Становление и развитие пед. науки.
Практика воспитания появилась вместе с первыми людьми. Но детей воспитывали без всякой педагогики. Позднее - потребность в обобщении опыта воспит-я, в создании спец. Учебно-воспит. учреждений для подготовки молодежи к жизни. Все знания о природе, чел., об-ве - в философии. В ней же были сделаны и первые пед. обобщения. Древнегреч. философия - колыбель европ. систем восп--я. Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель - теоретики пед-ки. Марк Квинтилиан “Образование фактора ” - свеобразный итог развития греческо-римской пед. мысли (долгое время основная книга по пед.). Во все времена - народная пед. (нар. традиции, системы воспитания). Средневековье -церковь направила восп-е в религ. русло. Образование в тисках теологии и схоластики. Тертуллиан, Августин, Аквитан-обширные пед. трактаты. Эпоха Возрождения - мыслители, педагоги-гуманисты Эразм Роттердамский, Витторино де Фельтрэ, Ф.Рабле, М.Монтень. 17в. –пед-ка выделилась в самост. науку, оставаясь тесно связанной с философией. Ян Амос Каменский “Великая дидактика ” -одна из первых научно-пед. книг. Джон Локк “Мысли о воспитании ” -воспит-е джентельмена. Просветители (Дидро, Гельвеций, Гольбах, Руссо) -борьба с догматизмом и схоластикой в пед-ке. Песталоцци- прогрессивная теория обучения и нравств. воспит-я учащихся. Гербарт Иоганн Фридрих -теорет. Обобщения в области психолгии обучения и дидактики (четырехзвенная модель урока, понятие воспитыв. Обучения, система развив. упр-ий). Дистервег -занимался изучением противоречий, присущих всем пед. явлениям (Белинский, Герцен, Чернышевский, Добролюбов, Толстой, Пирогов, Ушинский). Конец 19в.-нач.20в. -интенсивные исследование пед. проблем начаты в США. Сформулированы общие принципы, выведены закономерности чел. воспит-я, разработаны и внедрены эффективные технологии образования (Джон Дьюн, Эдвард Торндайк -представители СШАпед.). Русская пед-ка послеоктябрьскоого периода пошла по пути разработки идей воспитания человека в новом обществе (Крупская, Макаренко, Сухомлинский).
Предмет пед. – восп.-образоват-я деят-сть. Пед. вскрывает закон-сти этой деят-ти – устойч-е, объективные связи между явл-ми, на основе к-х строится теория и методика воспитания, пед. практика. Функции пед. 1) описательная; 2) объяснительная; 3) прогностическая (предвидеть поведение итд.); 4) диагност-я (опр-ние уровня одаренности ребенка итд.).; 5) проективно - конструктивная (технологии, позволяющие всем учиться с радостью); 6) преобразоват-я (улучшить пед. процесс). Категории: 1) образование - процесс освоения системы науч. знаний и его рез-т; 2) обуч-е - процесс взаимод-я учит. и учащ., цель к-го – образ-е и восп-е.; 3) восп-е – целенапр-й и орг-ный процесс форм-ния личности. В шир. смысле - передача накопл-го опыта от старших поколений к младшим. В узком -направленное воздействие на чел. со стороны обществ. институтов с целью формир-я у него опр-х знаний, взглядов и убеждений, нравств. ценностей, политич. ориентации, подготовки к жизни (восп. раб.); 4) разв-е – целенапр-е изм-ие личности ребенка, ее соверш-ние.; 5) парадигма - рекомендуемый образец (модель) действий.; 6) социализация – взаимод-е между личностью и окруж. структурой, людьми, оказывающими влияние на развитие личности + самовосп-е, самообраз-е.
2.Проблема воспитания и развития личности в... В науке имеются разные теории личности. 1) Научно-материалистический взгляд на сущность человека. Личность - субъект соц отношений и сознат деят-ти, существо общественное, формирующееся в совместной деят-ит и общении. Природные задатки получают развитие в соц среде. По Платонову, 4 подструктуры личности: - биопсихич св-ва: темперамент, половые, возраст. особ-сти; - психич-е процессы: внимание, память, воля, мышление; -опыт: умения, навыки, знания, привычки; -направленность: мировоззрение, стремление, интересы. Т.о., материализм считает, что природа личности биосоциальна: в ней есть биологич структуры, на основе которых развивается собственно личностное начало. 2) Фрейд: 3 сферы: подсознание (“оно”), сознание (“я”) и сверхсознание (“сверх-я”). 3)Бихевиоризм: личность - набор поведенческих реакций в ответ на ситуации.
Развитие личности - одна из главных категорий в психологии, пед-ке. Разв-ие -процесс количественных и качественных изменений под влиянием внешних и внутренних факторов. Изменение личности от возраста к возрасту протекает в след аспектах: физич развитие, псих развитие, соц развитие. Что двигает развитием личности? 3 позиции на этот счет: 1. Биологизаторская. Разв-ие-как процесс биологического, природного, наследственно запрограмм-го созревания. Разв-ие ребенка предопределяется врожденными инстинктами, особыми генами сознания, носителями постоянных наследуемых качеств=> в нач 20в -учение о диагностировании свойств личности +тестирование детей в нач школе, деление их по результатам на группы с разными программами (=>ошибочно). 2. Социологизаторский подход. Рав-ие определяется соц происхождением,принадлежностью к определ соц среде. Вывод: детей из разных соц слоев надо учить по-разному. 1.и 2. Подходы - сов наука в 20-30 гг. (педология). 3. Материалистич подход. Рав-ие личности -под воздействием двух факторов: биологич (наследственности) и соц (общества). Соц факторы преобладают. Однако -особая роль -воспитанию. Обучение влечет за собой развитие (Выготский). Эффективность воспит воздействия - в целенаправленности, систам-сти и квалифиц. руководстве. Воспит-ием можно добиться многого, но полностью изменить человека нельзя. Воспит подчиняет развитие человека намеченной цели. Целенаправ и систематич влияние воспитателей приводит к образованию новых заранее запроектированных условно-рефлекторных связей. Одна из важнейших задач правильно организов восп-ия -выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии с индивид особенностями человека. Опирается на заложенные природой задатки.
Воспит опирается на достигнутый уровень развития. Выготский: цели методы восп-ия должны соответствовать не только уровню развития ребенка, но и “ зоне его ближайшего развития ”. Два уровня умств развития: 1) уровень актуального развития (выполняет задания самостоятельно); 2) зона ближайшего разв-ия (справляется только с помощью взрослых). Воспит-ие должно идти впереди разв-ия. Задача воспит создать “зону ближайшего развития”, кот перешла бы в “зону актуального развития”.
3.Возрастные этапы в развитии личности... Периодизация основывается на выделении возрастных особенностей -характерных для определенного периода жизни анатомо-физиологических и псих-х качеств. Пед периодизация детского возраста: 1) младенчество (1 год жизни); 2) преддошк-ый возраст (1-3 года); 3) дошк-ый (3-6 лет): - младший(3-4), -средний(4-5), старший(5-6); 4) младший шк(6-10); 5) средн шк (10-15); 6) старший шк возраст(15-18). Разумно организованное воспит-ие должно приспосабливаться к возрат особен-тям. Я.А .Каменский -принцип природосообразности, согласно кот обучение и воспит-ие должны соответствовать возраст этапам развития. Особенности обучения шк-ов разного возраста: 1. Младший шк возраст (6-10). Все ткани организма -в состоянии роста. Восприятие -неустойчиво, неорганизованно. Внимание -непроизвольно, неустойчиво, ограничено по объему. Требуется воспит-ие культуры внимания. Мышление -от эмоц-образного к абстрактно-логическому. Задача -поднять мышление на новый этап, развить интеллект. Развить память (запасы велики, но не умеют пользоваться). Заклад-ся основы нравств поведения. Сочетание труда с игрой (инициативность, самодеят-ть, соревновательность). 2. Средний шк возраст (10-15). Бурный рост и развитие всего организма. Восприятие более целенаправленно. Внимание - специфическая избирательность. Мышление -более систематизир, последоват, зрелое, критичность, способ-ть к абстрактному мышлению. Нужно предлагать ученикам решать проблемные задачи, сравнивать, выделять главное, находить сходные и отличит черты. Подростковый возраст -период тяжелого кризиса. Бережно относиться к проявлению чувств подростков. Уметь поставить себя на его место. 3. Старший шк возраст (15-18). Избирательное отношение к уч предметам. Чувство взрослости -глубже и острее. Стремление выразить свою индивидуальность. Форм-ие нравств и соц качеств.
4.Проблема цели, задач и содержания воспит-ия и образов-ия в пед-ке. Цели образов-ия: 1) развитие мышления, памяти и других способностей личности(формальное образов-ие). 2) усвоение основ наук, форм-ие конкретных, нужных в жизни знаний(материальное образов-ие). Задачи образов: 1. Обеспечение необходимого уровня усвоения систематизированных знаний. 2. Развитие интересов, способностей, мышления, внимания, воображения, памяти, чувств, воли, познавательных и практических умений. 3. Форм-ие научного мировоззрения, нравств, эстетич и др качеств. 4. Форм-ие способностей к самообразованию, потребности и умений в самосоверш-ии. 5. Форм-ие знаний об основах производства и организации труда в промышленности и управлении. Содержание образов: это система научных знаний, умений и навыков, мировоззренческих, нравств-эстетич идей, элементы соц, познават и творческого опыта. Факторы, детерминирующие сод-е образов- ия: - соц, профессион-ые, культурные требования об-ва к выпускнику; - степень его удовлетворения принципу научности, систематичности, последоват-ти и др; - сод-ие образов-ия должно соответствовать психолог возможностям и развитию шк-ов на разных ступенях обучения; - потребности личности в образов-ии. Образов программа -сод-ие образов-ия определенного уровня и направления. По направлению: общее и професс-ое образ-ие. Общее образ-ие: дошк-ая подготовка, нач школа, неполная средняя школа, полное ср общее оьраз-ие. Сод-ие общего ср образ-ия: отражено в ряде документов, учебниках, уч и методич пособиях. Учебн план общеобраз школы -перечень изучаемых предметов, их распределение по годам обуч и кол-во часов. Предусматривает диф обучение с 10 класса и ранее. Учебн программа -документ характеризующий отдельный уч предмет. 3 принципа расположения материала в программе: линейный (последовательно), концентрический (с перерывом), спиральный (послед-но и циклично). Уч предмет -дидактически обработанные знания по основам какой-либо науки. Учебник -уч-ая книга, отражающая подробно содер-ия образов, уч-ую информацию. Функции: - информац-ая, обучающая, мотивационная, контрольная, самообразов-а.я Цели воспитания: 1) стратегическая, реализация кот отодвигается в будущее; 2) тактическая; 3) личные цели уч-ка. Их нельзя навязывать; 4) воспитат-ая; 5) учебная.
Интеграция целей = их объединение. В гуманистич-ой пед-ке многостороннее развитие личности явл-ся главной целью, а также форм-ие саморазвивающ-ся, саморегулируемой личности, приобщение ее к общечел-ким ценностям. Задачи воспит-ия: 1. Умственного: - усвоение определенного объема научн знаний; -форм-ие научного мировоззрения; -развитие умствен сил, способ-тей и дарований; -разв-ие познават интересов, познават активности; -разв-ие потребности пополнять свои знания.2 .Физического: - укрепление здоровья, правильное физ развитие; -повышение умствен и физ работоспособ-ти; -разв-ие основных двигательных качеств; -форм-ие гигиенических навыков; -воспитание нравств качеств; -форм-ие потребности в занятиях спортом; -разв-ие стремления быть здоровым.3 .Нравственного: -форм-ие нравств понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам об-ва.4. Эстетического: -форм-ие эстетич знаний; -воспит-ие эстетич культуры; -развитие эстетич чувств; -приобщение к прекрасному. Содержание: научные факты, понятия, теории о природе, об-ве, человеке, т.е. знания, на кот базируется обществ опыт, ценности, нормы,идеалы, а также способности, навыки, умения, привычки поведения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|