Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность потенциала человека




Творческий потенциал личности является неким ядром его внутренних сил, помогающие ему самореализоваться. Часть качеств, которые обуславливают его потенциал, формируется генетически, часть - в период детского развития, а остальная составляющая появляется в разные периоды человеческой жизнедеятельности.

Так, генетически закладывается память человека, острота его мышления, его физические данные и темперамент.

Условия развития творческого потенциала личности закладываются еще с детских лет, когда наблюдается формирование главных черт характера человека и его психологические особенности, которые и определяют развитие в будущем. Под влиянием жизненных условий определенные качества и психологические особенности усиливаются или ослабляются, меняются в лучшую или худшую сторону.

Принято считать, что структура творческого потенциала личности зависит от деятельности человека и описывается пятью основными потенциалами:

Коммуникативным.

Аксиологическим.

Гносеологическим.

Творческим.

Художественным потенциалом.

Вопрос 2.Творчество как педагогическое явление. Личностные качества творческой личности.

Творчество как педагогическое явление:

1) это педагогическая действительность, возникающая в процессе отношений. Педагогическое явление состоит из следующих элементов: педагог, средства образования (обучения, воспитания), культурно-образовательная среда.

2) Различают объективное творчество, представленное оригинальными, новыми общественно значимыми продуктами; и субъективное, проявляющееся в овладении новыми для данной личности способами познания и смыслами.

10 качеств творческого человека:

1. Упорство, подтверждающее наличие мотивации. Умение сосредоточиться на одном занятии, настойчивость вопреки неудачам — это главные факторы, которые определяют способность к творчеству.

2. Открытость новому опыту: любознательность, эмоциональная открытость, гибкость мысли, эксцентричные взгляды и убеждения — во многом благодаря им у нас возникают оригинальные идеи и решения.

3. Уверенность в себе: самоуважение способствует эмоциональной устойчивости. Благодаря ей легче устанавливать и поддерживать социальные контакты, что необходимо для творческого человека: ведь таким образом он становится известен публике. Кроме того, высокая самооценка позволяет в случае неудачи сохранить стремление к творчеству.

4. Мышление, которое не совпадает с общепринятым.

У него три составляющие: оригинальность, переменчивость (множество идей) и гибкость (новые идеи в разных областях).

5. Мышление Януса. У этого древнеримского бога, как известно, было два лица, обращенных в противоположные стороны. Такому способу мышления свойственно сосуществование противоположных тенденций, легко допускающее радикальную смену точки зрения. Например: «Сегодня я оденусь в черное… нет, лучше во все белое!»

6. Андрогинное мышление: оно позволяет творческому человеку освободиться от стереотипных представлений о мужском и женском.

7. Быстрота обработки информации: находчивость в ответах, быстрота мысли, любовь к сложности — творческий дух жонглирует идеями без всякой самоцензуры.

8. Способность представлять альтернативные миры — мечтать об иных перспективах, иной логике..

9. Быстрое решение проблем: внезапное озарение — и решение словно возникает из ниоткуда!

10. Мышление по аналогии и способность обращаться к предсознательному и бессознательному. Мышление по аналогии действует по принципу свободных ассоциаций мыслей и образов. К пред — и бессознательным явлениям относятся ночные сновидения, дневные грезы наяву и сильные эмоции…

Вопрос 3. Карьера человека как условие и уровень его самореализации.

Карьера- продвижение в сфере професс деят-ти, достижение известности. С «карьерой» нередко связывают наличие негатив чел-х кач-тв, вызванных стремлением к личному благополучию и проявляющихся в погоне за успехом в любой сфере деят-ти.

Карьера - естественная потреб-ть чел-а в полной жизненной самореализации всех его способностей на пользу людям, обществу, приносящую ему удовлетворенность собой.

Среди условий полноценной жизненной самореализации личности в профессиональной сфере можно назвать:

— признание своей професс деят-ти как наилучшей для самореализации собственной лич-ти;

— осознание своих способ-тей, интересов, жизненных приоритетов и мотивов поведения, способ-ть к дружескому взаимодействию с другими людьми, независимо от их индивид. особенностей;

— наличие знаний, умений и навыков, позволяющих наиболее полно реализовать способ-ти в професс деят-ти и разнообразных отношениях;

— способ-ть к целенаправ. волевым усилиям, необходимым для реализации стремления быть компетентным профессионалом, значимым для окр. на всех этапах жизненного пути.

Успешность карьеры человека зависит от целого ряда факторов: от определения сферы професс деят-ти; от професс выбора, затрагивающего ближайшую перспективу; от личностных особен-тей, от ур-ня притязаний, ценностных установок.

Вопрос 4. Акмеология- междисциплинарная наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин. Изучает закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости (от 30 до 50 лет) и при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии - акме. Важной задачей акмеологии является выяснение того, что должно быть сформировано у человека на каждом возрастном этапе в детстве и юности, чтобы он смог успешно реализовать свой потенциал на ступени зрелости.

Высшая ступень зрелости человека - «акме» - представляет собой многомерное состояние человека, охватывающее значительный по времени период его жизни и показывающее, насколько он состоялся как личность, специалист, гражданин, супруг, родитель и т.д.

Акмеология выявляет механизмы и результаты воздействия макро-, микро-, мезофакторов на человека и ставит перед собой задачу разработки такой стратегии жизни человека, которая бы позволила ему максимально проявить себя во всех сферах на ступени зрелости.

Основным критерием самосовершенствования человека является успешность его самопроявления и самоутверждения в обществе. Отсюда главные свойства «акме» человека - профессионализм и креативность(способность к творчеству). Последняя выражается в творческой направленности личности на созидательную деятельность.

Профессионализм является основой успешности в данной профессиональной деятельности, а, следовательно, во многом и успешности всей жизни. Профессионализм позволяет довести до совершенства навыки и умения и максимально раскрыть квалификационные возможности человека.

Объективные критерии: высокая производительность труда, количество и качество, надежность продукта труда, затраты времени и ресурсов, достижение определенного социального статуса в профессии, овладение мастерством и творчеством в профессии (совокупность умении решать разнообразные профессиональные задачи и др.); соответствие труда человека эталонам результатов труда в профессии.

Субъективные критерии: наличие у человека профессиональной направленности, понимание значимости профессии, ее ценностных ориентации совокупность необходимых профессионально важных качеств (ПВК) позитивное отношение к себе как профессионалу, удовлетворенность человека процессом и результатом труда, отсутствие личностных деформаций, а также в целом соответствие профессии требованиям человека, его мотивам, склонностям.

Результативные критерии: стабильное достижение высоких результатов в труде, сокращение затрат времени и ресурсов на достижение результата достижение человеком социально необходимых результатов труда.

Процессуальные критерии: использование человеком социально приемлемых способов, приемов, технологий; владение образцовыми эталонами, моделями профессиональной деятельности, профессионального общения, приемами продуктивного решения профессиональных задач- использование накопленных в профессиональном опыте других людей способов и средств эффективного получения результата в труде; выработка и наличие индивидуального стиля профессиональной деятельности и общения; владение приемами построения индивидуальной программы движения к вершинам профессионализма (акме); применение акмеологических способов (инвариант) продвижения к профессионализму; оптимальное соотношение процессов профессионализации, социализации и индивидуализации человека в труде, наличие положительной динамики в этих процессах;

Вопрос 5. Под общением принято понимать сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку совместной стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.

Динамика и уровень развития школьников и студентов как субъектов жизнедеятельности в значительной мере определяется тем, как организовано их взаимодействие между собой, как обеспечивается взаимодействие с педагогами.

Типы общения и их роль в развитии личности.

Материально-практический тип общения характеризует субъектов, объединенных общей целью в совместной деятельности. Содержание такого общения выливается, как правило, в материальный результат (например, выполнение поручения коллектива при подготовке к вечеру отдыха, пресс-конференции). Смыслообразующим компонентом данного вида общения является готовность каждого из его участников к согласованным действиям, к сотрудничеству.

Духовно-информационный тип общения удовлетворяет потребность личности в такой духовной общности, осязаемым результатом которой является возрастание информации о другом в процессе взаимного субъект-субъектного взаимодействия. Духовно-информационный уровень может пронизывать содержание материально-практического общения, но может протекать и вне сферы материальной деятельности. Важно, чтобы в образовательном учреждении (школе, вузе и др.) создавались условия для удовлетворения потребности в общении этого типа.

Духовно-практический тип общения удовлетворяет потребность человека в поведении, выводящем его из мира повседневности, обыденности. Ярким примером духовно-практического общения является поведение болельщиков на стадионе, на массовых праздниках. Доминирующим компонентом этого типа общения является взаимоприятие реакций на происходящее, следование определенным нормам и правилам поведения.

Вопрос 6. Игра как специфическая форма жизнедеятельности человека, как педагогическое явление и средство реализации активности личности.

Игра -это основная форма проявления активности ребенка на ранних ступенях его развития. Играя, ребенок учится жить совместно с другими людьми, постепенно овладевая способами общественного повеления и элементами трудовых действий и тем самым объективно готовиться к будущей продуктивной деятельности. В различных играх, отвечающих психолого-педагогическим требованиям, ребенок получает практическую возможность всестороннего развития своей личности. Игры детей социальны по своему характеру: 1) Игры детей отражают окружающую действительность жизни взрослых. 2) У игры есть признаки, сближающие ее с учением и трудом. Так, играя, дети преследуют некоторые цели, например, построить мост из кубиков или накормить куклу. Игра для них целенаправленная деятельность. Цели в играх близкие, доступные, однако для их достижения требуется произвольное внимание, размышление, преодоление некоторых трудностей. 3) Игры имеют психологическое своеобразие этого вида деятельности человека. В игре ребенок преодолевает несоответствия между своими возможностями и возможностями взрослых. 4) В играх дети отражают действительность, готовясь встретить ее сознательными людьми. Однако в играх дети воспроизводят лишь те действия взрослых, которые им понятны и которым им легко подражать. 5) Игра-одно из самых действенных средств воспитания детей В играх, дети с большим удовольствием выполняют то, что вне игры им кажется неинтересным и невыполнимым. 6) Игры усиливают умственную активность ребенка прежде всего потому, что умственные процессы включены в практическую деятельность: ребенок не просто думает, а думает, делая что-то. 7) Игры учат ребенка наблюдать, размышлять, запоминать, и припоминать, развивают его любознательность и творческое воображение. 8) Игра воспитывает чувства детей. Чем богаче фантазия ребенка, тем разнообразнее и содержательнее его переживания. 9) В играх дети учатся управлять своим поведение, согласовывать свои действия с действиями др. людей, поэтому игра формирует их волю. 10) Велика роль игры в физическом воспитании детей. Растущий организм нуждается в движении. Подвижные игры укрепляют костно-мышечный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную систему, создают предпосылки для нормально развития всего организма. 11) В играх заложены основы эстетического и нравственного воспитания детей. Игры детей часто сопровождаются пением, музыкой, танцами, что порождает элементарные эстетические переживания, из которых в последствие разовьются сложные эстетические чувства. Несмотря на то, что многие игры существуют сотни лет, игры детей нуждаются в психологическом и педагогическом руководстве.

Вопрос 7. Принципы и методы семейного воспитания.

Семья - это основанная на браке и (или) семейном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением дом. хоз-ва, эмоц. связью и взаимными обязанностями по отношению друг к другу. Семейное воспитание -это одна из наиболее древнейших изначальных форм социализации и воспитания детей, органически соединяющая объективное влияние нац. культуры, традиций, обычаев, нравов народа, семейно –быт. Условий и взаимодействие родителей с детьми, в процессе которого происходит полноценное развитие и становление их личности. Принципы воспитания: 1) Гуманность и милосердие к ребенку. 2) Вовлечение людей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников. 3) Открытость и доверительность отношений с детьми. 4) Оптимистичность взаимоотношений в семье. 5) Последовательность и согласованность родителей в своих требованиях. 6) Оказание помощи ребенку, готовность отвечать на его вопросы.7) Социальная направленность (нельзя воспитывать ребенка, не погружая его в реальные проблемы жизни). Методы воспитания: 1) Воспитание по типу Золушки, когда родители чрезмерно придирчиво, враждебно или недоброжелательно относятся к своему ребенку, предъявляя к нему повышенные требования, не давая ему нужной ласки и теплоты. 2) Воспитание по типу кумира семьи. Выполняются все требования и малейшие капризы ребенка, жизнь семьи крутиться только вокруг его желаний и прихотей.3) Воспитание по типу гипоопеки. Ребенок предоставлен сам себе, никто не формирует в нем навыков социальной жизни, не обучает пониманию «что такое хорошо, а что такое плохо».4) Убеждение. Родители, умудренные опытом семейного воспитания, отличаются именно тем, что без окрика и без паники умеют предъявлять требования к детям. 5) Требования. У родителей к ребенку есть трудовые обязанности, и к нему предъявляются требования по их выполнению. 6) Поощрение (одобрение, похвала, доверие, совместные игры и прогулки, материальное стимулирование). 7) Похвала – это выражение воспитателем удовлетворения определенными действиями, поступками воспитанника. Родителям следует опасаться того, чтобы похвалы не сыграли отрицательную роль, потому что чрезмерное захваливание также очень вредно. Доверять детям – значит проявлять к ним уважение. Доверие, кончено, нужно соразмерять с возможностями возраста и индивидуальностью, но всегда нужно стараться делать так, чтобы дети не чувствовали недоверия. 8) Наказание. Педагогические требования к применению наказаний следующие: уважение к детям; последовательность (сила и эффективность наказаний значительно снижаются, если они применяются часто, поэтому не следует быть расточительными на наказания); Учет возрастных и индивидуальных особенностей, уровня воспитанности (за одинаковый поступок, например, за грубость к старшим, нельзя одинаково наказывать младшего школьника и юношу, того, кто допустил грубую выходку по недопониманию и кто сделал это преднамеренно);справедливость; соответствие между отрицательным поступком и наказанием; твердость. (если наказание объявлено, то его не следует отменять, за исключением случаев, когда выясняется его несправедливость);коллективный характер наказания (это означает, что в воспитании каждого из детей принимают участие все члены семьи).

Вопрос 8

В современной практике семейного воспитания довольно определенно выделяются три вида отношений: авторитарное, демократическое и попустительское отношение родителей к своим детям.

1.Авторитарный стиль родителей в отношениях с детьми характеризуется строгостью, требовательностью, безапелляционностью. Угрозы, понукания, принуждение — главные средства этого стиля. У детей он вызывает чувство страха, незащищенности. Психологи утверждают, что это ведет к внутреннему сопротивлению, проявляющемуся внешне в грубости, лживости, лицемерии. Родительские требования вызывают либо протест и агрессивность, либо обычную апатию и пассивность.

Авторитет подавления он считал самым страшным и диким видом авторитета. Жестокость и террор — вот основные черты такого отношения родителей. Всегда держать детей в страхе — таков главный принцип деспотических отношений. Это неизбежно приводит к воспитанию детей безвольных, трусливых, ленивых, забитых, «слякотных», озлобленных, мстительных и, нередко, самодурствующих.

2.Либеральный стиль предполагает всепрощенчество, терпимость в отношениях с детьми. Источником является чрезмерная родительская любовь. Дети растут недисциплинированными, безответственными. Попустительский тип отношения А. С. Макаренко называет «авторитетом любви». Суть его заключается в потакании ребенку, в погоне за детской привязанностью путем проявления чрезмерной ласки, вседозволенности. В своем стремлении завоевать ребенка родители не замечают, что воспитывают эгоиста, человека лицемерного, расчетливого, умеющего «подыгрываться» к людям. Это, можно сказать, социально опасный способ отношений с детьми. Педагогов, проявляющих такое всепрощенчество по отношению к ребенку.

Вопрос 9. Воспитатеьный потенциал семьи

Воспитательный потенциал семьи состоит из таких компонентов: Биологического (наследственное состояние психики индивида);

Психологического (тип семьи, выполнение ролевых функций членами семьи, тип взаимоотношений в семье, наличие или отсутствие педагогических способностей у родителей и уровень их интеллектуального развития);

Экономического (уровень доходов в семье, наличие жилья и др.);

Социального (принадлежность семьи к определенной этнической группе, социальный статус, образование родителей, их профессия и занимаемая должность, культурный и духовный уровень развития).

Таким образом, воспитательный (педагогический) потенциал семьи – это «особенности семьи, которые определяют ее воспитательные предпосылки и могут в большей или меньшей степени обеспечить успешное развитие и воспитание ребенка».

Исходя из этого определения условно можно выделить 2 группы семей:

Семьи с высоким воспитательным потенциалом, в которых родительство является базовой ценностью, присутствует безусловное принятие ребенка как личности и позитивное отношение ребенка к отцу, матери и родителям как семейной чете. Такие семьи характеризуются целостностью структуры семейных взаимоотношений и упорядоченным социально – ролевым взаимодействием, социально – желаемым поведением родителей и детей;

Семьи с низким воспитательным потенциалом, в которых родительство не является базовой ценностью. В таких семьях нарушены родительско-детские взаимоотношения, связи с социумом, искажена воспитательная структура, вследствием чего становится детская безнадзорность и беспризорность, социальное сиротство, девиантно – делинквентное поведение и дезадаптация детей и подростков. Понимая, что такое воспитательный потенциал семьи, можно определить и пути его повышения.

Вопрос 10

Семья –социальная группа, связанная родственными и брачными узами, объединённая общим бытом, взаимными обязанностями, эмоциональной привязанностью. 3 типа отношений:

Супружеские, родительско-детские, детско-родительские

Типы семей:

1.)по составу: полные, неполные, формально-полные

2) по кол-ву детей: бездетные, многодетные, малодетные, однодетные

3)по структуре: нуклеарные, межпоколенные, сложные

4) по возрасту: молодая (до 31 года), зрелая, пожилая

5) по атмосфере в семье: благополучная, псевдоблагополучная, неблагополучная

Функции семьи:

Репродуктивная функция — самовоспроизведение, размножение, производство потомства) обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода.

Экономическая и хозяйственно -бытовая функция. Исторически семья всегда была основной хозяйственной ячейкой общества. Охота и хлебопашество, ремесло и торговля могли существовать, так как в семье всегда было разделение функций. Традиционно женщины вели домашнее хозяйство, мужчины занимались ремеслами. В век научно-технической революции многие стороны жизни людей, связанные с повседневным обслуживанием: приготовление пищи, стирка, уборка, пошив одежды и т. д. — частично были переложены на сферу бытовых услуг. Экономическая функция была связана с накоплением богатства для членов семьи: приданое для невесты, калым для жениха, вещи, передаваемые по наследству, страхование на свадьбу, на день совершеннолетия, накопление денежных средств. Социально-экономические изменения, происходящие в нашем обществе, вновь активизируют экономическую функцию семьи в вопросах накопления имущества, приобретения собственности, приватизации жилья, наследования и т. д.

Функция первичной социализации. Семья является первой и главной социальной группой, которая активно влияет на формирование личности ребенка. В семье переплетаются естественно- биологические и социальные связи родителей и детей. Эти связи очень важны, ибо они определяют особенности психики и первичную социализацию детей на самом раннем этапе их развития. Являясь одним из важных факторов социального воздействия, конкретной социальной микросредой, семья оказывает влияние в целом на физическое, психическое и социальное развитие ребенка. Роль семьи состоит в постепенном введении ребенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе человека и культуре страны, где он появился на свет.

Воспитательная функция. Важную роль в процессе первичной социализации играет воспитание ребенка в семье, поэтому мы эту функцию выделим отдельно. Родители были и остаются первыми воспитателями ребенка.

Рекреационная и психотерапевтическая функции. Смысл их заключается в том, что семья должна быть той нишей, где человек мог бы чувствовать себя абсолютно защищенным, быть абсолютно принятым, несмотря на его статус, внешность, жизненные успехи, финансовое положение и т. д. Изречение «мой дом — моя крепость» хорошо выражает ту мысль, что здоровая, неконфликтная семья — наиболее надежная опора, наилучшее убежище, где можно хоть на время укрыться от всех тревог внешнего мира, отдохнуть и восстановить свои силы.

Вопрос 11

человек может проявлять свою активность,может реализовываться только в главных сферах жизнедеятельности потому,что он постоянно в них находится, на работе он демонстрирует свои качества, умения и прочее, дома он ведет себя иначе. Человек может проявлять свою активность только в тех сферах, в которых он учавствует ежедневно

Вопрос 12. Социализированность и десоциализированность. Норма и отклонение в социальном становлении личности.

Социализированность – способность полноценно функционировать в обществе.

Десоциализированность – препятствие к социализированности:

1. Реальная

2. Потенциальная

3. Латентная

Норма —некое идеальное образование, условное обозначение объективной реальности, среднестатистический показатель, характеризующий реальность, но не существующий в ней.

Норма – критерий оценки реальности.

Выраженное несоответствие норме – отклонение.

Типы отклонений:

Физические отклонения

• недуг — любая утрата или аномалия функций временно затрудняющая какую-либо деятельность;

• ограниченная возможность — любые ограничения в выполнении деятельности в пределах нормы (поддается компенсации);

• недееспособность (инвалидность) — любой дефект, препятствующий или стойко ограничивающий выполнение какой-либо нормативной роли или деятельности.

Психические отклонения

• Задержка психического развития

• Нарушения речи

• Нарушение эмоционально-волевой сферы

• Одаренность

Вопрос 13. Факторы и механизмы социализации.

Существует несколько социально-психологических механизмов социализации:

1) идентификация — отождествление индивида с некоторыми людьми или группами, позволяющее усваивать разнообразные нормы, отношения и формы поведения, которые свойственны окружающим. Примером идентификации является полоролевая типизация — процесс приобретения индивидом психических особенностей и поведения, характерных для представителей определенного пола;

2) подражание — сознательное или бессознательное воспроизведение индивидом модели поведения, опыта других людей (в частности, манер, движений, поступков и т.д.);

3) внушение — воздействие на поведение и психику человека, предполагающее некритическое восприятие им особенностей информации. Внушение — процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических состояний тех людей, с которыми он общается;

4) фасилитация — стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других, в результате которого их деятельность протекает свободнее и интенсивнее («фасилитация» означает «облегчение»);

5) конформность — осознание расхождения во мнениях с окружающими людьми.

Факторы социализации:

· Макрофакторы (оказывают влияние на всё человечество): планета, глобальные процессы, космос.

· Микрофакторы (влияют на данного конкретного индивида): деятельность, семья.

· Мезофакторы (оказывают влияние на большие группы людей): государство, религия, СМИ, общество, этнос.

Вопро 14. Социализация человека как педагогическое явление, её этапы.

Социализация – это совокупность социальных и психических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена данного конкретного общества.

Социализация– это двусторонний процесс, усвоение + активное воспроизводство

Процесс социализации – совокупность 3 составляющих: 1. Стихийная социализация

2. Относительно направляемая социализация

3. Более или менее сознательное самоизменение человека

Первичная и вторичная социализация:

1. формальные и неформальные институты;

2. первая и вторая половина жизни.

Агенты социализации - конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.

Институты социализации - учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его: школа и вуз, армия и милиция, производство и др.

Фазы социализации:

1. Дотрудовая (1 год - 14 (18) лет) 2. Трудовая (14 (18)-60 лет) 3. Посттрудовая (55 / 60 лет + ∞)

Вопрос 15

Для организации учебного процесса необходимо хорошо знать те внутренние структурные компоненты, из которых он состоит. С этой точки зрения в обучении, как и во всякой человеческой деятельности, обычно выделяют следующие структурные компоненты: целевой, потребностно-мотивационный, содержательный, операционно-деятельностный, эмоционально-волевой, контрольно-регулировочный и оценочно-результативный.

Учебно-познавательная деятельность - это специально организуемое самим обучаемым или извне познание с целью овладения богатствами культуры, накопленной человечеством. Ее предметным результатом являются научные знания, умения, навыки, формы поведения и виды деятельности, которыми овладевает обучаемый.

Воспитательно-развивающий результат состоит в интеллектуально-нравственном развитии личности, приобретении опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого и ценностного отношения к окружающему миру, формировании потребности в знаниях и познании как деятельности.

Содержанием учебно-познавательной деятельности является опыт, накопленный предшествующими поколениями, а местом преимущественного осуществления - школа, класс.

Вопрос 16. Обучение как процесс развития личности.

Обучение – процесс познания учащихся под руководством педагога определенного содержания учебного материала.

Педагог передает, транслирует ЗУНы, учащиеся овладевают ими. Обучение не сводится к механической передаче знаний, умений, навыков. Это двусторонний процесс, в котором тесно взаимодействуют педагоги и учащиеся; преподавание и учение.

Сущность обучения. Здесь необходимо рассмотреть деятельность ученика (учение) и учителя. Деятельность ученика (учение) – вид чел деятельности, процесс овладения ЗУНами, требующий интелектуальных, эмоционально-волевых и физических усилий.

Учитель управляет деятельностью учащихся в следствии чего возникают эталоны.

Таким образом, учитель – носитель определенных видов деятельности, умеющий разворачивать их в качестве образца для подражания при передаче другим людям. Учитель должен научить определенному виду деятельности. Так как обучение направленно на овладения учащимися ЗУНами, необходимо раскрыть эти понятия:

Знания – понимание, сохранение в памяти и умение воспр-ть основные факты науки и вытекающие из них теоретические обобщения (понятия, правила, законы)

Умения –это владение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике.

Навык – выступает как составной элемент умения, как автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства.

Виды обучения

1.сократическая беседа – самый древний вид обучения. Учитель постановкой вопроса возбуждал познавательный интерес ученика и сам, рассуждая, вел мысль ученика по пути познания.

2 .догматическое обучение – слушание и механическое заучивание

3.обьяснительно- иллюстративное. Задача учителя сводится к изложению материала, чтобы учащиеся его поняли и усвоили.

4.самостоятельное добывание знаний под руководством педагога-консультанта. Программированное обучение – методологическую основу составляет теория кооперантного научения животных.

Методологические основы

1.широкое распространение в педагогической практике получили бихевиаристические теории. Процесс обучения с этой точки зрения – это искуство управления стимулами с целью вызова или предотвращения определенных реакций. А процесс учения – совокупность реакции на стимульные ситуации. Развитие сознания отождествляется с формированием реакции обучающихся.

2. прагматисты – сводят обучение лишь к расширению личного опыта ученика для того, чтобы он мог как можно лучше приспособиться к существующему общественному строю. Основоположник Дж.Догой.

3. материалистическая теория познания. Познание начинается с ощущений, с чувственного ознакомления с материалом (Ф.Бэкон) – всякое познание должно начинаться с чувственного восприятия и завершаться рациональным обобщением.

Методы обучения

Метод обучения – это способ взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Существует множество классификаций методов обучен. Наиболее практичной является классификация Данишова с Египовой:

1)методы приобретения новых знаний

2)методы формирования умений и навыков по применению знаний на практике

3)методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.

Формы обучения

В настоящее время в школе применяются следующие формы организации учебной работы: урок, экскурсия, занятия в учебных мастерских, факультативные занятия, домашняя учебная работа, формы внекласной работы.

Технологии

Под технологией понимается последовательная взаимосвязанная система действий педагога, направленная на решение педагогических задач. Это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирует успех педагогических действий.

Вопрос 17

Самовоспитание — это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса. Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться.

Самовоспитание — деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями.Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания, способности к ее анализу при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей. Отношение человека к своим потенциальным возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют его зрелость и являются предпосылками организации самовоспитания.

Самовоспитание предполагает использование таких приемов, как самообязательство(добровольное задание самому себе осознанных целей и задач самосовершенствования, решение сформировать у себя те или иные качества); самоотчет(ретроспективный взгляд на пройденный за определенное время путь); осмысление собственной деятельности и поведения(выявление причин успехов и неудач);самоконтроль(систематическая фиксация своего состояния и поведения с целью предотвращения нежелательных последствий).

Самовоспитание осуществляется в процессе самоуправления,которое строится на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля за выполнением программы, оценки полученных результатов, самокоррекции. Самоопределение представляет собой сознательный выбор человеком своего жизненного пути, целей, ценностей, нравственных норм, профессии, условий жизни.

К методам самовоспитания относятся:

Самопознание включает: самонаблюдение, самоанализ, самооценку, самосравнение.

Самообладание опирается на самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение.

Самостимулирование предполагает: самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение. Самоанализ, самооценка, самоконтроль, саморегуляция, самоубеждение являются основными приемами самовоспитания.

Вопрос 18. Воспитание как целенаправленный процесс формирования личности: цель, принципы, направления и методы.

Воспитание как целенаправленный процесс развития личности представляет собой систему взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, определяющее влияние на выбор которых оказывает личность воспитанника.

В

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...