Внутришкольный контроль в управлении образовательными системами: виды, формы и методы.
При достаточно основательной разработке функции контроля во внутришкольном управлении она остается сложной и трудоемкой функцией. Трудоемкость контроля объясняется отсутствием обоснованной системы критериев оценки образовательного процесса, особенно его воспитательного компонента. Значение контроля в управлении современной школой особенно возрастает в связи с предоставлением школе больших полномочий в оценке качества обучения и воспитания учащихся. Виды, формы и методы внутришкольного контроля Проблема классификации видов, форм и методов внутришкольного контроля в настоящее время остается дискуссионной. Н. А.Шубин, объединяя в одной классификации формы и методы, дает их следующее сочетание: обзорный предварительный, персональный, тематический, фронтальный и классно-обобщающий. Среди педагогов — теоретиков и практиков широко известна классификация видов и форм внутришкольного контроля, предложенная Т. И.Шамовой. В ней выделяются два вида контроля: тематический (Содержание тематического контроля составляют вводимые в школе инновации, результаты внедрения передового педагогического опыта. Направлен на углубленное изучение какого-либо конкретного вопроса в системе деятельности педагогического коллектива, группы учителей или отдельного учителя; на младшей или старшей ступени школьного обучения;) и фронтальный (направлен на всестороннее изучение деятельности педагогического коллектива, методического объединения или отдельного учителя.). В зависимости от того, кто или что подвергается контролю, выделяются следующие его формы: Персональный контроль (осуществляется за работой отдельного учителя, классного руководителя, воспитателя), классно-обобщающий контроль (применим при изучении совокупности факторов, влияющих на формирование классного коллектива в процессе учебной и внеучебной деятельности), предметно-обобщающий контроль (используется в тех случаях, когда изучается состояние и качество преподавания отдельного предмета в одном классе, или в параллели классов, или в целом в школе), тематически-обобщающий контроль (имеет своей главной целью изучение работы разных учителей в разных классах, но по отдельным направлениям учебно-воспитательного процесса), комплексно-обобщающий (используется при осуществлении контроля за организацией изучения ряда учебных предметов в одном или нескольких классах).
Методы: изучение школьной документации, наблюдение, беседы, устный и письменный контроль, анкетирование, изучение передового педагогического опыта, хронометрирование, диагностические методы.
46. Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами: общеобразовательная организация, семья, общественность. Одним из важнейших направлений деятельности школы как организующего центра воспитания является объединение усилий школы, семьи и общественности. Школа является важнейшим социальным институтом, прямо и непосредственно осуществляющим воспитание детей и педагогическое управление семейным воспитанием. Единство воспитательной деятельности школы, семьи и общественности создается целенаправленной работой школы, отвечающей современным требованиям. Школа как образовательное учреждение выполняет основную часть воспитательной работы: на нее возлагаются основные задачи формирования гармоничной личности. Это не умаляет роли семьи, а доказывает необходимость согласования действий семьи и школы. Ведущая роль в этом единстве принадлежит именно школе. Школа расширяет и развивает воспитательные возможности семьи, контролирует и направляет семейное воспитание, организует и направляет деятельность общественных и внешкольных организаций. Система работы руководства школы, классного руководителя с семьей складывается годами путем отбора самых рациональных форм и методов. Формы могут быть самыми разнообразными:
· работа секции классных руководителей; · работа постоянного педагогического семинара; · учет особенностей микрорайона, села, · выявление неформальных подростковых групп, · учет неблагополучных семей; · педагогический анализ работы, проводимой с родителями; · выработка единых требований пед. коллектива к работе классного руководителя и учителя с родителями. Требования должны быть обоснованными, правомерными, предъявляться в тактичной форме.
47. Формы и методы работы классного руководителя с родителями обучающихся. Вся работа школы с семьей делится на две основные группы форм: коллективные и индивидуальные. К коллективным формам работы относятся педагогический лекторий, научно-практическая конференция, родительское собрание и др. Педагогический лекторий преследует цель привлечения внимания родителей к современным проблемам воспитания. Эта форма предполагает вооружение родителей систематическими знаниями основ теории воспитания. Педагогический всеобуч лучше начинать в I — II классах, так как здесь закладывается отношение к школе, педагогическому просвещению. Во многих школах работают университеты педагогических знаний для родителей, которые в сравнении с лекторием и педагогическим всеобучем предполагают более сложные формы работы родителей по овладению теорией воспитания. Занятия предусматривают лекционный курс, а также семинарские занятия. Традиционными становятся в школах итоговые годовые научно-практические конференции родителей по проблемам воспитания. День открытых дверей, или родительский день в школе, требует очень большой подготовки, его обычно проводят в последние дни школьных каникул перед началом четверти. Специально оформляется школа, назначаются дежурные, красиво оформляется программа праздника и т. д. Классные родительские собрания -традиционная форма работы.
Индивидуальным формам работы принадлежит ведущая роль в работе с родителями. Формы индивидуальной работы: посещение семьи, педагогическое поручение. К ним относятся и педагогические консультации. В основе консультации лежат ответы на вопросы родителей. Психолого-педагогическими условиями консультации являются: одобрительное отношение учителей к инициативе родителей; выражение готовности к оказанию помощи семье; конкретные рекомендации и советы по возникающим у родителей вопросам.
48. Инновации в образовании. Критерии педагогических инноваций. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося. В понимании сущности инновационных процессов в образовании лежат две важнейшие проблемы педагогики — проблема изучения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений в практику. Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности определяется рядом обстоятельств. Во-первых, происходящие соц.-экономические преобразования обусловили необходимость обновления системы образования. Во-вторых, усиление гуманитаризации содержания образования, требует постоянного поиска новых форм, технологий обучения. В-третьих, происходит изменение отношения учителей к самому факту освоения и применения педагогических новшеств. В-четвертых, вхождение общеобразовательных учебных заведений в рыночные отношения. Передовой педагогический опыт и внедрение достижений педагогической науки. Изучать и распространять передовой педагогический опыт отдельного педагога или опыт школы, результаты научных исследований должны группы подготовленных учителей под руководством заместителя директора по научной работе или завуча школы. Управление внедренческой деятельностью не исключает участия в такой работе самого автора.
Критерии педагогичемщх инноваций: 1. Оптимальность - означает затрату сил и средств учителей и учащихся для достижения результатов. 2. Результативность - означает определенную устойчивость положительных результатов в деятельности учителей. 3. Возможность творческого применения инновации в массовом опыте. Таким образом, в условиях школы объединяются усилия создателей и распространителей педагогических инноваций.
49. Формы развития профессионально-педагогической культуры учителей в общеобразовательной организации и их аттестация. В соответствии с планами повышения квалификации учителей один раз в пять лет они проходят специальное обучение в институтах повышения квалификации и переподготовки работников образования или на специальных факультативах педагогических образовательных учреждений. Основные формы развития профессионально – педагогической культуры учителей: 1) Методические советы (определяют тактику и стратегию совершенствования педагогической квалификации учителей.) 2) Предметное педагогическое объединение (они рассматривают вопросы по повышению уровня учебно-воспитательной работы и качества знаний учащихся, обсуждают наиболее трудные разделы и темы новых программ и учебников.) 3) Единый методический день в школе (служит для подведения промежуточных итогов методической работы за четверть) 4) Проблемные семинары и практикумы сориентированы на обеспечение единства теоретической и практической подготовки учителя), Основной целью аттестации является стимулирование деятельности педагогических работников. Основным средством стимулирования выступает дифференциация оплаты труда учителя. Аттестация учителей проводится один раз в пять лет по личному заявлению педагога с указанием квалификационной категории, на которую он претендует. Но иногда аттестация может проводиться по инициативе администрации, совета школы или педагогического совета для определения уровня педагогической квалификации учителя и его соответствия занимаемой должности. Три вида комиссий: · главная аттестационная комиссия (на уровне области) · районная, городская комиссии · аттестационная комиссия образовательного учреждения Основное решение, принимаемое аттестационной комиссией, — это присвоение квалификационной категории. 50. Социальная педагогика как наука и область педагогической деятельности. Это теория и практика обучения и воспитания отдельной личности или группы людей, иногда объединенных социальной бедой и нуждающихся в реабилитации или лечении, их социализация.
Социальная педагогика рассматривает процесс воспитания, социологию личности в теоретическом и прикладном аспектах. Она рассматривает отклонения или соответствия поведения человека под влиянием среды, то, что принято обозначать социализацией личности. Общественный смысл социальной педагогики состоит в том, чтобы помочь человеку, попавшему в беду; помочь семье, ребенку найти свой путь жизненного самоопределения, развиваться на основании своих способностей и задатков. Помочь в стремлении человека выйти на путь нравственных отношений. Социальная педагогика — это самостоятельный раздел педагогики, со своими особыми методами социальной воспитательной и образовательной деятельности. Методы социальной педагогики направлены на личность, ее самосовершенствование, самовоспитание, самоорганизацию, самоутверждение. Функции социальной педагогики можно сформулировать следующим образом: 1. воспитательная, 2. социально-правовая, 3. социально-реабилитационная. Воспитательная функция предполагает включение ребенка (подростка) в окружающую его среду, процесс его социализации, его адаптацию в ходе обучения и воспитания. Социально-правовая означает заботу государства о детях, их правовую защиту. Социально-реабилитационная функция — это воспитательная и образовательная работа с детьми-инвалидами, физически или психически неполноценными, где основные социальные функции, выполняет педагог.
51. Социальный педагог в системе образования: функции, обязанности и права. Содержание социально-педагогической деятельности. Основное назначение социального педагога — это социальная защита ребенка, подростка, оказание ему социальной или медицинской помощи, умение организовать его обучение, его реабилитацию и адаптацию в обществе. Для решения этих задач социальный педагог изучает ребенка, его состояние, уровень кризиса, планирует пути его преодоления. В этом одна из главнейших задач социального педагога. Профессиональные знания социального педагога: педагогика и психология, физиология развития ребенка, методика воспитательной работы. Методы работы социального педагога. Самый распространенный и естественный метод наблюдения. Именно он дает больше всего материала для воспитательной работы. Педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его трудом. Метод беседы. Чтобы подготовиться к беседе, следует провести анкетирование, заранее составить вопросник, поможет составить представление о ребенке знакомство с биографией, его поступками и мотивами поведения. Метод социометрии, при котором для математической обработки собираются данные бесед, анкетирования опроса и алгоритмов, оценки кризисного состояния ребенка. Социальный педагог должен владеть организаторскими способностями. Уметь быстро принять решение, быстро организовать реабилитационную работу. Но главное — быть добрым. Социальному педагогу следует обратить внимание на культуру и технику речи. Техника речи есть совокупность приемов дыхания, речевого голоса и дикции, доведенных до автоматизма. В этом нужно упражняться. Представляют интерес для социального педагога элементы театральной педагогики. Работа педагога близка к работе режиссера, творчеству актера.
52. Воспитание и обучение в первобытном обществе. Воспитание предков человека и первобытных людей зародилось в непосредственной связи с физическим, умственным и нравственно-эмоциональным взрослением. Поначалу воспитание сопутствовало передаче жизненного опыта. Однако по мере выделения человека из животного мира начался постепенный переход к сознательной передаче опыта собирательства и охоты. На самой ранней ступени развития общества, в период первобытнообщинного строя, условия жизни были очень тяжелыми, и, чтобы выжить, людям нужно было держаться всем вместе, трудиться только коллективно. Все в этом обществе было коллективным, не существовало социального неравенства и классов, люди жили в общих жилищах и сообща воспитывали детей, которые принадлежали всему роду. В бесклассовом обществе всех детей воспитывали одинаково, рано, вовлекая их в доступную для них деятельность. С малых лет они принимали участие в добывании средств пропитания - собирали съедобные растения, плоды. С возрастом степень их участия в совместном труде со взрослыми увеличивалась. Вместе со старшими и под их руководством дети и подростки приобретали необходимые жизненные и трудовые умения и навыки. Было естественным некоторое различие в воспитании мальчиков и девочек. Мальчики участвовали вместе с мужчинами в охоте и рыбной ловле, их учили бороться, стрелять из лука, ездить верхом; девочки - помогали женщинам готовить пищу, делать одежду, посуду. Всех детей приучали ухаживать за животными, заниматься земледелием; с развитием ремесел обучали их ремеслам. Дети являлись непременными участниками общинных праздников, включавших в себя обрядовые игры, пляски, пение, жертвоприношения. Родовая община поручала старшим, умудренным опытом людям знакомить молодое поколение с обрядами, традициями и историей рода, с религиозными верованиями, воспитывать у младших почитание старших и умерших. Большое место в воспитании нравов и поведения детей занимало устное народное творчество: предания, песни и др. Переходу юношей и девушек в полноправные члены рода предшествовала специальная подготовка под руководством самых авторитетных и мудрых людей. Она заканчивалась посвящением, состоявшим из публичных испытаний, в которых проверялась готовность молодежи к выполнению обязанностей взрослого члена родового общества. 53. Воспитание и обучение в условиях цивилизаций древнего Востока. В странах древнего Востока специальные учреждения (школы) все более становились привилегией господствующих групп населения. Средоточием обучения и воспитания в древнейших восточных цивилизациях были семья, церковь и государство. Поскольку семья могла не обеспечить общество достаточным числом людей, сведущих в чтении, письме, законах, для пополнения сословия чиновников их подготовкой стали заниматься учебно-воспитательные учреждения, создававшиеся светской властью и служителями культов. В глубокой древности зародилась и укрепилась школа в Индии. В продолжение тысячелетий там сохранила свое существование так называемая общинная школа, создаваемая общинами простых земледельцев. Наряду с ней большое значение имели школы в городах, при храмах для знатных и богатых. Развивались школы и в Малой Азии и Африке (Египет). В ряде государств здесь существовало земледелие, связанное с искусственным орошением, с использованием таких природных явлений, как периодические разливы рек. Люди вели наблюдения за природными явлениями, учились предсказывать наводнения, накапливали опыт по постройке плотин и разного рода сооружений. Появились зачатки наук: астрономии, геометрии, арифметики, медицины; стали создаваться для построек простейшие машины (ворот, «подкаты» и т. п.). Все эти сведения сосредоточивались в руках господствующих групп населения, зачастую облекались мистикой и таинственностью. Кроме замкнутых жреческих или придворных школ, возникали и школы для потребностей управления государством и хозяйством — это школы писцов, школы служащих и т. д. Постепенно менялся в некоторых странах и способ письма. Так, например, в Египте в жреческих школах обучали сложному иероглифическому («священному») письму, а в школах для писцов было использовано упрощенное (иератическое) письмо. При обучении письму и счету использовались некоторые облегчающие обучение приемы, например счет на разноцветных камешках, упрощенные приемы расчета и т. д. У всех народов был широко распространен счет на пальцах. В Древнем Китае существовали низшие и высшие школы. В высших школах дети привилегированных учились читать и писать сложным иероглифическим способом, изучали философию и мораль (религиозного характера), произведения писателей и поэтов. Там сообщались и некоторые сведения по астрономии. 54. Система образования и педагогическая мысль в Античном мире Средиземноморья. Воспитание и школа в Древнем Риме. В республиканском Риме росло рабовладение; накопление богатств вело к расслоению населения, что обусловило деление школ по имущественному признаку и знатности происхождения на элементарные и более высокой ступени — грамматические школы, а позже школы ораторов. Элементарные школы, частные и платные, обслуживали некоторую часть небогатого и незнатного свободнорожденного населения, учили чтению, письму и счету, знакомили с законами страны. Богатые и знатные предпочитали давать своим сыновьям первоначальное обучение дома. В грамматических школах, также частных и платных, обучались сыновья привилегированных родителей латинскому и греческому языкам, риторике (искусству красноречия с некоторыми сведениями по литературе и истории). Развитие этих школ было вызвано необходимостью овладения ораторским искусством теми, кто стремился занять выборные руководящие должности. В последние столетия республиканского Рима возникли особые школы риторов(ораторов), где знатное юношество за высокую плату обучалось риторике, философии и правоведению, греческому языку, математике и музыке, с тем чтобы в дальнейшем занять высшие государственные должности. После завоевания Греции в Риме распространяется греческая культура и греческий язык становится языком знати. Со времени возникновения Римской империи императоры превратили грамматические школы и школы риторов в государственные школы, задачей которых являлась подготовка преданных императорской власти чиновников. Учителей этих школ императоры стремились превратить в послушных проводников своей политики, для чего им назначались оклады и предоставлялись различные льготы. Особое внимание они уделяли школам риторов. Когда христианство было объявлено господствующей религией и опорой императорской власти, на должности учителей стали назначать представителей христианского духовенства. 55.. Воспитание и школа в Западной Европе эпохи Средневековья. Возникновение и развитие средневековых университетов. Цеховые, гильдейские и городские школы. в XII— XIII веках в Западной Европе расширяются экономические связи между странами, ослабляется феодальная замкнутость, растут города, где развиваются ремесла и торговля. Крепнут элементы светской культуры. Возникают и распространяются ереси. Религиозные догмы, которые раньше принимались на веру, теперь подвергаются сомнению. Стало необходимым подкрепить религию философией, не верить слепо, но «понять то, во что верят». Эту задачу в XII—XIII веках берет на себя схоластика, которая задается целью примирить веру и разум, религию и науку. Появились теории номинализма и реализма. Представители первой теории утверждали, что общие понятия не существуют, а являются лишь названиями, отвлечениями человеческого разума; представители второго направления, наоборот, заявляли, что общие понятия существуют ранее вещей. Маркс назвал номинализм первым, еще слабым выражением материализма. Между номинализмом и реализмом шла острая борьба, организовывались диспуты на религиозно-философские темы. Схоластика развивала в то время формально-логическое мышление, оживляла застывшую религиозно-философскую мысль. Однако в дальнейшем схоластика изжила себя, зачастую представляла лишь бесплодные умствования, стала препятствием дальнейшего движения вперед. В области школы и просвещения она привела к заучиванию учащимися готовых определений, зачастую изложенных в схоластической вопроса - ответной форме, к отказу от самостоятельного мышления. В XII веке были открыты университеты в Италии, во Франции, в Англии и затем в других странах. В Средней Европе в XIV веке открывается университет в Чехии (Прага) и несколько позже в Польше (Краков). Как правило, средневековые университеты возникали по инициативе ученых использовались правом самоуправления, сами вырабатывая распорядок своей жизни, избирая должностных лиц (ректора и др.), и тщательно защищали свои права. Церковь, пользуясь монополией на обучение, пыталась сразу же подчинить себе университеты, давая им различные привилегии и материальные средства (бенефиции), основывала свои университеты. Так, был основан в XII веке Парижский университет, послуживший образцом для других католических университетов. Постепенно церковь начинает главенствовать в университетах, и богословский факультет становится самым важным. Средневековые университеты имели четыре факультета. На подготовительном, или артистическом (факультет искусств), преподавались «семь свободных искусств». 56.. Педагогические взгляды Я. А. Коменского Коменский в основу познания и обучения поставил чувственный опыт и теоретически обосновал и подробно раскрыл принцип наглядности. Наглядность применялась и до него. Книги, как рукописные, так и печатные, снабжались нередко рисунками и раньше, но то было, так сказать, эмпирическое применение наглядности без теоретического обоснования ее, которое впервые дал Коменский. Он понимал наглядность широко, не только как зрительную, но и как привлечение всех органов чувств к лучшему и ясному восприятию вещей и явлений. Им было провозглашено «золотое правило» дидактики: «Все, что только возможно, предоставлять для восприятия чувствами: видимое для восприятия — зрением; слышимое— слухом; запахи — обонянием; подлежащее вкусу — вкусом; доступное осязанию — путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами». Коменский требовал, чтобы учение начиналось не со словесного толкования о вещах, но с конкретных наблюдений над ними. Бессмысленной, механической зубрежке, догматичности обучения Коменский противопоставил требование сознательности учения. Ученики с помощью учителя должны ясно осознать, «какую пользу приносит изучаемое в повседневной жизни». При изучении явлений следует доводить учащихся до осознания причин этих явлений. «На каждом предмете нужно останавливаться до тех пор, пока он не будет понят». Коменский настаивал на систематичности обучения. Он указывал на необходимость доводить учащихся до понимания связи между явлениями и так организовать учебный материал, чтобы он не казался учащимся хаосом, а был бы кратко изложен в виде немногих основных положений. В обучении, он считал, надо идти от фактов к выводам, от примеров к правилам, которые систематизируют, обобщают эти факты и примеры; идти от конкретного к абстрактному, от легкого к трудному, от общего к частному; сначала давать общее представление о предмете или явлении, затем переходить к изучению отдельных его сторон. Большое значение, по Коменскому, имеет последовательность обучения. Все предлагаемое ученикам для усвоения надо располагать так, чтобы изучение нового материала было подготовлено предыдущими занятиями. Считаясь с возрастными особенностями детей, Коменский советует сначала развивать ощущения (чувства) учащихся, затем память, далее мышление и, наконец, речь и руку, как ученик должен уметь правильно выразить усвоенное применить это на деле. Ценные указания дал Коменский, выдвинув дидактическое требование посильности обучения для учащихся. Детям следует давать для обучения только то, что доступно их возрасту. Посильность, доступность в обучении достигаются ясностью преподавания, сообщением основного без излишних деталей. Выдвинув дидактическое требование прочности усвоения учащимися учебного материала. 57. Педагогические теория Дж. Локка Локк изложил свои педагогические взгляды в книге «Мысли о воспитании» (1693). Огромное значение Локк придавал физическому воспитанию. «Здоровье необходимо нам для наших дел и нашего благополучия», — говорил он и предлагал тщательно разработанную, стоявшую на уровне науки того времени систему. «В здоровом теле— здоровый дух»,—'Подчеркивал он. Необходимо поэтому с раннего детства закалить тело ребенка, добиться того, чтобы он легко переносил усталость, невзгоды, перемены. Локк подробно обосновывал значение строгого режима в жизни ребенка, давая советы об одежде, пище, прогулках, занятиях спортом. Правильно поставленное физическое воспитание способствует и выработке мужества и настойчивости. «Джентльмен должен быть воспитан так, чтобы во всякое время быть готовым надеть оружие и стать солдатом». Свою мораль, как мы отмечали, Локк выводил из принципа пользы и интересов личности. Настоящий джентльмен — это тот, кто умеет достичь собственного счастья, но в то же время не препятствует в этом другим джентльменам. Люди должны быть «мудрыми» и не только добиваться того, что им хочется, но и учитывать реальные возможности. Поэтому поведение человека должно быть разумно, он должен уметь руководить своими страстями, быть дисциплинированным. Он должен уметь подчинять себя велениям рассудка. Но в трактовке Локка, по словам Маркса, «буржуазный рассудок есть нормальный человеческий рассудок...». Выработка характера, развитие воли, нравственное дисциплинирование — важнейшие задачи воспитания. Нельзя потворствовать ребенку, но нельзя и не удовлетворять его законных пожеланий. Сначала «страх и уважение» должны дать власть воспитателю над поведением ребенка, а в более зрелые годы эту власть будут поддерживать «любовь и дружба». Главными воспитательными средствами всегда будут являться не рассуждения, а пример, среда, окружение ребенка. «Примите за несомненную истину, — говорит Локк, — что какие бы наставления ни давали ребенку и какими бы мудрыми уроками благовоспитанности ни пичкали его ежедневно, наибольшее влияние на его поведение будет все-таки оказывать компания, в которой он находится, и образ действий тех, кто ходит за ним». Особенно важно воспитание устойчивых положительных привычек у детей. Воспитание привычек должно начинаться с самого раннего возраста. Нельзя добиться положительных результатов грубостью, насилием, необходимый результат дадут ласковые слова, кроткое, как бы случайное внушение, сделанное в форме напоминания о том, что дети забыли. Нельзя прививать несколько привычек одновременно. Задача воспитателя заключается в том, чтобы закрепить сначала одну привычку, а затем уже перейти к воспитанию другой.). Для правильного направления всего воспитательного процесса следует внимательно изучать индивидуальные особенности ребенка. 58. Педагогическая мысль эпохи Просвящения в Западной Европе. Эпоха Просвещения в Западной Европе длилась с последней трети XVII до конца XVIII в. Представители этого неоднородного идейного течения сходились на критике сословного воспитания и образования, выдвигали новые идеи, пронизанные стремлением приблизить школу и педагогику к менявшимся социальным условиям, учитывать природу человека. Движение Просвещения развивалось в соответствии с национальными условиями. Главным средоточием идей Просвещения оказалась Франция. Предшественниками этого движения во французской педагогике явились прежде всего Франсуа Фенелон (1651 — 1715) и Шарль Роллен (1661—1741). Он отвергал в воспитании авторитарность и считал необходимым обеспечивать естественное, свободное развитие ребенка. Фенелон - один из первых педагогов Нового времени, кто оставил систематические размышления о женском образовании - трактат "Воспитание девиц" (1680). Он полагал необходимым не только давать женщине некое образование, но и формировать ее нравственно как будущую мать, на которую лягут заботы о воспитании детей. Он советовал не потакать детской привычке "поспешно судить обо всем и говорить о вещах, о которых у них совсем нет ясного представления". Выходец из семьи ремесленника, Шарль Роллен закончил философский факультет Парижского университета. В основном труде Ш. Роллена "Трактат об образовании" разработаны параметры школьного обучения и воспитания. Он допускал совместное воспитание детей до 6-7-летнего возраста. Затем девочкам предназначалась особая программа занятий: французский язык, четыре правила арифметики, домоводство, уроки религии, светских манер и краткий курс отечественной истории. Программу элементарного обучения входили занятия "физикой" - наблюдения за природой, знакомство с простейшими предметами. Просвещения была борьба с феодальными идеями и институтами воспитания и образования. Ее начало связано с публикацией "Духа законов" Шарля Луи Монтескье (1689-1755). Монтескье выдвинул следующую программу: формирование подрастающего поколения на идеалах конституционного государства, неприятия деспотии абсолютной монархии; замена сословной школы системой демократического, национального образования, где каждый юный гражданин приобщается к знаниям. Французские просветители возлагали большие надежды на общественное образование, объявляли его главным приоритетом социального прогресса. Они планировали создать благоприятную учебно-воспитательную среду, обеспечив для решения педагогических задач сотрудничество школы и общественности. 59. Педагогическая теория Ж. Ж. Руссо Дети должны воспитываться, по Руссо, естественно, сообразно с природой. Это значит, что в воспитании надо следовать природе ребенка, учитывать его возрастные особенности. «Природа желает, чтобы дети были детьми, прежде чем они станут взрослыми», — писал Руссо. Он считал, что воспитание получают из трех источников: от природы, от окружающих людей и от вещей. Воспитание природой, по его мнению, осуществляется путем «внутреннего» развития человеческих способностей, развития органов чувств; воспитание людьми— эти приучение человека использовать развитие этих способностей и органов; и наконец, воспитание от вещей — это собственный опыт человека, приобретаемый им от вещей, с которыми он сталкивается и которые на него воздействуют. Правильным воспитание будет тогда, когда все три фактора (воспитание природой, людьми, вещами или внешними обстоятельствами) действуют согласованно, в одном направлении. В непосредственной связи с естественным воспитанием Руссо поставил и свободное воспитание. Первое из естественных прав человека, заявил он, — свобода! Опираясь на это "положение, он выступал против схоластической школы с ее зубрежкой, суровой дисциплиной, телесными наказаниями и подавлением личности ребенка. Он требовал уважать личность ребенка, считаться с его интересами и запросами. В этом положительное значение его призыва к свободному воспитанию. Руссо делил жизнь воспитанников на четыре периода. Первый период — от рождения до 2 лет — это время, когда в центре внимания должно стоять физическое воспитание детей. Второй период — от 2 до 12 лет, по его выражению, период «сна разума», когда ребенок еще не может рассуждать и логически мыслить, когда следует развивать главным образом «внешние чувства», когда силы ребенка накапливаются для того, чтобы найти свой выход уже в более старшем возрасте. Третий период — от 12 до 15 лет, в эти годы широко развертывается умственное воспитание, удовлетворяются умственные запросы ребенка. Четвертый период — «период бурь и страстей» — с 15 лет до совершеннолетия, когда осуществляется преимущественно нравственное воспитание. 60. Педагогическая деятельность и взгляды И. Г. Песталоцци. Цель воспитания, по Песталоцци, заключается в том, чтобы развить все природные силы и способности человека, причем это развитие должно быть разносторонним и гармоническим. Основной принцип воспитания, как понимает его Песталоцци,— это согласие с природой. Песталоцци стремился создать новые методы воспитания, помогающие развивать силы человека в соответствии с его природой. Воспитание ребенка, говорил он, должно начаться с первого дня появления его на свет: «Час рождения ребенка есть первый час его обучения». Вот почему истинная педагогика должна вооружать мать правильными методами воспитания, а педагогическое искусство должно настолько упростить эту методику, чтобы ею могла овладеть любая мать, в том числ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|