Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Современное состояние и тенденции развития образования и воспитания




В сфере образования и воспитания происходили негативные процессы: разрушение нац. шк., установление жесткой централизации управле­ния, чрезмерной унификации содержания и форм обучения и воспитания. Педагогические профессии стали малопрестижными, в основном женскими, что еще больше обострило проблемы обу­чения и особенно воспитания. Недостаточным было и остается матер. и фин. обеспечение. В рез-­те сегодня учебно-матер. база образования и особенно воспитания не отвечает современным требованиям. В городах 70% школ работают в 2-3-сменном режиме, у 60% сельских школ нет центрального ото­пления, водопровода, канализации. Только 30% школ имеют помещения для занятий физической культурой и спортом. Вызывает большую тревогу состояние здоровья дошкольников, уча­щихся и студентов. Ситуация еще более обострилась в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС и социально-экономическим кризисом общества. Все больше обостряются проблемы воспитания, растет пре­ступность среди подростков.

В последнее время практически все развитые страны осу­ществляют интенсивное реформирование своих образова­тельных систем на основе специальных национальных программ. При этом определяются следующие тенденции: üповышение роли образования в обществе как реальной культурообразующей и производительной силы; üсочетание разнообразных государственных и не­государственных форм образования; üобновление содержания, усиление фундаментальнос­ти образования; üмодернизация учебно-материальной базы на ос­нове новейших достижений науки, техники и педаго­гических технологий; üдемократизация и гуманизация обучения и воспита­ния, переход образовательно-воспитательных систем на свободное саморазвитие в соответствии с изменчивы­ми условиями существования общества и личности; ü раннее выявление и всесторонняя поддержка талантли­вой молодежи; üактивизация деятельности учебных заведений в каче­стве социокультурных центров, расширение их взаи­модействия с родителями и общественностью.

Главная цель обучения и воспитания — ста­новление и развитие образованной, творческой, нацио­нально сознательной, нравственной и физически здоровой личности. Важнымицелями национального образо­вания и воспитания также являются: •воспитание жителей республики как граждан Беларуси, пред­ставителей своей нации и земной цивилизации; * жизненное самоопределение молодежи, ее профессиональ-i ная ориентация, подготовка специалистов и рабочих кадров на уровне мировых требований; * помощь жителям республики в овладении государствен­ным языком, содействие им в изучении иностранных языков; •распространение психолого-педагогических знаний среди населения республики; •содействие укреплению семьи и повышению ее роли в решении образовательно-воспитательных вопросов, обеспечение подготовки молодежи к исполнению ро­дительских обязанностей; • социальная адаптация и подготовка детей с недостат­ками в умственном и физическом развитии к посильной трудовой и общественной деятельности; •оказание помощи взрослым в получении необходимых им общеобразовательных и профессиональных знаний; •повышение эффективности общественного воспитания через взаимодействие со средствами массовой информа­ции, культурно-просветительными и другими учреждениями и организациями.

Государственная политика Республики Беларусь в сфере образования и воспитания основывается на следу­ющих принципах :

Гуманитаризация обр-ния: *приоритет общечеловеческих ценностей, воспитание жителей республики сведущими в миро­вой истории, уважительными к политическим, эконо­мическим и социальным правам, культуре и традици­ям всех народов; *национально-культурная основа, широкое и глубокое приобщение обучающихся к сокровищам духовной и материальной культуры, развитие само­сознания и воспитание лучших качеств характера белорусов;

гуманизм, обращение к конкретному человеку, внимание к его склонностям, интересам, возможностям свободной самореализации, а также установление взаи­моотношений сотрудничества и заботы, поощрение и поддержка стремлений людей к улучшению жизни обще­ства;

доступность – право каж. на образ-ние.

дифференциация – реализация творч. и интеллект. способ-стей.

экологическая направленность, содействие осо­знанию учащимися своей роли и места в окружающей среде, воспитанию бережного отношения к природе, жи­вотному и растительному миру, подготовка экологически грамотных рабочих и специалистов, в том числе по радиа­ционной безопасности;

научность, достоверность и постоянное совершен­ствование содержания, форм и методов обучения и воспитания в соответствии с новейшими достижениями на­уки;

ориентация на мировой уровень образования, изучение и использование опыта развитых стран, обес­печение условий признания за границей эквивалент­ности документов, выдаваемых белорусскими учебны­ми заведениями;

связь с общественной практикой, взаимодейст-; вие образования с производством и социокультурной дейст­вительностью, адаптация личности к различным формам жиз­недеятельности общества;

преемственность и непрерывность, согласованность содержания и форм обучения и воспитания на разных уровнях образования, создание условий для перехода с одной ступени на другую и получения необходимых человеку знаний в любой период его жизни;

единство обучения, духовного и физического со­вершенствования, целостное развитие человека, его фи­зических, социальных и культурных сил, органическое со­четание основных элементов мировоззрения: знаний, нравственно-ценностных ориентации, эмоционально-по­веденческих отношений;

демократизм, уважение и доверие между педаго­гами, учащимися и родителями, расширение их прав и по­вышение осознанной ответственности, децентрализация управления и самостоятельность учебных заведений при обеспечении ими государственных требований к образо­ванию;

светский характер, гражданское обучение и воспитание в государственных учебных заведениях, свобода совести и вероис­поведания человека;

поощрение таланта и образованности, создание условий для выявления и развития способностей людей, использования их в интересах личности и общества, все­сторонняя поддержка стремлений повысить уровень об­разования;

обязательность базового образования как необ­ходимого уровня обучения для дальнейшего получения общего и профессионального образования или начала самостоятельной трудовой деятельности;

сочетание семейного и общественного воспита­ния, повышение роли семьи в жизни человека, созда­ние условий для реального исполнения родителями своих воспитательных функций.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...