Совр.тенденции развития образования в мире. Хар-ка заруб-ых образ-х систем.
1.Повышение роли и знач.обр. в жизни общества, 2. Формирование целостной и гибкой перманентной системы обр.(семья, дет.сад, универ), 3.Сочетание традиций и альтернатив(гос,обществ.и частн), 4. Модернизация базы классно-урочной системы, обновление содержания обр. в целях а. Гармоничного развития Л., б. Использование достижений совр.техники и новых технологий, в. массовой профессионализации и поддержки одаренных. 5. Гуманист. направленность, 6.Демокр. шк.системы 7.Дифференц.обр.(с учетом культ., этнич., соц., индивид. особенностей), 8.Повышение фундаментальности и логизации сод.обуч. 9.Построение субъект.-субъект отнош.на основе пед. сотрудничества.10.Активизация работы уч.зав. как социокульт.центров.11. Интеграция шк.и внешнего восп.и обр. 12.Непрерывность обр., Интернационализация(выработка единых стандартов), 13. Создание новых типов общеобраз. школ: объединенные шк. в Англии, общие шк.в Германии. Дидактические концепции в зап.пед.:1. Традиционная парадигма(сохранение консервативной роли обр. как ретранслятора культ.прошлого. Обр.-передача молод.поколению элементов культуры пршлого.Мажо и Кро: дать новую жизнь систематич.акедемич.обр., 2.Рационалистическая модель(усиление проблемного усвоения через обр.), 3.Феноменологическое направление: гуманистическая направленность ВиО, мысль о персональном обучении. Сисгема обр. в Германии: детский сад(1-6), начальная шк(4г.), ориетировочный период(2г.) общая шк., реальная и основная шк(до 11 кл.), к-е дают право обучения в проф.тех.училищах, гимназии(до 13 кл.), университет, высшие гехнические школы. Дуальная система проф.обр: 1-2 раза в неделю учащиеся посещают занятия в профшколе, остальное время-практические занятия на предприятиях.
9. Пед. Диагностика в уч-воспит процессе. Происходит от греческого “диагнозис” = распознавание. Этот традиционный мед термин в педагогике появился недавно. Пед диагн =система способов определения результативности пед-го процесса. Различают: - диагностирование обученности; -диагност-ие воспит-ти. Технологически более разработано 1-ое, кот осуществ-ся путем традиц проверки и оценки предметных знаний, умений и навыков. Но дидакт-ую диагн-ку нельзя сводить к оценке и отметке, т.е. к констатации успеха или неуспеха. Диагн-ние как процесс включает в себя: контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, прогнозирование уч-воспит-го процесса, принятие мер по его усовершенствованию. В структуру дидакт-ой диагн-ки входит диагн-ка обучаемости. Обучаемость -способн-ть уч-гося к овладению уч предметом, уровню успешности. Показатели обучаемости: 1. темпы обучения. 2. затрата времени и сил. 3. качество уч деят-ти. 4. уровень самостоят-ти и творческости. Диагностика об-ти упрощает проблему дифференц-ии обучения, т.е. подбор уч-ся в группы, подгруппы. До последнего времени форм-ие групп было на примитивном уровне, т.к. осуществлялось по успеваемости. Менее распространена пед диаг-ка воспит-ти. Сложность связана с тем, что воспит-ый процесс =многофакторный, +отодвинутость результатов в будущее. Интегративный показатель воспит-ти -направленность личности (соц-ая и ясоц-ая). Критерии воспит-ти: внешние поведенческие проявления (поступки); внутренние признаки воспит-ти (мотивы, убеждения, ценностные ориентации). Для выявления уровня воспит-ти главное = наблюдательность педагога. При этом следует иметь ввиду, что полнее всего ученик раскрывается в конфликтных ситуациях. Во 2-ом случае используются анкетирование, пел тесты, сочинение, диспуты. Диагностика -система мер, направленных на получение достовер информ-ции об эффект-ти уч процесса и воспит, на субъект этого процесса. Это изучение уч-ка и колл-ву их обучаемости, учителя, его профмастерства.
Задачи ПД: оптим-ть пр инд обуч., опред результаты; свести к мин ошибок. Основные методы: наблюдение, беседы, анкет-ие, опрос, социометр иссл-ия, изучение хар-к. Аспекты диагн деят-ти: уравнение, анализ, прогноз-ие, интерпрет-ие, доведение до свед рез-ов диагн деят-ти, контроль за возд-ем на участие методов. Цель -оптимиз-ция, соверш-ие пед процесса.
10. Процесс обучения, его структура, функции и принципы. Процесс обучения —это целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования учеников. Процесс обучения—часть целостного педагогического процесса. В уч. пр-се не ставиться задача открытия новых истин, а требуется лишь творческое их усвоение. Процесс обучения строится с учетом возрастных особенностей учащихся. Функции. Всесторонне гармоническое развитие личности предполагает единство ее образованности, воспитанности и общей развитости. Процесс обучения призван осуществлять 3 функции — образоват-ю, восп-ю, разв-ю. Грани между образованием, восп-ем и развитием весьма относительны и нек-ые аспекты их взаимно перекркщиваются. Например, в понятие образования часто включают усвоение не только фактических и теоретических знаний, специальных умений, но и формирование общеучебных мений и навыков. Само образование предполагает формирование не только знаний и умений, но и личностных качеств, мировоззрения, идейности, нравственности и др. Образовательная функция предполагает усвоение научных знаний, формирование специальных и общеучебных умений и навыков. Научные знания включают в себя факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенную картину мира. Специальные умения и навыки включают в себя специфические только для соответствующего учебного предмета и отрасли науки практические умения и навыки. Например, по физике и химии это решение задач, проведение лабораторных опытов, показ демонстраций Воспитательная функция формирует у учащихся мировоззрение, нравственные, трудовые, эстетические, этические представления, взгляды, убеждения. Между образованием и воспитанием существует не односторонняя связьЖ от обучения к воспитанию. Процесс воспитания при правильной организации оказывает благотворное влияние на ход обучения.
Развивающая функция прявляется в развитии двигательной, волевой, эмоциональной, интеллектуальной и мотивацинной сферы учащихся. В связи с этим в дидактике применяется понятие развивающего обучения: т.е. обучение должно идти впереди развития. Все функции находятся в связях и взаимообуславливают друг друга. Структура. При рассмотрении структуры процесса обучения необходимо выявить его строение, основные компоненты и связи между ними. Обучение носит двусторонний характер. Оно обязательно предполагает взаимодействие преподавателя и обучаемых. Процесс обучения состоит из двух взаимосвязанных процессов — преподавания и учения. В процессе обучения функционируют также процессы общения преподавателей и обучаемых. Общение в процессе обучения оказывает сильное влияние на мотивацию в учении, на формирование положительного отношения к учебе. Вот почему при раскрытии сущности обучения надо видеть единство познания и общения. Составные компоненты процесса обучения: Целевой —отражает осознание педагогами и принятие учениками цели и задач изучения темы, раздела или учебного предмета в целом. Стимулирующе-мотивационный —предполагает, что педагог будет осуществлять меры по стимулированию у учащихся интереса, потребности решения перед данным циклом обучения учебно-воспитательных задач. Содержательный— определяется учебным планом, гос. учебными программами и учебниками по данному предмету. Операционно-деятельностный —отражает наиболее процессуальную сущность обучения, т.к. в деятельности педагогов и учащихся реализуется задача присвоения школьниками социального опыта человечества. Контрольно-регулировочный —предполагает контроль препода за ходом решения поставленных задач обучения и самоконтроль обучаемых за правильностью выполнения учебных операций. Контроль осуществляется с помощью устных, письменных, лабораторных и других практических работ.
Оценочно-результативный —предполагает оценку педагогами и самооценку учениками достигнутых в процессе обучения результатов. Все компоненты необходимо рассматривать в закономерной взаимосвязи. Дидактические принципы обучения: 1. Научность и идейно-политическая направленность обучения Глубокое раскрытие каждого научного положения изучаемого материала, не допуская ошибок, неточностей и механизма зазубривания. 2. проблемность Когда учащийся сталквается с проблемами, лишь тогда он включается в процесс обучения, проявляет мыслительную деятельность. Поэтому необходимо ставить перед ним проблемы и задачи 3. наглядность Обучение выступает как средство познания окружающего мира. На ранних этапах ребенок мыслит образами, а не понятиями. Легче осмысление понятий, если они подкреплены образами и конкрктными фактами. Наглядность повышает интерес к знаниям. 4. активность и сознательность учащихся в процессе обучения Умелое использование разнообразных приемов способствует возбуждению потребности и интереса к овладению знаниями, приданию учебному процессу проблемного характкра. Приучение учащихся к постановке вопросов перед учителем после осмысления материала 5. доступность Отражает необходимость учета возрастных и индивидуальных особенностей и недопустимости чрезмерной усложненности и прегруженности материала. 6. системат-сти и последов-сти Последовательное усвоение учащимся определенной системы знаний в разных областях науки. 7. прочности и его цикличности Овладение знаниями и умениями происходит тогда, когда они осмыслены, хорошо усвоены и продолжительно сохраняются в памяти 8. единство образовательной, воспитательной и развмвающей функций обучения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|