Обман при заключении сделки (dolus in contrahendi)) 12 глава
39 Слово "perpetuum" указывает на период времени в целом уже в 40 Cic, in Verr., 2,1,46,119; 2,4,25,56 (cp. Par., 6,2,46); pro Quinct, 65; по Раздел II. Формы позитивного права perpetuum: "...ut praetores ex edictis suis perpetuis ius dicebant", — что положило конец порочной практике изменений объявленной программы процессуальной защиты — "varie ius dicere" (Ascon., In Cornel., 1, p.48 Stangl). Сведения из комментария Аскония Пе-диана (I в. н. э.) к речи Цицерона "pro C.Cornelio de maiestate" уточняет текст Диона Кассия, греческого автора II в., в котором подчеркивается запрет отступать от раз и на весь год установленных положений эдикта (Dio Cass., 36,40,1). Искоренение edicta repentina в области правосудия не коснулось права претора принимать неординарные решения по отдельным случаям — decretum. При этом преторы не имели права вступать в противоречие с эдиктом и с законом, но могли только действовать за пределами установленного права, распространяя общие принципы bonum et aequum на новые отношения. Lex Cornelia превратил эдикт в систему норм, регулирующих поведение самого судебного магистрата, который отныне обязывался адекватно реагировать на потребности граждан в процессуальной защите их прав. "Iudicium dabo" — "Я дам ход судебному разбирательству" — как модельная санкция нормы эдикта выступает в то же время обязательством, принятым на себя претором, по обеспечению правосудия. Произвол претора в установлении особого режима в отдельных случаях ограничивался перспективой испытать на себе самом по выходе из должности действие исключительной нормы. Особый эдикт "Quod quisque iuris", изданный претором Гнеем Октавием в 79 г. до н. э. (Cic, ad Q.fr., 1,1,7,2), — видимо, как реакция на заметную дезорганизацию преторского правосудия в годы диктатуры Суллы — распространял действие decretum в отношении самого магистрата, установившего ius novum, за пределы срока его пребывания в должности, таким образом подчиняя на будущее автора нововведения как бы его собственной юрисдикции ("eodem iure adversus eum decernetur", — D. 2,2,1,21). Значение этого эдикта сохранилось и после принятия lex Cornelia, который не ограничивал право претора издавать decreta.
Независимо от законодательного регулирования свободы преторского правосудия, которое сказалось на дальнейшем утверждении правового начала в процессе, уже к I в. н. э.41 установилась стабильность эдикта как формы позитивного права. Каждый новый претор по обычаю воспроизводил в своем эдикте большинство положений эдикта предшественника ("quae praetores edicere consuerunt", — Cic, de inv., 2,67), которые как бы передавались из года в год, составляя основу постоянного текста эдикта — edictum tralaticium. 1 Так, Цицерон говорит о ius praetorium как о "constitutum", "установленном" праве (Cic, in Verr., 2,1,114). Глава 8. Эдикты магистратов (edicta magistratuum) Ш В провинциях правосудие отправляли экс-магистраты (proconsules)42, которые с этой целью ("iudicii causa", — Fest., р.36 L) периодически устраивали в крупных центрах специальные собрания — conventus, куда можно было вызвать (evocare) жителей отдаленных мест (Cic, ad Att., 5,21,9; 6,2,4). Применение процедуры per formulas43 к спорам римских граждан между собой и с Перегринами (тогда как при процессах среди Перегринов суды обычно руководствовались местным правом) потребовало от проконсулов издания собственных эдиктов по модели преторов Рима (Cic, in Verr., 2,1,118; 2,3,152). Постепенно первоначальное разнообразие эдиктов в отдельных провинциях (известны edictum Siciliense, edictum Asiaticum, — Cic, in Verr., 2,1,112; ad Att., 6,1,15) сменилось унификацией, которой во многом способствовал провинциальный эдикт, принятый Цицероном в Киликии (Cic, ad Att., 6,1,15). Взаимное сближение провинциальных эдиктов44 и их неизбежная зависимость от постоянно прогрессирующих эдиктов римских преторов ("ad edicta urbana accomodaturum", — Cic, ad Att., 6,1,15) подготовили становление унифицированного edictum provinciale. Деление провинций на сенатские (provinciae populi Romani) и императорские (provinciae Caesaris), установленное в эпоху Принципата, скорее, способствовало процессу, поскольку princeps не противопоставлялся populus. Imperium префекта, назначенного принцепсом, был эквивалентен власти проконсула, уполномоченного сенатом (D. 1,17,11). Папирусы III века засвидетельствовали, что ргае-fectus Aegypti издавал провинциальный эдикт45. Гай (1,6) фиксирует различие отправления правосудия в провинциях лишь на уровне эдилов: если в провинциях римского народа имелись эквивалентные им магистраты — квесторы, то в императорских провинциях — нет.
Со II в. н. э., когда senatusconsulta получили силу закона и заметно активизировалась императорская канцелярия, развитие частного права сосредоточилось в плане ius civile, и эдикт в зна- 42 В других общинах Италии судебные магистраты (с III в. до н. э. — 43 Доказательство доставляет упоминание praescriptio pro reo в 44 Cic, in Verr, 2,2,90; ad fam, 3,8,4. 45 SB 1010 (249 г.), Pap.Ox.IX 1021 (258 г.), PSI X 1101 (271 г.). Раздел П. Формы позитивного права чительной степени законсервировался. Учреждение префектов (praefectus urbi и praefectus praetorii) — императорских чиновников, сосредоточивших в своих руках экстраординарное судопроизводство (cognitio extraordinaria), — изменило характер iurisdictio, что по существу означало изоляцию ius honorarium, фиксацию его границ в плане содержания. Такое положение сделало логичной инициативу Адриана, направленную на итоговую систематизацию преторского права. В 131 г. он поручил своим квесторам — Сальвию Юлиану и Сервию Корнелию — провести общую редакцию эдикта. Поскольку соответствующей этой задаче подготовкой обладал только Юлиан, то и всю работу выполнил он, о чем говорит удвоение его жалования (Dessau, 8973). Юлиан, по словам конституции "Tanta" (§18 греческого текста — "Dedoken"), составил одну краткую книгу, объединив в ней эдикты обоих преторов и эдикт курульных эдилов; однако это не означает слияния эдиктов. Если до юлиановой compositio юристы комментировали отдельные эдикты: "Ad edictum praetori urbani" (Лабеон и Мас-сурий Сабин), "Ad edictum praetori peregrini" (Лабеон), "Ad edictum aedilum curulium" (Целий Сабин) (D.50,16,19 и 38,1,18; D.4,3, 9,3; Gell., 4,2,3—5), — то теперь Помпоний, Ульпиан и Павел пишут "Commentaria ad edictum" вообще. Показательно, что Гай, который написал комментарий лишь к части составленного Юлианом собрания, должен был специально уточнить: "Ad edictum provinciale".
Эдикты в редакции Юлиана стали восприниматься как "edictum perpetuum" в новом смысле — "вечный эдикт". Отныне магистратам (которые сохранили ius edicendi и должны были при вступлении в должность по-прежнему объявлять эдикт) было дозволено вносить в кодифицированный текст лишь необходимые дополнения (но не исправления). Это предусматривалось в oratio Hadriani и последовавшем за ней сенатском постановлении по аналогии с учением самого Юлиана (D.1,3,11), которое признавало за принцепсом право совершенствовать собственные установления (Const. "Tanta", 18). На этом основании преторы и в дальнейшем вносили в эдикт новые статьи — novae clausulae46. 46 Нововведение самого Юлиана — эдикт "De coniungendis cum emancipato liberis eius" (D.37,8), по которому к наследству допускались не только эманципированные (вышедшие из-под отцовской власти) дети наследодателя, но и дети эманципированного сына, получавшие в случае смерти их отца ко времени открытия наследства такую же долю, как если бы он не был эманципирован. Глава 9. Конституции принцепсов (constitutiones principum) ИЗ Глава 9 Конституции принцепсов (constitutiones principum) Ulp., 1 inst., D. 1,4,1 pr: Quod рггпсгрг placuit, legis Что решил принцепс, имеет силу habet vigorem: utpote cum закона, ибо народ посредством lege regia, quae de imperio царского закона, который издан о eius lata est, populus ei et in власти принцепса, переносит ему еит отпе suum imperium et и на него всю свою власть и полно-
potestatem conferat. мочия. В этом тексте изложена сущность принципата как политического режима. Принцепс как законодатель приходит на смену народу, не просто исполняя должность, как магистрат, которому populus делегирует imperium на определенный срок, а пожизненно (отсюда — "lege regia"), воплощая в себе народную волю47. Идея translatio imperii отражает сложившуюся к III в. традицию концептуального обоснования режима принципата. Помпо-ний (D.1,2,2,11) трактует принцепса как суверена, равного populus: "...constituto principe datum est ei ius, ut quod consti-tuisset, ratum esset" ("...с появлением принцепса ему было дано право, чтобы то, что он постановит, имело обязательную силу"). Здесь способность принцепса создавать ius48 выражена без обращения к концепту lex, — тем самым принцепс ставится на уровень первичного источника позитивного права, который черпает законодательные полномочия в самом себе. Эта перемена объясняется у Помпония как результат естественного развития римского государства, которое само по себе потребовало ("ipsius rebus dictantibus") сокращения способов установления права, и объективной необходимости ("necesse esset") сосредоточения власти у одного должностного лица49. По концепции Помпония принцепс как воплощение нового режима конституируется ("constituto principe") независимо от воли римлян. 47 Говоря словами Густава Гуго, речь идет не о делегировании 48 Ср. Закон XII tab., 12,5: "...quodcumque... populus iussisset, id ius 49 Упоминаемая Помпонием невозможность должного управления Раздел II. Формы позитивного права Constitutio principis, в которой выражается воля нового суверена, закономерно замещает закон как форму позитивного права. Pomp. D.1,2,2,12: "...quod ipse princeps constituit pro lege servetur" ("...то, что принцепс постановит сам, соблюдается вместо закона",). Сложность этой теоретической конструкции отразилась в словах Гая (1,5), который, предпочитая следовать единому масштабу lex, пишет об императорском волеизъявлении: "Nee umquam dubita-tum est, quin id legis vicem obtineat" ("И никогда не подвергалось сомнению, что это получает силу закона"). Ульпиан, приравнявший волю и власть принцепса к народной, заявляет, что императорская конституция и есть сам закон ("legem esse constat", — D.1,4,1,1). Различение (и равноположенность) конституции принцепса и lex представлено в тексте Марциана (Маге, 4 inst., D. 28, 7,14): Condiciones contra edicta Поставленные в письменном виде
написанными. Данный подход отличает императорскую конституцию от тех форм позитивного права, к которым может быть приложен масштаб lex, полагая, что она является критерием сама для себя. Этой логике следует и знаменитая максима (Ulp. D.1,3,31): "Princeps legibus solutus est" ("Принцепс свободен от законов"). По форме императорские конституции делятся на edicta (нормы общего действия, выставляемые in albo у резиденции принцепса), decreta (судебные решения, обычно в ответ на апелляцию на решение суда низшей инстанции) и rescripta (решения отдельных казусов), которые в свою очередь подразделяются на subscriptiones и epistulae в зависимости от того, изданы ли они в ответ на запрос частного или должностного лица (обычно — губернатора провинции). Ulp, 1 inst, D. 1,4,1,1: Quodcumque igitur imperator Установлено, что что бы импера- per epistulam et subscriptio- mop ни постановил посредством пет statuit vel cognoscens письма или подписи, или пред- decrevit vel de piano inter- писал, рассмотрев дело, или прос- locutus est vel edicto praece- то высказал, или предусмотрел в pit, legem esse constat. эдикте, — является законом. Глава 9. Конституции принцепсов (constitutiones principum) 115 До конца III в. среди форм императорского правотворчества преобладают rescripta. В структуре римского позитивного права они занимают место наряду с responsa prudentium, решая отдельные проблемы частного права и внося свой вклад в ius controversum. Юристы (обладающие в эту эпоху ius publice respondendi) относятся к rescripta principum как к авторитетным мнениям, подобным по значению для развития права их собственным суждениям (D.1,4,1,2). В то же время именно императорская канцелярия разрешает многие старые контроверзы, часто опережая prudentes в логичности решений и внимании к волевой стороне правоотношений. В постклассическую эпоху (с приходом к власти Константина) rescripta теряют прежнее качество и значение. Многочисленные конституции ограничивают, их действие отдельным случаем, нередко подчеркивая, что нестандартные императорские предписания как принятые вопреки установленному праву (contra ius) не подлежат применению по аналогии50. Напротив, edicta начинают играть в области регулирования частноправовых отношений ведущую роль и рассматриваются (начиная с Константина) как нормы общего действия (leges ge-nerales). В этот период именно императорские конституции — leges — становятся основой для принятия судебных решений, тогда как к мнениям классических юристов — iura — прибегают в отсутствие законодательных предписаний. Повышенный интерес отразился в появлении частных сборников императорских конституций, таких, как codex Gregorianus и codex Hermogenianus, составленных при Диоклетиане. В 429 г. правитель Восточной части Римской империи Феодосии II запланировал провести общую систематизацию источников права. В силу разных обстоятельств эта законодательная инициатива реализована не была. Кодекс Феодосия (Codex Theodosianus), вступивший в силу в 438 г., объединил конституции, изданные после Константина, частично использовав кодексы Грегория и Гермогениана. На Востоке в апреле 528 г. Юстиниан постановил составить новый кодекс, который вступил в силу в апреле 529 г. Новый кодекс (Novus Codex) объединил прежние кодексы, добавив к ним Novellae constitutiones — новые конституции, принятые после 439 г. Этот кодекс утрачен. 0 Лишь в 529 г. Юстиниан (С. 1,14,12 рг) допускает применение по аналогии рескриптов, изданных в ходе рассмотрения дел в суде или по апелляции. Раздел II. Формы позитивного права Продуктивная законодательная деятельность Юстиниана в области iura, где с учетом изменений в правовых институтах были разрешены многие контроверзы классической эпохи (зачастую принималось среднее решение — sententia media), вылилась в Quinquaginta decisiones (Пятьдесят решений), что сделало Новый кодекс устаревшим. 21 ноября 533 г. Юстиниан повелел cqcTaBHTb обновленный Кодекс, который вступил в силу 16 ноября 534 г. по конституции "Cordi". Этот Codex repetitae prae-lectionis (кодекс второго издания) известен более как Кодекс Юстиниана, составная часть Corpus Iuris Civilis. Кодекс включил Quinquaginta decisiones, императорские конституции прошлого (начиная с Адриана) и новые конституции Юстиниана, принятые за три последних года. Правотворчество в форме leges не прекращалось и после кодификации. До конца правления Юстиниана (565 г.) было принято еще множество консти-туцёий (известных как Novellae constitutiones), реформировавших целые отрасли права. Раздел III ЮРИДИЧЕСКИЕ ФАКТЫ, АКТЫ, СДЕЛКИ Мы познакомились со структурой римской правовой системы в ее развитии и теми формами, в которых фиксировались и получали всеобщее признание нормы частного права. Рассмотрим теперь сами формы возможного и должного поведения, признанного в римском обществе нормальным, — права и обязанности частных лиц. Сначала обратимся к общим аспектам правового взаимодействия: какое положение занимают участники правового общения по отношению друг к другу и к обществу в целом, насколько полно их интересы могут воплотиться в правах и обязанностях, как отдельный человек может обеспечить уважение к своим интересам со стороны других членов общества и добиться от них определенньгх действий в свою пользу, каким образом воля частного лица может быть выражена наиболее адекватно и получить значение для других, как внешние (природные) ограничения свободы воли отражаются в формах волеизъявления и согласования интересов. Функционированию правовых форм в материальном плане и посвящен этот раздел курса: здесь излагаются общие принципы возникновения и изменения гражданских прав и обязанностей. Глава 1 Классификация юридических фактов Юридические факты — это любые явления, которые имеют юридическое значение, то есть приводят к возникновению и изменению в правах и обязанностях субъектов оборота. Субъективные юридические ситуации (приобретенные права и соответствующие обязанности), обычно именуемые субъективными правами1, бывают двух Распространенный в позитивистской доктрине термин "субъективное право" (неизвестный римской юриспруденции) имеет недостатки как стилистического (правомерно ли, например, выражение "субъективная обязанность"?), так и догматического характера, поскольку он предполагает неоправданное противопоставление праву объективному. По существу же под 'субъективным правом" в условиях реально действующего объективного права (правовой системы) имеются в виду приобретенные права (правовые требования) субъекта, которым соответствуют юридические обязанности. Раздел III. Юридические факты, акты, сделки видов: вещноправовыми (или реальными, от "res" — "вещь") и лич-ноправовыми. Реальное (вещное) право основано на непосредственной связи субъекта с вещью и потому абсолютно: оно значимо против всех (erga omnes), предполагая на стороне любого члена общества обязанность воздерживаться от нарушения этой связи. Личное право (право из обязательства) основано на юридически значимой связи с конкретным лицом и потому относительно: оно значимо только против данного лица, которое несет определенную юридическую обязанность в пользу субъекта личного права. В соответствии с таким делением различаются юридические факты, акты и сделки с реальным (вещноправовым) и обязательственным (личноправовым) эффектом. Среди юридических фактов различают события — явления внешнего мира, не зависящие от воли людей (наступление срока, рождение и смерть, природные изменения объектов права: речной нанос, кораблекрушение, пожар, гниение продуктов и т. д.), и акты, или деяния людей, совершаемые сознательно. Юридические акты могут иметь для окружающих значение, подобное явлениям природы, когда действие одного лица не обращено к воле и сознанию другого. Например, воровство, вторжение на чужой участок, строительство на своей земле сооружения, которое закрывает соседям вид из окон, устройство водостока, угрожающего затопить соседний участок; или безобидное собирание на своем участке плодов, упавших с чужого дерева, поимка заблудившегося домашнего животного, находка потерянной другим вещи; или же ведение собственного хозяйства, создание или уничтожение своих материальных благ, рыбная ловля и прочее, если это не предполагает установления контакта с другими людьми. Те же юридические акты, которые направлены на общение и имеют коммуникативную природу, называются юридическими сделками. Сообщение, имеющее юридическое значение, является сделкой, независимо от того, носит ли оно характер констатации или волеизъявления. Если от констатации зависит перемена в правах и обязанностях субъекта права (автора сообщения или адресата — безразлично), она может быть классифицирована как юридическая сделка. Сомнения на этот счет в науке Нового времени связаны со справедливым акцентом на волевом характере сделки; но не всякое волеизъявление получает юридическое значение, тогда как сообщение не может не иметь волевого характера, если от него зависит перемена в субъективной правовой ситуации. Например, объявление должника находящимся в просрочке (mora) — волевой акт, выражающий определенный интерес, и не может считаться фактическим событием. Римские юристы демонстрируют именно такой подход к проблеме, рассматривая, например, исполнение обязательства (solutio) по переносу собственности (dare) как юридическую сделку. Глава 1. Классификация юридических фактов Передача информации может осуществляться как языковыми, так и неязыковыми средствами: любое действие, предназначенное для того, чтобы быть воспринятым другим лицом (передача вещи, помощь в ведении хозяйства, прокладывание тропы через участок соседа), предполагает волевое отношение со стороны реципиента (лица, воспринимающего сообщение) и установление взаимозависимости соответствующих прав участников общения. Согласование воль (выраженных или небезосновательно предполагаемых) ведет к такому изменению прав и обязанностей сторон, что все третьи лица должны считаться с новой ситуацией в сфере гражданского оборота. Такое всеобщее признание и означает, что совершившийся факт — юридический. Юридическое значение получает не всякое волеизъявление или согласование воль, но только то, которое признано в данном обществе соответствующим праву. Различают правомерные и неправомерные акты (деяния). Если первые производят эффект, соответствующий воле лица, то вторые, как правило, — противоположный. Неправомерный акт влечет ухудшение правовой ситуации и для агента (лица его совершившего), и для других участников правового общения. В том случае, если негативный эффект затрагивает общество в целом (или признан таковым), задача пресечения действий нарушителя и их последствий возлагается на государство. Правонарушения, имеющие публичный характер, называются уголовными (в римской терминологии — "crimina") и наукой гражданского права не изучаются. Гражданские правонарушения — "delicta", так же как и правомерные акты, делятся на собственно акты и сделки. Сущность правомерной сделки заключается в признанном правопорядком волеизъявлении. В зависимости от того, требуется ли для наступления эффекта волеизъявление на всех сторонах отношения, различают односторонние и многосторонние сделки. При односторонней сделке (как, например, завещание) изменение правовой ситуации для всех вовлеченных сторон наступает по воле одного лица. Так, наследник по завещанию станет собственником наследственного имущества независимо от своей воли. Более того, правовая ситуация изменится и в том случае, если исполнение воли наследодателя зависит от согласия лица, обремененного завещательным распоряжением. Например, нежелание легатария (лица, которому по завещанию отказана, то есть предоставлена, часть наследства) принять легат (отказ по завещанию) само по себе не освобождает наследника от обязанности перенести указанные в завещании выгоды на это лицо: потребуется специальное освобождение от обязательства — новая сделка между вовлеченными в отношение лицами. Раздел III. Юридические факты, акты, сделки Многосторонние сделки могут быть собственно многосторонними (как договор товарищества) и двусторонними — наиболее распространенный случай. Следует иметь в виду, что понятие двусторонней сделки определяется не числом участников, а числом сторон в данном правоотношении. Например, если сособственники дома сообща сдают его в наем, сделка жилищного найма будет двусторонней. В случае, когда одна из сторон сделки представлена несколькими лицами, могут возникнуть проблемы при определении пороков воли каждого из участников и соответствующем заключении о действительности сделки. Наличие множества лиц на одной стороне отношения иногда позволяет оформить его в виде нескольких сделок (в нашем примере — несколько договоров найма от лица каждого из сособственников дома); в этом случае среди таких лиц возникнут особые правоотношения, но первая сделка не станет многосторонней. Сторона в отношении может быть предварительно составлена из нескольких лиц на основе специальной сделки таким образом чтобы одно лицо представляло другое, — такая ситуация также не изменит двусторонний характер последующих сделок2. Соблюдение принципа формального равенства и соответствия (справедливости) предполагает, что воля субъекта, преследующего собственный интерес, не задевает волю других участников правового общения (что и делает такую волю свободной, а удовлетворение интереса справедливым). При многосторонних сделках это означает необходимость согласования волеизъявлений, то есть достижение соглашения. Ulp., 4 ad ed, D. 2,14,1,3:
Conventionis verbum generate est ad omnia pertinens, de quibus negotii contrahendi transigendique causa consen-tiunt qui inter se agunt: nam sicuti convenire dicuntur qui ex diversis locis in unum locum colliguntur et veniunt, ita et qui ex diversis animi motibus in unum consen-tiunt... Подробнее о представительстве см.: разд. IV, гл. 10. рдава 1. Классификация юридических фактов Сущность соглашения как основы многосторонней сделки сводится к установлению согласия, непосредственному согласованию воль участников сделки. Однако возможна и сделка против воли одной из сторон, когда наличие положительного желания вступить в правоотношение приписывается лицу по формальным основаниям. Наконец, при односторонних сделках волеизъявление других субъектов вовсе не требуется. Но при всех возможных отклонениях, принцип согласования воль остается определяющим в отношении правовой квалификации акта: при отсутствии достаточных формальных оснований для того, чтобы считать остальных участников правового общения согласными с волеизъявлением отдельного лица, направленным на изменение его правовой ситуации, желаемое не получит признания и ситуация останется прежней. Общий баланс интересов в обществе может обусловить утрату отдельного требования вопреки воле лица, — но ради упрочения его прав как члена данного общества, то есть в их формальном и абстрактном измерении. С другой стороны, формальный подход к воле субъекта в праве, позволяющий обеспечить типичный результат независимо от личных психических качеств отдельного лица, может повлечь для него и известные выгоды, что в конечном счете и означает достижение определенной степени свободы (независимости от внешних обстоятельств), ставшее возможным на основе утверждения принципа формального равенства в регулировании волевых отношений. Сказанное позволяет понять, насколько естественны предъявляемые к юридическим сделкам требования по форме манифестации воли. Соблюдение предписанной формы волеизъявления позволяет не только уверенно ориентироваться в гражданских правоотношениях, но и равным для всех участников способом определить характер интереса. Правовое регулирование — как оно устанавливается в жизни любого общества — воздействует на поведение людей прежде всего через формы, в которых осуществляется социально значимое взаимодействие членов общества. Отражение этой нормативной реальности в позитивном праве ведет к тому, что определение и типизация сделок (как и других юридических фактов) происходит по формальному признаку3.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|