Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

8. В сфере интеллектуальной одаренности




8. В сфере интеллектуальной одаренности

· хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей;

· обладает хорошей памятью;

· легко и быстро схватывает новый «учебный» материал;

· задает очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;

· любит читать книги, причем по своей собственной «программе»;

· обгоняет своих сверстников по учебе, причем не обязательно является «отличником», часто жалуется, что на официальных занятиях ему скучно;

· гораздо лучше и шире многих своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно (о мировой политике, экономике, науке и т. д. );

· обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен не по годам, даже расчетлив;

· очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обязательно остро, реагирует на все новое и неожиданное в жизни.

 

    Обработка данных: То, в какой сфере у вас большее количество плюсов, именно этот вид одарённости у вашего ребёнка. Если у вас одинаковое количество плюсов по разным видам одарённости (например, художественно-эстетическая и артистическая), то у вашего ребёнка есть большие творческие возможности.

 

 

2. 4. Тест «Нарисуй человека»

 

    Разработан К. Маховер в 1946 г. на основе теста Ф. Гудинаф.

    Шкалы: представление о себе, коммуникабельность, тревожность, агрессивность, межличностные отношения, образ тела, полоролевая идентичность, патология развития, интеллект

    НАЗНАЧЕНИЕ ТЕСТА. Рисунок человека наделяют различными значениями. Некоторые считают изображение человеческой фигуры проекцией образа тела, другие отражением я- концепции. Его принимают за проекцию отношений ребенка к значимой личности из его окружения, проекцию образа его идеального " я", выражение привычных действий. Он может быть выражением того, как человек воспринимает внешние обстоятельства, как он относится вообще к жизни и обществу или сочетанием перечисленного.

    ЦЕЛЬ МЕТОДИКИ. Определение индивидуальных особенностей личности.

    ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ ТЕСТА состоит из того, что ребенку дают простой карандаш средней мягкости и стандартный чистый лист бумаги формата а4 (210 х 297 мм. ) и просят создать рисунок: " Нарисуй, пожалуйста, человека, какого хочешь".

    Если ребенок отказывается, надо постараться его убедить. На всевозможные вопросы, которые, как правило, носят уточняющий характер (" а какого человека? " ), следует отвечать уклончиво, например: " любого", " рисуй какого хочешь". На любые выражения сомнений можно сказать: " ты начни, а дальше легче будет…"

    В ответ на вашу просьбу ребенок не обязательно создаст полноценный рисунок человека. Он может нарисовать человека частично, нечто вроде бюста или в виде карикатуры, мультипликационного героя, абстрактного изображения. В принципе любой рисунок может предоставить важную информацию о ребенке, тем не менее если рисунок не удовлетворяет требованиям, ребенка просят взять другой лист бумаги и нарисовать человека еще раз, теперь в полный рост, целиком: с головой, туловищем, руками и ногами.

    Инструкция повторяется до тех пор, пока не будет получен удовлетворительный рисунок фигуры человека. Все вопросы и реплики ребенка в процессе рисования, особенности его поведения, а также такие манипуляции, как стирание элементов рисунка и дополнения, вы должны фиксировать. То же самое касается времени рисования.

    ИНСТРУКЦИЯ. «Нарисуй человека, какого хочешь». Если ребенок отказывается, надо постараться его убедить. На все уточняющие вопросы ребенка отвечать уклончиво, например: «Ты начни, а дальше легче будет... »

    ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ. После того как рисунок завершен, исследователь должен спросить у ребенка, все ли он нарисовал, а затем перейти к заключительной беседе, которая строится на основании рисунка, его особенностей и анализа элементов, в процессе которой исследователь может прояснить все неясные моменты рисунка. С помощью беседы, благодаря выражению испытуемым отношений, чувств, переживаний, исследователь может получить уникальную информацию, касающуюся актуального эмоционального, психологического состояния испытуемого. Беседа может включать вопросы: кто этот человек? где он живет? есть ли у него друзья? чем он занимается? добрый он или злой? на кого он смотрит? кто смотрит на него?

    ЗАПИСЬ. Все вопросы, реплики, стирания и дополнения рисунка, а также время рисования фиксируются в протоколе.

    ИНТЕРПРЕТАЦИЯ. Строится на последовательном анализе следующей информации:

1) кто изображен;

2) что он делает в данный момент;

3) пропорциональность фигуры и особенности изображения отдельных частей, расположение на листе;

4) декорирование и окраска;

5) наличие дополнительных аксессуаров;

6) качество линий (нажим, равномерность и пр. );

7) о чем говорил ребенок при беседе.

 

    Беседа также может включать вопросы:

· Кто этот человек?

· Где он живет?

· Есть ли у него друзья?

· Чем он занимается?

· Добрый он или злой?

· На кого он смотрит?

· Кто смотрит на него?

· Другие вопросы, которые следует задать ребенку, дабы получить от него максимум информации:

· Знаком тебе этот человек?

· На кого он похож, кого он напоминает?

· О ком ты думал, когда рисовал?

· Что делает нарисованный человек, чем он в данный момент занят?

· Сколько ему лет?

· Где он находится?

· Что вокруг него?

· О чем он думает?

· Что он чувствует?

· Чем он занимается?

· Он тебе нравится?

· У него есть плохие привычки?

· У него есть какие-нибудь желания?

· Что тебе приходит в голову, когда ты смотришь на этого нарисованного человека?

· Этот человек здоров?

· Что больше всего хочет этот человек?

        

    Во время этой беседы с ребенком вы можете попросить его разъяснить или прокомментировать имеющиеся на рисунке неясные детали, сомнительные или нечеткие места. Спросите также, какая часть тела, по его мнению, получилась лучше всего и почему, а какая часть самая неудачная, почему.

Другой вариант беседы с ребенком - попросить его сочинить историю об этом человеке.

    К данной методике в полной мере применимы все общие моменты, касающиеся рисуночных тестов, а также интерпретационный материал теста «Дом — Дерево — Человек» в той его части, которая относится к рисунку человека. Образ тела на рисунке чутко реагирует на воздействие раздражителей, нарушающих ровное течение эмоциональной жизни ребенка. Поэтому в рисунке человеческой фигуры будут символически отражаться проблемы, возникшие в результате осознания ребенком своих чувств. Таким образом, рисунок становится глубинным портретом личности. В соответствии степени расстройства и образ тела, в его графическом представлении, может стать отличным от нормальных и общепринятых представлений — от небольших отклонений в деталях до полного разрушения. Среди наиболее распространенных отклонений — изображение фигуры с разрозненными частями тела, отсутствие человека на рисунке, поразительно неуместные детали, стирание только что нарисованной человеческой фигуры, застывшие роботоподобные фигуры. Такие случаи могут наблюдаться в рисунках детей с серьезными расстройствами нервной системы.

    Невротичное поведение и чувство неполноценности могут выражаться в том, что на рисунке будет изображена маленькая фигурка, часто — в нижней части листа, с крошечными ступнями; или властная фигура одного из родителей преувеличенных размеров. Эти качества могут выражаться и в чрезмерной штриховке, в откровенном изображении гениталий, в сокрытии генитальной области, в спутанной сексуальной роли, в акцентировании внимания на руках или упущении рук или кистей, в изображении темных облаков и затемненного солнца

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...