Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблемы профессиональной ориентации, профессиональной переподготовки военнослужащих и членов их семей

 

При организации переподготовки возникает целый спектр проблем. Одна из самых главных заключается в том, что переобучаются взрослые люди, имеющие жизненный опыт, семью, определенный социальный и профессиональный статус, индивидуальные профессиональные предпочтения. Все это накладывает свой отпечаток на отношение человека, вынужденного пройти профессиональное переобучение, к учебе: срокам, методам, условиям.

Для бывших военнослужащих характерно стремление пройти переподготовку (68,6 %). При выборе специальности, по которой они хотели бы пройти переподготовку, респонденты отмечают такие признаки, как надежность, гарантия трудоустройства (76 %), высокий заработок (65,3 %), сохранение социального статуса (16 %), легкость и быстрота освоения (10,7 %).

Наиболее привлекательны для переподготовки специальности:

первый опрос второй опрос
менеджеры (31 %), офисные работники и квалифицированные рабочие (по17%) менеджеры (19,1 %), экономисты (12,5 %), финансисты (14,3 %), инженеры-программисты (4 %), организаторы производства (4 %) охранники (5 %)

 

Также интересны для военнослужащих специальности: оператор ЭBM, налоговый инспектор, электрик, инженер, юрист, кадровик, адвокат, специалист по оптовой торговле. При этом предпочтение отдается учебным центрам службы занятости (40 %), учебным центрам на базе вузов (28,3 %), а для 25 % респондентов организация, осуществляющая переподготовку, не имеет значения. Уровень переобучения для военнослужащих имеет также немаловажное значение. Для подавляющего большинства важно получение диплома о втором высшем образовании (41,9 %), повышение квалификации по уже имеющейся гражданской специальности (13,5 %), первичная профессиональная подготовка по рабочей специальности (25,7 %). Учитывая привлекательность специальностей менеджера, экономиста, финансиста, при выборе требований по переподготовке военнослужащие указывают: изучение основ управления, бухучета, права и навыков в избранной сфере деятельности – 23,3 %; практические навыки – 30 %; дополнительные знания и навыки (иностранные языки, экономика, право, психология) – 21,7 %.

Военнослужащие отдают предпочтение вечерней (30,8 %) и заочной (26,9 %) форме обучения. Учебное заведение, расположенное близко к дому, хотели бы иметь 53,3 % респондентов, а для 43,3 % месторасположение учебного заведения не имеет значения. Предпочтительными сроками обучения для респондентов являются: до шести месяцев – 36 %, до трех месяцев – 35,1 %, до одного года – 25 %. Для 53,2 % респондентов оплата переобучения является неприемлемой, 35,1 % военнослужащих согласны на частичную оплату услуг и всего 11,7 % могли бы оплачивать обучение самостоятельно.

В данный период наиболее благоприятной трудовой нишей для военнослужащих, увольняемых в запас, является предпринимательская деятельность. Но опрос, проведенный в июне – июле, показал, что только у 25 % бывших военнослужащих были мысли о создании своего дела в сфере торгово-посреднической деятельности. Второй опрос показал, что для 30 % респондентов предпринимательская деятельность является привлекательной, 31,1 % готовы заняться предпринимательством, а для 38,9 % это неприемлемо. Для желающих заниматься предпринимательством препятствиями являются: отсутствие личных средств (42,6 %), отсутствие специальной подготовки (34,4 %), отсутствие экономических условий (23 %). Наиболее привлекательной для респондентов является работа в качестве владельца или руководителя коммерческой организации (52,2 %) и в качестве специалиста коммерческой организации (47,8 %).

Немаловажным фактором для военнослужащих, увольняемых в запас, в настоящее время является доступность информации о ситуации на рынке труда, о перспективах трудоустройства по имеющейся у военнослужащих специальности, о перспективах трудоустройства по вновь полученной специальности, о возможности самозанятости. Считают недостаточной свою информированность от 35,2 % до 64,8 % респондентов.

Несмотря на нестабильное положение в армии и общую обстановку в стране, а также принимая во внимание неясность личных перспектив в дальнейшей жизни, психологическое состояние респонденты характеризуют как «оптимизм, активность» (37,7 %). Но в то же время 30,4 % военнослужащих, увольняемых в запас, отмечают тревожность и неуверенность, 13 % затрудняются с ответом.

Необходимость консультаций специалистов по вопросам занятости признается подавляющим числом респондентов (45,6 %). Существование сильной потребности отмечают 25 %, а 22 % считают, что такая потребность существует в той или иной мере. Основные направления работы органов занятости, названные респондентами, – это подбор постоянной, временной или подходящей работы (56,2 %); приведение в соответствие профессиональных интересов и притязаний человека к ситуации на рынке труда, определение наиболее приемлемых вариантов профессионального переобучения (17,5 %); информирование человека о его реальном положении и перспективах на рынке труда (3,7 %).

Респонденты не дали ни одного положительного ответа на вопрос о потребности проведения психологической диагностики, выявлении социально-психологических и психофизиологических особенностей человека, что может говорить о неадекватной оценке военнослужащими, увольняемыми в запас, своих перспектив на рынке труда. По их мнению, чтобы добиться успеха в жизни, необходимы: протекция и знакомство (44,8 %), деньги (41,7 %), способности и талант (25,4 %), дружеские связи (26,4 %), предприимчивость (16,4 %), хорошее образование (14,9 %), меньше всего военнослужащие надеются на помощь государства (4,4 %). Необходимо отметить, что на данный вопрос респондентам было разрешено дать несколько ответов, поэтому суммарный процент больше 100 %.

Блок вопросов, посвященный потребностям в переподготовке членов семей, не нашел должного отклика среди респондентов. До половины анкетируемых оставили их без ответа, из чего можно заключить, что в период перехода от военной жизни к “гражданке” военнослужащие, увольняемые в запас, рассчитывают только на собственные силы, не надеясь на финансовую поддержку со стороны членов своей семьи. Средняя численность семьи ответивших на данный блок респондентов три-четыре человека (соответственно 35 % и 47 %), из которых 58,9 % в настоящее время не работают. Имеют специальность (бухгалтер, экономист, медсестра, воспитатель детского сада, секретарь-машинистка, менеджер, инженер-строитель), по которой могли бы работать, 48,7 % членов семьи. Но тем не менее 50 % испытывают потребность в повышении квалификации по имеющейся специальности, первичной подготовке или переподготовке на новую специальность (38,6 %). При этом предпочтительной для членов своей семьи респонденты считают заочную (26,5 %), вечернюю (23,5 %) или дневную (26,5 %) формы обучения, для остальных форма обучения значения не имеет (23,5 %).

Таким образом, можно нарисовать социальный портрет среднего военнослужащего, увольняемого в запас. Это человек от 35 до 45 лет с высшим военным образованием, в звании капитана или майора, отслуживший от 20 лет и больше, не имеющий гражданской специальности, не уверенный в своем быстром трудоустройстве после увольнения из армии, желающий переобучаться и получить новую специальность, считающий, что мог бы заниматься предпринимательской деятельностью. У этого человека четко выражено стремление найти высокооплачиваемую работу. Интересен тот факт, что подавляющее большинство военнослужащих, уволенных в запас, желают пройти переобучение, что приводит к мысли о необходимости опережающего образования, в частности заочного или дистанционного обучения, которое можно проводить заблаговременно, параллельно с прохождением военной службы, для смягчения психологических последствий увольнения из армии. Наряду с проблемами военнослужащих, увольняемых в запас, большие проблемы с трудоустройством возникают у членов их семей. Жизнь в закрытых городках, отсутствие работы по специальности или отсутствие самой специальности приводят к дисквалификации, а это в свою очередь – к невостребованности трудоспособных членов семьи военнослужащих в новых экономических условиях, что также выдвигает проблему серьезного рассмотрения вопроса о профессиональной ориентации, профессиональном обучении или переобучении и трудоустройстве данной категории населения.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...