Общие закономерности современных концепций воспитания
Несмотря на разницу в подходах, характеристика современных концепций воспитания строится на общих закономерностях: · воспитание происходит в тесной взаимосвязи с обучением, но все же, играет определяющую роль; · эффективность воспитания зависит от активности самого воспитанника и его включенности в этот процесс; · результаты воспитания зависят от всех структурных элементов, которые составляют этот процесс: формы, методы и цели, понятные ребенку и педагогу. Феноменологический анализ предписывает выявление таких сущностных характеристик концепций, как их направленность на проектирование определённого типа воспитания и соответствующего ему типа личности, обоснование базовых воспитательных процессов и смыслов проектируемых изменений в воспитании. С этих позиций выделены следующие виды концепций: 1. Концепции социального воспитания (Б. П. Битинас, В. А. Бочарова, С. В. Дармодехин, А. В. Мудрик, Г. Н. Aилонов, М. И. Шилова и др.), основанные на идеях системно-социального проектирования. 2. Общественно-ориентированные концепции коллективного воспитания (И. А. Зимняя, В. А. Караковский, З. А. Малькова, Л. И. Новикова, М. И. Рожков, Н. Л. Селиванова, А. И. Шемшурина и др.), основанные на общечеловеческих ценностях, идеях коллективного творческого воспитания, проектирования и укрепления воспитательных систем. 3. Личностно-ориентированные культурологические концепции (Е. П. Белозерцев, Е. В. Бондаревская, И. А. Колесникова, Н. Б. Крылова, В. В. Сериков, Е. Ш. Ямбург и др.), основанные на человекоцентрированной картине мира, личностном и культурологическом подходах, идеях развития воспитания в контексте культуры, национально-культурной идентификации, гуманизации воспитания.
4. Личностно-ориентированные концепции самоорганизуемого воспитания (С. В. Кульневич, Н. М. Таланчук), основанные на идеях синергетического подхода.
22.. Структуры и этапы развития воспитательной системы. Характеристика отечественных воспитательных систем (Иванов, Библер, Караковский Воспитательные системы школ-комплексов Белгородчины). Воспит. сист. обшей заботы. Идея общей заботы была выдвинута ленинградским уч-м И. П.Иванопым в конце50-х. В основе создания сит. Лежат принц: соц. полезная напр-ть деят-ти детей и их наставников, сотрудничество детей и взрослых. Воспит-ая система общей заботы предполагает систему коллективных творческих дел. Коллективное творческое дело — её главный методический инструмент, который складывается из совокупности приемов, действий, выстроенных в опр. послед-ти. В организации колле-ой творч-ой деят-ти отмечаются несколько этапов: предварительная работа воспитателей; колл-ое планирование; колл-ая подготовка; проведение; коллективное подведение итогов; ближайшее последействие. В воспит. Сист. главное — не органы самоуправления, а деятельность, направленная на совершенствование жизни коллектива. Воспитательная система школы диалога культур.(курганов) Идея диалога на уровне содержания обучения и воспитания, на уровне методов целостного пед. проц. явл-ся стержневой и оригинальной в воспит сист школы диалога культур. Осн-ые положение: переход от идеи «образованного человека» к идее «человека культуры». Не готовыми знаниями, умениями, навыками, а культурой их формирования и изменения, трансформации и преобразования должен обладать выпускник школы диалога культур. Школа предполагает углубленное освоение диалогизма как основного определения мысли вообще. Диалог в этой школе — это не только и не столько наилучший путь к овладению истинной. Гумм-ая воспит-ая система современной массовой школы. Ведущей идеей здесь является ориентация наличность школьника, его интересы и способности. Она опирается на идеи системности, комплексности кол-ва. Модель гуман-ой воспит. сист основана на цел-ой пед концепции, выс уровне неформ-х межличн-х отнош, тв-ве.
Воспит. Сист школы-комплекса. Реш проблем в школах-комплексах связано с усиленным вниманием не только к содержательной, псих-пед-ой стороне, но и к организационной. В этих условиях реализуется главное преимущество шк-комплекса — ее истинный гуманизм, когда в отличие от остальных элитарных школ, школ с углубленным изучением отдельных предметов создаются равные возм-ти и условия для обучения воспитания каждого ребенка. Создание воспитательной системы школы-комплекса позволяет каждому школьнику выстроить пространство для самореализации. Школа-комплекс — образовательное учреждение, основанное на взаимод-ии и сотрудничестве педагогов, детей, родителей, учреждений культуры, спорта. Шк-компл зависит от конкретных соц-педаг-х условий, мат-тех-х и кадровых возможностей. Особое внимание в шк-комп-се занимает школа раннего развития. Этапы развития воспитательной системы школы. Опыт показывает, что воспитательная система школы проходит в своем развитии четыре этапа. Первый этап - становление системы. В качестве важной составляющей этого этапа следует выделить прогностическую стадию. Именно здесь осуществляется разработка теоретической концепции будущей воспитательной системы, моделируется ее структура и связи между ее элементами. Главная цель первого этапа - отбор ведущих педагогических идей, формирование коллектива единомышленников. Второй этап - отработка системы. На этом этапе происходит развитие школьного коллектива, органов само- и со-управления, определяются ведущие виды деятельности, приоритетные направления функционирования системы, идет отработка наиболее эффективных педагогических технологий. Третий этап - окончательное оформление системы. На данном этапе школьный коллектив - это содружество детей и взрослых, объединенных общей целью, общей деятельностью, отношениями сотрудничества, творчества. В центре внимания - воспитание свободной, гуманной, духовной, творческой, практичной личности, развитие демократического стиля руководства и отношений.
Четвертый этап - перестройка воспитательной системы, которая может осуществляться либо революционным, либо эволюционным путем. Она обусловлена усилением дезинтегрирующих явлений, которые приводят к так называемому "кризису" системы. Могут возникнуть недовольство состоянием основных видов деятельности, сбои в установившемся порядке жизни школы и т.д. 23. Характеристика закономерностей и принципы гуманистического воспитания. Главной закономерностью гуманистического воспитательного процесса является ориентация на развитие личности. При этом чем больше будет гармония социумности и самости личности, тем более свободно и творчески она проявит себя в реализации культурно-гуманистической функции. При этом чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности, тем более свободным и творческим человек становится в реализации культурно-гуманистической функции. Главнейшими принципами гуманистического воспитания ученика являются: 1. Принцип непрерывного общего развития личности. Этот принцип является ведущим, потому что все другие принципы, в основе которых лежит закономерность - ориентация на развитие личности, - подчиняется ему, обеспечивая внутренние и внешние условия его реализации. 2. Принцип культуросообразности воспитания. Принцип определяет отношение между воспитанием и культурой как средой, в которой воспитывается ученик, а также отношение между воспитанием и учеником как человеком культуры. Это означает, что культурное ядро содержания воспитания должны составлять общечеловеческие, общенациональные и региональные ценности культуры, а отношение к ученику должна определяться, исходя из понимания его как свободной, целостной личности, способной к самостоятельному выбору ценностей, самоопределению в мире культуры и самореализации своих творческих задатков и способностей.
3. Принцип включения личности в деятельность требует реального включения воспитанника в деятельность. Эффективное овладение общечеловеческими, общенациональными и региональными ценностями культуры осуществляется путем организации разнообразной продуктивной деятельности, значимой для личности, в которой каждый воспитанник может реализовать себя как неповторимая личность. 4. Принцип природосообразности воспитания. В его основе лежит учет многогранной природы ребенка: физиологических, психологических, возрастных, генетических, национальных, региональных и других особенностей. Частичное учета этих особенностей или пренебрежение ими приводит к загубленных талантов, недоразвитых задатков и способностей, затормозившихся психических процессов. Реализация принципа требует учета целостной природы ребенка. 5. Принцип индивидуально-личностного воспитания. Принцип означает признание каждого ребенка активным субъектом воспитательного процесса. Согласно этому принципу законы духовного и физического развития, процессы, изменения, происходящие во внутреннем мире ребенка, служат главными ориентирами в воспитательной деятельности. Всестороннее изучение ребенка выступает необходимым условием успешности воспитания, а ее саморазвитие - высшим показателем его эффективности. 6. Принцип ценностно-смысловой направленности воспитания. Принцип направлен на создание условий для получения каждым воспитанником смысла своей жизнедеятельности. Личностные смыслы, по О.М.Леонтьєвим, выражающие страстность индивидуального сознания, ее особую субъектность. 7. Принцип диалогического (полисубъектного) подхода. Этот принцип обусловлен тем, что только в условиях субъект - субъектных отношений, взаимодействия, сотрудничества и партнерства возможен гармоничное развитие личности. Педагог не воспитывает, не учит, а актуализирует, стимулирует учащегося к саморазвитию, изучает его активность, создает условия для самодвижения. 8. Принцип индивидуально-творческого подхода. Он предусматривает создание условий для творческого развития личности в атмосфере сотрудничества и сотворчества. Принцип требует выявления (диагностически) творческих возможностей воспитанников, создание условий для самореализации и самоутверждения личности в соответствующих видах деятельности, развития творческих способностей. 9. Принцип комплексности предусматривает установление в воспитании тесного взаимодействия и сочетания учебного и воспитательного процессов, усилий самых различных институтов - семьи, школы, общественных союзов, детских, молодежных самодеятельных объединений, религиозных организаций, всех причастных к воспитанию и самовоспитанию.
10. Принцип преемственности и непрерывности означает прохождение ряда этапов, в течение которых постепенно усложняются и разнообразятся содержание и направления развития тех образований, которые в целом составляют целостную систему характеристик личности. Успешная реализация принципов единства требований и уважения к личности, опоры на ее сильные стороны возможна лишь при соблюдении еще одного принципа — согласованности требований школы, семьи и общественности. Взаимосвязь принципов воспитания и обучения в педагогическом процессе. Принципы воспитания и обучения тесно взаимосвязаны между собой, функционируют как целостная система. Они проявляются одновременно в любом элементе педагогического процесса, хотя и в различной степени. 24. Формирование базовой культуры личности как содержательная основа воспитательной работы в общеобразовательной организации. Проблемы философской-мировоззренческой подготовки обучающихся. Базовая культура личности человека является основой содержания воспитания в современной школе и включает в себя культуру жизненного самоопределения ребенка, культуру семейных отношений, умственное, нравственное, трудовое, физическое, гражданское, политическое, интернациональное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание. Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников. Мировоззрение представляет собой целостную систему научных, философских, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов на мир. В мировоззрении проявляется единство внешнего и внутреннего, объективного и субъективного. Мировоззренческие убеждения и действительность. Убеждения, как и знания, есть субъективное отражение объективной реальности, результат усвоения коллективного и индивидуального опыта людей. Убеждения — это не нечто «знаемое» и «понимаемое», это знания, перешедшие во внутреннюю позицию личности. Изучая систематические курсы основ наук, подростки совершают более глубокий анализ предметов и явлений реальной действительности, находят в них черты сходства и различия, взаимной связи и причинной обусловленности, устанавливают закономерности и движущие силы исторического процесса, приходят к самостоятельным мировоззренческим выводам и обобщениям. Основные средства формирования мировоззрения учащихся. Человек овладевает целостным представлением о мире, если его система взглядов опирается на единство сознания, переживания, что значит, что формирование мировоззрения зависит от воздействия на интеллект, волю, эмоции личности ее активной практической деятельности. Интеллектуальный компонент мировоззрения предполагает движение от непосредственного чувственного отражения действительности к абстрактному понятийному мышлению. Мировоззрение содержит в себе не разрозненные знания, а их систему, которая отражает, насколько возможно, структуру современного научного знания, организуется на основе методологических идей, теорий и принципов. Наряду с интеллектуальным и эмоционально-волевым в состав мировоззрения входит практически-действенный компонент. Сфера практических действий учащихся может быть достаточно широкой. Учебно-трудовая и общественная деятельность вовлекает учащихся в широкий круг социальных отношений, вооружает разносторонней информацией, опытом общения. Целостный процесс формирования у учащихся научного мировоззрения обеспечивается благодаря преемственности в обучении, взаимопроникающим связям между учебными предметами.
25. Гражданское воспитание обучающихся. Формирование правой и политической культуры, культуры межнационального общения обучающихся в современной общеобразовательной организации. Детское общественное движение в России. Воспитание гражданина — одна из краеугольных задач образовательного учреждения. Решая проблему гражданского воспитания учащихся, школа прежде всего сосредоточивает свои усилия на формировании у школьника ценностного отношения к явлениям общественной жизни. Основная цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности как интегративного качества личности. Становление гражданственности как качества личности определяется как усилиями педагогов, родителей, так и условиями в обществе — особенностями государственного устройства, уровнем политической, нравственной культуры общества. В российской педагогике цели гражданского воспитания нашли отражение в трудах В. Г.Белинского, Н. Г.Чернышевского и др. Содержание гражданского воспитания в школе и семье составляет работа учителей, воспитателей и родителей по патриотическому воспитанию, по формированию культуры межнационального общения, правовой культуры. Патриотическое воспитание. Патриотизм как качество личности проявляется в любви к своему отечеству, преданности, готовности служить своей родине. Патриотическое воспитание и формирование культуры межнационального общения осуществляется в процессе включения учащихся в активный созидательный труд на благо Родины. Патриотическое и интернациональное воспитание в учебной и внеучебной деятельности реализуется с помощью многообразных форм и методов. Важную роль в патриотическом воспитании играет организация работы по изучению государственных символов. Большую роль в воспитании патриотизма и интернационализма играют предметы гуманитарного и естественнонаучного циклов. Прежде всего это достижения в процессе обучения, отбора содержания образовательного процесса. Изучение природы родного края, его исторического прошлого эмоционально переживается ребенком, укрепляет и развивает чувство любви к Родине. Культура межнационального общения представляет собой высоко развитое умение личности осуществлять взаимодействие с представителями других национальностей соответственно нормам и правилам, исторически сложившимся в инонациональной культуре, на основе овладения коммуникативно-речевыми, языковыми и социокультурными знаниями и воспитанности нравственно-эмоциональной сферы, под которой понимается способность индивида к эмпатии, этнокультурная толерантность, сочетающаяся с чувством национального достоинства, уважение к своеобразию и уникальности других культур, желание участвовать в диалоге культур. Формированию культуры межнационального общения способствует изучение иностранных языков, раскрывающих историю культуру стран изучаемого языка, традиции и обычаи народов этих стран. Гражданское воспитание предполагает формирование у учащихся знаний и представлений о достижениях нашей страны в области науки, техники, культуры. Это направление воспитательной работы школы достигается в процессе знакомства с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, конструкторов, писателей, художников, актеров и др. 26. Трудовое воспитание и культура профессионального самоопределения. Профориентационная работа в общеобразовательной организации. Трудовое воспитание ребенка начинается с формирования в семье и школе элементарных представлений о трудовых обязанностях. Трудовая деятельность должна стать для школьников естественной физической и интеллектуальной потребностью. В условиях общеобразовательной школы решаются следующие задачи трудового воспитания учащихся: • Формирование у учащихся положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, выс-х соц. мотивов трудовой деятельности; • развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труде, стремление применять знания на практике; • воспит-е высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответств-ти, целеустрем-ти и предпр-ти, деловитости и честности; • вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физ. труда. Содержание трудового воспитания определяется названными задачами, а также рядом хозяйственно-экономических факторов производственными условиями района, области, возможностями и традициями школы и т. д. Виды труда: Учебный труд школьника включает в себя труд умственный и физический. Умственный труд является наиболее напряженным, требует больших волевых усилий, терпения, усидчивости. Общественно полезный труд организуется в интересах членов всего коллектива и каждого ребенка в отдельности. Производительный труд предполагает участие шк-ов в создании материальных ценностей, вступление в производственные отношения. Успех трудового воспитания зависит от его правильной организации, соблюдения таких педагогических условий, как: • подчинение труда детей учебно-воспитательным. • сочетание коллективных и индивидуальных форм трудовой деятельности. С одной стороны, необходимо сотрудничество детей в звеньях, бригадах, цехах, с другой — каждый член детского коллектива должен иметь конкретное задание, уметь его выполнять, нести ответственность за качество и своевременность его исполнения. Профессиональная ориентация школьников. Проф. ориентация представляет собой обоснованную систему соц.-экон-х, псих.-педагогических, медико-биоло-х, производственно-тех-х мер, направленных на оказание помощи учащимся и молодежи в профессиональном самоопределении. Система проф. ориентации вкл. в себя следующие комп-ты: проф. просвещение, проф. диагностика, проф. консультация, проф. отбор, проф. адаптация. Под профессиональным просвещением понимается сообщение учащимся определенной информации о мире профессий и современных производствах, о формах и способах получения профессии или специальности, об условиях труда и перспективах профессионального роста. Профессиональное просвещение ставит своей целью способствовать повышению уровня осознанности и обоснованности профессионального самоопределения учащихся. Профессиональная диагностика осуществляется специалистами по отношению к каждому конкретному человеку с использованием различных методик. В ходе профессиональной диагностики изучаются особенности высшей нервной деятельности человека, состояние его здоровья, интересы и мотивы, ценностные ориентации, установки в выборе профессии. Профессиональное консультирование – оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении и предоставление рекомендаций учащимся о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики. Профессиональный отбор направлен на предоставление личности свободы выбора в мире профессий. Профессиональная адаптация – это процесс вхождения молодого человека в профессиональную деятельность, приспособление к системе производства, трудовому коллективу, условиям труда, особенностям специальности. 27. Формирование эстетической культуры обучающихся: эстетика детской жизни, эстетическое восприятие природы, искусство в эстетическом развитии личности. Формирование эстетической культуры — это процесс целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности. Эстетика детской жизни. Эстетическое освоение действительности человеком не ограничивается одной лишь деятельностью в области искусства: в той форме оно присутствует во всякой творческой деятельности. Эстетическое начало заложено в самом человеческом труде, в деятельности человека, направленной на преобразование окружающей жизни и самого себя. Для того чтобы детский труд не превращался в тягость и обузу, приносил эстетическое наслаждение, он должен быть одухотворен высокой общественно значимой целью. Гармония физических движений рождает внутреннюю духовную красоту. Эстетическое восприятие природы. Природа — ничем не заменимый источник прекрасного. Она дает богатейший материал для развития эстетического чувства, наблюдательности, воображения «Эстетическое отношение к природе формирует нравственное отношение к ней. Природа, не являясь носителем общественной морали, в то же время учит ребенка нравственному поведению благодаря гармонии, красоте, вечному обновлению, строгой закономерности, пропорциям, разнообразию форм, линий, красок, звуков. В процессе формирования эстетической культуры учащихся важная роль принадлежит курсам биологии и географии, которые в значительной мере строятся на непосредственном изучении и наблюдении явлений природы. Эстетическое развитие личности средствами искусства в педагогике принято называть художественным воспитанием. Обращаясь непосредственно к произведениям искусства, оно требует развития в человеке умения правильно воспринимать явления красоты. Основой музыкального воспитания в школе является хоровое пение. Одним из средств приобщения учащихся к художественной культуре является преподавание изобразительного искусства. Оно призвано развивать у школьников художественное мышление, творческое воображение, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности. Большую роль в формировании эстетической культуры учащихся играют кино-, видео - и телефильмы. Огромной силой эстетически-эмоционального воздействия обладает театр. Таким образом, эстетическое воспитание, являясь одним из компонентов целостного педагогического процесса, призвано сформировать у школьников стремление и умение строить свою жизнь по законам красоты. 28. Воспитания физической культуры учащихся. Система физического воспитания в общеобразовательной организации. Организация работы по воспитанию физической культуры учащихся направлена на решение следующих задач: · содействие правильному физическому развитию детей, повышение их работоспособности, закаливание, охрана здоровья; · развитие основных двигательных качеств. · формирование жизненно важных двигательных умений и навыков. · воспитание устойчивого интереса и потребности в систематических занятиях физической культурой · приобретение необходимого минимума знаний в области гигиены и медицины, физической культуры и спорта. К основным средствам воспитания физической культуры школьников относятся физические упражнения, природные и гигиенические факторы. Физическими упражнениями - двигательные действия, специально организованные и сознательно выполняемые в соответствии с закономерностями и задачами физического воспитания. к классификации физических упражнений. Наиболее распространенной классификация включает в себя: гимнастику, игры, туризм, спорт. С педагогической точки зрения ценность гимнастики заключается в том, что она обладает возможностью избирательно воздействовать на организм или на развитие его отдельных систем и функций. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. Туризм - это прогулки, экскурсии, походы и путешествия, организуемые для ознакомления учащихся с родным краем. Спорт - всегда связан с достижением максимальных результатов в отдельных видах физических упражнений. На соревнованиях учащиеся преодолевают значительные физические и нервные нагрузки, проявляют, совершенствуют двигательные и морально-волевые качества. Воспитание физ. культуры учащихся - важный и весьма сложный элемент внутришкольного управления. Оно осуществляется совместными скоординированными усилиями всего педагогического коллектива: руководителей школы, учителей и классных руководит 29. Методы воспитания. Характеристика методов формирования сознания личности. Методы воспитания – совокупность способов и приемов формирования у воспитанников определенных личностных качеств и свойств. Под методами воспитания понимают способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач (В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов и др.). К общим методам воспитания относятся: - убеждение (рассказ, разъяснение, внушение, лекция, беседа, диспут, дискуссия и т.д.); - метод положительного примера; - метод упражнений (приучения); - методы одобрения и осуждения; - метод требования; - метод контроля, самоконтроля и самооценки; - метод переключения. Характеристика методов формирования сознания личности: Рассказ - это последовательное изложение преимущественно фактического материала. К рассказу как методу педагогической деятельности предъявляется ряд требований: логичность, последовательность и доказательность изложения; четкость, образность, эмоциональность; Большое значение имеет рассказ при организации ценностно-ориентировочной деятельности. Воздействуя на чувства детей, рассказ помогает им понять и усвоить смысл заключенных в нем нравственных оценок и норм поведения Метод объяснения. Для него характерна доказательная форма изложения, основанная на использовании логически связанных умозаключений, устанавливающих истинность данного суждения. Беседа - это вопросно-ответный метод активного взаимодействия педагога и учащихся. Основное в беседе - это тщательно продуманная система вопросов. Самое большое распространение беседы получили в воспитательной практике. Содержания беседы имеют своим основным назначением привлечь самих учащихся к оценке событий, поступков, явлений общественной жизни и на этой основе сформировать у них адекватное отношение к окружающей действительности, к своим гражданским, политическим и нравственным обязанностям. Рассказ и беседа подготавливают переход к более сложному методу - к лекции. Лекция в школе во многом приближается к рассказу, но отличается большей информативно-познавательной емкостью, большей сложностью логических построений, образов, доказательств и обобщений. Метод лекции широко используется во внеурочной воспитательной работе. Логическим центром лекции является теоретическое обобщение, относящееся к сфере научного познания. Дискуссии привлекают внимание школьников к разным научным точкам зрения по той или иной проблеме, побуждают к осмыслению различных подходов к аргументации. Обязательное условие дискуссии - наличие по меньшей мере двух противоположных мнений по обсуждаемому вопросу. Диспут в отличие от не требует определенных и окончательных решений, дает возможность анализировать понятия и доводы, защищать свои взгляды, убеждать в них других людей. По совету Метод примера. В его рамках путём подражания у молодого человека формируются социально-нравственные цели личностного поведения, общественно сложившиеся способы деятельности.
30. Методы воспитания. Характеристика методов организации деятельности и формирования опыта общественного поведения обучающихся. Различают следующие методы: Центральное место в данной группе методов занимают упражнения, т.е. планомерно организованная деятельность, предполагающая многократное повторение каких-либо действий с целью формирования определенных умений и навыков или же их совершенствования. Упражнения крайне необходимы при обучении любому учебному предмету. Приучение - обнаруживает наибольшую эффективность на ранних ступенях воспитания и развития детей; требует соблюдения некоторых педагогических условий. Приучение невозможно без ясного представления о том, что должно быть усвоено. Метод приучения предполагает контроль за выполнением действия, требует благожелательного, заинтересованного отношения учителя к воспитанникам, выявления и анализа возникающих трудностей. Еще более важно организовать самоконтроль учащихся. Одним из испытанных средств приучения к заданным формам поведения является режим жизни и деятельности учащихся. Метод приучения тесно связан с методом упражнения. В основе приучения лежит овладение ребенком преимущественно процессуальной стороной деятельности, а упражнение делает ее личностно значимой. Включение детей в деятельность создает им условия для действий в соответствии с принятыми в обществе нормами и правилами поведения. Деятельность обеспечивает приобретение детьми практического опыта коллективных отношений. Педагогическое требование. В требовании как исходном методе организации деятельности наиболее отчетливо обнаруживается действие такой закономерности педагогического процесса, как диалектика внешнего и внутреннего. Требование может вскрывать внутренние противоречия педагогического процесса, фиксировать недостатки в поведении, деятельности и общении учащихся и тем самым побуждать их к дальнейшему росту и развитию. Требования помогают наводить порядок и дисциплину в школе, вносят дух организованности в деятельность и поведение учащихся. Общественное мнение - это выражение группового требования. Оно используется в развитых коллективах при оценке поступков. Педагог должен формировать здоровое общественное мнение, стимулируя выступления учащихся с оценкой их деятельности. Организуя воспитательный процесс, учитель должен стремиться к тому, чтобы его требование стало требованием самого коллектива. Воспитывающие ситуации - это обстоятельства затруднения, выбора, толчка к действию, они могут быть специально организованы педагогом. Их функция - создать условия для сознательной активной деятельности, в которой проверяются сложившиеся и формируются новые нормы поведения, ценности. 31. Методы воспитания. Характеристика методов стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются мотивацией деятельности теснейшим образом связано ее стимулирование. Стимулировать - значит побуждать, давать толчок, импульс к мысли, чувству и действию. Методы стимулирования: соревнование, познавательная игра, поощрение, наказание. Соревнование в педагогическом процессе строится учителем с учетом того несомненного социально-психологического факта, что детям, подросткам и юношам в высшей степени свойственно стремление к здоровому соперничеству, приоритету, первенству, самоутверждению. Оно поднимает отстающих на уровень передовых, стимулирует развитие творческой активности, инициативы, ответственности.Может быть коллективным и индивидуальным, рассчитанным на длительный срок и эпизодическим. Однако в последние годы появилось немало противников разного рода соревнований, которые якобы противоречат основным принципам гуманистической педагогики. Сюжетно-ролевые игры применяются в начальных классах. Они примыкают к ситуациям переживания успеха, поскольку тоже направлены на создание ситуаций, но игровых, вызывающих, как и предыдущие, яркие эмоциональные переживания. Поощрение - способ выражения общественной положительной оценки поведения и деятельности отдельного учащегося или коллектива. Его стимулирующая роль определяется тем, что в нем содержится общественное признание того образа действия, который избран и проводится учеником в жизнь. Воспитательное значение поощрения возрастает, если оно заключает в себе оценку не только результата, но и мотива и способов деятельности. Поощрение особенно необходимо детям несмелым, неуверенным. Наказание - это такое воздействие на личность школьника, которое выражает осуждение действий и поступков, противоречащих нормам общественного поведения, и принуждает учащихся неуклонно следовать им. Наказание корректирует поведение ребенка, дает ему ясно понять, где и в чем он ошибся. Это состояние порождает у школьника потребность изменить свое поведение. Умелое применение наказаний требует от учителя педагогического такта и определенного мастерства. Всякое наказание должно сопровождаться анализом причин и условий, породивших тот или иной проступок. Применение метода наказаний в любой форме в целях стимулирования и мотивации учения может быть оправдано лишь в исключительных ситуациях. 32. Формирование личности в коллективе - ведущая идея в гуманистической педагогике Развитие теории коллектива в педагогике. Необходимость развития коллективизма у учащихся в условиях целенаправленной учебно-воспитательной работы широко пропагандировали А. В. Луначарский, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий и др. Основной целью воспитания, считал А. В. Луначарский, должно быть всестороннее развитие такой личности, которая умеет жить в гармонии с другими, которая умеет содружествовать, ко
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|