Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дидактические требования к современному уроку




· реализация на уроке всех дидактических закономерностей

· четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;

· определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;

· прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;

· выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля оптимального воздействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность,

· сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;

· создание условий успешного учения учащихся.

18. Современные авторские школы как результат инновационной педагогической деятельности. Школа диалога культур (Библер, Курганов). Школа самоопределения(Тубельский). Школа адаптивной педагогики (Янбург). Школа социокультурный комплекс (Подерягин). Сельские учебно-воспитательные комплексы Белгородчины и др.

Школа диалога культур. Основа бытья человека-диалог. Диалог – ситуация множественности культур, каждый осмысленный поступок требует от каждого человека мыслительной активности. Рассмотрим диалог с трех позиции 1) каждое научное понятие рассматривается на уроках как диалог различных исторических логик, которые не навязываются из вне а всплывают в репликах учителя 2) Входе диалога возникает особое общение между учеником и учителем в котором участники проявляют грани общения 3) Учебный диалог адекватен диалогу мышления когда спор и согласие постоянно сопрягаются диалогом мыслителя. В учебных диалогах учащиеся оказываются в ситуации адекватной бытью современной технологии.

Школа самоопределения. Способность анализировать цели своей деятельности и такой анализ позволяет оценить самого себя, сравнить свой достижения. В основной школе учителя используют их содержательные характеристики. В старших классах стало введение зачетной системы как формы замены дневника. Форма зачета по каждому предмету проводится по главным темам курса и имеет уровни: 1 репродуктивный имеет представление об основных фактах и идеях 2 Алгоритмический – может применять знания при решении задач в сходных ситуациях 3 Творческий уровень задачи зачета устанавливает сам ученик. Групповой зачет – класс делиться на группы по 6 человек, каждая группа обсуждает полученные вопросы, затем дает ответ. Индивидуальный зачет – проводится по важным темам, оценка согласуется с учеником.

Школа адаптивной педагогики. Основная мотивация: нравственно-волевая + познавательная. Позиция учителя: деловой партнер, старший товарищ, знающий более высокую истину. Позиция ученика: свобода выбора, самоопределение. Под адаптивной школой ее авторы, российские педагоги Е.А. Ямбург и Б.А. Бройде, понимают школу, которая обладает технологиями, позволяющими ей максимально приспосабливаться, адаптироваться к каждому ученику. При этом все учащиеся усва­ивают учебный материал (стандарт). В школе адаптирующей педагогики, несмотря на то что в ней учатся разные категории учащихся, в том числе дети с особыми образовательными потребностями (одаренные, нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении), ставится цель сохранить личность воспитанника при любых обстоятельствах его жизни. Адаптация ребенка к школе обеспечивается тем, что его признают субъектом обучения, опосредованно воздействуют на него через родителей, а также всем комплексом социальной, экономической, психологической и педагогической поддержки. Ведущие концептуальные идеи (принципы) адаптивной школы: гуманистическая ориентация программы развития школы; демократизм, социальное равенство в получении образования; принцип оптимизации обучения; принцип дифференциации образования: учет психологических закономерностей личностного развития.

Школа социокультурный комплекс (Подерягин). социокультурный комплекс в отличие от традиционной школы рассматривает с я как единая ассоциация образовательных и культурно-досуговых учреждений, все компоненты которого проектируются и развиваются в соответствии с единой логикой построения образовательного и воспитательного пространства социума.

Сельские учебно-воспитательные комплексы, возникшие и получившие наибольшее распространение на территории Белгородской области, являются одним из наиболее эффективных вариантов организации совместной работы общеобразовательной школы и различных социальных институтов в целях всестороннего гармонического развития личности школьника. Учебно-воспитательные комплексы Белгородчины являют собой яркий пример обусловленности эффективности педагогического процесса внешними и внутренними условиями функционирования педагогической системы, которые составляют социальные основы воспитательной работы в школе-комплексе. Само возникновение сельских УВК в Белгородской области являлось ответом на запросы села в формировании специалистов, способных стать хозяевами родной земли, общее развитие которых не должно отставать от городского уровня. Более того, экономическое развитие региона достигло того уровня, когда реальное преодоление различий между сельской школой и городской становилось осуществимым на практике.

19. Воспитание в системе целостного образовательного процесса, его исторический характер. Развитие научных представлений о воспитании. Воспитание как система.

Воспитание является одним из ведущих понятий в педагогике. В ходе исторического развития общества и педагогики определи­лись различные подходы к объяснению этой категории.

Виды воспитания классифицируются по разным основаниям. Наиболее обобщенная классификация включает в себя умствен­ное, нравственное, трудовое, физическое воспитание.

А. П. Пинкевич трактовал воспитание как преднамеренное пла­номерное воздействие одного человека на другого в целях развития биологически или социально полезных природных свойств личности. Социальная сущность воспитания не была раскрыта на подлинно научной основе и в этом опреде­лении. Интенсивно развивалась педология, дававшая всесторонние све­дения о конкретном ребенке, что создавало условия для диффе­ренциации обучения и воспитания. Устремления воспитательных учреждений тех лет вызывали восхищение и привлекали внимание всего мира. Но гуманистический расцвет советской педагогики про­должался недолго. С усилением тоталитарной государственной сис­темы в практике воспитания постепенно начали преобладать жестокая регламентация и контроль за сознанием растущего человека, подгонка его под заданный шаблон, авторитаризм педагогов. В конечном счете это привело к построению такой системы воспитательной работы в образовательных учреждениях, которая характеризуется рядом черт, снижающих эффективность ее воспитательного влияния: объектная направленность воспитания, при которой школьник выступает главным образом в качестве объекта воздействия со стороны взрослых. При этом подавляются внутренние силы саморазвития и самовоспитания человека. Была сведена на нет практика изучения ребенка выявления его природных задатков, физиологических и психологических особенностей.

Воспитательный процесс без учета половозрастных и индивидуальных особенностей ребенка превратился в унифицированный конвейер, деформирующий человека. авторитарный стиль воспитания, основой которого являются словесное воздействие, требование, насилие, преобладание монолога воспитателя, вызывающие, как правило, внутренний, а нередко и внешний протест и сопротивление молодых людей; Разрыв обучения и воспитания, подход к ним как к двум параллельным процессам. Нарушение преемственности в организации учебно-воспитательного процесса в семье, детских дошкольных учреждениях, в начальной и средней школе, ПТУ, вузе; слабая координация деятельности учебных заведений, внешкольных учреждений, средств массовой информации в воспитании подрастающих поколений. Необходимо отметить и тот факт, что педагогическая наука нередко видела свои функции лишь в «о научивании» решений государственных и партийных органов.

Современные научные представления о воспитании основываются на положениях теорий воспитания, оформившихся в истории педагогики. Уже в период средневековья сложилась теория авторитарного воспитанием, которая в различных формах продолжает существовать в настоящее время. Наиболее ярко ее положения представлены в работах немецкого педагога И. Ф. Гербарта, который сводил воспитание к управлению детьми и подавлению их природной резвости.

Теория свободного воспитания, выдвинутая французским просветителем Ж. Ж. Руссо в XVIII в., явилась альтернативой авторитарному воспитанию. Основной ее целью явилось стимулирование естественного развития ребенка, воспитание его духовных сил, ведущими принципами – уважение ребенка, признание права на его самостоятельность и свободу выбора поведения.

Система воспитания человека в коллективе и через коллектив А. С. Макаренко была реализована в России в период с 1930 по 1980 годы. Она получила известность во всем мире как система коммунистического воспитания. Главная ее задача заключалась в воспитании человека-коллективиста

20.. Цели и задачи гуманистического воспитания.

Гуманистическое воспитание является одной из прогрессивных тенденций мирового образовательного процесса. При этом человек мыслится не как ведомый и управляемый, а как автор, творец своей субъектности и своей жизни. Гуманистические перспективы возрождения делают востребованными не только такие качества личности, как практичность, динамичность, интеллектуальная развитость, но и прежде всего культурность, интеллигентность, образованность, планетарность мышления, профессиональная компетентность.

Общепринятой целью в мировой теории и практике гуманистического воспитания был и остается идущий из глубины веков идеал личности всесторонне и гармонично развитой. Эта цель-идеал дает статичную характеристику личности. Динамическая же ее характеристика связана с понятиями саморазвития и самореализации.

задачи:

• философско-мировоззренческая ориентация личности.

• оказание помощи в построении личностных концепций, отражающих перспективы и пределы развития физических, духовных задатков и способностей, творческого потенциала.

• приобщение личности к системе культурных ценностей

• раскрытие общечеловеческих норм гуманистической морали

• развитие интеллектуально нравственной свободы личности

• возрождение традиций российской ментальности, чувства патриотизма

• формирование отношения к труду как к социально и личностно значимой потребности и фактору, создающему материальные фонды страны

Решение названных задач дает возможность заложить фунда­мент гуманитарной культуры личности, которая вызывает к жиз­ни ее потребности строить и совершенствовать мир, общество, себя.

 

21. Современные концепции воспитания обучающихся: социокультурные основания, содержание, технологии. Проблема классификации концепции воспитания.

В истории образования и собственно педагогических теорий со времен античности также формируются общие концепции воспитания, связанные главным образом с творчеством и именем какого-либо мыслителя, педагога. К наиболее значительным можно отнести: социально-педагогическую утопию Платона, панпедию (учение о всеобщем воспитании) Я. Коменского, свободное воспитание Ж.-Ж. Руссо, педагогические системы И. Гербарта, К. Д. Ушинского, Дж. Дьюи, А. С. Макаренко.

Одной из главных проблем воспитания в настоящее время, в особенности с начала XX в., является соотношение свободы и принуждения в воспитании. в современных системах образования разных стран можно выделить две группы воспитательных концепций. Хотя нет общепризнанных названий для них, чаще всего педагогика гуманистические системы прошлого и настоящего, гуманистическое воспитание противопоставляет авторитарному.

В социологии в зависимости от степени свободы личности выделяют два взгляда на социализацию: индивидоцентристский, согласно которому личность ¾ высшая цель и ценность общественного развития, и социоцентристский взгляд, где личность ¾ прежде всего часть общества, и ее значимость определяется ее вкладом в общество. Отсюда говорят о двух видах воспитания: «в одном акцент делается на индивидуальные, в другом ¾ на общественно значимые цели и ценности»4. В педагогике гуманистический подход называют личностно ориентированным, авторитарную же педагогику ¾ социально ориентированной.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...