Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Возможности ручного труда в воспитании самостоятельности в старшем дошкольном возрасте




 

Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богатым духовно. Труд развевает человека физически. И, наконец, труд должен приносить радость доставлять счастье, благополучия. Еще можно сказать, что труд это проявление людей друг о друге.

В толковом словаре русского языка В.И. Даля мы находим:

Труд:

. Целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей.

. Работа, занятие.

. Усилие, направленное к достижению чего-нибудь [11, c. 134].

Труд в целом не психологическая, а социальная категория.

Как и в любом другом деле, в процессе воспитания есть еще неиспользованные резервы. Над их вскрытием работают педагогические коллективы, социологи.

Прежде всего, здесь следует выделить проблему главного “ядра” в трудовом воспитании ребенка. Такое “ядро”, как показали исследования, составляют формирование общетрудовых умений интеллектуального характера, умение выполнить задачу не только индивидуально, но и в условиях совместного труда, развитие положительной мотивации труда дошкольников, их творческих способностей и других качеств личности, важных для самоопределения дошкольников. Поскольку творчество является наиболее значительным проявлением человека, психологи ищут оптимальные пути и способы приобщения дошкольников к творческому труду.

Особенно важным в трудовом обучении ребенка являются мотивы, побуждающие детей трудиться. Именно с мотивами связано формирование отношения к труду, как главной ценности.

Педагогу необходимо усвоить общие закономерности развития личности. Личность формируется под влиянием воспитания, социализации и самовоспитания. Личность - результат взаимодействия внешних влияний с внутренними условиями индивидуума, к которым относятся его направленность, способности, характер и другие личностные свойства.

Для успешного осуществления трудовой деятельности требуется участие всей личности индивидуума: его психических процессов, состояний и свойств. С помощью психических процессов, например, человек ориентируется в условиях труда, формирует цель, контролирует ход деятельности. Высокие требования к человеку предъявляют социальные условия труда. В различных детских трудовых объединениях труд носит коллективный характер и его осуществление связано с включением дошкольника в широкую и сложную систему производственных, нравственных и других отношений.

Включение старших дошкольников в коллективный труд способствует усвоению им названных отношений, превращению их из внешних во внутренние. Это происходит под влиянием господствующих норм поведения, общественного мнения, организации взаимопомощи и взаимной требовательности и действия таких социально-психологических феноменов, как внутригрупповая внушаемость, соревновательность [13, c. 65].

Важной производной этих социально-психологических факторов является формирование ответственности за результаты труда коллектива, Исследования показали, что большинство старших дошкольников - членов бригад готовы отвечать за результаты труда своего звена.

Большое требование к человеку предъявляют результаты труда. Таким образом, требования предмета, орудий, условий и результатов труда являются важнейшим условием развития психики человека в процессе трудовой деятельности.

Вторым условием развития психики человека пол влиянием труда является целесообразная деятельность самого субъекта. Преобразуя предмет труда, создавая общественно ценные продукты, он преобразует себя. Для более полного использования развивающих возможностей труда они должны быть дополнены деятельностью старших - обучением и воспитанием.

Во всех видах труда формируется важное качество личности, как практичность. Человек с этим качеством свободно ориентируется на производстве и в быту. Участвуя в коллективном труде, индивид познает не только других, но и себя: кто он есть, какую ценность представляет для других, что он может. Дети, как показали психологические исследования, плохо знают себя, свои возможности, свое положение в коллективе. И в результате трудовой деятельности происходят существенные изменения. Прежде всего, изменяется его отношение к себе, а затем и отношение коллектива и педагогов.

Труд играет большое значение в развитии способностей ребенка. Способности развиваются, главным образом, в условиях ведущей деятельности: в дошкольном возраста - в игре, в младшем и среднем школьных возраста - в учении, в юношеском - в профессионально-трудовой подготовке [22, c. 82].

Формирование способностей осуществляется в той или иной деятельности. В процессе труда, например, распределение внимания становится более широким, а его переключение более быстрым.

В процессе труда и общения с другими членами трудового коллектива происходит развитие чувств.

Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Работа в коллективе развивает социализацию личности ребенка Развитие способностей, чувств и мышления делает личность ребенка более гармоничной. Следовательно, труд является важнейшим фактором, влияющим на развитие личности ребенка.

В современной жизни необходимо не только вооружать дошкольников, а позже учащихся знаниями и умениями, но и вырабатывать готовность самостоятельно их пополнять. Поэтому очень важно обучать детей умениям и навыкам самостоятельного учебного труда, в том числе умение работать своими руками.

Надо стремиться к тому, чтобы уроки пробуждали у детей любознательность, стремление к расширению своего кругозора путем самообразования, внеклассных занятий. Примером может служить выполнение проектов.

Процесс современного воспитание изменяет содержание и характер труда, требует развития у каждого человека познавательной самостоятельности, творческого мышления. Чтобы включить детей в творческую деятельность, нужна система познавательных задач поискового характера.

Развивать самостоятельность как качество личности непросто, поскольку нужно суметь создать такие условия, при которых у дошкольника появится желание созидать и уверенность в том, что ему удастся достигнуть поставленной цели. При этом необходимо учитывать тот факт, что дети сильно различаются по своим интересам, активности, инициативе и т. д. Поэтому технология развития самостоятельности должна строиться поэтапно и сам процесс развития будет достаточно продолжительным [4, c. 77].

В старшем дошкольном возрасте детям становится доступным ручной труд. Его содержание очень разнообразно: это и изготовление игрушек-самоделок из различных материалов, и работа с тканью, древесиной, виды ручного труда, навыками которого ребенок овладел в семье (элементы ткачества, шитья, вышивания).

Любой из видов ручного труда содержит в себе одинаковые возможности для формирования у детей нравственно-волевых качеств, прилежания, стремления к качественному выполнению задуманного. Но некоторые виды его должны иметь место в каждом детском саду.

Особенностью ручного труда является то, что в результате приложенных усилий получают незамедлительно готовую поделку. Ребенок имеет возможность видеть результат, сопоставить с образцом, оценить качество поделки. Перед воспитателем, руководящим ручным трудом, всегда стоят две задачи: вызвать интерес к изготовлению полезных предметов своими руками, прилагая усилия, проявляя фантазию, творчество, и в то же время предупредить возможные неудачи, чтобы не снизить интереса к труду, использовать возникающие затруднения с целью формирования у детей готовности к их преодолению.

Возможность изготовить предмет, имеющий практическую значимость, своими руками, привлекает детей. Эта особенность ручного труда становится сильным мотивом, побуждающим ребенка к овладению необходимыми навыками, к настойчивости в процессе деятельности. Но, выбирая методы организации труда и его содержание, важно и необходимо учитывать его воспитательное значение и его целесообразность (степень сложности, объем труда и т. д.).

Организуя ручной труд в группе, воспитатель должен учитывать соответствие его содержания возможностям детей. Труд должен быть интересным для них и приводить к результату, имеющему практическое значение, позволять достичь результата без переутомления, не оказывать отрицательного влияния на двигательный режим, на организацию других видов деятельности (игр, занятий по интересам) [18, c. 90].

Чтобы вызвать интерес детей к ручному труду, нужно увлечь их работой по изготовлению разных вещей: сказочных персонажей, белья для кукол, игрушек и др. С этой целью воспитатель привлекает их внимание к уже готовым изделиям. При этом не надо брать очень сложные образцы, лучше выбрать то, что доступно воспитанникам. Дети должны при этом почувствовать интерес педагога к изготовлению предметов своими руками. Для этих целей воспитатель приносит в группу природный материал или образец готового изделия.

В понятие культуры педагогического труда входит умение без потери времени работать с детьми, организовывать их деятельность, в частности трудовую. Чтобы владеть этим умением, необходимо планировать свою работу по трудовому воспитанию.

Педагогический процесс требует напряжения сил, собранности, целеустремленности, умения не выключаться из рабочего состояния, когда, например, дети трудятся самостоятельно. Большую помощь в этом оказывает конкретный план деятельности на каждый день по организации труда дошкольников.

При планировании важно отметить следующие моменты:

) указать цель труда (что должен делать и сделать ребенок);

) определить задачи, которые будут решаться взрослым (обучение действиям, закрепление у детей ряда последовательных действий, упражнение, воспитание положительных взаимоотношений, интереса к труду, умения прилагать усилие, делать работу самостоятельно, правильно и пр.);

) продумать форму организации труда ребенка (повседневный труд по самообслуживанию, совместный труд со взрослым, поручение, дежурство, труд рядом, общий или совместный труд);

) наметить основные методические приемы, которые позволят решить образовательную или воспитательную задачу (положительный пример взрослого, ребенка; показ действий; положительная оценка; привлечение ребенка для помощи другому; место педагога в процессе труда и пр.);

) указать оборудование, которое понадобится ребенку в процессе работы;

) наметить виды индивидуальной работы по трудовому воспитанию, указать, с кем из детей он будет проводить ее конкретно.

Понимая, что старшие дошкольники сами могут находить и решать посильные задачи, воспитатель должен направлять их к этому. Поскольку в отличие от малышей они умеют переносить на себя общие требования, педагог периодически может обращаться одновременно ко всем детям: «Кто хочет мне помочь, а то у меня очень много разных дел?", «Кто сегодня хочет поработать?". С такими предложениями-вопросами он обращается в разных жизненных ситуациях: если трудовой процесс предполагается осуществлять сразу, или позже, или на следующий день ("когда придете завтра в детский сад", «вечером», «на прогулке» и т.п.) Воспитатель особо поощряет тех детей, которые не только выразили желание поработать, но и выполнили свое обещание: сами вспомнили, предложили свою помощь. Положительная оценка, сделанная в присутствии остальных детей группы, как правило, не остается безответной. Всегда находятся ребята, желающие потрудиться, помочь сначала ради похвалы, а с приобретением опыта такое поведение станет привычным [18, c. 167].

У детей старшего дошкольного возраста начинают проявляться интерес к определенным видам труда, к коллективной работе, привязанности и симпатии к отдельным сверстникам и взрослым. Постепенно, в повседневных беседах, при наблюдении за выполнением детьми поручений и обязанностей у педагога складывается объективное представление об отношении каждого ребенка к труду. Принятие цели старшими дошкольниками не всегда может служить объективным показателем их отношения к труду.

Таким образом, можно сделать вывод, что основная форма ручного труда детей старшей группы - это включение их в коллективную трудовую деятельность общественно значимого содержания. Установка, даваемая детям перед коллективной работой, создает предпосылки для постепенного перехода от труда для себя и близких людей (мамы, воспитателя, няни) к труду для окружающих - более младших воспитанников детского сада, сотрудников других групп. Это становится одной из главных задач трудового воспитания детей в следующей, подготовительной к школе группе.

Методы педагога в руководстве трудом детей направлены, прежде всего, на то, чтобы ненавязчиво помочь ребенку самостоятельно освоить тот или иной вид деятельности, а также на то, чтобы предупредить ошибку в работе, вовремя посоветовать, как ее исправить, оказать необходимую помощь. При таких приемах педагогического руководства в старшем дошкольном возрасте к моменту перехода в школу удается сформировать довольно стойкие мотивы, определяющие нравственную основу личности ребенка, его трудовой деятельности.

 

Выводы по первой главе

 

Стать самостоятельным и быть таковым подрастающему даже взрослому человеку не так-то просто. В практической жизни семьи, школы, общества чаще всего встречаются две крайности: в одном случае стремятся уберечь от трудностей, создают такие тепличные условия, в которых инициатива и самостоятельность не нужны, в другом - от ребенка требуют полной самостоятельности даже тогда, когда он к этому еще не готов: в результате одна стратегия порождает апатию, инфантильность, другая - страх, неуверенность перед новыми трудностями.

Известно, что самостоятельность человека развивается в процессе его адаптации к природным и социальным условиям. Особенно ценна она в тех экстремальных ситуациях, когда необходимо принимать самостоятельные решения, не ожидая помощи извне. Чтобы не бояться воды, надо уметь плавать, а чтобы научиться плавать - надо самому броситься в воду. Эта простая и давно известная истина, верно, раскрывает роль самостоятельного действия в адаптационных процессах, требующих усилий, напряжения, преодоления трудностей. Присвоенные и проверенные в собственном опыте знания снимают у человека состояние тревожности, неуверенности, беспокойства не только в учебном процессе, но и в отношениях с окружающими людьми, предметами, явлениями природы. Вот почему педагоги давно осознали необходимость воспитания у дошкольников самостоятельности как свойства деятельности и как черты личности.

В практике воспитания проблеме самостоятельности ребенка в ручном труде уделено особое место. Самостоятельность воспитывается при выполнении детьми обязанностей по обслуживанию себя и близких людей; уровень самостоятельности связан с освоением социального опыта трудовой деятельности, возможностью проявления ребенком в труде субъектной позиции.

У детей старшего дошкольного возраста начинают проявляться интерес к определенным видам труда, к коллективной работе, привязанности и симпатии к отдельным сверстникам и взрослым. Постепенно, в повседневных беседах, при наблюдении за выполнением детьми поручений и обязанностей у педагога складывается объективное представление об отношении каждого ребенка к труду. Принятие цели старшими дошкольниками не всегда может служить объективным показателем их отношения к труду.

Таким образом, можно сделать вывод, что основная форма ручного труда детей старшей группы - это включение их в коллективную трудовую деятельность общественно значимого содержания. Установка, даваемая детям перед коллективной работой, создает предпосылки для постепенного перехода от труда для себя и близких людей (мамы, воспитателя, няни) к труду для окружающих - более младших воспитанников детского сада, сотрудников других групп.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...