уровнем самоактуализации. Коэффициент корреляции вычислялся по формуле ранговой корреляции Спирмена. В этих таблицах указаны корреляционные зависимости межуров-невых связей в структуре интегральной индивидуальности. Критический коэффициент корреляции рангов Спирмена для 23 человек — 0,42 при уровне достоверности р < 0,05. Из таблицы 11 видно, что значимыми являются следующие зависимости: 1. Между шкалой компетентности во времени и шкалами зависимости (—0,49) и эмоциональности (—0,45); положительная корреляция между шкалой компетентности во времени и шкалами социальной пластичности (0,43) и социального темпа (0,48). То есть для показателя личностного уровня (компетентности во времени) характерна связь с показателем уровня метаиндивидуальности и показателями психодинамического уровня.
Это говорит о том, что люди, способные жить «настоящим», переживающие настоящий момент своей жизни во всей его полноте, а не просто как фатальное последствие прошлого или подготовку будущей «настоящей жизни», ощущающие неразрывность прошлого, настоящего и будущего, — независимые, неконформные, недоверчивые. Им свойственна низкая эмоциональная чувствительность, они склонны к несовпадению между задуманным, ожидаемым, планируемым и результатами реального предметного действия; они отличаются разнообразием коммуникативных пргграмм, их речь быстра.
Таблица 11
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|