Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1.10. Возникновение и развитие русской философии




Студент должен

знать:

  • этапы развития отечественной философии;
  • XI-XVI века: иосифляне и нестяжатели;
  • философия русского просвещения

уметь:

  • определить место отечественной философии в развитии мирового философского знания;
  • определить особенные черты развития отечественной философии;
  • определить центральные проблемы отечественной философии

Зарождение теоретической мысли на Руси; влияние языческих традиций; античные взгляды и византийское православие Руси; философские идеи Киевской Руси: Илларион, К. Смолятич; формирование идей национального и личного самосознания

Тема 1.11. «Золотой» и «серебряный» века в русской философии

Студент должен

знать:

  • основные идеи философии П. Я. Чаадаева, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, В. Соловьева, Н. Бердяева;
  • русский космизм;
  • особенности развития русской философии во второй половине ХХ века.

уметь:

  • определить место отечественной философии в развитии мирового философского знания;
  • определить особенные черты развития отечественной философии;
  • определить центральные проблемы отечественной философии

Социальная философия декабризма; русская религиозная философия; русский космизм; «серебряный» век в русской философии; философия русского «зарубежья»

Раздел II. Философская антропология

Тема 2.1. Проблема человека в философии

Студент должен

знать:

  • о биологическом и социальном, телесном и духовном началах в человеке, о смысле жизни человека, о соотношении духовных и материальных ценностях, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации;
  • об условиях формирования личности, её свободы и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
  • знать нравственные нормы регулирования отношений между людьми в обществе

уметь:

  • анализировать современные философские и научные представления о природе человека;
  • вырабатывать самостоятельное отношение к таким категориям человеческого бытия как любовь, вера, добро, смерть, счастье, красота и т.д.;
  • определить, что значит понятие «свободы» для каждого человека в зависимости от его индивидуальных убеждений;
  • определить перед кем или чем человек несет ответственность в современном мире.

Философия о происхождении и сущности человека, образ человека в различных культурах, мораль в истории человечества, соотношение биологического и социального в человеке, о понятии личности, отношение человека и космоса

Тема 2.2. Проблема сознания в философии. Концепции бессознательного

Студент должен

знать:

  • иметь представление о сущности сознания;
  • сознательного и бессознательного в поведении человека;
  • о концепциях З. Фрейда, К. Г. Юнга

уметь:

  • определять пути развития сознания человека;
  • определять проявления бессознательного в своем поведении

Понятие сознания; его свойства, структура, функции; происхождение и сущность; сознание и бессознательное; основные идеи психоанализа, теория коллективного бессознательного

Тема 2.3. Познание: предмет и теории исследования, мышление

Студент должен

знать:

  • о формах человеческого знания и особенностях его проявления в современном обществе;
  • о рациональном и чувственном познании; о понятии истины;
  • о современных концепциях истины.

уметь:

  • устанавливать взаимосвязь и определять взаимозависимость между двумя видами познания;
  • устанавливать связь между философским учением о познании и приёмами познания тех наук и дисциплин, которые он изучает

Чувственное и рациональное познание; ощущение, восприятие. Представление, понятие, суждение, умозаключение; единство чувственного и рационального познания; творчество, интуиция; значение практики в познании

Раздел III. Социальная и духовная жизнь человека

Тема 3.1. Основные проблемы социальной философии

Студент должен

знать:

  • понятие «общество» в различные эпохи развития философского знания;
  • модели взаимоотношения человека и общества;
  • отличие общества от природы

уметь:

  • определить соотношение общества и человека;
  • высказывать и аргументировать свое мнение по вопросу об идеальной модели общества

Понятие общества; соотношение личности и общества; социальные действия и их смысл; концепции общества; модели взаимоотношений человек-общество

Тема 3.2. Философия религии

Студент должен

знать:

  • знать философские, религиозные, научные картины мира;
  • содержание понятия «религия» как сферы жизнедеятельности человека;
  • о сущности феномена религия

уметь:

  • определить место и роль религии в жизни человека и общества

Содержание понятий «религия», «вера»; о сущности феномена религии; ранние формы религиозных верований; возникновение и становление мировых религий; национальные религии; многообразие религий в Калининградской области

Тема 3.3. Философия истории

Студент должен

знать:

  • основные концепции исторического развития и особенно взгляды русских мыслителей на историческую самобытность России

уметь:

  • критически анализировать основные концепции исторического развития;
  • устанавливать место и роль отдельного человека в истории

Философские концепции исторического развития; формационная концепция К. Маркса, цивилизационные концепции, культурологические концепции

Тема 3.4. Философия культуры

Студент должен

знать:

  • что такое культура, массовая, элитарная культуры, молодёжная субкультура, контркультура

уметь:

  • определить перспективы развития культуры в наше время

Культура как механизм адаптации человека к миру; культура как мир человека; духовность и интеллигентность, единство и многообразие, взаимодействие культур; соотношение культуры и цивилизации; массовая и элитарная культура; молодёжные субкультуры; культура массовых коммуникаций

Тема 3.5. Философия и наука

Студент должен

знать:

  • о философских научных и религиозных картинах мира;
  • о роли науки и научного знания, его структуре, формах и методах;
  • о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологии

уметь:

  • соотносить роль и место тех наук, которые лежат в основе его специальности

Понятие науки; основные концепции науки; уровни научного познания; этика и ответственность учёного; наука как деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний; методы научного познания; соотношение теории и практики

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...