Современное состояние и тенденции развития образования и воспитания
В сфере образования и воспитания происходили негативные процессы: разрушение нац. шк., установление жесткой централизации управления, чрезмерной унификации содержания и форм обучения и воспитания. Педагогические профессии стали малопрестижными, в основном женскими, что еще больше обострило проблемы обучения и особенно воспитания. Недостаточным было и остается матер. и фин. обеспечение. В рез-те сегодня учебно-матер. база образования и особенно воспитания не отвечает современным требованиям. В городах 70% школ работают в 2-3-сменном режиме, у 60% сельских школ нет центрального отопления, водопровода, канализации. Только 30% школ имеют помещения для занятий физической культурой и спортом. Вызывает большую тревогу состояние здоровья дошкольников, учащихся и студентов. Ситуация еще более обострилась в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС и социально-экономическим кризисом общества. Все больше обостряются проблемы воспитания, растет преступность среди подростков. В последнее время практически все развитые страны осуществляют интенсивное реформирование своих образовательных систем на основе специальных национальных программ. При этом определяются следующие тенденции: üповышение роли образования в обществе как реальной культурообразующей и производительной силы; üсочетание разнообразных государственных и негосударственных форм образования; üобновление содержания, усиление фундаментальности образования; üмодернизация учебно-материальной базы на основе новейших достижений науки, техники и педагогических технологий; üдемократизация и гуманизация обучения и воспитания, переход образовательно-воспитательных систем на свободное саморазвитие в соответствии с изменчивыми условиями существования общества и личности; ü раннее выявление и всесторонняя поддержка талантливой молодежи; üактивизация деятельности учебных заведений в качестве социокультурных центров, расширение их взаимодействия с родителями и общественностью.
Главная цель обучения и воспитания — становление и развитие образованной, творческой, национально сознательной, нравственной и физически здоровой личности. Важнымицелями национального образования и воспитания также являются: •воспитание жителей республики как граждан Беларуси, представителей своей нации и земной цивилизации; * жизненное самоопределение молодежи, ее профессиональ-i ная ориентация, подготовка специалистов и рабочих кадров на уровне мировых требований; * помощь жителям республики в овладении государственным языком, содействие им в изучении иностранных языков; •распространение психолого-педагогических знаний среди населения республики; •содействие укреплению семьи и повышению ее роли в решении образовательно-воспитательных вопросов, обеспечение подготовки молодежи к исполнению родительских обязанностей; • социальная адаптация и подготовка детей с недостатками в умственном и физическом развитии к посильной трудовой и общественной деятельности; •оказание помощи взрослым в получении необходимых им общеобразовательных и профессиональных знаний; •повышение эффективности общественного воспитания через взаимодействие со средствами массовой информации, культурно-просветительными и другими учреждениями и организациями. Государственная политика Республики Беларусь в сфере образования и воспитания основывается на следующих принципах : • Гуманитаризация обр-ния: *приоритет общечеловеческих ценностей, воспитание жителей республики сведущими в мировой истории, уважительными к политическим, экономическим и социальным правам, культуре и традициям всех народов; *национально-культурная основа, широкое и глубокое приобщение обучающихся к сокровищам духовной и материальной культуры, развитие самосознания и воспитание лучших качеств характера белорусов;
• гуманизм, обращение к конкретному человеку, внимание к его склонностям, интересам, возможностям свободной самореализации, а также установление взаимоотношений сотрудничества и заботы, поощрение и поддержка стремлений людей к улучшению жизни общества; • доступность – право каж. на образ-ние. • дифференциация – реализация творч. и интеллект. способ-стей. • экологическая направленность, содействие осознанию учащимися своей роли и места в окружающей среде, воспитанию бережного отношения к природе, животному и растительному миру, подготовка экологически грамотных рабочих и специалистов, в том числе по радиационной безопасности; • научность, достоверность и постоянное совершенствование содержания, форм и методов обучения и воспитания в соответствии с новейшими достижениями науки; ориентация на мировой уровень образования, изучение и использование опыта развитых стран, обеспечение условий признания за границей эквивалентности документов, выдаваемых белорусскими учебными заведениями; связь с общественной практикой, взаимодейст-; вие образования с производством и социокультурной действительностью, адаптация личности к различным формам жизнедеятельности общества; преемственность и непрерывность, согласованность содержания и форм обучения и воспитания на разных уровнях образования, создание условий для перехода с одной ступени на другую и получения необходимых человеку знаний в любой период его жизни; единство обучения, духовного и физического совершенствования, целостное развитие человека, его физических, социальных и культурных сил, органическое сочетание основных элементов мировоззрения: знаний, нравственно-ценностных ориентации, эмоционально-поведенческих отношений; демократизм, уважение и доверие между педагогами, учащимися и родителями, расширение их прав и повышение осознанной ответственности, децентрализация управления и самостоятельность учебных заведений при обеспечении ими государственных требований к образованию;
светский характер, гражданское обучение и воспитание в государственных учебных заведениях, свобода совести и вероисповедания человека; поощрение таланта и образованности, создание условий для выявления и развития способностей людей, использования их в интересах личности и общества, всесторонняя поддержка стремлений повысить уровень образования; обязательность базового образования как необходимого уровня обучения для дальнейшего получения общего и профессионального образования или начала самостоятельной трудовой деятельности; сочетание семейного и общественного воспитания, повышение роли семьи в жизни человека, создание условий для реального исполнения родителями своих воспитательных функций.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|