Социальная адаптация к гражданской жизни военнослужащих, уволенных в запас
Курсовой проект
по дисциплине: «Социология управления»
на тему: «Профессиональная адаптация военнослужащих, уволенных в Запас и членов их семей»
студент 2 курса_____________________
группа 121 взЧ «_____»_______________ 2006 г.
Научный руководитель:
к.с.н., доцент _______________________
«_____»_______________ 2006 г. Оглавление
Введение. 3 1. Нормативная база, регулирующая вопросы переподготовки и трудоустройства военнослужащих и членов их семей. 5 2. Социальная адаптация к гражданской жизни военнослужащих, уволенных в запас 11 3. Проблемы профессиональной адаптации (по результатам социологических исследований) 13 3.1. Социально-профессиональный статус военнослужащих, уволенных в запас, и членов их семей. 14 3.2. Проблемы профессиональной ориентации, профессиональной переподготовки военнослужащих и членов их семей. 16 4. Проблемы профориентации и профессионального обучения военнослужащих и членов их семей. 21 Заключение. 31 Список используемой литературы.. 32 Приложение 1. Нормативная база, регламентирующая вопросы переподготовки и обеспечения занятости военнослужащих, подлежащих увольнению в запас или в отставку, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. 33 Приложение 2. Ресурсное обеспечение Программы.. 34 Приложение 3. Единая классификация военных и гражданских профессий (по сходству требований к специалисту). 37 Приложение 4. Анкета военнослужащего. 41
Введение
Радикальные экономические, политические и социальные преобразования, осуществляющиеся сегодня в России, не могли не затронуть такую важную государственную структуру, как Вооруженные Силы РФ. Новые условия выдвинули на повестку дня задачи реформирования армии и флота, передислокации большого числа воинских частей, формирования и обустройства новых гарнизонов и военных городков. Происходит сокращение вооруженных сил. За 2001–2004 годы с военной службы уволены свыше 170 тыс. офицеров (среди них около половины без права на пенсию), в 2005 году – 74,5 тыс. офицеров (среди них 27,7 тыс. без права на пенсию). По данным Министерства обороны, с 1993 по 1997 годы были уволены более 400 тыс. офицеров. В течение 1998–2000 годов уволено около 500 тыс. человек, из них до 40 % без права на пенсию. Более 85 % увольняемых офицеров – лица в возрасте до 45 лет. Абсолютное большинство из них имеют высшее образование, богатый опыт управленческой деятельности, воспитательной работы с личным составом. Немалую роль при этом играет знание современной техники и технологий. Однако следует учесть, что в условиях высокого уровня безработицы знания и опыт бывших кадровых военнослужащих зачастую остаются невостребованными.
Уволенные в запас военнослужащие и их семьи оказываются в сложном положении. Социальная и профессиональная невостребованность, потеря рабочего места, необходимость перемены места жительства, отсутствие опыта и навыков работы в условиях рыночной экономики, острая жилищная проблема – все это делает положение уволенных в запас военнослужащих очень серьезным. Перед военнослужащими, уволенными в запас и отставку, встает ряд проблем в процессе адаптации к гражданской жизни. Среди них можно отметить следующие: – несоответствие полученной в военном ВУЗе профессии потребностям современного рынка труда. В результате этого – трудоустройство на малоквалифицированную, низкооплачиваемую работу, поиск случайных заработков; – проблема профессиональной переподготовки на новые специальности в соответствии со спросом; – обеспечение жильем. Эта проблема особенно остро стоит для военнослужащих, прослуживших менее десяти лет, и становится почти неразрешимой. (По данным Министерства обороны РФ, на конец 2005 года не получили квартиры 34 тыс. семей граждан, уволенных с военной службы.);
– очень часто увольнение с военной службы является психологическим ударом. Это происходит в связи с тем, что служба в армии являлась для человека фактором социальной защиты. – после увольнения из армии у многих офицеров на фоне общего стрессового состояния происходит ухудшение здоровья и физического состояния. Перечисленные обстоятельства приводят к созданию целого блока проблем, связанных с увольнением человека из рядов вооруженных сил.
1. Нормативная база, регулирующая вопросы переподготовки и трудоустройства военнослужащих и членов их семей Как показывает опыт работы, наиболее острой является проблема обеспечения занятости военнослужащих, уволенных в запас. Этой категории граждан, несмотря на высокий уровень образования и профессиональной квалификации, особенно трудно найти работу, и в настоящее время на рынке труда они оказываются социальной группой риска. Для смягчения сложившейся ситуации Правительством РФ разработан ряд законодательных актов. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2001 г. № 729 «Государственная программа "Социальная адаптация военнослужащих, подлежащих увольнению из вооруженных сил российской федерации, других войск, воинских формирований и органов, и членов их семей"на 2002-2005 годы» Минтрудом России, федеральными органами исполнительной власти разработана Федеральная целевая программа переподготовки и обеспечения занятости военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на 2002–2005 годы. В ходе реализации программы предусматривается осуществить переподготовку по гражданским специальностям около 150 тыс. военнослужащих, подлежащих увольнению в запас, и до 30 тыс. членов их семей, завершить создание сети региональных учебных центров, способных эффективно и в полном объеме решать задачи профориентации, переподготовки и обеспечения занятости военнослужащих в условиях массового увольнения. Программа призвана обеспечить дальнейшее развитие системы профессиональной ориентации, переподготовки и трудоустройства данной категории населения в период проведения военной реформы, способствовать снижению социальной напряженности в армейской среде. Программа является внебюджетной. Ее реализация позволит переквалифицировать на гражданские специальности около 13 тыс. уволенных с военной службы и членов их семей, что составит около 20 % от числа нуждающихся в переподготовке.
Основными целями программы являются: – снижение социальной напряженности в местах компактного проживания военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, путем регулирования процесса их адаптации к гражданской жизни с учетом особенностей проживания в отдаленных и обособленных военных городках; – создание условий для наиболее полного использования интеллектуального и профессионального потенциала бывших военных специалистов в интересах продвижения и углубления социально-экономических реформ. Основные задачи программы: – организация с участием всех заинтересованных федеральных органов исполнительной власти комплексной работы по профориентации и заблаговременной подготовке военнослужащих к грамотным действиям на рынке труда, подбору подходящей гражданской специальности с учетом имеющейся у них квалификации, опыта и личных качеств; – переподготовка военнослужащих, подлежащих увольнению в запас или в отставку, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей по гражданским специальностям с гарантированным трудоустройством или по специальностям, ориентированным на предпринимательскую деятельность, с использованием всех доступных форм и методов обучения, в том числе дистанционного; – организация сотрудничества с региональными и федеральными административными, банковскими, предпринимательскими и общественными структурами по вопросам переподготовки и обеспечения занятости военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Программа призвана обеспечить социальную защиту военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на этапе их интеграции в гражданскую жизнь, а также для наиболее полного использования интеллектуальных возможностей этой категории граждан.
Программа определяет порядок организации комплексной работы по профориентации и заблаговременной подготовке военнослужащих к грамотным действиям на рынке труда, выбору подходящей специальности бывшим военнослужащим с учетом имеющейся квалификации, опыта и потребностей рынка труда, по проведению переобучения военнослужащих на новую специальность и содействию их трудоустройству. Постановление, в частности, регламентирует профессиональную подготовку и трудоустройство граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Профессиональную подготовку и трудоустройство граждан, уволенных с военной службы, планируется проводить в соответствии с мероприятиями, предусмотренными проектом федеральной программы «Переподготовка и обеспечение занятости военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на 2002–2005 годы». Реализация программы предусматривает оказание содействия службы занятости каждому гражданину, уволенному с военной службы, и членам его семьи. Приоритет отдается военнослужащим, не имеющим жилья, а также лицам, у которых на иждивении находятся нетрудоспособные члены семьи. В этих целях планируется: – организовать нормативно-правовое, методическое и информационное обеспечение работ по переподготовке и трудоустройству; – обеспечить переподготовку данной категории граждан органами занятости в соответствии с действующим законодательством (200 человек); – создать постоянно действующие организационные структуры, обеспечивающие согласованную деятельность в сфере переподготовки и трудоустройства данной категории людей. Работу по обеспечению занятости граждан, уволенных с военной службы, необходимо вести по трем направлениям: – профессиональная ориентация военнослужащих, готовящихся к увольнению в запас, и граждан, уволенных с военной службы; – подготовка и переподготовка по гражданским специальностям военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей; – оказание практического содействия в подборе подходящей работы и трудоустройстве уволенным с военной службы гражданам и членам их семей. При этом в консультировании и профориентировании нуждаются 100 процентов увольняемых офицеров, прапорщиков и военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях солдат (матросов), сержантов и старшин:
(тыс. человек)
В профессиональном обучении нуждаются около 50 процентов увольняемых офицеров, прапорщиков и контрактников: (тыс. человек)
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2000 г. № 701 профессиональное обучение осуществляется в год увольнения с военной службы за счет средств федерального бюджета, выделяемых по сметам Министерства обороны Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба. Предполагается, что после завершения службы без предварительного профессионального обучения может быть трудоустроено около 50 процентов уволенных офицеров, прапорщиков и контрактников. На основании постановлений Правительства РФ от 23 августа 1993 года № 844 и от 25 ноября 1994 года № 1300 переподготовку военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей следует осуществлять в следующих учебных заведениях: 1) в учебных центрах Министерства обороны России и учебных центрах Министерства общего и профессионального образования РФ; 2) в учебных центрах Всероссийского центра переподготовки офицеров; 3) на базе учебного центра по профессиональной подготовке и переподготовке Министерства труда и социального развития РФ. Так же, согласно вышеуказанным постановлениям необходимо: – осуществлять переподготовку и обеспечение занятостью военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и членов их семей, проживающих на территории отдаленных и закрытых военных городков, с внедрением метода дистанционного обучения (письмо Федеральной службы занятости России от 13 июня 1996 года № 3-10-11). – при организации занятости уволенных с военной службы шире использовать целевую переподготовку для работы по непосредственно подобранным подходящим должностям на основе уже имеющихся у офицера запаса знаний и опыта и тем самым гарантировать трудоустройство. Существенно сократить за счет такого подхода финансовые затраты на переподготовку. – проводить для бывших военнослужащих Ярмарки вакансий, направленные на целевое решение проблем трудоустройства данной категории граждан, и рекламировать их профессиональные возможности среди руководителей местных предприятий. – для более полного решения проблем трудоустройства изыскивать новые подходы и дополнительные целевые мероприятия со стороны органов социальной защиты населения, в том числе: разработку и реализацию региональных программ, предусматривающих создание рабочих мест для офицеров запаса; активное привлечение бывших военнослужащих к работе в сфере малого и среднего бизнеса с выделением им льготных кредитов; качественную организацию рекламы профессиональных возможностей бывших военных специалистов; более широкое привлечение к решению вопросов трудоустройства организации Российского союза офицеров запаса и службы занятости. Социальная адаптация к гражданской жизни военнослужащих, уволенных в запас Трудности адаптации военнослужащих приводят к необходимости создания целого комплекса мер по профессиональной ориентации, профессиональной подготовке и психологической поддержке военнослужащих, зачастую возникает вопрос о необходимости медицинской реабилитации. Сложности адаптационного периода способствуют обострению семейных конфликтов и распаду семей, что предопределяет необходимость комплексной работы и с членами семей военнослужащих, увольняемых в запас. Значительное влияние на адаптационные процессы, возникающие после увольнения в запас кадровых военнослужащих и в их семьях, оказывают вопросы социальной защищенности. Социальная защищенность отражает полноту и степень реализации важнейших социальных прав и гарантий различных категорий военнослужащих и членов их семей, позволяющих им удовлетворить необходимые материальные и духовные потребности, компенсирующих ограничения и лишения военной службы. Таким образом, степень гарантий прав, льгот и свобод для кадровых военнослужащих, уволенных в запас, определяется: – уровнем их обеспеченности материальными и духовными благами, всеми предусмотренными льготами, компенсирующими трудности, испытанные за время военной службы; – наличием нормальных социально-бытовых условий для проживания, трудоустройства; возможностью заниматься самообразованием, воспитанием детей, повышением своего культурного уровня; – защитой от несправедливости, произвола чиновников. Социальная защищенность граждан, уволенных с действительной военной службы в запас или отставку, заключается, с одной стороны, в наиболее полной реализации социальных прав и свобод, предоставленных Конституцией Российской Федерации и законами всем гражданам, а с другой стороны, в реализации специальных прав и гарантий, предоставляемых за многолетнюю службу в вооруженных силах, связанную с большими физическими и психологическими нагрузками, риском для жизни и здоровья, неблагоприятными бытовыми условиями для жизни семей и т.д. Увольняемые в запас военнослужащие – как правило, трудоспособные люди, обладающие высокой профессиональной подготовкой и деловыми качествами. Они могут эффективно трудиться и внести значительный вклад в процесс реформирования российской экономики. Вместе с тем опыт реализации программ социальной адаптации граждан, уволенных с военной службы, показывает, что наиболее острой является проблема обеспечения их занятости. Данной категории населения, несмотря на уровень образования и профессиональной квалификации, особенно трудно найти работу, и сегодня на рынке труда они оказываются социальной группой риска. Эти обстоятельства вызывают необходимость комплексного подхода к проблеме социальной адаптации граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Такой подход должен предусматривать: – во-первых, организацию подготовки по гражданским специальностям, в том числе методом дистанционного обучения; – во-вторых, содействие развитию предпринимательской деятельности и созданию новых рабочих мест; – в-третьих, повышение роли органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в вопросах социальной адаптации указанных лиц, приближение обучения непосредственно к потребностям региональных рынков труда.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|