Тема 1.10. Возникновение и развитие русской философии
Студент должен
знать:
- этапы развития отечественной философии;
- XI-XVI века: иосифляне и нестяжатели;
- философия русского просвещения
уметь:
- определить место отечественной философии в развитии мирового философского знания;
- определить особенные черты развития отечественной философии;
- определить центральные проблемы отечественной философии
Зарождение теоретической мысли на Руси; влияние языческих традиций; античные взгляды и византийское православие Руси; философские идеи Киевской Руси: Илларион, К. Смолятич; формирование идей национального и личного самосознания
Тема 1.11. «Золотой» и «серебряный» века в русской философии
Студент должен
знать:
- основные идеи философии П. Я. Чаадаева, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, В. Соловьева, Н. Бердяева;
- русский космизм;
- особенности развития русской философии во второй половине ХХ века.
уметь:
- определить место отечественной философии в развитии мирового философского знания;
- определить особенные черты развития отечественной философии;
- определить центральные проблемы отечественной философии
Социальная философия декабризма; русская религиозная философия; русский космизм; «серебряный» век в русской философии; философия русского «зарубежья»
Раздел II. Философская антропология
Тема 2.1. Проблема человека в философии
Студент должен
знать:
- о биологическом и социальном, телесном и духовном началах в человеке, о смысле жизни человека, о соотношении духовных и материальных ценностях, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации;
- об условиях формирования личности, её свободы и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
- знать нравственные нормы регулирования отношений между людьми в обществе
уметь:
- анализировать современные философские и научные представления о природе человека;
- вырабатывать самостоятельное отношение к таким категориям человеческого бытия как любовь, вера, добро, смерть, счастье, красота и т.д.;
- определить, что значит понятие «свободы» для каждого человека в зависимости от его индивидуальных убеждений;
- определить перед кем или чем человек несет ответственность в современном мире.
Философия о происхождении и сущности человека, образ человека в различных культурах, мораль в истории человечества, соотношение биологического и социального в человеке, о понятии личности, отношение человека и космоса
Тема 2.2. Проблема сознания в философии. Концепции бессознательного
Студент должен
знать:
- иметь представление о сущности сознания;
- сознательного и бессознательного в поведении человека;
- о концепциях З. Фрейда, К. Г. Юнга
уметь:
- определять пути развития сознания человека;
- определять проявления бессознательного в своем поведении
Понятие сознания; его свойства, структура, функции; происхождение и сущность; сознание и бессознательное; основные идеи психоанализа, теория коллективного бессознательного
Тема 2.3. Познание: предмет и теории исследования, мышление
Студент должен
знать:
- о формах человеческого знания и особенностях его проявления в современном обществе;
- о рациональном и чувственном познании; о понятии истины;
- о современных концепциях истины.
уметь:
- устанавливать взаимосвязь и определять взаимозависимость между двумя видами познания;
- устанавливать связь между философским учением о познании и приёмами познания тех наук и дисциплин, которые он изучает
Чувственное и рациональное познание; ощущение, восприятие. Представление, понятие, суждение, умозаключение; единство чувственного и рационального познания; творчество, интуиция; значение практики в познании
Раздел III. Социальная и духовная жизнь человека
Тема 3.1. Основные проблемы социальной философии
Студент должен
знать:
- понятие «общество» в различные эпохи развития философского знания;
- модели взаимоотношения человека и общества;
- отличие общества от природы
уметь:
- определить соотношение общества и человека;
- высказывать и аргументировать свое мнение по вопросу об идеальной модели общества
Понятие общества; соотношение личности и общества; социальные действия и их смысл; концепции общества; модели взаимоотношений человек-общество
Тема 3.2. Философия религии
Студент должен
знать:
- знать философские, религиозные, научные картины мира;
- содержание понятия «религия» как сферы жизнедеятельности человека;
- о сущности феномена религия
уметь:
- определить место и роль религии в жизни человека и общества
Содержание понятий «религия», «вера»; о сущности феномена религии; ранние формы религиозных верований; возникновение и становление мировых религий; национальные религии; многообразие религий в Калининградской области
Тема 3.3. Философия истории
Студент должен
знать:
- основные концепции исторического развития и особенно взгляды русских мыслителей на историческую самобытность России
уметь:
- критически анализировать основные концепции исторического развития;
- устанавливать место и роль отдельного человека в истории
Философские концепции исторического развития; формационная концепция К. Маркса, цивилизационные концепции, культурологические концепции
Тема 3.4. Философия культуры
Студент должен
знать:
- что такое культура, массовая, элитарная культуры, молодёжная субкультура, контркультура
уметь:
- определить перспективы развития культуры в наше время
Культура как механизм адаптации человека к миру; культура как мир человека; духовность и интеллигентность, единство и многообразие, взаимодействие культур; соотношение культуры и цивилизации; массовая и элитарная культура; молодёжные субкультуры; культура массовых коммуникаций
Тема 3.5. Философия и наука
Студент должен
знать:
- о философских научных и религиозных картинах мира;
- о роли науки и научного знания, его структуре, формах и методах;
- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологии
уметь:
- соотносить роль и место тех наук, которые лежат в основе его специальности
Понятие науки; основные концепции науки; уровни научного познания; этика и ответственность учёного; наука как деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний; методы научного познания; соотношение теории и практики
Воспользуйтесь поиском по сайту: