Символическое значение Мира
Речь пойдет о символизации. Работая с детьми, чей уровень речевого и социального развития, как правило, был довольно низким, мы не ожидали от них интереса к символической игре, тем более что их ближайшее окружение придерживалось того же мнения. Надо сказать, что способность детей символически выражать свои проблемы и неприятности при помощи песка была поразительной. Это нельзя было игнорировать, несмотря на все наше сознательное нежелание давать однозначную интерпретацию работе ребенка. М.Ловенфельд отмечает, что психоаналитики разных школ придают разное значение одним и тем же фактам. Конечно, мы не чувствовали себя вправе приписывать сооружениям из песка тот смысл, которые, несомненно, увидели бы в них сторонники Юнга, Кляйн или Адлера. Однако, будучи достаточно тактичными, чтобы не делиться своими соображениями непосредственно с ребенком, мы реагировали на созданный им Мир как дружелюбно настроенные сторонние наблюдатели и анализировали материал, не отвергая того, что казалось очевидным. Приведем несколько примеров использования символизации в работе детей. На рис. 4.1 представлен один из первых Миров Кэти, б лет. Об истории девочки почти ничего не было известно; в возрасте около 2 лет она была найдена в пустом доме, а до этого вместе с матерью путешествовала по дорогам Ирландии. Теперь она была взята в семью на воспитание и посещала детский сад. Ее предполагалось отдать в школу для детей, имеющих умеренные трудности при обучении. Кэти населила свой Мир дикими зверями, которые двигались в одном направлении, пересекая песочницу. В дальнем углу расположилась церковь, которую сама Кэти описала как «дальнюю». Далеко справа девочка старательно построила стену дугообразной формы, один строительный блок (названный «дверью») был отодвинут; внутри на стульчиках сидели двое маленьких детей. Эриксон сказал бы, что создать изогнутую стену могла бы только женщина (Erikson, 1958), а сама стена, словно две раскинутые руки, символизирует защиту. Однако мы видим, что защитная функция стены нарушена из-за открытой двери, так же как защитная сила церкви ослаблена ее значительным удалением. Что может помешать диким зверям растерзать детей? Существует два возможных препятствия, но оба они недостаточно эффективны: не исключено, что звери проявят интерес к еде, стоящей на столе; или же они натолкнутся на преграду из возведенных Кэти домов. Эта преграда заслуживает особого внимания: обычно дома выстраиваются в ряд без промежутков, Кэти же расположила их так, что они не могли служить надежной преградой. Необычные образования гораздо более информативны, чем традиционные: во-первых, потому что ребенок прилагает для их постройки самостоятельные усилия, и, во-вторых, поставить строительные блоки не в линию, а по кривой гораздо сложнее. Таким образом, перед нами предстает Мир, полный опасностей.
У восьмилетней Несты была опухоль над глазом, которая каждую неделю все увеличивалась, растягивая кожу на виске, достигла размеров теннисного мяча и в конце концов закрыла глаз. Все Миры, которые она создавала, включали повторяющиеся образы предметов, таящих в себе угрозу. Так, в центре одного из них был помещен бык с предостерегающей надписью. Взрослые персонажи какое-то время наблюдали за ним, а потом ушли (персонал клиники был обеспокоен тем, что родители девочки стали реже навещать ее). В другом Мире двое взрослых шли по направлению к церкви и, по словам Несты, хотели помолиться за свою дочь, которая «должна была родить». В том же Мире размещался парк с «детишками», которые «приходят сюда одни», а перейти через дорогу им помогает воспитательница (в белом пальто), сообщающая им, когда пора уходить домой.
Миры, созданные безнадежно больным восьмилетним Беном также были насыщены повторяющимися темами: атмосферу спокойствия и безмятежности неизбежно нарушала катастрофа, причины которой были окутаны тайной. Все предосторожности оказывались неэффективными; красной нитью проходила тема авторитетных фигур, неспособных что-либо предпринять для предотвращения опасности. В одном из Миров обитал полицейский, сообщавший людям о произошедшей катастрофе; стоявшие наготове машина неотложной помощи, полицейская и пожарная машины не могли выехать, поскольку ворота были заперты и на них висел знак «Стоп». В другом Мире произошло дорожно-транспортное происшествие, и ребенок остался лежать на проезжей части. Машина неотложной помощи все не ехала, поскольку попала в пробку. Полицейский беседовал с отцом ребенка, у которого сломалась машина, а путь пожарным преграждала колонна грузовиков, везущих мебель на свалку. В очередном Мире дрались львята, а лось, зебра, гепард и тигр пытались выбраться из клеток. Обитатели этого Мира игнорировали предостерегающие «крики» павиана, как раньше, в другом Мире, никто не обращал внимания на сообщения полицейского. Образы в работах детей могут быть и более понятными. Трудно обучаемая девочка, которой предстояла операция на сердце, поместила в свой первый Мир похоронную процессию; ее родители сидели дома и пили чай, но были очень грустны. Сама девочка не отождествляла себя ни с одним из персонажей. Линда, девочка с трудной судьбой, не умеющая в свои 12 лет даже читать, проложила длинную дорогу с надписью «Проход закрыт» в начале и в конце дома; в этом сюжете легко было узнать детский дом, в котором она проживала. По одну сторону дороги она поместила диких зверей, а по другую - домашних животных. Между ними стоял человек с ведром, и эта неграмотная девочка сформулировала его проблему как «необходимость ухаживать за свирепыми зверями» и добавила: «Их надо кормить, даже когда они очень злятся». Линда была чрезвычайно озабочена желанием примирить добро со злом, что выразилось в повторяющейся ролевой игре, где она выступала в качестве женщины, один из мужей которой был хорошим, а другой отвратительным. Смышленый 6-летний безнадежно больной мальчик, родители которого гордились его умением все обращать в шутку, поделил лоток с песком на четыре части, разгородив их стенами, и поместил в одной больничную палату, в другой - сцену «счастливой семейной жизни», в третьей - незанятую ванную комнату, а четвертую часть оставил пустой. Поражает полное отсутствие единства композиции, даже если ничего не знать о ее создателе.
Таким образом, мы предоставляем ребенку возможность показать свое видение проблемной ситуации. Безусловно, не следует ожидать, что он детально и точно изобразит все, что его тревожит, однако можно полагать, что все элементы композиции имеют к ребенку непосредственное отношение, коль скоро он ввел их в создаваемый Мир. Давайте перейдем к «драматической» стадии сессии, чтобы получить представление о том, как эти две различные техники работают вместе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|