Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ себестоимости продукции и рентабельности




На тему: «Анализ себестоимости продукции и разработка мероприятий по ее снижению (на примере УП «Клецкий механический завод»)»

 

Выполнил:

студент гр. 535901                                        Васильев А.Г.

 

Руководитель:                                                       Никитенко В.П.

 

Минск 2007


СОДЕРЖАНИЕ

1. АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ 2

2. Уменьшение затрат (себестоимости) за счет снижения затрат на материалы....................................................................................... 5

3. Уменьшение себестоимости за счет снижения затрат на энергоресурсы................................................................................... 10

ЛИТЕРАТУРА........................................................................................... 15


АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ

 

Себестоимость продукции является важнейшим показателем экономической эффективности ее производства. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности, финансовое состояние, конкурентоспособность продукции.

Рассмотрим динамику общей суммы затрат в целом и по основным элементам.

 

Таблица № 1.

Затраты на производство продукции.

Элемент затрат

Сумма, млн. руб.

Структура затрат, %

2005 г. 2006 г План 2007 г 2007 г факт Факт +/- к 2006 г Факт +/- к 2007 г

2005 г.

2006 г План 2007 г Факт 2007 г +/- к 2005 г +/- к 2006 г +/- к 2007 г
Оплата труда 595 831 1187 1165 334 -22

236

31,8 31,9 30,6 -0,2 -1,2 -1,3
Отчисления на социальные нужды 208 300 415 434 134 19

92

11,5 11,1 11,4 0,3 -0,1 0,3
Материальные затраты               в том числе: 766 1266 1867 1944 678 77

500

48,5 50,2 51,0 7,4 2,5 0,8
Сырье и материалы 508 862 1137 1257 395 120

354

33,0 30,6 33,0 5,7 0 2,4
Топливо 21 36 46 48 12 2

15

1,4 1,2 1,2 0,3 -0,2 0
Электроэнергия 237 368 684 639 271 -45

131

14,1 18,4 46,8 1,4 2,7 -1,6
Амортизация 22 71 43 41 -30 -2

49

2,7 1,2 1,1 1,5 -1,6 -0,1
Прочие затраты 270 144 210 225 81 15

-126

5,5 5,6 5,9 -9 0,4 0,3
Полная себестоимость               в том числе: 1861 2612 2722 2809 1197 87

751

100 100 100 - - -
Переменные расходы 1543 2376 3436 3519 1143 83

833

90,9 92,32 92,39 8 1,49 0,07
Постоянные расходы 318 236 286 290 54 4

-82

9,1 7,68 7,61 -8 -1,49 -0,07
                             

 

Как видно из таблицы № 1 в 2007 г. Затраты выросли на 1197 млн. руб. или на 45,8 %. Рост произошел по всем видам (элементам), кроме амортизации, на уменьшение стоимости которой повлияла переоценка основных фондов. Увеличилась сумма как переменных, так и постоянных затрат. По сравнению с планом затраты выросли на 87 млн. руб. или 2,3 %. Изменилась несколько и структура затрат: доля переменных расходов увеличилась на 1,49 и 0,07 % к 2006 г. и к плану 2007 г. соответственно, а доля постоянных расходов снизилась, в большей степени по причине снижения амортизационных отчислений. Оплата труда хотя и увеличилась в денежном выражении, ее удельный вес в структуре себестоимости уменьшился. Это связано с тем, что общие затраты на 1 рубль ТП уменьшились (по сравнению как с планом, так и с предыдущим годом).

В 2006 г. по всем статьям затрат, кроме прочих, наблюдается увеличение. Снижение суммы прочих затрат обусловлено тем, что в 2005 г. в эту статью входила плата за услуги АСУП от ОАО «МПЗ», но в 2006 г. предприятие приобрело собственные программы расчетов и внедрило их на производстве, отказавшись таким образом от услуг АСУП. Однако в целом, если в 2007 г. общая себестоимость продукции увеличилась на 7,5 %, то в 2006 г. увеличение составило 40,3 % (на это и повлияли прочие затраты). Кроме того, значительно увеличились затраты на электроэнергию (73,6 % в 2007 г. и 55,3 % в 2006 г.), что связано с постоянным ростом тарифа за энергию.

Затраты на 1 рубль продукции характеризуют ее издержкоемкостью и наглядно показывают прямую связь между себестоимостью и прибылью. Проследим динамику этого показателя за последние годы.

 


Таблица № 13

Динамика затрат на 1 рубль продукции

 

Год Уровень показателя, руб. Темп роста, %
2007 1003 100
2005 940 93,7
2006 904 90,1
2007 878 87,5

 

Из таблицы видно, за 4 года предприятие добилось определенных успехов в снижении издержкоемкости выпускаемой продукции.

За этот период уровень показателя снизился на 12,5. %, в т. ч. за 2007 г. на 2,9 %.

Определим влияние факторов на изменение уровня данного показателя.

Факторная модель для анализа имеет вид:

        Себестоимость

ЗТП = ----------------------.

           ТП

Общие изменение затратоемкости составило 0,037 руб:

В том числе за счет:

q Себестоимости продукции:

q Объема товарной продукции:

Как показывают расчеты, незначительный рост себестоимости продукции (в сумме 87 млн. руб.) даже при значительном увеличении объема выпуска продукции оказал отрицательное влияние на зарплаты на 1 рубль ТП, увеличив их на 21,4 копейки. Поэтому резерв снижения затрат при дальнейшем анализе материальных затрат следует искать в статьях затрат себестоимости. Увеличение выпуска продукции повлекло снижение затратоемкости на 5,84 коп. Поэтому здесь резервов для снижения искать не имеет смысла.

Рассмотрим, как в свою очередь повлияло снижение затрат на 1 рубль ТП на объм выпуска продукции. Факторная модель будет иметь следующий вид:

        С/С

ТП = ----------;

      ЗТП

Общие изменения

ТП = 2339 – 4068 = 271 млн. руб.

в том числе за счет:

а) себестоимости:

б) затратоемкости:

Как и следовало ожидать снижение затрат оказало значительно большую роль на рост объема выпуска продукции, чем сама себестоимость выпущенной продукции.

Поскольку изменения себестоимости выпуска продукции прямо взаимосвязано с показателем рентабельности, рассмотрим его.

Факторная модель имеет следующий вид:

      П

R = --------, где R – рентабельность.

    С/С

Общее изменение рентабельности составило:

13,9 – 9,3 = 4,6%

в том числе за счет:

q Прибыли:

q Себестоимости:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...