Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблемы профориентации и профессионального обучения военнослужащих и членов их семей

Военнослужащие, уволенные в запас, крайне неохотно обращаются за помощью в органы службы занятости. Это можно объяснить следующими причинами:

– недостаточная информированность военнослужащих запаса о наличии вакансий и возможностях службы занятости;

– отсутствие необходимого количества вакансий, которые удовлетворяли бы потребности офицерского состава как по форме работы, так и по ее содержанию и оплате труда;

– определенное психологическое состояние лиц офицерского состава, которое нередко является сдерживающим фактором их обращения в службу занятости и проявлением стремления решать свою судьбу самостоятельно;

– усиление конкурентной борьбы за рабочие места вследствие несоответствия спроса и предложения рабочей силы;

– неумение отдельных специалистов службы занятости работать с данной категорией граждан, а в ряде случаев – формализм в работе и незнание законодательства по вопросам социальной защиты военнослужащих;

– более высокий возрастной показатель офицеров запаса и наличие у большинства из них пенсионного обеспечения.

Проведение мероприятий по снижению социальной напряженности среди военнослужащих, увольняемых с военной службы, и членов их семей нужно начинать как можно раньше. В местах компактного проживания военнослужащих необходимо создавать модельные кабинеты, которые могли бы оказывать психологическую, профконсультационную помощь, а также дающие возможность получить новую специальность методом дистанционного обучения. Это наиболее актуально для частей, расположенных обособленно, вдали от учебных центров.

Немаловажную роль в работе с военнослужащими, уволенными в запас, играет профессиональная ориентация. Профориентационную работу необходимо развивать как по традиционным направлениям, так и по новым, стимулирующим военнослужащих к активным поискам вариантов трудоустройства. Поэтому необходима работа с человеком по выработке у него мотивации к трудовой деятельности после увольнения из армии, психологической готовности к предлагаемым вариантам переобучения и дальнейшего трудоустройства.

Рынку необходимы специалисты высокого класса, а полученное военное образование подразумевает наличие этого качества, поэтому в процессе переподготовки необходимо как можно более полноценно пользоваться имеющимися знаниями, дополняя их новыми полезными навыками.

С учетом того, что малый и средний бизнес все более активно входит в нашу жизнь, необходимо рассматривать вопрос о целенаправленной подготовке и помощи военнослужащим, желающим заниматься предпринимательской деятельностью.

Немаловажную роль в процессе адаптации военнослужащих играет обеспечение занятости бывших военнослужащих. До 85 % увольняемых в последние годы офицеров, прапорщиков и мичманов не имеют гражданской специальности или утратили за время службы навыки по ней. В то же время система переподготовки и переквалификации на гражданские профессии позволяет оказать содействие только каждому пятому из них. Обеспечение занятости является особенно проблематичным для бывших военнослужащих, проживающих в обособленных военных городках, где практически отсутствует возможность трудоустройства.

Переход от военной службы к гражданской жизни требует не только преодоления внешних обстоятельств, но пересмотра сложившихся внутренних установок и привычек, целого ряда психологических барьеров. Процесс вхождения в новую сферу жизни нельзя принимать упрощенно. Неизбежны перепады в настроении, состояние неудовлетворенности, психологические срывы, неверие в свои силы и возможности, сомнения в правильности сделанного выбора. Для того, чтобы раскрыться в новой деятельности, офицеру запаса необходимо время, доверие, терпение и помощь специалистов.

При решении проблемы трудоустройства военнослужащих часто налицо несоответствие запросов работодателя и качеств бывшего военнослужащего, что приводит к неуверенности последнего в собственных возможностях по решению проблемы трудоустройства в новой для него гражданской жизни. Как следствие – трудоустройство военнослужащего на самые простые должности: сотрудник охраны, гардеробщик, контролер и т.п. Человек теряет приобретенные ранее профессиональные навыки, а государство – специалиста, в профессиональную подготовку которого уже вложены значительные средства. В практике трудоустройства зачастую выявляется, что причина неудач не в индивидуальных или профессиональных качествах военнослужащего, а в его неподготовленности к продуманным действиям на рынке труда.

Особое значение во время переходного периода от военной к гражданской жизни на пути поиска работы имеет правильно проведенная работа по профессиональной ориентации бывших военнослужащих и членов их семей. Профессиональная ориентация является одним из этапов профессиональной переподготовки военнослужащих по гражданским специальностям. Здесь важно определить соответствие профессиональных притязаний человека и ситуации на рынке труда, направить усилия на активизацию возможностей человека по обеспечению индивидуальной занятости, на формирование мотивации к профессиональному обучению как средству повышения гарантии занятости.

Полученное военное образование в предыдущие годы как бы само собой гарантировало пожизненную занятость, но произошедшие перемены и невостребованность военной специальности настоятельно диктуют необходимость профессиональной переподготовки. На этапе предстоящего увольнения из армии появляется чувство тревожности и неуверенности. Снижается интерес к службе, могут быть отмечены нарушения в стабильности отношений, неустойчивость в поведении. В этот период запускается механизм самоориентации на основании доступной информации и оценки собственных возможностей. Главным направлением работы профориентационных служб на этом этапе является осуществление упреждающей профориентационной работы с акцентом на профинформировании, на максимальном обеспечении процесса самоориентации. Следующий этап адаптации наступает сразу после увольнения из армии. Для многих военнослужащих, увольняемых в запас, а также для членов их семей, не имеющих гражданских специальностей, этот период характеризуется необходимостью определения направления действия по выбору новой специальности и переобучению по ней. Важно учесть имеющуюся у человека профессию, уровень образования, соответствие военной и вновь выбираемой специальности. Следующий этап – профессиональная переподготовка. Он характеризуется повышением общего уровня активности человека, что напрямую связано с появлением перспектив трудоустройства по вновь получаемой специальности.

Особенности выбора профессии требуют подбора офицерам запаса тех видов гражданской деятельности, которые по своему содержанию являются родственными или смежными их военным специальностям. Этот путь трудоустройства бывших военнослужащих должен быть приоритетным.

Анализ показывает, что для выделения родственных военных и гражданских специальностей лучше всего подходит классификация, включающая семь профилей профессиональной деятельности:

а) организаторский (командный, управленческий, административный);

б) социально-педагогический;

в) инженерно-технический;

г) операторский;

д) оперативно-штабной (диспетчерский);

е) экстремальный;

ж) обеспечивающий.

Специалисты организаторского профиля наиболее широко представлены сегодня в вооруженных силах и современной экономике. Функции специалистов этого профиля очень многообразны: организация работы людей, руководство ими в процессе деятельности, подбор, обучение и воспитание кадров, формирование коллектива исполнителей разного уровня, создание и поддержание в нем хорошей деловой и социально-психологической атмосферы, предполагается наличие у организаторов глубокого знания как существующего дела, так и психологии людей, их возможностей.

Среди индивидуальных качеств для организаторов необходимы: ум, энергичность, самостоятельность, требовательность, общительность, способность легко сходиться с людьми, эмоциональная уравновешенность, самообладание, умение находить правильные решения в короткие сроки и в любой ситуации.

Необходимо также учитывать, что при переходе от военной к гражданской жизни людям этого типа придется избавляться от существующего в армии принципа единоначалия, жесткого, приказного стиля управления.

Специалисты социально-педагогического профиля также имеют дело с людьми, но их задача – воспитательное воздействие, обучение, решение проблемы психологического и межличностного характера, содействование преодолению трудностей в быту и профессиональной деятельности, в условиях кризисной ситуаций. При такой работе необходимы знания по педагогике, социологии, психологии, политико-социальным и культурно-просветительным вопросам, определенный багаж юридических и медицинских, санитарно-гигиенических знаний, владение методами воспитания, обучения, воздействия в индивидуальной беседе, приемами снятия стресса и т.п. Для успешной работы по специальностям данного профиля необходимо обладать склонностью к работе с людьми, умением анализировать их индивидуальность. Быть честным, доброжелательным, самокритичным, уметь оказывать влияние на людей, быть убедительным в общении, уметь проявить настойчивость.

В армии и на флоте к представителям этой группы профессий можно отнести помощников командиров по работе с личным составом, психологов, военных социологов. На “гражданке” это учителя, методисты, воспитатели, тренеры, социальные работники, организаторы социальной работы, демографы, инженеры по работе с кадрами, юристы, психологи-консультанты, страховые и коммерческие агенты, дилеры, маклеры, экологи.

Инженерно-технический профиль связан с конструированием, вводом в действие, обслуживанием и эксплуатацией, устранением неисправностей, капитальным ремонтом техники, сложных автоматизированных систем управления. Специалисты данного профиля работают с самыми различными образцами военной и гражданской техники. Они обычно обладают интересом к работе с техникой, аналитическим мышлением, технической сообразительностью, пространственным воображением, а также имеют широкую техническую подготовку. К представителям данного профессионального профиля в армии можно отнести заместителей командира по технической части, специалистов автомобильной, бронетанковой, инженерной служб, конструкторов военной техники, специалистов ремонтных баз, техников подразделений. В народном хозяйстве это главные инженеры, механики по автотранспорту, мастера по ремонту телерадиоаппаратуры, электромеханики, слесари-механики, электромонтажники, техники-технологи, инженеры-электрики и т.п.

Операторский профиль профессиональной деятельности связан с непосредственным управлением техническими объектами. Специалисты этого профиля обладают следующими качествами: высокий уровень развития основных качеств внимания (устойчивости, концентрации, распределения и переключения), зрительного и слухового восприятия, оперативной памяти, хорошая координация, точность и быстрота двигательных реакций, способность длительное время выдерживать физическое напряжение, сохраняя готовность к активным действиям, в том числе при дефиците времени и воздействии экстремальных факторов, эмоциональная устойчивость, ответственность, уверенность в себе. Примерами операторских специальностей могут быть: в армии – оператор ЭВМ (АСУ, РОС), офицер наведения, военный летчик и т.д.; для гражданских специальностей – оператор пульта управления (ЭВМ, АСУ), радиооператор, телефонист, радиотелеграфист, оператор станков с ЧПУ, наборщик, ювелир-гравер, профессиональный фотограф, большая группа водительских специальностей различного профиля.

Деятельность специалистов оперативно-штабного профиля связана с обработкой больших объемов информации, проведением расчетов, работой с цифрами, таблицами, диспетчерской деятельностью, планированием, подготовкой и принятием ответственных решений, существенно влияющих на эффективность управления производством. Для этой работы необходимо знание законов, распоряжений и других нормативных документов, сочетание постоянного стремления выполнять все предписания этих документов и готовности к риску, способности принимать решения, основанные на интуиции. Специалист должен иметь хорошую память, логическое мышление, развитое пространственное представление, обладать высокой ответственностью и решительностью, тщательностью и пунктуальностью, способностью к кропотливой работе, точному считыванию графиков, таблиц, программ, уметь производить сложные расчеты, в том числе с использованием ЭВМ. Специалистами оперативно-штабного профиля можно считать в армии оперативных работников штабов всех уровней, штатных оперативных дежурных командных пунктов, штурманов, военных финансистов и т.п. В гражданской деятельности – операторов в банке, брокеров, диспетчеров по движению, дежурных по железнодорожной станции, штурманов гражданского воздушного флота, распределителей работ, делопроизводителей, чертежников-конструкторов, топографов, финансистов, бухгалтеров, экономистов, программистов и т.п.

Специалисты воздушно-десантных войск, морской пехоты, частей спецназначения, разведывательных подразделений могут найти применение своим знаниям и умениям в работе, связанной с деятельностью вэкстремальной обстановке – экстремальный профиль. В гражданской жизни они могут работать спасателями, сотрудниками подразделений охраны, телохранителями, сотрудниками ОМОН, инкассаторами, каскадерами, пожарными, ликвидаторами, егерями, инспекторами рыбоохраны, инструкторами-парашютистами, взрывниками, водолазами. К специалистам этого профиля предъявляются высокие требования к здоровью, физической подготовленности, выносливости, ловкости, волевым качествам, сообразительности, находчивости и коллективизму.

Деятельность специалистов обеспечивающего профиля связана с решением задач обеспечения практической работы коллектива. Индивидуальные качества, характерные для специалистов обеспечивающего профиля, – честность, порядочность, бескорыстность, внутренняя собранность, самостоятельность, самоконтроль, бережное отношение к вещам, чуткость, забота о людях, способность переключаться с одной деятельности на другую, умение видеть и учитывать экономическую сторону своей деятельности, испытывать интерес к беспокойной работе. В армии к представителям специалистов данного профиля относятся: специалисты медицинской и финансовой службы, специалисты всех служб тыла. В народном хозяйстве это заместители директора по снабжению, помощники директора по хозяйственным вопросам, агенты по снабжению, менеджеры по розничной торговле, экспедиторы, кладовщики, продавцы и т.п.

Необходимо учитывать и разъяснять, что при всей схожести военных и гражданских специальностей невозможен прямой переход от одного вида деятельности к другому. Но учет и использование уже выработанных у специалиста индивидуальных качеств, определенных приемов практической работы, опыта разрешения жизненных ситуаций может позволить за более короткий срок освоить родственную деятельность.

При подборе родственных специальностей необходимо помнить, что специальности не имеют абсолютного сходства и не обеспечивают прямого перехода от одного вида деятельности к другому. Следует учитывать следующие особенности:

– личностные качества в профессиональной деятельности;

– профессиональные предпочтения, ценностные ориентации;

– интересы, склонности, способности, знания, темперамент,

– характер, уровень здоровья и социального благополучия;

–социальные и профессиональные ожидания, уровень притяжения;

– социальные и психологические стереотипы, тип личности.

Учет и использование выработанных у специалистов качеств позволяет рассчитывать, что они за более короткий срок и более качественно освоят родственную деятельность, что обеспечит их конкурентоспособность на рынке труда.

Успех профессиональной ориентации, связанный с вхождением человека в новую специальность, во многом зависит от степени сходства видов деятельности. Все виды профессиональной деятельности по своим требованиям к человеку находятся между собой в определенной степени сходства. Ее диапазон достаточно велик: от почти полного подобия до отсутствия какого-либо соответствия между ними.

По степени сходства в требованиях индивидуальным особенностям специалиста можно выделить четыре группы профессий.

1. Аналогичные (сквозные) профессии. При выполнении обязанностей по ним задействованы в основном одни и те же психофизиологические и личностные качества человека. Эти профессии как бы пронизывают сферы деятельности. Переход от одной из них к другой возможен после очень незначительной доподготовки непосредственно на рабочем месте (например, военные и гражданские медики, строители, автомобилисты соответствующих специализаций; среди рабочих профессий – бульдозеристы, трактористы и другие механизаторы из различных сфер хозяйствования).

2. Родственные (смежные) профессии. Наиболее многочисленная группа видов деятельности. По индивидуальным качествам специалистов профессии имеют сходство на уровне 70–75 % индивидуальных качеств специалиста. В свою очередь делятся на классы (например, организаторские, операторские, педагогические и другие профессии). Переход от одной профессии к другой внутри этих классов возможен после непродолжительной подготовки, проведение которой основывается на сходстве базовых качеств.

3. Профессии, не имеющие выраженного сходства. В ходе деятельности по ним доминируют различные группы индивидуальных качеств. Переход между профессиями затруднителен, требуется новая подготовка, например технические (создание, управление, обслуживание и ремонт техники) и гуманитарные (работа с людьми – воспитание, обучение, руководство, обеспечение).

4. Несовместимые профессии. В своих требованиях к специалисту противоречат друг другу, работа по одной из них снижает уровень развития ряда индивидуальных качеств, которые необходимы для успешной деятельности по другой (клепальщик, кузнец, тракторист и гидроакустик, радист).

Зачастую недостаток информации о классификации родственных видов деятельности приводит к незнанию сравнительных характеристик различных профессий, и военнослужащие не могут сопоставить особенности своей квалификации с тем, что требуется при выполнении различных видов деятельности в народном хозяйстве. Но как показывает сравнительный анализ, аналогичные или родственные специальности на “гражданке” имеют свыше 90 % военных профессий [5]. Знание военнослужащими такой информации должно стать важным фактором повышения их психологической готовности к поиску работы, переобучению и трудоустройству после увольнения из армии.

 


Заключение

 

Обеспечение успешной социально-психологической адаптации военнослужащих запаса – это проблема и личностная, и государственная. Решение этой проблемы даст возможность людям безболезненно перейти к новым видам деятельности, позволяет обществу эффективно использовать подготовленных специалистов в интересах экономического развития, поможет данной категории населения на равных конкурировать на рынках труда.

В настоящее время эффективность системы переподготовки военнослужащих и членов их семей осложняется рядом причин. Среди них можно отметить такие факторы:

· сложность в определении видов профессий, гарантирующих трудоустройство с высокой степенью вероятности;

· ограничение возможности переподготовки специалистов с высшим образованием без снижения их социального статуса;

· низкая информированность военнослужащих о конъюнктуре рынка труда и его динамике и, как следствие, наличие субъективной уверенности в трудоустройстве по имеющейся профессии и квалификации;

· стремление осуществить переподготовку без изменения профессионального уровня в кратчайшие сроки.

Вынужденная смена профессии в зрелом возрасте – это всегда очень трудный процесс, часто ведущий к неадекватным переживаниям, шоковому состоянию. Это приводит к подмене трезвого рационального расчета эмоциями, что в свою очередь – к ошибкам и только усугубляет положение человека, стоящего перед выбором.

Профессиональная переориентация как самостоятельная деятельность военнослужащих, уволенных в запас, по поиску и подбору новой работы должна строиться не на случайных советах со стороны или эмоциональных оценках ситуации, а на понимании общих закономерностей этого процесса, прогнозировании своих возможностей и изменении психического состояния, знании основных факторов, влияющих на успех перехода от военной жизни к гражданской.


Список используемой литературы

 

1. Деготь Б.А., Семенец Н.Я. Социальная защита граждан, уволенных с военной службы. Саратов, 1997. С. 5–30.

2. Кравченко Н. Поддержка бывших военнослужащих // Человеческие ресурсы. 1998. № 2. С. 24–25.

3. Мальцев И.В., Соловьев С.С. Социальные проблемы бывших кадровых военнослужащих // Социс. 1998. № 4. С. 70–81.

4. Петров В.П. Переориентация военнослужащих на гражданские профессии. М., 1993. С. 21–36.

5. Попова З.Н., Федотова Н.Н., Чепляев В.Л. Психологические и педагогические особенности профессионального переобучения взрослых. Саратов, 1994. С. 78–84.

6. Письмо Федеральной службы занятости России от 13 июня 1996 года № 3-10-11;

7. Постановления Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2000 г. № 701 "О порядке возмещения расходов, связанных с проведением профессиональной переподготовки военнослужащих по одной из гражданских специальностей".;

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 октября 2001 г. № 729 Государственная программа "Социальная адаптация военнослужащих, подлежащих увольнению из вооруженных сил российской федерации, других войск, воинских формирований и органов, и членов их семей"на 2002-2005 годы.


Приложение 1.

Нормативная база, регламентирующая вопросы переподготовки и обеспечения занятости военнослужащих, подлежащих увольнению в запас или в отставку, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей

 

1. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ.

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 октября 2001 г. № 729 Государственная программа "Социальная адаптация военнослужащих, подлежащих увольнению из вооруженных сил российской федерации, других войск, воинских формирований и органов, и членов их семей"на 2002-2005 годы.

3. Постановление Правительства РФ от 25 ноября 1994 года № 1300 «О создании системы профессиональной ориентации, переподготовки, трудоустройства и социальной адаптации военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы».

9. Постановления Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2000 г. № 701 "О порядке возмещения расходов, связанных с проведением профессиональной переподготовки военнослужащих по одной из гражданских специальностей"

9. Федеральная целевая программа переподготовки и обеспечения занятости военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на 2001–2005 годы.

10. Программа переподготовки и обеспечения занятости военнослужащих (офицеров, прапорщиков и мичманов), подлежащих увольнению в запас или в отставку, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в местах их компактного проживания (одобрена постановлением Правительства РФ от 5 июня 1997 года № 674).

10. Письмо Федеральной службы занятости России от 13 июня 1996 года № 3-10-11.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...