Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Внутришкольный контроль в управлении образовательными системами: виды, формы и методы.




При достаточно основательной разработке функции контроля во внутришкольном управлении она остается сложной и трудоемкой функцией. Трудоемкость контроля объясняется отсутствием обоснованной системы критериев оценки образовательного процесса, особенно его воспитательного компонента. Значение контроля в управлении современной школой особенно возрастает в связи с предоставлением школе больших полномочий в оценке качества обучения и воспитания учащихся.

Виды, формы и методы внутришкольного контроля

Проблема классификации видов, форм и методов внутришкольного контроля в настоящее время остается дискуссионной. Н. А.Шубин, объединяя в одной классификации формы и методы, дает их следующее сочетание: обзорный предварительный, персональный, тематический, фронтальный и классно-обобщающий.

Среди педагогов — теоретиков и практиков широко известна классификация видов и форм внутришкольного контроля, предложенная Т. И.Шамовой. В ней выделяются два вида контроля: тематический (Содержание тематического контроля составляют вводимые в школе инновации, результаты внедрения передового педагогического опыта. Направлен на углубленное изучение какого-либо конкретного вопроса в системе деятельности педагогического коллектива, группы учителей или отдельного учителя; на младшей или стар­шей ступени школьного обучения;) и фронтальный (направлен на всестороннее изучение деятельности педагогического коллектива, методического объеди­нения или отдельного учителя.).

В зависимости от того, кто или что подвергается контролю, выделяются следующие его формы:

Персональный контроль (осуществляется за работой отдельно­го учителя, классного руководителя, воспитателя), классно-обобщающий контроль (применим при изучении сово­купности факторов, влияющих на формирование классного кол­лектива в процессе учебной и внеучебной деятельности), предметно-обобщающий контроль (используется в тех случа­ях, когда изучается состояние и качество преподавания отдель­ного предмета в одном классе, или в параллели классов, или в целом в школе), тематически-обобщающий контроль (имеет своей главной целью изучение работы разных учителей в разных классах, но по отдельным направлениям учебно-воспитательного процесса), комплексно-обобщающий (используется при осу­ществлении контроля за организацией изучения ряда учебных предметов в одном или нескольких классах).

Методы: изучение школьной документации, наблюдение, беседы, устный и письменный контроль, анкетирование, изучение передового педагогического опыта, хронометрирование, диагностические методы.

 

46. Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами: общеобразовательная организация, семья, общественность.

Одним из важнейших направлений деятельности школы как организующего центра воспитания является объединение усилий школы, семьи и общественности. Школа является важнейшим социальным институтом, прямо и непосредственно осуществляющим воспитание детей и педаго­гическое управление семейным воспитанием. Единство воспита­тельной деятельности школы, семьи и общественности создается целенаправленной работой школы, отвечающей современным требованиям.

Школа как образовательное учреждение выполняет основную часть воспитательной работы: на нее возлагаются основные зада­чи формирования гармоничной личности. Это не умаляет роли семьи, а доказывает необходимость согласования действий семьи и школы. Ведущая роль в этом единстве принадлежит именно школе. Школа расширяет и развивает воспитательные возможности се­мьи, контролирует и направляет семейное воспитание, организует и направляет дея­тельность общественных и внешкольных организаций. Система работы руководства школы, классного руководителя с семьей складывается годами путем отбора самых рациональных форм и методов. Формы могут быть самыми разнообразными:

· работа секции классных руководителей;

· работа постоянного пе­дагогического семинара;

· учет особенностей мик­рорайона, села,

· выявление неформальных подростковых групп,

· учет неблагополучных семей;

· педагогический анализ работы, проводимой с родителями;

· выработка единых требований пед. коллектива к работе класс­ного руководителя и учителя с родителями. Требования должны быть обоснованными, правомерными, предъявляться в тактич­ной форме.

 

47. Формы и методы работы классного руководителя с родителями обучающихся.

Вся работа школы с семьей делится на две основные группы форм: коллективные и индивидуальные. К коллективным формам работы относятся педагогический лекторий, научно-практическая конференция, родительское собрание и др.

Педагогический лекторий преследует цель привлечения внима­ния родителей к современным проблемам воспитания. Эта форма предполагает вооружение родителей систематическими знаниями основ теории воспитания.

Педагогический всеобуч лучше начинать в I — II классах, так как здесь закладывается отношение к школе, педагогическому про­свещению.

Во многих школах работают университеты педагогических зна­ний для родителей, которые в сравнении с лекторием и педагоги­ческим всеобучем предполагают более сложные формы работы ро­дителей по овладению теорией воспитания. Занятия предусматри­вают лекционный курс, а также семинарские занятия.

Традиционными становятся в школах итоговые годовые науч­но-практические конференции родителей по проблемам воспита­ния.

День открытых дверей, или родительский день в школе, требует очень большой подготовки, его обычно проводят в последние дни школьных каникул перед началом четверти. Специально оформ­ляется школа, назначаются дежурные, красиво оформляется про­грамма праздника и т. д.

Классные родительские собрания -традиционная форма рабо­ты.

Индивидуальным формам работы принадлежит ведущая роль в работе с родителями. Формы индивидуальной работы: посещение семьи, педагогическое поручение. К ним относятся и педагогические консультации. В основе кон­сультации лежат ответы на вопросы родителей. Психолого-педа­гогическими условиями консультации являются: одобрительное отношение учителей к инициативе родителей; выражение готов­ности к оказанию помощи семье; конкретные рекомендации и советы по возникающим у родителей вопросам.

 

48. Инновации в образовании. Критерии педагогических инноваций.

Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

В понимании сущности инновационных процессов в образова­нии лежат две важнейшие проблемы педагогики — проблема изу­чения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений в практику.

Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности определяется рядом обстоятельств. Во-первых, происходящие соц.-экономические пре­образования обусловили необходимость обновления си­стемы образования. Во-вторых, усиление гуманитаризации содержания образо­вания, требует постоянного по­иска новых форм, технологий обучения. В-третьих, происходит изменение отношения учителей к самому факту освоения и применения педагогических новшеств. В-четвертых, вхождение общеобразовательных учебных за­ведений в рыночные отношения.

Передовой педагогический опыт и внедрение достижений педаго­гической науки.

Изучать и распространять передовой педагогический опыт отдельного педагога или опыт школы, результаты научных исследований должны груп­пы подготовленных учителей под руководством заместителя ди­ректора по научной работе или завуча школы. Управление внедренческой деятельностью не исключает уча­стия в такой работе самого автора.

Критерии педагогичемщх инноваций:

1. Оптимальность - означает затрату сил и средств учителей и учащихся для достижения результатов.

2. Результативность - означает опреде­ленную устойчивость положительных результатов в деятельности учителей.

3. Возможность творческого применения инновации в массовом опыте. Таким образом, в условиях школы объединяются усилия создателей и распространителей пе­дагогических инноваций.

 

49. Формы развития профессионально-педагогической культуры учителей в общеобразовательной организации и их аттестация.

В соответствии с планами повышения квалификации учителей один раз в пять лет они проходят специальное обучение в инсти­тутах повышения квалификации и переподготовки работников образования или на специальных факультативах педа­гогических образовательных учреждений.

Основные формы развития профессионально – педагогической культуры учителей:

1) Методические советы (определяют тактику и стратегию совершенствования педагогической квалификации учителей.)

2) Предметное педагогическое объединение (они рассматривают вопросы по повышению уровня учебно-вос­питательной работы и качества знаний учащихся, обсуждают наиболее трудные разделы и темы новых программ и учебников.)

3) Единый методический день в школе (служит для подведени­я промежуточных итогов методической работы за четверть)

4) Проблемные семинары и практикумы сориентированы на обес­печение единства теоретической и практической подготовки учи­теля),

Основной целью аттестации является стимулирование деятель­ности педагогических работников. Основным средством стимулирования выступает диф­ференциация оплаты труда учителя.

Аттестация учителей проводится один раз в пять лет по лично­му заявлению педагога с указанием квалификационной катего­рии, на которую он претендует. Но иногда аттестация может про­водиться по инициативе администрации, совета школы или педа­гогического совета для определения уровня педагогической ква­лификации учителя и его соответствия занимаемой должности.

Три вида комиссий:

· главная аттестационная комиссия (на уровне облас­ти)

· районная, городская комиссии

· аттестационная комиссия образователь­ного учреждения

Основное решение, принимаемое аттестационной комис­сией, — это присвоение квалификационной категории.

50. Социальная педагогика как наука и область педагогической деятельности.

Это теория и практика обучения и воспитания отдельной лич­ности или группы людей, иногда объединенных социальной бедой и нуждающихся в реабилитации или лечении, их социализация.

Социальная педагогика рассматривает процесс воспитания, социологию личности в теоретическом и прикладном аспектах. Она рассматривает отклонения или соответствия поведения человека под влиянием среды, то, что принято обозначать социализацией личности.

Общественный смысл социальной педагогики состоит в том, чтобы помочь человеку, попавшему в беду; помочь семье, ребен­ку найти свой путь жизненного самоопределения, развиваться на основании своих способностей и задатков. Помочь в стремлении человека выйти на путь нравственных отношений.

Социальная педагогика — это самостоятельный раздел педаго­гики, со своими особыми методами социальной воспитательной и образовательной деятельности.

Методы социальной педагогики направлены на личность, ее самосовершенствование, самовоспитание, самоорганизацию, са­моутверждение.

Функции социальной педагогики можно сфор­мулировать следующим образом:

1. воспитательная,

2. социально-правовая,

3. социально-реабилитационная.

Воспитательная функция предполагает включение ребенка (под­ростка) в окружающую его среду, процесс его социализации, его адаптацию в ходе обучения и воспитания.

Социально-правовая означает заботу государства о детях, их пра­вовую защиту.

Социально-реабилитационная функция — это воспитательная и образовательная работа с детьми-инвалидами, физически или психически неполноценными, где основные социальные функ­ции, выполняет педагог.

 

51. Социальный педагог в системе образования: функции, обязанности и права. Содержание социально-педагогической деятельности.

Основное назначение социального педагога — это социальная защита ребенка, подростка, оказание ему социальной или меди­цинской помощи, умение организовать его обучение, его реаби­литацию и адаптацию в обществе.

Для решения этих задач социальный педагог изучает ребенка, его состояние, уровень кризиса, планирует пути его преодоле­ния. В этом одна из главнейших задач социального педагога.

Профессиональные знания социального педагога: педагогика и психология, физиология развития ребенка, методика воспита­тельной работы.

Методы работы социального педагога.

Самый распространенный и естественный метод наблюдения. Именно он дает больше всего материала для воспитательной работы. Педа­гог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его трудом.

Метод беседы. Чтобы подготовиться к беседе, следует провести анкетирование, заранее составить вопросник, поможет составить представление о ребенке знакомство с био­графией, его поступками и мотивами поведения.

Метод социометрии, при котором для математической обра­ботки собираются данные бесед, анкетирования опроса и алго­ритмов, оценки кризисного состояния ребенка.

Социальный педагог должен владеть организаторскими способ­ностями. Уметь быстро принять решение, быстро организовать реабилитационную работу. Но главное — быть добрым.

Социальному педагогу следует обратить внимание на культуру и технику речи. Техника речи есть совокупность приемов дыхания, речевого голоса и дикции, доведенных до автоматизма. В этом нужно уп­ражняться. Представляют интерес для социального педагога элементы те­атральной педагогики. Работа педагога близка к работе режиссера, творчеству актера.

 

52. Воспитание и обучение в первобытном обществе.

Воспитание предков человека и первобытных людей зародилось в непосредственной связи с физическим, умственным и нравственно-эмоциональным взрослением. Поначалу воспитание сопутствовало передаче жизненного опыта. Однако по мере выделения человека из животного мира начался постепенный переход к сознательной передаче опыта собирательства и охоты.

На самой ранней ступени развития общества, в период пер­вобытнообщинного строя, условия жизни были очень тяжелыми, и, чтобы выжить, людям нужно было держаться всем вместе, тру­диться только коллективно. Все в этом обществе было кол­лективным, не существовало социального неравенства и клас­сов, люди жили в общих жилищах и сообща воспитывали детей, которые принадлежали всему роду.

В бесклассовом обществе всех детей воспитывали одинаково, рано, вовлекая их в доступную для них деятельность. С малых лет они принимали участие в добывании средств пропитания - собирали съедобные растения, плоды. С возрастом степень их участия в совместном труде со взрослыми увеличивалась. Вместе со старшими и под их руководством дети и подростки при­обретали необходимые жизненные и трудовые умения и навыки. Было естественным некоторое различие в воспитании мальчиков и девочек.

Мальчики участвовали вместе с мужчинами в охоте и рыбной ловле, их учили бороться, стрелять из лука, ездить верхом; девочки - помогали женщинам готовить пищу, делать одежду, посуду. Всех детей приучали ухаживать за животны­ми, заниматься земледелием; с развитием ремесел обучали их ремеслам.

Дети являлись непременными участниками общинных праздни­ков, включавших в себя обрядовые игры, пляски, пение, жертво­приношения. Родовая община поручала старшим, умудренным опытом людям знакомить молодое поколение с обрядами, тра­дициями и историей рода, с религиозными верованиями, воспиты­вать у младших почитание старших и умерших. Большое место в воспитании нравов и поведения детей занимало устное на­родное творчество: предания, песни и др.

Переходу юношей и девушек в полноправные члены рода предшествовала специальная подготовка под руководством са­мых авторитетных и мудрых людей. Она заканчивалась пос­вящением, состоявшим из публичных испытаний, в которых про­верялась готовность молодежи к выполнению обязанностей взрос­лого члена родового общества.

53. Воспитание и обучение в условиях цивилизаций древнего Востока.

В странах древнего Востока специальные учреждения (школы) все более становились привилегией господствующих групп населения. Средоточием обучения и воспитания в древнейших восточных цивилизациях были семья, церковь и государство. По­скольку семья могла не обеспечить общество достаточным числом людей, сведущих в чтении, письме, законах, для пополнения сословия чиновников их подготовкой стали заниматься учебно-воспитательные учреждения, создававшиеся светской властью и служителями культов.

В глубокой древности зародилась и укрепилась школа в Ин­дии. В продолжение тысячелетий там сохранила свое существова­ние так называемая общинная школа, создаваемая общинами про­стых земледельцев. Наряду с ней большое значение имели шко­лы в городах, при храмах для знатных и богатых.

Развивались школы и в Малой Азии и Африке (Египет). В ряде государств здесь существовало земледелие, связанное с искусственным орошением, с использованием таких природных явлений, как периодические разливы рек.

Люди вели наблюдения за природными явлениями, учились предсказывать наводнения, накапливали опыт по постройке пло­тин и разного рода сооружений.

Появились зачатки наук: астро­номии, геометрии, арифметики, медицины; стали создаваться для построек простейшие машины (ворот, «подкаты» и т. п.). Все эти сведения сосредоточивались в руках господствующих групп насе­ления, зачастую облекались мистикой и таинственностью.

Кроме замкнутых жреческих или придворных школ, возникали и школы для потребностей управления государством и хозяйством — это школы писцов, школы служащих и т. д. Постепенно менялся в не­которых странах и способ письма. Так, например, в Египте в жреческих школах обучали сложному иероглифическому («свя­щенному») письму, а в школах для писцов было использовано упрощенное (иератическое) письмо.

При обучении письму и счету использовались некоторые облег­чающие обучение приемы, например счет на разноцветных камеш­ках, упрощенные приемы расчета и т. д. У всех народов был ши­роко распространен счет на пальцах.

В Древнем Китае существовали низшие и высшие школы. В высших школах дети привилегированных учились читать и пи­сать сложным иероглифическим способом, изучали философию и мораль (религиозного характера), произведения писателей и по­этов. Там сообщались и некоторые сведения по астрономии.

54. Система образования и педагогическая мысль в Античном мире Средиземноморья.

Воспитание и школа в Древнем Риме. В республи­канском Риме росло рабовладение; накопление богатств вело к расслоению населения, что обусловило деление школ по имущест­венному признаку и знатности происхождения на элементарные и более высокой ступени — грамматические школы, а позже школы ораторов.

Элементарные школы, частные и платные, обслуживали неко­торую часть небогатого и незнатного свободнорожденного населе­ния, учили чтению, письму и счету, знакомили с зако­нами страны. Богатые и знатные предпочитали давать своим сыновьям первоначальное обучение дома.

В грамматических школах, также частных и платных, обучались сыновья привилегированных родителей латинскому и гречес­кому языкам, риторике (искусству красноречия с некоторыми све­дениями по литературе и истории). Развитие этих школ было вызвано необходимостью овладения ораторским искусством теми, кто стремился занять выборные руководящие должности.

В последние столетия республиканского Рима возникли особые школы риторов(ораторов), где знатное юношество за высокую плату обучалось риторике, философии и правоведению, греческо­му языку, математике и музыке, с тем чтобы в дальнейшем занять высшие государственные должности. После завоевания Греции в Риме распространяется греческая культура и греческий язык становится языком знати.

Со времени возникновения Римской империи императоры пре­вратили грамматические школы и школы риторов в государствен­ные школы, задачей которых являлась подготовка преданных им­ператорской власти чиновников. Учителей этих школ императоры стремились превратить в послушных проводников своей политики, для чего им назначались оклады и предоставлялись различные льготы. Особое внимание они уделяли школам риторов.

Когда христианство было объявлено господствующей религией и опорой императорской власти, на должности учителей стали на­значать представителей христианского духовенства.

55.. Воспитание и школа в Западной Европе эпохи Средневековья.

Возникновение и развитие средневеко­вых университетов. Цеховые, гильдейские и городские школы.

в XII— XIII веках в Западной Европе расширяются экономические связи между странами, ослабляется феодальная замкнутость, рас­тут города, где развиваются ремесла и торговля. Крепнут элемен­ты светской культуры. Возникают и распространяются ереси. Ре­лигиозные догмы, которые раньше принимались на веру, теперь подвергаются сомнению. Стало необходимым подкрепить религию философией, не верить слепо, но «понять то, во что верят». Эту задачу в XII—XIII веках берет на себя схоластика, которая за­дается целью примирить веру и разум, религию и науку.

Появи­лись теории номинализма и реализма. Представители первой тео­рии утверждали, что общие понятия не существуют, а являются лишь названиями, отвлечениями человеческого разума; предста­вители второго направления, наоборот, заявляли, что общие по­нятия существуют ранее вещей. Маркс назвал номинализм первым, еще слабым выражением материализма. Между номинализмом и реализмом шла острая борьба, организовывались диспуты на рели­гиозно-философские темы. Схоластика развивала в то время фор­мально-логическое мышление, оживляла застывшую религиозно-философскую мысль. Однако в дальнейшем схоластика изжила себя, зачастую представляла лишь бесплодные умствования, стала препятствием дальнейшего движения вперед. В области школы и просвещения она привела к заучиванию учащимися готовых опре­делений, зачастую изложенных в схоластической вопроса - ответной форме, к отказу от самостоятельного мышления.

В XII веке были открыты университеты в Италии, во Фран­ции, в Англии и затем в других странах. В Средней Европе в XIV веке открывается университет в Чехии (Прага) и несколько позже в Польше (Краков). Как правило, средневековые университеты возникали по ини­циативе ученых использовались правом самоуправления, сами вы­рабатывая распорядок своей жизни, избирая должностных лиц (ректора и др.), и тщательно защищали свои права.

Церковь, пользуясь монополией на обучение, пыталась сразу же подчинить себе университеты, давая им различные привилегии и материальные средства (бенефиции), основывала свои универ­ситеты. Так, был основан в XII веке Парижский университет, по­служивший образцом для других католических университетов. По­степенно церковь начинает главенствовать в университетах, и бо­гословский факультет становится самым важным. Средневековые университеты имели четыре факультета. На подготовительном, или артистическом (факультет искусств), пре­подавались «семь свободных искусств».

56.. Педагогические взгляды Я. А. Коменского

Коменский в основу познания и обучения поставил чувственный опыт и теоретически обосновал и подробно раскрыл принцип наглядности. Наглядность применялась и до не­го. Книги, как рукопис­ные, так и печатные, снабжались нередко рисунками и раньше, но то было, так сказать, эмпирическое применение наглядности без теоретического обоснования ее, которое впервые дал Коменский. Он понимал наглядность широко, не только как зрительную, но и как привлечение всех органов чувств к лучшему и ясному вос­приятию вещей и явлений. Им было провозглашено «золотое пра­вило» дидактики: «Все, что только возможно, предоставлять для восприятия чувствами: видимое для восприятия — зрением; слы­шимое— слухом; запахи — обонянием; подлежащее вкусу — вку­сом; доступное осязанию — путем осязания. Если какие-либо пред­меты сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами».

Коменский требовал, чтобы учение начиналось не со словес­ного толкования о вещах, но с конкретных наблюдений над ними. Бессмысленной, механической зубрежке, догматичности обуче­ния Коменский противопоставил требование сознательности уче­ния. Ученики с помо­щью учителя должны ясно осознать, «какую пользу приносит изу­чаемое в повседневной жизни». При изучении явлений следует доводить учащихся до осознания причин этих явлений. «На каждом предмете нужно останавливаться до тех пор, пока он не будет понят». Коменский настаивал на систематичности обучения. Он указы­вал на необходимость доводить учащихся до понимания связи между явлениями и так организовать учебный материал, чтобы он не казался учащимся хаосом, а был бы кратко изложен в виде немногих основных положений.

В обучении, он считал, надо идти от фактов к выводам, от примеров к правилам, которые система­тизируют, обобщают эти факты и примеры; идти от конкретного к абстрактному, от легкого к трудному, от общего к частному; сна­чала давать общее представление о предмете или явлении, затем переходить к изучению отдельных его сторон. Большое значение, по Коменскому, имеет последовательность обучения. Все предлагаемое ученикам для усвоения надо распола­гать так, чтобы изучение нового материала было подготовлено предыдущими занятиями. Считаясь с возрастными особенностями детей, Коменский советует сначала развивать ощущения (чувства) учащихся, затем память, далее мышление и, наконец, речь и руку, как ученик должен уметь правильно выразить усвоенное применить это на деле. Ценные указания дал Коменский, выдвинув дидактическое тре­бование посильности обучения для учащихся. Детям следует давать для обучения только то, что доступно их возрасту. Посильность, доступность в обучении достигаются ясностью преподавания, сообщением основного без излишних деталей. Выдвинув дидактическое требование прочности усвоения учащимися учебного материала.

57. Педагогические теория Дж. Локка

Локк изложил свои педагогические взгляды в книге «Мысли о воспитании» (1693). Огромное значение Локк придавал физическому воспитанию. «Здоровье необходимо нам для наших дел и нашего благополу­чия», — говорил он и предлагал тщательно разработанную, сто­явшую на уровне науки того времени систему. «В здоровом те­ле— здоровый дух»,—'Подчеркивал он. Необходимо поэтому с раннего детства закалить тело ребенка, добиться того, чтобы он легко переносил усталость, невзгоды, перемены. Локк подробно обосновывал значение строгого режима в жизни ребенка, давая советы об одежде, пище, прогулках, занятиях спортом. Правильно поставленное физическое воспитание способствует и выработке мужества и настойчивости. «Джентльмен должен быть воспитан так, чтобы во всякое время быть готовым надеть оружие и стать солдатом».

Свою мораль, как мы отмечали, Локк выводил из принципа пользы и интересов личности. Настоящий джентльмен — это тот, кто умеет достичь собственного счастья, но в то же время не пре­пятствует в этом другим джентльменам. Люди должны быть «муд­рыми» и не только добиваться того, что им хочется, но и учиты­вать реальные возможности. Поэтому поведение человека должно быть разумно, он должен уметь руководить своими страстями, быть дисциплинированным. Он должен уметь подчинять себя ве­лениям рассудка. Но в трактовке Локка, по словам Маркса, «бур­жуазный рассудок есть нормальный человеческий рассудок...».

Выработка характера, развитие воли, нравственное дисциплинирование — важнейшие задачи воспитания. Нельзя потворствовать ребенку, но нельзя и не удовлетворять его законных пожеланий. Сначала «страх и уважение» должны дать власть воспитателю над поведением ребенка, а в более зрелые годы эту власть будут под­держивать «любовь и дружба».

Главными воспитательными средствами всегда будут являться не рассуждения, а пример, среда, окружение ребенка. «Примите за несомненную истину, — говорит Локк, — что какие бы наставле­ния ни давали ребенку и какими бы мудрыми уроками благовос­питанности ни пичкали его ежедневно, наибольшее влияние на его поведение будет все-таки оказывать компания, в которой он на­ходится, и образ действий тех, кто ходит за ним». Особенно важно воспитание устойчивых положительных привычек у детей. Воспитание привычек должно начинаться с самого раннего воз­раста. Нельзя добиться положительных результатов грубостью, насилием, необходимый результат дадут ласковые слова, кроткое, как бы случайное внушение, сделанное в форме напоминания о том, что дети забыли. Нельзя прививать несколько привычек одновременно. Задача воспитателя заключается в том, чтобы закре­пить сначала одну привычку, а затем уже перейти к воспитанию другой.). Для правильного направления всего воспитательного процесса следует внимательно изучать индивидуальные особенности ребенка.

58. Педагогическая мысль эпохи Просвящения в Западной Европе.

Эпоха Просвещения в Западной Европе длилась с последней трети XVII до конца XVIII в. Представители этого неоднородного идейного течения сходились на критике сословного воспитания и образования, выдвигали новые идеи, пронизанные стремлением приблизить школу и педагогику к менявшимся социальным условиям, учитывать природу человека. Движение Просвещения развивалось в соответствии с национальными условиями.

Главным средоточием идей Просвещения оказалась Франция. Предшественниками этого движения во французской педагогике явились прежде всего Франсуа Фенелон (1651 — 1715) и Шарль Роллен (1661—1741). Он отвергал в воспитании авторитарность и считал необходимым обеспечивать естественное, свободное развитие ребенка. Фенелон - один из первых педагогов Нового времени, кто оставил систематические размышления о женском образовании - трактат "Воспитание девиц" (1680). Он полагал необходимым не только давать женщине некое образование, но и формировать ее нравственно как будущую мать, на которую лягут заботы о воспитании детей. Он советовал не потакать детской привычке "поспешно судить обо всем и говорить о вещах, о которых у них совсем нет ясного представления".

Выходец из семьи ремесленника, Шарль Роллен закончил философский факультет Парижского университета. В основном труде Ш. Роллена "Трактат об образовании" разработаны параметры школьного обучения и воспитания. Он допускал совместное воспитание детей до 6-7-летнего возраста. Затем девочкам предназначалась особая программа занятий: французский язык, четыре правила арифметики, домоводство, уроки религии, светских манер и краткий курс отечественной истории. Программу элементарного обучения входили занятия "физикой" - наблюдения за природой, знакомство с простейшими предметами.

Просвещения была борьба с феодальными идеями и институтами воспитания и образования. Ее начало связано с публикацией "Духа законов" Шарля Луи Монтескье (1689-1755). Монтескье выдвинул следующую программу: формирование подрастающего поколения на идеалах конституционного государства, неприятия деспотии абсолютной монархии; замена сословной школы системой демократического, национального образования, где каждый юный гражданин приобщается к знаниям.

Французские просветители возлагали большие надежды на общественное образование, объявляли его главным приоритетом социального прогресса. Они планировали создать благоприятную учебно-воспитательную среду, обеспечив для решения педагогических задач сотрудничество школы и общественности.

59. Педагогическая теория Ж. Ж. Руссо

Дети должны воспитываться, по Руссо, естественно, сообразно с природой. Это значит, что в воспитании надо следовать природе ребенка, учиты­вать его возрастные особенности. «Природа желает, чтобы дети были детьми, прежде чем они станут взрослыми», — писал Руссо. Он считал, что воспитание получают из трех источников: от при­роды, от окружающих людей и от вещей. Воспитание природой, по его мнению, осуществляется путем «внутреннего» развития челове­ческих способностей, развития органов чувств; воспитание людь­ми— эти приучение человека использовать развитие этих способ­ностей и органов; и наконец, воспитание от вещей — это собствен­ный опыт человека, приобретаемый им от вещей, с которыми он сталкивается и которые на него воздействуют. Правильным вос­питание будет тогда, когда все три фактора (воспитание приро­дой, людьми, вещами или внешними обстоятельствами) действуют согласованно, в одном направлении.

В непосредственной связи с естественным воспитанием Руссо поставил и свободное воспитание. Первое из естественных прав человека, заявил он, — свобода! Опираясь на это "положение, он выступал против схоластической школы с ее зубрежкой, суровой дисциплиной, телесными наказаниями и подавлением личности ре­бенка. Он требовал уважать личность ребенка, считаться с его ин­тересами и запросами. В этом положительное значение его призы­ва к свободному воспитанию.

Руссо делил жизнь воспитанников на четыре периода. Первый период — от рожде­ния до 2 лет — это время, когда в центре внимания должно стоять физическое воспитание детей. Второй период — от 2 до 12 лет, по его выражению, период «сна разума», когда ребенок еще не может рассуждать и логически мыслить, когда следует развивать глав­ным образом «внешние чувства», когда силы ребенка накапливают­ся для того, чтобы найти свой выход уже в более старшем возрас­те. Третий период — от 12 до 15 лет, в эти годы широко разверты­вается умственное воспитание, удовлетворяются умственные зап­росы ребенка. Четвертый период — «период бурь и страстей» — с 15 лет до совершеннолетия, когда осуществляется преимущест­венно нравственное воспитание.

60. Педагогическая деятельность и взгляды И. Г. Песталоцци.

Цель воспитания, по Песталоцци, заключается в том, чтобы развить все природные силы и способности человека, причем это развитие должно быть разносторонним и гармоническим.

Основной принцип воспитания, как понимает его Песталоцци,— это согласие с природой.

Песта­лоцци стремился создать новые методы воспитания, помогающие развивать силы человека в соответствии с его природой. Воспита­ние ребенка, говорил он, должно начаться с первого дня появле­ния его на свет: «Час рождения ребенка есть первый час его обучения». Вот почему истинная педагогика должна вооружать мать правильными методами воспитания, а педагогическое искус­ство должно настолько упростить эту методику, чтобы ею могла овладеть любая мать, в том числ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...