Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выявление динамики в уровнях сформированности самостоятельности в старшем дошкольном возрасте




 

Цель контрольного этапа эксперимента - определить изменения в уровнях сформированности самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста, после проведения формирующего этапа исследования.

На заключительном этапе исследования нами использовались те же методики:

.   беседа с воспитателями;

.   анкетирование родителей;

.   наблюдение за детской деятельностью.

Воспитателям и родителям предлагалось снова ответить на те же вопросы что и на констатирующем этапе, а также проводилось наблюдение за детской деятельностью (См. Приложение №1, №2).

Беседа проводилась индивидуально с каждым воспитателем, по ходу заполнялись протоколы, в которых отмечались названные дети. Таким образом, каждый из детей получил от 0 до 10 баллов по результатам беседы с каждым воспитателем. Полученные данные имели незначительное расхождение, и в целом, не повлияли на уровень развития самостоятельности детей.

В ходе беседы выяснилось, что 60-80% детей могут выполнить какое-либо ответственное задание, и при этом большинство детей (до 90%) не обращаются за помощью к воспитателю. Не откажутся от помощи, если не могут выполнить задание самостоятельно, 20% детей. Проявить увлеченность, инициативу и творчество, желание получить результат в процессе деятельности могут около 70%.

Большинство детей не затрудняются самостоятельно подобрать необходимое оборудование, спланировать свои действия, это могут сделать 50-70% детей, столько же проявить настойчивость в достижении необходимого результата, при этом неудача - не повод отказаться от деятельности. По результатам беседы с воспитателями была заполнена таблица. 20% детей старшего дошкольного возраста находятся на низком уровне развития самостоятельности, 50% - на среднем и 30% - на высоком.

Для проведения анкетирования родителей использовались три серии вопросов (См. Приложение №2), на которые родители отвечали самостоятельно. По результатам каждому ребенку были начислены баллы от 0 до 10, определившие уровень развития его самостоятельности.

По мнению родителей, только 20% детей часто обращаются к ним за помощью, однако, если при выполнении задания возникают трудности, это количество увеличивается до 50%. Справится с заданием самостоятельно могут 50%, столько же могут проявить инициативу в процессе деятельности. Часто отвлекаются 30% детей, увлечены и направлены на достижение результата 50%. По итогам тестирования была составлена таблица. 20% детей находятся на низком, 60% на среднем, 20% на высоком уровне развития самостоятельности.

Также как и в констатирующем эксперименте мы посчитали мнение воспитателей более объективны нежели мнение родителей.

При проведении наблюдения за детьми дошкольного возраста неукоснительно соблюдались следующие правила:

при проведении эксперимента создавалась доверительная атмосфера; расположению ребенка к себе способствовали непринужденные разговор, ободряющие жесты, доброжелательность, выполнение совместной деятельности;

место проведения наблюдения было знакомым - групповая и спальная комнаты, в которых не было новых отвлекающих предметов;

во время эксперимента слова и действия детей не оценивались и не комментировались.

Наблюдение за детьми позволило сделать вывод, что у 30% детей интерес к деятельности сформирован, у 50% - присутствует частично, у 20% - отсутствует. 40% детей не требуется помощь взрослого, 60% стремятся к решению задач деятельности без помощи взрослого, 20% не могут обойтись без помощи взрослого.

Умение поставить цель деятельности частично сформировано у 60% детей, осуществить элементарное планирование - у 50%, реализовать задуманное - у 40%, получить результат, адекватный поставленной цели - у 30%. Способность к проявлению инициативы в решении возникающих задач частично присутствует у 50%, к проявлению творчества - у 30% детей.

Таким образом, по итогам наблюдения за детской деятельностью 20% детей старшего дошкольного возраста находятся на низком уровне развития самостоятельности, 60% - на среднем и 20% - на высоком. Эти же данные получены в результате обобщения всех методик и представлены в итоговой таблице и диаграмме (См. Таблица №2, Диаграмма №2).

 

Таблица №2

Результаты контрольного эксперимента

 Фамилия, имя

Уровень

  Беседа с восп-лями Тест-ние родителей Наблюде- Итоговый
      ние уровень
Маша А. низкий Низкий низкий низкий
Ваня А. средний Высокий средний высокий
Данил Б. средний Средний средний средний
Наита Б. низкий Низкий низкий средний
Катя Г. средний Средний средний высокий
Миша Е. средний Средний средний средний
Артем К. средний Средний средний средний
Вадим К. низкий Средний низкий низкий
Карина К. низкий низкий низкий средний
Егор М. низкий средний низкий средний

 

Диаграмма №2

Результаты контрольного эксперимента


Сравнительный анализ результатов повторного изучения уровня сформированности самостоятельности у старших дошкольников.

На основе полученных результатов мы видим явные изменения показателей уровней сформированности самостоятельности у старших дошкольников. На констатирующем этапе детей с высоким уровнем развития самостоятельности вообще не было, а на контрольном этапе уровень самостоятельности у двоих ребят вырос со среднего до высокого, также уровень 30% детей с низкого повысился до среднего.

Также изменились и качественные показатели поведения дошкольников. Ребята стали чаще проявлять инициативу, реже обращаться за помощью к взрослым, стараться выполнить задание самостоятельно. Дети стали самостоятельно подбирать необходимое оборудование, научились планировать свои действия, проявляют настойчивость в достижении необходимого результата.

Произошли и психологические изменения: многие ребята стали более сдержаны, стали увереннее и выросла их самооценка.

 

Выводы по второй главе

 

На констатирующем этапе исследования мы провели беседы с воспитателями и родителями детей участвующих в эксперименте. Также организовали наблюдение за детьми в процессе ручного труда. Полученные результаты показали, что у 50% воспитанников уровень сформированности самостоятельности - низкий, а также у 50% - средний. Мы выявили, что ребятам проще обратиться за помощью к взрослому, нежели решить вопрос самостоятельно. Дети мало проявляют инициативу при выполнении заданий в процессе ручного труда.

Полученные данные подтолкнули нас к разработке комплекса занятий по ручному труду с целью воспитания самостоятельности у дошкольников. Нами было проведено 10 занятий с общей тематикой «Путешествие по сказочной стране». Занятия проводились раз в неделю в течении 4 месяцев, продолжительность занятия составила 30 минут.

Работа строилась с учетом следующих принципов:

.   Принцип систематичности и последовательности.

.   Принцип доступности.

.   Принцип научности.

.   Принцип связи теории с практикой.

.   Принцип наглядности обучения.

.   Принцип сознательности и активности.

.   Принцип прочности.

Практически все занятия проводились с привлечением дополнительных сказочных персонажей, что позволило сразу повысить интерес к совместной деятельности. Во время занятий создавались различные ситуации успеха, что положительно повлияло на достижение цели эксперимента.

После проведения формирующего этапа мы организовали повторное изучение уровня сформированности самостоятельности, при этом использовали те же методики что и на констатирующем этапе. По результатам исследования мы видим явные улучшения показателей самостоятельности детей. Если на констатирующем этапе детей с низким уровнем развития самостоятельности было 50%, то на контрольном их стало 20%, на первом этапе не было детей с высоким уровнем сформированности самостоятельности, то на последнем этапе их количество составило 20% от всей группы участников эксперимента. Также увеличилось число детей со средним уровнем развития самостоятельности на 10%.

Дети стали более инициативными в процессе ручного труда, увереннее стали чувствовать себя при выполнении различных заданий, научились ставить цель, планировать свою работу и адекватно оценивать полученный результат. Дошкольники стали реже обращаться за помощью к взрослому. Начали выполнять работу без спешки, при этом добросовестно и аккуратно.

Таким, образом мы можем с полным правом говорить о том, что занятия по ручному труду способствуют воспитанию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.

 


Заключение

 

Представленная дипломная работа посвящена актуальной проблеме воспитания самостоятельности дошкольников.

«Чем раньше мы начинаем воспитывать в детях стремление самим добиваться своих целей, тем скорее создадим сильных, а, следовательно, самостоятельных и свободных людей», - говорила М. Монтессори. Тезис о необходимости воспитания самостоятельности выглядит для большинства современных педагогов банальностью, и проблема состоит в методах такого воспитания.

В теоретической части работы, на основе анализа литературы по теме исследования, рассматриваются различные аспекты формирования самостоятельности дошкольников, рассматривается самостоятельность как качество ума и личности детей; развитие самостоятельности в трудовой деятельности и педагогические условия развития самостоятельности посредством ручного труда.

Анализ литературы показал, что компонентами самостоятельности дошкольников выступают: стремление к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умение поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели, способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.

Развитие самостоятельности в период дошкольного детства связано с развитием основных видов деятельности, в том числе трудовой. В практике дошкольного воспитания проблеме самостоятельности дошкольника в бытовом труде уделено особое место. Самостоятельность воспитывается при выполнении детьми обязанностей по обслуживанию себя и близких людей; уровень самостоятельности связан с освоением социального опыта трудовой деятельности, возможностью проявления ребенком в труде субъектной позиции. Самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества, при неуклонном повышении роли детского сознания, самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности.

На основе изучения педагогической, психологической и методической литературы нами была выдвинута гипотеза о том, что процесс воспитания самостоятельности старших дошкольников в процессе ручного труда будет эффективным, если:

будут учитываться возрастные и индивидуальные особенности детей;

будет создаваться ситуация успеха, которая позволит выработать уверенность в себе.

С помощью данных полученных в результате проведения практического исследования, мы убедились в недостаточной сформированности самостоятельности дошкольников в процессе ручного труда и необходимости проведения развивающей работы. Нами был разработан комплекс занятий по ручному труду, рассчитанный на 4 месяца, с целью воспитания самостоятельности у дошкольников.

Данные контрольного эксперимента показали, что проведённая работа оказалась эффективной: сформированы элементарные трудовые навыки; произошло повышение уровня развития самостоятельности дошкольников и её компонентов. Гипотеза исследования подтвердилась.

Разработанный комплекс занятий по ручному труду в дальнейшем может дополняться и использоваться в работе педагогов ДОУ, что повлечет за собой развитие самостоятельности детей дошкольного возраста.

 


Список литературы

 

1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста [Текст] /Н.М. Аксарина. - М.: Педагогическое общество России, 2007.

.   Арсеньев А.С. Научное образование и нравственное воспитание [Текст] / А.С. Арсеньев // Психологические проблемы нравственного воспитания детей. - М.: Педагогика, 2007.

.   Блонский П.П. Вопросы педагогики [Текст] / П.П. Блонский. - СПб.: Питер, 2009.

.   Болотина Л.Р., Комарова Т. С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средн. пед. учебн. Заведений. [Текст] / Л.Р. Болотина. - М.: Академия, 1998.

.   Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети: Учебное пособие для воспитателей дошкольных учреждений, студентов педагогических колледжей и вузов, родителей и дошкольников [Текст] / Р.С. Буре, Л.Ф. Островская.- 3-е изд., перераб. И доп.-М.-: Издательство «Ювета», 2008.

.   Буре, Р.С. Организация труда детей и методика руководства [Текст] / Р.С. Буре // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду - М.: Просвещение, 2009.

.   Волосова Е. Развитие ребёнка дошкольного возраста [Текст] / Е. Волосова. - М.: Гардарики, 2009.

.   Выготский Л.С. Воспитание детей [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Логос, 2010.

.   Выготский Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 2008.

.   Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду [Текст] / Г.Н. Година // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А. М. Виноградовой. - М.: Просвещение, 2010.

.   Гуськова Т.В. Можно ли воспитать ребёнка самостоятельным? [Текст] / Т.В. Гуськова //Д.в.-№8, 2009.

.   Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст] / В. И. Даль. - М.: Просвещение, 2006.

.   Дошкольная педагогика [Текст] / Под ред. В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. - 2-е издание, исправленное и дополненное. - М.: Просвещение, 1986. - 415 с.

.   Дошкольная педагогика [Текст] / Под редакцией В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 2008.

.   Дуброва В.П. Воспитание самостоятельности у дошкольника: Методические рекомендации [Текст] / В.П. Дуброва. - М.: Просвещение, 2009.

.   Каплан Л.И. Первые проявления самостоятельности [Текст] / Каплан Л.И. - 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2009.

.   Комарова Т. Трудовое воспитание в детском саду. [Текст] / Т. Комарова. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 48с.

.   Котырло В.К. Роль дошкольного воспитания в формировании личности [Текст] / В.К. Котырло, Т.М. Титаренко. - М.: Прогресс, 2007.

.   Кузавкова К.П. Формирование общественно-направленной самостоятельности у детей дошкольного возраста: Учеб. Пособие [Текст] / К.П. Кузавкова. - Пермь, 2009.

.   Мухина В.С. Возрастная психология [Текст] / В.С. Мухина. - М.: Гардарики, 2009.

.   Нечаева В.Г. Нравственное воспитание дошкольника [Текст] / В.Г. Нечаева. - М.: Педагогика, 2008.

.   Ожегов И. Толковый словарь русского языка [Текст] / И. Ожегов. - М.: 2-е издание, Просвещение, 2005.

.   Основы дошкольной педагогики [Текст] / Под ред. А.В. Запорожца, Б.Д. Маркова. - М.: Логос, 2010.

.   Сергеева Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности [Текст] / Д. В. Сергеева. - М.: Просвещение, 2009.

.   Сигел Э. Как воспитывать дошкольника [Текст] / Э. Сигел, Л. Сигел. - М.: Росмэн, 2008.

.   Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения В 3-х т. [Текст] / В. А. Сухомлинский. - М.: Просвещение, 2009, т. 1.

.   Тулегенова А.Г. Педагогические условия формирования положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / А.Г. Тулегенова: Автореф. дис.... канд. пед. наук. М., 2005.

.   Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада [Текст] / Под ред. Г.А. Урунтаевой. - М.: Просвещение: 2010.

.   Эльконин В.С. Возрастная психология [Текст] / В.С. Эльконин. - М.: Педагогическое общество России, 2008.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...