Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Приоритеты в реформе среднего образования.




Основным типом учебного заведения в Республике Беларусь является общеобразовательная школа (включая гимназии и лицеи различного профиля) с вариативным учебным планом и разноуровневыми программами.

С 2003 года осуществляется постепенный переход общеобразовательной средней школы на 12-летнюю модель обучения. Одной из основных идей обучения школьников на протяжении 12 лет является уменьшение учебной нагрузки с сохранением приемлемого качества обучения. В мае 2004 года Министерством образования РБ была представлена к рассмотрению Концепция профильного обучения в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования (11-12 классы). Сама модель двенадцатилетнего школьного образования (4+6+2) предполагает профилизацию старшей ступени, что, по мнению разработчиков, позволит осуществить преемственность между средней и высшей школой.

 

Вопрос. 23Система образования РБ: цель, компоненты и принципы.

Образование в РБ может быть основным и дополнительным (оно направленно на расширение возможностей чел-ка, удовлетворение его потребностей в физическом, эстетическом, интеллектуальном развитии и включает в себя внешкольное воспитание и обучение, также повышение и переподготовку кадров. Уровни основного образования в РБ: а) дошкольное образование, б) общее базовое образование, в) общее среднее образование, г) проф.-технич. образование, д) среднеспец.) высшее,ё)послевузовское образование. Система образования в РБ включает образовательные учреждения, которые осуществляют: а) Дошкольное воспитание, б) Общее среднее образование в) Профессионально-техническое образование г) Среднее специальное. д)Высшее образование е)Подготовку научных и научно-педагогических кадров ж) Повышение квалификации и переподготовку кадров Современное развитие национальной системы образования обусловлено, прежде всего, преобразованиями в социальной и экономической структуре белорусского общества, изменениями в политической ориентации. Цели образования в РБ: 1) содействия гармоническому развитию личности, полной реализации ее созидательных способностей; 2) формирования и укрепления национального сознания гражданина Республики Беларусь, а также чувства уважения к другим странам и народам мира; 3) обеспечения овладения государственным языком как главным средством общения между гражданами Республики Беларусь; 4) сохранения и приумножения интеллектуальной собственности и культурных ценностей белорусского народа и других национальных общностей республики; 5) формирования экологической сознательности; 6) воспитания уважения к семейной жизни; 7) содействия интеллектуальным устремлениям личности; 8) достижения разумных соотношений опыта и знаний личности; 9) развития научной, технической и культурной деятельности в соответствии с нуждами развития республики; 10) воспитания сознательного уважения к демократии как форме управления и существования, позволяющей каждой личности участвовать в принятии решений, направленных на улучшение общества; 11) содействия установлению отношений человечности и милосердия между людьми; 12) воспитания сознательного уважения к всемирному порядку, основанному на признании политических, экономических и социальных прав всех народов мира. К функциям системы образования принадлежат:1)развитие, определение, организация и поддержка деятельности по обеспечению образования для населения республики в соответствии с ее нуждами; 2) разработка базовых учебных планов и программ, процедура оценки и определения общих направлений употребления методов обучения; 3)издание учебных и методических пособий, необходимых справочных материалов; 4) развитие средств образования, содействующих формированию разносторонне развитой личности ученика; 5) постоянное развитие исследований, содействующих прогрессу в области образования, расширения средств и приемов научных исследований; 6) развитие и расширение сферы культурной деятельности в различных ее проявлениях; 7)выдача свидетельств, аттестатов, дипломов об образовании, документов о присвоении ученых степеней и званий; 8) подтверждение действительности и определение эквивалентности разных курсов обучения; 9) выдача и отмена разрешения либо договоренности (сертификата) на частную образовательную деятельность или на открытие межгосударственных учебно-воспитательных заведений; 10) выдача или отмена официального признания свидетельств, аттестатов, дипломов, которые вручаются частным лицам; 11) осуществление любой иной деятельности, которую с этими целями определяет данный Закон и иные законодательные акты Республики Беларусь. Принципы, на которых строится государственная политика в сфере образования: приоритетность образования: обязательность общего базового образования, доступность, преемственность и непрерывность, научность, приоритет общечеловеческих ценностей, национально-культурная основа образования, экологическая направленность, демократический и светский характер образования.

 

Вопрос 24

В системе образования XXI века будут, по мнению ученых, проявляться и влиять на реализацию идеи развития целостной человеческой личности следующие тенденции:

1 .Гуманизация, заключающаяся в утверждении человека как высшей социальной ценности. Тенденция утверждает создания нового образца образования, который предусматривает приоритет образования, ориентированной на личность ученика над образованием, ориентированной на наиболее полное раскрытие способностей ученика и т д.

2 .Гуманитаризация образования, которая призвана формировать духовность, культуру личности, планетарное мышление, целостную картину мира. От уровня усвоения базовой гуманитарной культуры зависит развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой На основе общечеловеческой культуры возможно развитие всех сторон личности, учета ее субъективных потребностей и объективных условий, связанных с материальной базой и кадровым потенциалом образования.

3. Национальная направленность образования, которая заключается в неотделимости образования от национальной основы, в органическом сочетании образования с историей и народными традициями, сохранении и обогащении национальных ценностей украинского народа и других народов и наци.

4 .Открытость системы образования. Это означает, что определение целей образования не ограничивается государственному заказу, а расширяется потребностями в образовании, которые привносят ученики, их родители, учителя.

5. Перенос акцента с учебной деятельности педагога на продуктивную учебно-познавательную, трудовую, художественную и другую деятельность ученика. Культура реализует свою функцию развития личности только в том случае, когда она активизирует, побуждает человека к продуктивной деятельности. Чем разнообразней и продуктивной является значимая для личности деятельность, тем эффективнее происходит овладение культурой.

6. Переход от воспроизведения к пониманию, осмыслению, использования в жизнедеятельностиі.

7. создание условий для самоутверждения, самореализации и самоопределения личности, что является результатом ее самоорганизации.

8. преобразования позиции педагога и позиции учащегося в личностно-равноправные, в позиции людей-сотрудников. Такое преобразование связано с изменением ролей и функций участников педагогического процесса. Педагог не воспитывает, не учит, а активизирует, стимулирует стремление, формирует мотивы учащегося к саморазвитию, изучает его активность, создает условия для самодвижения.

9. творческая направленность образовательного процесса Бона предусматривает непосредственную мотивацию учебной и других видов деятельности, организацию самодвижения к конечному результату. Это дает возможность ученику пережить радость от осознания собственного роста и развития, от достижения собственных целей; создает условия для самореализации личности.

10. переход от строго регламентированных контролируемых способов организации педагогического процесса к развивающих, активизирующих, что предусматривает стимулирование, организацию творческой, самостоятельной деятельности учащегося.

11. оценка результата деятельности системы образования по выходу, который определяется определенными требованиями, или стандартами, единый независимо от формы обучения.

12. непрерывность образования, что открывает возможность для постоянного углубления общеобразовательной подготовки, достижение целостности и преемственности в обучении и воспитании; преобразования получения образования в процесс, длящийся на протяжении всей жизни человека.

13. нераздельность обучения и воспитания, заключающаяся в их органическом сочетании, подчинении содержания обучения и воспитания формированию целостной и гармонично развитой личности.

Вопрос 25. Образование как социокультурный феномен

Образование - это процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, необходимое условие подготовки человека к жизни и труду.

В образовании создаются предпосылки для выявления и развития творческих способностей общества, для последовательной передачи накопленных обществом знаний, умений, культурного наследия всех поколений.

В современной науке образование рассматривается как ценность, как система, как процесс, как результат. Образование выступает как важнейшее средство решения глобальных проблем человечества, как механизм развития личности, общественного сознания, общества в целом

Функции образования

1.воспроизводство (усвоение и воспроизводство социального опыта). 2.развитие личности в полноте ее духовных и социальных свойств. Им соответствуют модели образования: традиционная и гуманистическая (феноменологическая).

Образование выполняет также: личностные и социально-культурные функции (развитие личности имеет приоритет над обучением; социализация личности, ее саморазвитие и самореализация, накопление ею духовного, интеллектуального, социального потенциала; готовит человека к успешной и безопасной преобразовательной деятельности и функционированию в современном социуме и т д).

Образование как часть культуры, с одной стороны, питается ею, а с другой стороны - влияет на ее сохранение и развитие через человека. При этом образование выполняет следующие культурные функции:

1.гуманитарную (сохранение и восстановление экологии человека, его телесного и душевного здоровья, личной свободы, индивидуальности, духовности, нравственности); 2.культуросозидательную (сохранение, передача, воспроизводство и развитие культуры средствами образования).

Можно выделить следующие характеристики образования: 1. это социокультурный феномен: его цели и задачи определяются обществом и одновременно образование выступает важным фактором развития общества; образование является составным компонентом культуры. 2. это открытая, гибкая и целостная система преемственных образовательных программ, государственных стандартов, образовательных учреждений и органов управления. 3. это целенаправленный и непрерывный процесс и результат развития личности путем научно организованного обучения, воспитания и самообразования. 4. это достигнутый и подтвержденный гражданином определенный ценз, который удостоверяется соответствующим документом.

По мере перехода к информационному обществу образование все больше будет становиться самообразованием, то есть образованием самого себя. Главной задачей образовательных учреждений станет создание максимально благоприятных условий для самообразования и саморазвития личности, взаимообразования.

Вопрос 26. РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК, ПОСЛУЖИВШИХ ОСНОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

Педагогический процесс – это процесс, в котором социальный опыт трансформируется в качества формируемого человека (личности). Данный процесс представляет собой не механическое соединение процессов воспитания, обучения и развития, а новое качественное образование. Целостность, общность и единство, – главные характеристики педагогического процесса.

В педагогической науке, пока нет однозначной трактовки этого понятия. В общефилософском понимании целостность трактуется как внутреннее единство объекта, его относительная автономность, независимость от окружающей среды; с другой стороны под целостностью понимают единство всех составляющих, входящих в педагогический процесс.

Структура целостного педагогического процесса:

Педагогический процесс считают системой наук и выделяют следующие основные части:

- общие основы;

- теория воспитания;

- дидактика – теория обучения;

- школоведение.

Каждая из них решает свои собственные задачи, результат которых часто накладывается друг на друга.

Структура – это расположение элементов в системе. Только зная, что и с чем связано в целостном педагогическом процессе, можно решить проблему улучшения организации, управления и качества данного процесса.

Взаимная активность педагога и воспитуемого в педагогическом процессе наиболее полно отражается термином “педагогическое взаимодействие”, которое включает в себя в единстве педагогическое влияние, его активное восприятие, усвоение объектом, собственную активность воспитуемого, проявляющуюся в воздействии на самого себя (самовоспитание). В ходе педагогического взаимодействия проявляются разнообразные связи между субъектами и объектами воспитания.

Развитие человека требует организации двух взаимосвязанных процессов – обучения и воспитания. Эти два процесса имеют различные задачи и потому, пересекаясь, друг с другом, а иногда даже совпадая во времени, принципиально отличаются друг от друга методами и формами организации. Рассмотрим основные теоретические проблемы воспитания и образования.

Этапы целостного педагогического подхода

В развитии всех педагогических процессов можно легко обнаружить одни и те же этапы. Этапы – это не составные части, а последовательности развития процесса. Главными этапами можно назвать подготовительный, основной и заключительный. Рассмотрим их подробнее.

На этапе подготовки педагогического процесса создаются надлежащие условия для его протекания в заданном направлении и с заданной скоростью. На этом этапе решаются следующие важные задачи: обоснование и постановка цели, диагностика условий, прогнозирование, проектирование и планирование развития процесса. Сущность первой, состоит в том, чтобы трансформировать общую педагогическую цель, стоящую перед системой народного образования в целом, в конкретные задачи, достижимые на заданном отрезке педагогического процесса.

Этап осуществления педагогического процесса – основной этап. Его можно рассматривать как относительно обособленную систему, включающую в себя важные взаимосвязанные элементы:

- постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности;

- взаимодействие педагогов и учеников;

- использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса;

- создание благоприятных условий;

- осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности школьников;

- обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами.

Завершается цикл педагогического процесса этапом анализа достигнутых результатов. Важно еще раз внимательно проанализировать ход и результаты педагогического процесса после его завершения, чтобы в будущем не повторить ошибок, неизбежно возникающих в любом, даже очень хорошо спланированном и организованном процессе, чтобы в следующем цикле учесть неэффективные моменты предыдущего.

Вопрос 27

Педагогическими категориями в науке принято называть педагогические понятия, которые выражают научные обобщения. К основным педагогическим категориям относятся:

1) образование;

2) воспитание;

3) обучение.

Образование является:

1) результатом обучения, усвоения систематизированных знаний, умений и способов мышления;

2) необходимым условием подготовки человека к определенному труду, к определенному виду деятельности.

Образованным нельзя назвать человека, который владеет только определенным объемом систематизированных знаний, так как образованный человек должен еще и логически осмысливать изученное, творчески применяя полученные знания на практике.

Суть образования достаточно глубоко подчеркивается в древнем афоризме: «Образование есть то, что остается, когда все выученное забывается». Начитанность, энциклопедическую осведомленность нельзя отождествлять с образованностью, так же, как наличие или отсутствие диплома о высшем образовании не всегда является свидетельством образованного или необразованного человека.

Объем полученных знаний и уровень самостоятельного мышления делит образование следующим образом:

1) начальное;

2) среднее;

3) высшее.

По характеру и направленности образование можно разделить на:

1) общее;

2) профессиональное;

3) политехническое.

Воспитание обычно характеризуется как систематическое и целенаправленное воздействие на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки ее к производственной, общественной и культурной деятельности. В педагогике различают узкое и широкое понимание этой категории.

В широком социальном смысле воспитание можно рассматривать как передачу накопленного опыта от старшего поколения к младшему. Опыт включает в себя все созданное в процессе исторического развития (знания, навыки, нравственные, этические, правовые нормы). Утраченные звенья культуры очень тяжело восстановить.

В узком социальном понимании воспитанием считается направленное воздействие на человека общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации.

В современном обществе существует целый комплекс воспитательных институтов:

1) семья;

2) друзья;

3) учебные заведения;

4) средства массовой информации;

5) литература;

6) искусство;

7) органы правопорядка и др.

Обучени е – специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учеников и учителей, благодаря которому обучаемый усваивает знания, умения, приобретает разнообразные навыки. В результате обучения у человека формируются определенное мировоззрение и мышление, развиваются умственные силы, потенциальные способности и возможности.

Основу обучения составляют:

1) знания;

2) умения;

3) навыки.

Знания отражают объективную действительность в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Они суммируют накопленный человечеством опыт.

Благодаря умениям человек может сознательно и целенаправленно воплощать теоретические знания в практическую деятельность, опираясь при этом на жизненный опыт и приобретенные навыки.

Навыки являются компонентами практической деятельности. Они проявляются при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства благодаря многократным упражнениям.

Вопрос 28

Общая педагогика – основные закономерности воспитания, обучения, образования и развития личности;

2.история педагогики;

3.сравнительная педагогика – сравнение разных стран;

4.возрастная педагогика;

5.специальная педагогика (дефектология): сурдопедагогика (глухонемые и глухие); тифлопедагогика (слепые и слабовидящие); олигофренопедагогика (умственно отсталые); логопедия (расстройства речи).

6.методики преподавания различных дисциплин;

7.профессиональная педагогика (профессиональная подготовка);

8.социальная педагогика (воспитание);

9.исправительно-трудовая педагогика (перевоспитание лиц, находящихся в местах лишения свободы);

10.лечебная педагогика.

Педагогика связана с рядом других наук: философией, психологией, социологией, этикой, эстетикой и др. Она взаимосвязана с методологией, философии и использует ее основные методологические подходы (системный, личностный, деятель - постный, полисубъектный и др.) для обоснования сущности педагогических явлений и процессов. Педагогика взаимодействует с такими областями философии, как этика и эстетика. Этика дает представление о путях нравственного формирования человека. Эстетика раскрывает принципы ценностного отношения к миру. Педагоги-исследователи с целью поиска оптимальных путей формирования и развития личности опираются на положения теории познания, философии образования. Результаты психологических исследований, воплотившиеся в законы психического развития человека, позволяют педагогам организовывать процессы обучения и воспитания, опираясь на эти законы и обеспечивая формирование человека как субъекта. Педагогика и социология ищут пути перевода обобщенных результатов социологических исследований в конкретные задачи воспитания. Эти задачи совместно разрешают социальные институты: семья, образовательные и культурные учреждения, общественные, политические и государственные организации. Педагогика связана с экономикой, решая совместно проблемы экономики образования и организации экономического образования современного человека.

Вопрос 29

Объект педагогики. А. С. Макаренко - ученый и практик, сформулировал мысль о специфике объекта педагогической науки. Он писал, что многие считают объектом педагогического исследования ребенка, но это неверно. Объектом исследования научной педагогики является "педагогический факт (явление)". При этом ребенок, человек не исключаются из внимания исследователя. Напротив, являясь одной из наук о человеке, педагогика изучает целенаправленную деятельность по развитию и формированию его личности.

Следовательно, в качестве своего объекта педагогика имеет не индивида, его психику (это объект психологии), а систему педагогических явлений, связанных с его развитием. Поэтому объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.

Предмет педагогики - это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). Педагогика в этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.

Функции педагогики как науки обусловлены ее предметом. Это теоретическая и технологическая функции, которые она осуществляет в органичном единстве.

1.Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уровнях:

а) описательном, или объяснительном, - изучение передового и новаторского педагогического опыта;

б) диагностическом - выявление состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся, установление условий и причин, их обеспечивающих;

в) прогностическом - экспериментальные исследования педагогической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности.

Прогностический уровень теоретической функции связан с раскрытием сущности педагогических явлений, нахождением глубинных явлений в педагогическом процессе, научным обоснованием предполагаемых изменений. На этом уровне создаются теории обучения и воспитания, модели педагогических систем, опережающие образовательную практику.

2.Технологическая функция педагогики предлагает также три уровня реализации: а) проективный, связанный с разработкой соответствующих методических материалов (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, педагогических рекомендаций), воплощающих в себе теоретические концепции и определяющих "нормативный, или регулятивный" (В.В.Краевский), план педагогической деятельности, ее содержание и характер; б) преобразовательный, направленный на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции; в) рефлексивный, предполагающий оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующую коррекцию во взаимодействии научной теории и практической деятельности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...