Драматическая ролевая игра
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Когда ребенок завершил сотворение своего первого Мира, ему предлагают присесть, и, перед тем как перейти в игровую комнату, психотерапевт объясняет правила игры. Следует подчеркнуть, что главным, «боссом», в игровой комнате будет ребенок, а терапевт лишь будет ему подыгрывать. Затем они оба переходят в игровую комнату, терапевт садится на пол, давая ребенку возможность сориентироваться. Комната довольно велика, там стоят пружинистые кресла, низкий стол, скамейки; лежат плед и подушки. Важнейшими элементами являются вместительный игрушечный дом и шведская стенка. В доме имеется разнообразная домашняя утварь, включая чайный сервиз, кастрюли и сковороды, плиту и, что особенно необходимо, сковородку с игрушечной яичницей, а также обширные запасы еды из пластмассы и настоящие консервы. На большом подоконнике стоит кассовый аппарат, так что окно по желанию может превращаться в магазин. Шведская стенка достаточно большая, с горизонтальной платформой посередине. Это важно, потому что ребенок может использовать ее по-разному: как тюрьму, космический корабль, гору, замок, спальню, трон, убежище, - всего и не перечислить. В комнате имеется удобный гардероб с крючками, на которых развешаны часто используемые предметы, такие как сумки, в том числе медицинская сумка (с настоящим стетоскопом и т. д.), наручники, парики и шляпы. При помощи парика можно легко изменить внешность, головные уборы позволяют превратиться в полицейского, ковбоя, военного, красивую и не очень красивую даму, медсестру и т.д. Кроме того, во всех частях игровой комнаты расположены телефонные аппараты, которые могут звонить, а также «песочница», где вместо песка насыпан сушеный горох. Эта «песочница» позволяет выполнять разные воображаемые действия, например, варить пиво, готовить еду для животных или перебирать украденные драгоценности. В комнате имеется транспортное средство, которым могут воспользоваться дети разного роста: у нас была детская машина-тягач, достаточно прочная и не имеющая определенного назначения, поэтому пригодная для использования в качестве любого транспорта, который требуется по сценарию.
Конечно, двух актеров для постановки спектакля недостаточно, поэтому при необходимости можно привлекать и другие персонажи. Мы использовали больших кукол мужского я женского пола; были и куклы с выраженными половыми органами, хотя мы считаем, что расследование обстоятельств сексуального насилия над ребенком не следует совмещать с игровой терапией. В комнате стояла настоящая клетка с плюшевыми кроликами разных цветов и размеров (которые обычно были жертвами, но у некоторых детей становились людоедами или охотничьими кроликами). Кроме того, имелось множество больших мягких игрушек в виде животных - жираф, медведь, тигр, крупные перчаточные куклы разного вида, в том числе попугаи и другие птицы, а также, что особенна важно, натурального размера игрушечная овчарка. Именно овчарку дети часто выбирают персонажем для своего спектакля, по-видимому, из-за ее размеров и многофункциональности. Такая собака способна прийти на помощь, но может и напасть. Дети используют овчарку для нападения на взрослых или кроликов (при этом сам ребенок может выступить и в роли защитника), но иногда дети сами становятся жертвами нападения и даже умирают. Этот персонаж оказался настолько востребованным, что, когда его непонятно кто и как похитил, мы тут же выделили деньги для покупки замены. Роли и правила По нашему мнению, работа с театрализованным проигрыванием ролей ставит перед психотерапевтом три основные задачи. Первая заключается в том, чтобы обеспечить благоприятную для ролевой игры обстановку. Это означает, что в игровой комнате не должно быть занимательных игрушек, которыми ребенку захотелось бы просто посидеть и поиграть, иначе он будет все время отвлекаться. Предназначение игрушек в том, чтобы помогать ребенку играть ту или иную роль. Так, в магазинах продается множество игрушечных кассовых аппаратов, которые очень похожи на настоящие, однако мы выбрали наиболее простой, чтобы не отвлекать ребенка от роли владельца магазина. Аналогичным образом, когда потребовалась музыка, мы приобрели музыкальную шкатулку в виде проигрывателя, а не магнитофон с набором кассет.
Второе требование состоит в том, чтобы тактично подыгрывать ребенку, не перехватывая у него инициативу. Если ребенок говорит: «Я - мама, а ты маленький ребенок», взрослый должен без промедления лечь на пол и начать сосать палец. Начинающие психотерапевты испытывают при этом определенный дискомфорт и принимаются задавать вопросы: «Кто я, мальчик или девочка?» или «Хорошее у меня настроение или плохое?», пытаясь тянуть время. Вследствие этого сюжет разворачивается медленно, а ребенок, естественно, начинает скучать. Можно задать один-два наводящих вопроса, но сначала необходимо произвести действие. Конечно, ребенок может исполнять свою роль, никак не комментируя роль взрослого. В этом случае рекомендуется включиться в игру, руководствуясь собственной интуицией, а через некоторое время поинтересоваться у ребенка: «Я все правильно делаю?» Если взрослый исполнителен и тактичен, дети быстро привыкают корректировать его поведение, чтобы оно лучше отвечало их потребностям. Третье условие связано со структурой игры; ребенок по своей воле управляет ходом действия и актерами, отчасти благодаря чуткому реагированию психотерапевта, о чем говорилось выше, а также благодаря правилам поведения в игровой комнате, которые распространяются на обоих участников. Сочетание свободы и соблюдения правил поведения может показаться странным, но в реальной жизни дети ощущают скованность из-за необходимости контролировать ситуацию и свои отношения со взрослым, поэтому с облегчением воспринимают правила поведения в игровой комнате, которые распространяются на обоих участников и в рамках которых они оба действуют. Когда ребенку говорят, что он ответственен за все, что происходят в игровой комнате, это не означает полной свободы, поскольку детям известно, что ни один взрослый не позволит им бить окна и светильники, лить воду на пол, таскать терапевта за волосы и тыкать в глаза острыми предметами. Каждый ребенок, следовательно, вознамерится тут же проверить, действительно ли ему все позволено, и может зайти в этом довольно далеко. Это особенно касается тех детей, которые привыкли к контролю со стороны взрослых. В действительности, настоящая свобода, в частности, для хаотичных и импульсивных детей, связана с обязательными для всех правилами поведения, которые так же присущи игровой комнате, как четыре ее стены.
По этим соображениям правила формулируются безлично или с использованием местоимения «мы»: • драться можно только понарошку; • ломать можно только понарошку; • когда пора идти домой, мы идем домой и ничего с собой не берем. Сочетание ролевой игры и набора правил, обеспечивающих, как и стены комнаты, безопасность участников, дает удивительный раскрепощающий эффект, который я вкратце опишу. Но сначала давайте рассмотрим, как впервые ввести ребенка в театрализованную ролевую игру. Ребенку говорят, что в игровой комнате он главный, и психотерапевт садится на пол в ожидании, пока ребенок освоится. Именно на пол, потому что каждый ребенок неоднократно был свидетелем того, как взрослые сидят на стуле или в кресле и наблюдают за ним, а мы намеренно стремимся избежать этого. На этой стадии ребенок еще ничего не знает о правилах поведения в комнате. Дело в том, что ему сложно воспринять, что он главный, одновременно с набором ограничительных правил, но по прошествии времени это принимается без труда. Обычно ребенок, впервые попавший в игровую комнату, несколько раз ее обходит, берет в руки какие-либо предметы, иногда высказывает свое мнение; практически всегда ребенок заходит в домик, причем его внимание привлекает игрушечная яичница на сковороде, вот почему этот предмет так важен. Исследуя предметы, находящиеся в доме, ребенок, как правило, приступает к «приготовлению пищи» или пытается играть с кассовым аппаратом. В этот момент психотерапевт может снять трубку ближайшего телефона, чтобы зазвонил телефон в домике. Мало кто из детей способен устоять перед таким приглашением к игре. Если же ребенок все-таки не поднял трубку телефона, психотерапевт пытается вовлечь его в совместную деятельность в зависимости от того, чем ребенок в настоящее время занят. Например, спросить: «Можно мне войти в твой дом и выпить чаю?» или «Мне нужно кое-что купить, могу я зайти в твой магазин?» Большинство детей отвечают положительно; если же ребенок говорит, как это было у нас: «Нет, я занят уборкой», «Нет, мы уже закрываемся» или просто не снимает телефонную трубку, психотерапевту следует проявить терпение и подождать, по меньшей мере, пять минут, прежде чем вновь обратиться к ребенку. В случае повторного отказа можно сыграть роль: обращаясь к кукле или собаке, посетовать на то, что магазин опять закрылся слишком рано, или некоторые люди не отвечают на телефонные звонки. Во всяком случае, с помощью одной из таких уловок непременно удастся добиться от ребенка какого-либо сигнала, свидетельствующего о его расположении. Как только психотерапевт получает от ребенка разрешение присоединиться к игре, он, ни минуты не теряя, входит в подходящий образ. Например, берет собаку, сумку и шляпу (шляпа - наиболее простой путь изменить внешность) и стучится в игрушечный дом или подходит к прилавку как покупатель. С этого момента главной заботой психотерапевта является точное и своевременное исполнение роли или серии ролей в соответствии с замыслом ребенка, при этом ребенок получает возможность выступить в той роли, в которой пожелает. Такое поведение требует определенных навыков: начинающие психотерапевты, руководствуясь желанием передать инициативу ребенку, часто упускают время на первой сессии. Поскольку крайне важно, чтобы ролевая игра была сразу же принята обоими участниками, целесообразно наблюдать за ходом сессии непосредственно во время ее проведения. В этом случае супервизор может дать полезные рекомендации (это единственный случай, когда разрешается прерывать ход сессии). Например, ребенок, вместо того чтобы войти в дом, катается вокруг него на тягаче. Психотерапевт может взять головной убор полицейского и попросить его подвезти, чтобы догнать грабителя, или надеть дамскую шляпу, толкнуть игрушечную собаку под колеса и начать звать врача, чтобы он вылечил раненое животное, одновременно тихим голосом подсказывая, где висит медицинская сумка (еще один предмет, от которого дети редко отказываются). Если ребенок играет в мяч, психотерапевт может выступить в роли спортивного комментатора, другого ребенка, играющего в парке, или сердитого сторожа.
Главной целью первой сессии, помимо знакомства, является активная ролевая игра и, если удастся, разъяснение правил поведения. Если разговор о правилах можно отложить, то без своевременного введения ролевой игры психотерапия сильно замедлится. Завести речь о правилах лучше всего в тот момент, когда одно из них будет явно нарушено. Психотерапевт перестает играть свою роль, какой бы она ни была, останавливает действие и, обращаясь к ребенку, отчетливо говорит: «Извини, я забыл тебе сказать. В игровой комнате действуют три правила, которые мы должны соблюдать. Слушай меня внимательно. Драться только понарошку... и т.д.». Хотя психотерапевт на самом деле вовсе не так «забывчив», этот метод введения правил настолько эффективен, что такая уловка вполне себя оправдывает. Таким образом, если ребенок впоследствии нарушит правило, достаточно будет выйти из роли и напомнить ему об этом, иногда вновь сформулировать нарушенное правило. По нашему опыту даже сильно расшалившиеся дети брали на себя ответственность за соблюдение правил, преподнесенных таким способом. Так, обычно агрессивный и склонный к жестокости Пол прекратил шутливую потасовку и спокойно спросил своим обычным голосом: «Я сделал вам больно?» Его решимость взять себя в руки, хотя бы только в данном контексте, была очень трогательной. Хочется еще раз подчеркнуть необходимость быстрого введения ролевой игры, поскольку именно комбинация правил поведения и разыгрывания ролей оказывает терапевтическое воздействие. Что дает основания так думать? Во-первых, такая комбинация позволяет участникам игнорировать условности отношений типа взрослый-ребенок. В любой другой ситуации взрослый, по мнению ребенка, пытается контролировать его поведение и выступает в роли «надсмотрщика». В стенах игровой комнаты, в радиусе действия специальных правил, не может быть и речи о хорошем или плохом поведении или рекомендациях о том, как выйти из того или иного затруднительного положения (к чему так привыкли многие дети). В событиях, происходящих в игровой комнате, будут принимать участие не Пол и психотерапевт, а персонажи, которых Пол выбрал. Если все происходит понарошку (хотя с ведома и по воле ребенка), то и допускается все: нельзя ограничиться запрещением драться и ломать вещи на том основании, что следует соблюдать безопасность. Дело в том, что важные для данного ребенка события могут быть связаны именно с деструктивными действиями. Особенно важно предотвратить вопросы типа «Что я могу взять с собой?», которые ставят ребенка в положение просителя. Последнее правило нацелено на профилактику просьб вроде «А можно еще хотя бы пять минут?» или «Пожалуйста, разрешите забрать этот маленький шарик». Взрослые, которым бывает трудно отказать ребенку, ставят себя в позицию надсмотрщиков. Психотерапевту нет необходимости применять какие-либо санкции или использовать свой авторитет; ребенку ясно, что «правила игры» являются неотъемлемой частью всего происходящего в игровой комнате (коль скоро он хочет играть, то должен соблюдать правила). Игровая комната и правила поведения в ней рассматриваются в комплексе. Ребенок знает, что за пять минут до окончания времени игры он будет предупрежден об этом (некоторые дети используют это время для того, чтобы завершить намеченный сценарий и ничего не забыть). Кроме того, ребенку известно, что вновь войти в игровую комнату он сможет только во время следующей сессии. Таким образом, ценным становится само пребывание в игровой комнате. Роли и правила поведения в игровой комнате позволяют детям отыгрывать любую тему по своему выбору, выбирать персонажи и менять их местами, исследовать проявления жестокости, покровительства, авторитета, отвержения и смерти, - все, что в реальной жизни и с реальными людьми исследовать небезопасно. В частности, обнаружилось, что дети, которые были (или продолжают оставаться) жертвами насилия (или обстоятельств), часто испытывают потребность экспериментировать с ролью жертвы. Контекст драматического проигрывания ролей (dramatic role-play) позволяет это осуществить: таким образом ребенок может выбрать для себя роль жертвы, предоставив взрослому исполнить роль насильника. Если предполагается, что ребенок будет выступать в роли «босса» и брать на себя ответственность за принятие ключевых решений во взаимодействии с терапевтом, выступить в качестве беспомощной жертвы он сможет, только сыграв роль. Таким образом, введение ролевой игры является одной из важнейших задач психотерапевта. Аналогичным образом, сам терапевт без труда сможет вести себя жестоко по отношению к ребенку, лишь разыгрывая роль отрицательного персонажа в предложенном сценарии. Более того, ролевая игра дает терапевту возможность в соответствии с исполняемой им ролью выражать протест против действий персонажа, роль которого играет ребенок. Так, ребенок, войдяв роль отца, полицейского или преступника, может совершить разбойное нападение или даже убийство. В таком случае будет вполне уместно, если терапевт, выступающий в другой роли - например, скорбящего друга, матери или владельца собаки, - выразит горе и возмущение. Возмездие (вызов полиции, вендетта и т.д.) не всегда является лучшим вариантом ответа; проявление скорби с большей вероятностью заставит ребенка задуматься. Иногда дети убивают и тут же говорят: «Он ожил»; тогда желательно, не выходя из роли, напомнить ребенку о необратимости смерти. Еще раз хочется напомнить, что подобные реакции терапевта допустимы только в рамках его роли и не должны мешать ребенку контролировать ситуацию. Еще одним преимуществом ролевой игры, о которой идет речь, является возможность ее использования другими специалистами, работающими с ребенком: социальными работниками, персоналом детских учреждений, медсестрами, школьными и клиническими психологами и т.д. Именно это качество позволяет считать ее «походным вариантом» игровой терапии («barefoot play therapy»), поскольку она дает возможность оказать помощь детям в отдаленных географических регионах, где никто никогда не видел «настоящего» (то есть, имеющего специальную подготовку) игрового терапевта. Когда мы с моими аспирантами разрабатывали подход к игровой терапии, успехи были столь поразительны, что другие специалисты также захотели попробовать освоить наш метод. Речь шла не о том, чтобы полностью переключиться на это направление: игровая терапия помогала работать с детьми, в отношении которых традиционные методы оказывались неэффективными. Первыми с такой просьбой к нам обратились социальные работники, и я поначалу засомневалась, сможет ли специалист, уже работающий с ребенком в качестве социального работника, выступить еще и в роли терапевта. Прежде всего, я вспомнила о 12-летней Линде, которая каждую неделю пыталась помирить своих хороших и плохих мужей. Когда работавшая с ней терапевт в роли сочувствующей соседки поинтересовалась: «Кто такой социальный работник?», девочка ответила: «Ну, это такой человек, который советует вам, что и как надо делать» - немного упрощенное, но по сути верное определение, которое не имеет ничего общего с терапией. Все же мы решили откликнуться на просьбу группы социальных работников и обучить их проведению игровой терапии. Я ожидала, что группа будет состоять в основном из энергичной молодежи, однако это оказались люди среднего возраста, искушенные и разочарованные в традиционных методах работы, но не оставившие надежды достучаться до самых «трудных» своих клиентов. Все мои «ученики» добились успехов на этом поприще, кто-то - довольно значительных; кроме того, многие из них утверждали, что узнали кое-что о себе, открыли новые возможности контролировать ситуацию, что сказалось на стиле их повседневной работы с детьми. Некоторые из наиболее выдающихся успехов в работе с детьми были достигнуты именно благодаря умелому сочетанию этих двух ролей - терапевта и социального работника, и я сочла нужным включить некоторые примеры в заключительную часть главы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|