Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Воспитание культуры речи у дошкольников

Правильному произношению, выразительному интонированию, умению выбирать необходимые и верные языковые средства для выражения своих мыслей следует обучать детей как можно раньше. Это одна из важнейших практических задач, которая стоит перед дошкольным учреждением.

Представляю стихотворный материал, цель которого помочь воспитателям в работе с детьми по предупреждению наиболее часто встречающихся речевых ошибок.

Почему отдается предпочтение стихам? Ритмичные и рифмированные строки вызывают интерес у дошкольников, «врезаются» в память, тем самым, закрепляя правильное произношение языковой единицы. Кроме того, выразительное поэтическое слово – прекрасный образец высокохудожественной речи, который способствует обогащению лексики, развитию языкового чутья.

Работу с поэтическими строчками, включающими слово, в котором дети часто допускают ошибку, следует считать дополнением к тем занятиям и дидактическим играм, которые проводятся в ставших группах.

Задача педагога выработать у каждого ребенка произношение (проговаривание) всех звуков.

Помощником в этом деле становятся стихи, в частности отрывок из стихотворения С. Михалкова «Сашина каша»:

 

Живет на свете Саша.

Во рту у Саши каша, -

                                                     Не рисовая каша,

                                                     Не гречневая каша,

                                                     Не манка,

                                                     Не овсянка

                                                     На сладком молоке.

 

                                                    С утра во рту у Саши

                                                    Слова простые наши –

                                                    Слова простые наши

                                                    На русском языке.

 

                                                    Но то, что можно внятно

                                                    Сказать для всех понятно,

                                                     Красиво,

чисто,

                                                                                 ясно, -

                                                   Как люди говорят, -

                                                   Наш Саша так корежит,

                                                   Что сам понять не может:

                                                   Произнесет словечко –

                                                   И сам тому не рад.

 

                                                   Он скажет: «До свидания»,

                                                   А слышится: «До здания».

                                                   Он спросит: «Где калоши?»

                                                   А слышно: «Это лошадь»

 

В речи дошкольников встречаются различные ошибки: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, морфологические, лексические, синтаксические.

К орфоэпическим относятся ошибки, связанные с произношением, например коклета вместо котлета, колидор вместо коридор. Детям также нелегко выговаривать губной и губно-зубной звуки на стыке слогов, поэтому в слове трамвай некоторые дошкольники мв заменяют на нв.

Для закрепления в речи детей правильного произношения этих слов предлагаю следующие стихи:

 

Рано утром в коридоре

                                                    Вдруг раздался топот ног.

                                                    Встал сосед Иван Петрович,

                                                    Ничего понять не мог.

 

………………………….

 

                                                    Встала бабушка с кровати –

                                                    Все равно вставать пора!

                                                    Это Лида в коридоре

                                                   Прыгать учится с утра

 

(А. Барто. Веревочка.)

 

В практике часто встречается неправильное произношение согласных в словах скучно, скучный, конечно (чн вместо шн); что, чтобы, чтоб, потому что (чт вместо шт)

 

Тренировочные тексты:

 

Мне не скучно без огня –

                                                   Есть фонарик у меня.

                                                      

                                                  (А. Барто. Фонарик.)

                                                   Уронили мишку на пол,

                                                   Оторвали мишке лапу.

                                                   Все равно его не брошу,

                                                  Потому что он хороший

 

(А. Барто Мишка.)

 

В последнем примере следует обратить внимание на слова «все равно». Часто дети произносят их как «сирамно»

Нередко на месте (о) появляется (э) в таких словах, как оседланный (вместо нормативного осёдланный), щелка, щелочка (вместо щёлка, щёлочка), шерстка (вместо шёрстка)

 

Тренировочные тексты:

Горит на столе

                                                           Одинокий огонь,

                                                           И смотрит в кроватку

                                                              Осёдланный конь

                                                                                   (Л. Квитко. Лошадка.)

 

Бродили по дороге Дремота и

                                                                                      Зевота.

Дремота забегала в калитки и

                                                                                     ворота,

                                               Заглядывала в окна

                                               И в щёлочки  дверей

                                               И детям говорила:

                                              - Ложитесь поскорей!

                                                                                       (С. Маршак. Дремота и зевота.)

 

                                                Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шёрстку гладко.

                                                                                      (А. Барто. Лошадка.)

 

       Вторая группа ошибок – акцентологические. Это речевые ошибки, состоящие в неверной постановке ударения в слове.

       Дошкольники произносят: запыхавшись (вместо запыхавшись), ракушка (вместо ракушка) и т.п.

Закрепить нормативное ударение в данных словах помогут следующие стихи:

 

                                                       И вдруг, запыхавшись, Зайчишка

                                                       Бежит, перепуган до слез:

  - Скорее! Какой-то мальчишка

                                                       Ежинку в корзине унес.

                                                                                       (В. Осеева. Ежинка.)

У старших дошкольников наблюдается неверное произношение слова квартал в значении «часть города, отрезок пути». Замечу, что и в этом случае, и в значении «четвертая часть года» произносится квартал, а не квартал.

 

                                                       Но пожарные узнали,

                                                       Где горит, в каком квартале,

                                                       Командир сигнал дает,

                                                       И сейчас же – в миг единый –

                                                       Вырываются машины

                                                       Из распахнутых ворот.

 

                                                                                       (С. Маршак. Пожар.)

 

Довольно часто дети допускают акцентологические ошибки в некоторых глагольных формах: раскидал (вместо раскидал) и др.

Воспитателей не затруднит подбор четверостиший с нужными глаголами, и все же приведу поэтическую иллюстрацию:

 

                                                      В квартире над нами

                                                      Есть мальчик Андрюшка.

                                                      По комнате всей раскидал он

                                                                                         игрушки.

                                                                                         (Я. Аким. Неумейка.)

 

Третья группа – словообразовательные ошибки. Они состоят в неоправданном словосочинительстве и в неверном употреблении приставок и корней. Так, вместо поскользнулся можно услышать «подскользнулся», вместо сшить платье – просторечное «пошить платье» и др.

Приведу пример тренировочного текста:

 

                                              Поскользнулся,

                                              Задом пятясь, -

                                              И к милиции

                                              В объятья.

                                                                           (А. Барто. Мальчик наоборот.)

 

Четвертая группа – морфологические ошибки, связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи.

Значительная часть речевых ошибок на морфологическом уровне появляется в результате слишком прямолинейного следования законам языковой системы. Ребенок первоначально вырабатывает для себя упрощенный вариант нормативного языка и придерживается его логики, подгоняя исключения под общие правила. Так, в детской речи, вопреки нормам литературного языка, существительное пальто, кенгуру изменяются по падежам и числам, существительные ножницы, брюки приобретают единственное число и т.п. Чтобы предостеречь ребят от этих ошибок, нужно обучать их правильному формообразованию слов такого типа. И в этом опять же помощниками воспитателя могут стать стихотворные строки.

 

                                                За партой Павлик и Тарас

                                                Сидят два друга милых.

                                                Вот видит Павлик как-то раз:

                                                У друга нос в чернилах.

                                                                           (А. Барто. Позорное пятно.)

Пятая группа – лексические ошибки. Наиболее часто встречается такое типичное искажение нормы, как употребление слова обратно в значении «опять, снова». Слово опять хорошо закрепляется с помощью стихотворения С. Михалкова «Тридцать шесть и пять»:

 

                                                У меня опять

                                                Тридцать шесть и пять.

 

Шестая группа – синтаксические ошибки, заключающиеся в неверном построении словосочетаний и предложений. Низкая частотность этих ошибок объясняется тем, что дошкольники в своей речи обходятся без сложных синтаксических конструкций. На уровне словосочетания мы наблюдаем нарушения норм согласования и управления, например: «день рождение» вместо день рождения, «смеется с меня» вместо смеется надо мной.

                                                 Что за наваждение?

                                                 Чей же день рождения?

                                                                           (А. Барто. День рождения.)

В детской памяти слово закрепляется, если воспитатель не только предлагает поэтические строки для прослушивания, но и проводит беседу по содержанию стихотворения.

Дети черпают свои знания о языке из окружающей речи. Поэтому воспитатель должен быть внимателен к собственной речи, со словарем в руках готовиться к чтению вслух детской художественной литературы, постоянно следить за речью детей не только на занятиях, но и в повседневной деятельности.

 

Группа Навыки личной гигиены и культуры еды Общение со сверстниками Общение с взрослыми Культура речи Культура деятельности
II младшая группа          
Средняя группа          
Старшая группа          
Подготовительная группа          

 

 

Вывод:

    В младшем дошкольном возрасте начинает появляться культура деятельности дошкольника.

    В среднем дошкольном возрасте, дети уже приобретают навыки личной гигиены и культурной еды, культурной речи и деятельности.

    В старшем дошкольном возрасте, дети уже овладели навыками личной гигиены и культурной еды. Общение с взрослыми и культурной деятельности и к концу года начинают овладевать общением со сверстниками и культурной речи.

    В подготовительном дошкольном возрасте, дети уже овладели навыками личной гигиены и культурной еды, общения с взрослыми, культурой речи и деятельности и к концу года уже овладели общением со сверстниками.

 

Навыки личной гигиены

 

 

Культура еды

 

Общение со сверстниками

 

 

Общение со взрослыми

 

«Мы играем»

 

 

«Собираемся гулять»

 

 

Фамилия Имя ребенка Навыки личной гигиены и культуры еды Знание детьми правил поведения Умение оценивать свое поведение Общение со сверстниками Общение с взрослыми Культура речи Культура деятельности
Блинова Саша              
Бемцев Максим              
Безель Даша                
Акинаев Сергей              
Рекун Андрей                
Трусилова Наташа              
Рыбкина Саша              
Ивашко Даша                
Маслов Женя                
Федотова Алёна              

Вывод:

    Уже видно, что почти у всех детей сформированы навыки личной гигиены и культуры еды, культура деятельности и общения с взрослыми.

    Видно, что уже у детей начинает формироваться общение со сверстниками, знания детьми правил поведения, умение оценивать свое поведение, культура речи.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...