Глава 1. Теоретические основы воспитание самостоятельности в старшем дошкольном возрасте
Стр 1 из 6Следующая ⇒ Введение
В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к целеосмысленному общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения, сообразно с основополагающими моральными принципами. Поэтому проблема воспитания самостоятельности в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость. Первые проявления самостоятельности в детской деятельности усматриваются еще в дошкольном возрасте. Каждый здоровый ребенок стремится в пределах своих еще небольших возможностей к некоторой независимости от взрослых в повседневной практической жизни. Фундамент самостоятельности закладывается на границе раннего и дошкольного возраста, дальнейшее развитие самостоятельности как личностного качества в период дошкольного детства связано с развитием основных видов деятельности: игры, бытового труда, конструирования, художественной и учебной деятельности. Каждый вид детской деятельности оказывает своеобразное влияние на развитие активности и инициативы, поиск адекватных способов самовыражения в деятельности, освоение способов самоконтроля, на воспитание волевого аспекта самостоятельности и т.д. Новые цели образования предполагают формирование творческой личности, способной к самостоятельному определению способов своей деятельности. Самостоятельность является основой формирования творчества в деятельности субъекта, а ручной труд - это активное взаимодействие субъекта с окружающим миром, в результате которого он целенаправленно изменяет этот мир и себя и создает нечто новое, имеющее общественное значение.
Целью дошкольного воспитания является физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое развитие детей и подготовка их к школе. Она должна быть связана с жизнью и современностью и строиться в соответствии с возрастными психофизиологическими особенностями детей. Следует начинать формировать у ребенка в дошкольные годы самостоятельность и способности к труду, в том числе и ручному, которые пригодятся ему в будущем. Эти положения развивались и конкретизировались применительно к различным сторонам дошкольного воспитания видными отечественными педагогами Е. А. Аркиным, Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой, Е. А. Флериной и другими. Теоретические и экспериментальные исследования этих педагогов и других отечественных специалистов свидетельствуют о том, что ни одно из специфически человеческих качеств личности - логическое мышление, осмысленная память, творческое воображение, нравственные представления - не может развиваться у ребенка независимо от воспитания, в результате спонтанного созревания врожденных задатков. В связи с тем, что в педагогической науке выявлено недостаточное теоретическое освещение проблемы воспитания у детей старшего дошкольного возраста самостоятельности посредством ручного труда, наблюдается определенное противоречие. Задачи по воспитанию самостоятельности у детей дошкольного возраста решаются не в полной мере ввиду недостаточной эффективности приемов воспитания самостоятельности в процессе ручного труда. Противоречие: между необходимостью воспитания самостоятельности в старшем дошкольном возрасте и недостаточным использованием возможностей ручного труда в решений данной проблемы. Проблема: каковы возможности ручного труда в воспитании самостоятельности в старшем дошкольном возрасте.
Цель дипломной работы: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка возможностей ручного труда в воспитании самостоятельности детей старшего дошкольного возраста. Объектом исследования: воспитание самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: ручной труд как средство воспитание самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза: процесс воспитания самостоятельности старших дошкольников в процессе ручного труда будет эффективным, если: будут учитываться возрастные и индивидуальные особенности детей; будет создаваться ситуация успеха, которая позволит выработать уверенность в себе. Для того чтобы достичь цели исследования необходимо решить следующие задачи: 1. Проанализировать теоретические основы воспитания самостоятельности в процессе ручного труда в старшем дошкольном возрасте. 2. Разработать и выявить уровни сформированности самостоятельности в старшем дошкольном возрасте. 3. Экспериментально проверить возможности ручного труда в воспитании самостоятельности в старшем дошкольном возрасте. Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ теоретических источников по теме исследования; беседа с воспитателями; анкетирование родителей; наблюдение за детской деятельностью; Теоретическая значимостьработы заключается в том, что выявлены сущностные характеристики понятия «самостоятельность», особенности воспитания самостоятельности в старшем дошкольном возрасте, а также возможности использования ручного труда в воспитании самостоятельности детей старшего дошкольного возраста. Практическая значимость работы заключается в том, что предложенные конспекты занятий по воспитания самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе ручного труда могут быть реализованы педагогами в воспитательно-образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения.
Глава 1. Теоретические основы воспитание самостоятельности в старшем дошкольном возрасте
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|