Методика диагностики профессионального выгорания Бойко
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Описание методики Методика представляет собой опросник, предназначенный для диагностики синдрома профессионального выгорания. Создана Бойко В.В.в 1996 году. Теоретические основы В отличие от западных исследователей, В.В. Бойко предлагает классифицировать синдром эмоционального выгорания по стадиям; в свою очередь для каждой стадии характерны те или иные симптомы. Это отличает опросник Бойко, например от опросника Маслач. Опросник выгорания Маслач Описание методики Опросник выгорания (перегорания) Маслач (англ. Maslach Burnout Inventory, сокр. MBI) - тестовая методика, предназначенная для диагностики профессионального выгорания. Создана в 1986 году Maslach и Jackson, в России адаптирована Водопьяновой, дополнена математической моделью НИПНИ им. Бехтерева. 3-12. Школьному психологу поставили задачу провести тренинг для старшеклассников по эффективному общению. Определите оптимальный формат тренинга (время, количество участников, техники) и напишите краткий план 1. Рассказ ведущего о целях занятий, форме их проведения. 2. Небольшая дискуссия о роли общения в жизни участников и необходимости совершенствования общения (желательно, чтобы высказалось большинство участников с примерами из повседневной жизни). 3. Упражнение. Каждому раздается карточка с булавкой. Участников просят написать на карточке какое-нибудь вымышленное имя, которым будет называться этот человек на протяжении всего тренинга, и приколоть карточку на груди. 4. Рассказ ведущего о правилах, по которым будет работать группа. Правила: 1) Активное участие в работе группы каждого участника. 2) Общение по принципу «здесь и теперь». 3) Добровольность участия (если не хочешь говорить о чем-то, не делай этого, но сообщи об этом открыто или с помощью условного знака).4) Конфиденциальность. Нельзя вне занятий обсуждать и рассказывать кому-то о поведении участников и то, что они узнают друг о друге в ходе занятий. Все, что происходит на занятиях, остается нашей общей тайной. 5) Высказывание своих мнений и чувств по поводу происходящего в группе, а не оценивание по принципу «хорошо—плохо» или «правильно—неправильно». 5. Принятие правил. Ведущий сам обещает выполнять эти правила и просит дать такое же обещание каждого участника. 6. Выработка общего клича. Ведущий просит участников за 10 минут в ходе совместного обсуждения выработать общий клич — общее восклицание, которым будет начинаться, и заканчиваться каждое занятие. После выработки совместного решения группа выполняет этот клич. 7. Знакомство. Каждый участник по кругу рассказывает «свою биографию» — вымышленную историю жизни своего персонажа. 8. Дискуссия по упражнению. Какие рассказы запомнились? Почему? Что именно привлекает внимание в рассказе — содержание, манера рассказа, эмоциональность, оригинальность и пр.? (Ведущий должен следить за тем, чтобы о каждом участнике было сказано что-то позитивное). 9. Заключительная дискуссия. Что было важным в сегодняшнем занятии? Что запомнилось? Какие мысли и чувства? Какие выводы из занятия можно сделать для себя? 10. Клич. Занятие 2 Тема. Представление о себе. 1. Участники прикалывают карточки, садятся в круг и выполняют клич. (Таким образом, будет начинаться каждое следующее занятие, поэтому в дальнейшем изложении этот пункт будет опущен.) 2. Начальная дискуссия. Ведущий просит участников поделится своими мыслями, переживаниями, связанными с прошлым занятием. Что чувствуете сейчас? Что ожидаете от сегодняшнего занятия? 3. Упражнение «Представление о себе». Участникам раздаются листы бумаги. Участники рассаживаются по комнате. Каждый получает задание написать на листе бумаги 8—10 предложений о себе, не указывая на легкоузнаваемые внешние признаки. По окончании работы листы сдаются ведущему, участники вновь усаживаются в круг. Ведущий зачитывает описания, не называя фамилий. Задача участников — угадать, кому из группы принадлежит зачитываемая характеристика. 4. Дискуссия по упражнению. У кого совпало представление о себе с мнением окружающих? У кого нет? Как вы думаете, в чем причины несовпадения? 5. Упражнение «Нарисуй радость». Участникам раздаются листы бумаги и цветные карандаши.
3-13. Преподавателю психологии поставлена задачапровести обучающий тренинг по основам стрессоустойчивости для студентов колледжа.Сформируйте план занятия,охарактеризуйте методы и технологии Тренинг стрессоустойчивости». Примерные упражнения и задания для тренинга: «Оптимист» (участники по кругу заявляют свою проблему, сосед слева должен ее переформулировать с точки зрения оптимиста), «Самое худшее» (участники по кругу заявляют проблему, сосед справа должен найти то, что может быть хуже).
3- 14.Вы работаете в городском психологическом центре и консультируете тех,кто обращайтесь туда за помощью.Один из Ваших постоянных клиентов просит прийти к нему домой под видом друга и помочь жене как бы по дружески,потому что жене очень нужна помочь, но она к психологу не пойдет Принцип добровольности участия в психологических процедурах. Психолог исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод, провозглашенных и гарантированных Конституцией Российской Федерации. Работа допускается только после получения согласия испытуемого в ней участвовать. Вы работаете в городском психологическом центре и консультируете тех,кто обращайтесь туда за помощью. Один из Ваших постоянных клиентов просит прийти к нему домой под видом друга и помочь жене как бы по дружески, потому что жене очень нужна помочь, но она к психологу не пойдет. Принцип добровольности участия в психологических процедурах.
3-15 проанализируйте ситуацию с точки зрения этичических принципов в работе психолога Ваш бывший сокурсник занимается научной работой, начал работать над новой диагностической методикой и просит вас опробовать ее на вашем клиенте Ваш бывший сокурсник занимается научной работой, начал работать над новой диагностической методикой и просит Вас опробовать ее на Вашем клиенте. Ответ: Этический кодекс РПО 3. Осведомленность и добровольное согласие Клиента 4.Участие в психологических экспериментах и исследованиях должно быть добровольным. Клиент должен быть проинформирован в понятной для него форме о целях, особенностях исследования и возможном риске, дискомфорте или нежелательных последствиях, чтобы он мог самостоятельнопринять решение о сотрудничестве с Психологом. Психолог обязан предварительно удостовериться в том, что достоинство и личность Клиента не пострадают. Психолог должен принять все необходимые предосторожности для обеспечения безопасности и благополучия Клиента и сведения к минимуму возможности непредвиденного риска. 3-16. Общеизвестно,что стрессогенность события определяется его восприятием инвидом.чем можно объяснить устройчивостьнекоторых личностей или наоборот, повышенную чувствительность к стрессам у детей и подросков. Аргументируйте свое мнение. Общеизвестно, что стрессогенность события определяется его восприятием индивидом. Чем можно объяснить устойчивость некоторых личностей или, наоборот, повышенную чувствительность к стрессам у детей и подростков? Аргументируйте свое мнение. Ответ: А)Устойчивость: Тип реакции на стресс (Тип «А» и тип»В»); Уровнем самооценки; Жизненным опытом; Позитивным восприятием ситуации; И т.д. Б) Повышенная чувствительность у детей и подростков: Незрелость мозговых структур и нервной системы; Неустойчивая самооценка; Эмоциональная зависимость от значимого человека; Не возможность правильно оценить ситуацию и просчитать последствия кризиса; И т.д. Тип А (коронарный) – большая уязвимость перед стресс-факторами, низкий порог стресса; показатели работоспособности и самочувствия снижаются уже при объективно небольшой интенсивности стрессоров (например, при незначительном замечании со стороны коллег по работе, при незначительном уменьшении со стороны партнера); характеризуется: склонностью к конкуренции, борьбе; стремление лидерству и власти; высокой самооценкой; завышенными требованиями, нетерпеливостью по отношению к окружающим; склонность загружать себя работой до придела и выше; склонность делать несколько дел одновременно; неумение отдыхать и т.д. Тип В - меньше подвержен стрессу. Характеризуется: склонностью к компромиссу; склонностью адаптироваться к ситуации, а «не плыть против течения»; способностью спокойно относится к проигрышу; ставят перед собой реальные, выполнимые задачи; терпеливостью по отношению к другим
3-17. может ли развод родителей или запугивание ребенка в школе без применения реального физического вреда приводить к возникновению посттравматического стресс у детей и подростков.аргументируйте свое мнение.. Да, т.к. у детей развитие посттравматического стрессового расстройства может быть вызвано: Медицинскими вмешательствами, Насилием, Пренебрежением, Катастрофами природными, Насильственными актами, за которыми ребенок наблюдает или принимает участие (военные действия, участие и наблюдение за действиями криминальных группировок, наблюдение за насилием над одним из родителей, похищение), Авариями и несчастными случаями, Разводом родителей. Смертью объекта любви Переездом Усыновлением. - мозг и психика ребенка еще не сформированы; детям гораздо сложнее понять и принять многие факты в жизни, потому что они не обладают взрослыми знаниями и умениями; в некоторых случаях ребенку очень трудно осознать, что происходит и почему, кроме того, он не может оценить последствия или составить план по выходу из кризиса; от избытка повреждающей мозг информации могут страдать нервные клетки, и нарушаться работа отдельных частей центральной нервной системы; информация о стрессе в этом случае не может переработаться и включиться в опыт человека. Она начинает крутиться снова и снова в голове, вызывая расстройства настроения и поведения. В этом случае мы говорим о развитии посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Стадии развития посттравматического стрессового расстройства:Три основные стадии: острая ( от момента события до 6 недель ); хроническая ( от 6 недель до 6 месяцев ); отсроченная ( от 6 месяцев до нескольких лет ). У детей они могут иметь более длительный характер! Методы работы с детьми: Консультация психиатра; Индивидуальная терапия с психологом (арт-терапия, сказка-терапия; телесно-ориентированная терапия и т.д.)
3-18.Проанализируйте ситуацию, разработайте план диагностических и коррекционных мероприятий Женщина средни лет, мать одиночка,жалуется на отсутствие близости с дочкой 14 лет, снижение успеваемости у дочери.Дочь требует одежду, которая мать не одобряет, тайком от матери курит.Разрабоать программу работы с данным консультативным случаем,Изложить возможные методы и способы оказания воздействия Мать: Беседа для выяснения (анамнеза дочери (беременность и до 7 лет, чтобы исключить психопатологию), семейной истории(когда ушел папа,травмареб., общается ли с бабушкой дедушкой), взаимодействия мамы и дочери и т.д.); Формирование гипотезы: (скрытое отвержение мамой; смена семейных ролей мама-дочь; кризис «вылета из гнезда»…); Рекомендации маме по взаимодействию с дочерью, возможно индивидуальная психотерапия мамы.(надо отпустить внутренне ребенка, заняться собственной жизнью, простить папу…) Дочь: Беседа для выявления (основных проблемных зон: внутренние или внешние проблемы; семья, школа, друзья, «принятие себя» и т.д.); Формулировка гипотезы; Тестирование (для подтверждения п.2. методики на самооценку, тревожность, агрессивность ит.д.) (тревожность Филипса, на определение агрессивности Басодарки) Возможно направление на консультацию к эндокринологу (пубертатный кризис); Индивидуальная или групповая терапия (зависит от основной проблемы). Индивидуальная если внутреннее не принятие себя, групповое если повысить свой социальный статус, посмотреть со стороны. В анамезе исключить психопотологическую реакцию. Нужно знать семейной истории.методика илипса.исключить Эндокринный сбой (гормональный)
3-19 .Проанализируйте ситуацию, разработайте план диагностических и коррекционных мероприятий За психологической помощью обратилась молодая супружеская пара.Муж жалуется на постоянны мелочные придирки к нему супруги. Например однажды жена спросила,» что ты делаешь в транспорте, по дороге на работу?» муж: «читаю газету».Супруга: «А вот если бы ты читал научные статьи по специальности, ты бы уже кандидатскую защитил» Муж на это реагирует вспышками гнева, бранью, угрозами развода. Разработать программу работы с данным консультативным случаем.Изложить возможные методы и способы оказания воздействия. Работа может осуществляться по трем векторам: семья, жена, муж. 1) Беседа с супругами для установления контакта и выявления основных проблемных зон; 2) Формулировка гипотезы (нормативный кризис; проблемы с автономией(Женьщина дома, ей скучно, она не востребована, контроль с ее стороны); смена ролей(взяла роль мамы); нарушение ролевых ожиданий; личные проблемы супругов (с самооценкой, разные понятия любви и по-этому думает., что ее не любят)… 3) Тестирование (для подтверждения п.2., как пример: геннограмма (древо семьи и отношения в покалениях), методика Фредерика Ная (16 утверждений на функции в семье,отдельно муж и жена) методика Глика и Гросса (на конфликты в семье)и т.д. 4) Индивидуальная или семейная терапия (зависит от основной проблемы): 5) Метод семейных расстановок; 6) Работа по повышению самооценки жены; 7) рекомендации по выстраиванию диадных отношений …. 3-20. Проанализируйте ситуацию, разработайте план диагностических и коррекционных мероприятий За психологической помощью обратилась молодая супружеская пара. Супруга жалуется на то, что муж не хочет ей помогать по хозяйству., а она очень устает поскольку целый день вынуждена находиться в квартире одна с маленьким ребенком..Реакция мужа: «я ей помогаю по мере возмоности, но порой мне кажетс, что супруга просто хочет меня эксплуатировать» Изложить возможные методы и способы оказания воздействия. Работа может осуществляться по трем векторам: семья, жена, муж. 1) Беседа с супругами для установления контакта и выявления основных проблемных зон; 2) Формулировка гипотезы (нормативный кризис; проблемы с автономией; нарушение ролевых ожиданий; не принятие «роли отца»…..) 3) Тестирование (для подтверждения п.2., как пример: методика Фредерика Ная, методика Глика и Гросса и т.д.) 4) Индивидуальная и семейная терапия: 5) Метод семейных расстановок; 6) Работа по повышению самооценки жены; 7) Рекомендации по формированию «роли отца»; (включать отца в общение с ребенком) 8) Формирование диадных отношений Кризисы (1 год, рождение 1 ребенка, кризис когда ребенок идет в школу,вылет ребенка из гнезда,кризис выхода на пенсию, смерть одного из партнеров)Может быть проблема с автономией - пошаговый контроль партнера (супруга сидит дома) 3- 21.Проанализируйте ситуацию, разработайте план диагностических и коррекционных мероприятий. В психологическую консультацию обратились молодые супруги, у которых есть сын 8 месяцев. Интересуются, как правильно воспитывать детей. Волнует, что ребенок очень тревожный, много плачет, не дает по ночам уснуть. Разработать программу работы с данным консультативным случаем. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия. 1) Беседа для выяснения (анамнеза ребенка, типа семьи, стиля воспитания…) 2) Формирование гипотезы: (медицинские проблемы; скрытое отвержение мамой; неправильная организация режима дня и окружения ребенка….); 3) Совместная работа с неврологом, педиатром (синдромгиперактивности; повышенная возбудимость; внутричерепное давление и т.д.); 4) «Терапия материнской любовью» - улучшить взаимоотношения мамы и ребенка; 5) Просвещение родителей по организации режима дня и окружения ребенка: снижение информационной и эмоциональной нагрузки за 2 часа до сна; 6) Единые требования к ребенку всех членов семьи. Анамез ребенка – Внутричерепное давление и тд Возможно столкновение стилей воспитания.Артер – терапия (музыка, сказки)
В психологическую консультацию обратилась молодая женщина по поводу проблем, связанных с воспитанием сына 11 лет. Неожиданно сын заявил, что в школу он больше ходить не будет, т. к. ему дома больше нравится. В течении недели вся семья по очереди вела с мальчиком беседы в надежде убедить его ходить в школу. И не убедила. Учится средне. Конфликтов или напряженности в отношениях со сверстниками не наблюдалось. Разработать программу работы с данным консультативным случаем. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия 1) Беседа для выяснения с мамой (анамнеза ребенка, типа семьи, стиля воспитания, проблемы в школе…) 2) Беседа с молодым человеком (установление контакта + его восприятие семьи, школы, себя) 3) Формирование гипотезы: (медицинские проблемы; проблема со сверстниками; проблема с учителем; проблема в принятии себя…); 4) Тестирование (тест школьной тревожности, тест Басса- Дарки, социометрия и т.д.) 5) Совместная работа с неврологом, педиатром (синдром головных болей напряжения; проблемы с кожей и т.д.); 6) Совместная работа с педагогом, классным руководителем(включение в группу, повышение статуса в классе…); 7) Совместная работа с социальным педагогам («травля» ребенка…); 8) Индивидуальная или групповая терапия с клиентом (от проблемы). Причины: Снижение оценок с младшей школы в среднюю, конфликт с преподавателями, болезнь ребенка (потеря интереса к учебе) 3- 23. На "Телефон доверия" позвонила молодая супруга. Скоро будет год, как вышла замуж. Чувствует, что муж теряет интерес к ней. Полагает, что пока у него нет женщины на стороне, но предчувствует, что если и дальше все будет также продолжаться, то возможно муж от нее уйдет или найдет на стороне другую женщину. Разработать программу работы с данным консультативным случаем. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.
1) Беседа для установления контакта и выяснения проблемы (история создания семьи; роли в семье; основные претензии мужа….) 2) Формирование гипотезы: (нормативный кризис; нарушение ролевых ожиданий; личностные проблемы жены…); 3) Дать рекомендации по выстраиванию отношений (чаще проводить время вместе; удивлять мужа, развивать себя, дать или убрать автономию партнеру; и.д.) 4) Пригласить на очную консультацию. Причины: разные культурные уровни, столкновение (потеря интереса партнеров) 3-24. За психологической помощью обратилась женщина 30 лет. Не замужем. Живет в одной квартире с отцом и матерью. Замуж выходить она не намерена - не хочет возиться с хозяйством, ребенком. Но мать настаивает на замужестве, причем в форме крика, скандалов. Запрос: "Как мне добиться того, чтобы мать, наконец, оставила меня в покое?". Разработать программу работы с данным консультативным случаем. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия. 1) Беседа для установления контакта и выяснения проблемы (конфликт с матерью или внутриличностный конфликт ….) 2) Формирование гипотезы: (патологическая симбиотическая связь); 3) Методы: геннограмма; системно - семейные расстановки по Хеллингеру; личная или групповая терапия женщины. Причины: – не хочет брать на себя ответственности, не хочет замуж, удобно жить с родителями) В психологическую консультацию обратилась за помощью молодая женщина. Запрос: с момента появления на свет грудного ребенка муж потерял интерес и к ней, и к ребенку. Ни в чем ей не помогает, домой стал приходить поздно. Разработать программу работы с данным консультативным случаем. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия. 1) Беседа для установления контакта и выяснения проблемы (история создания семьи; роли в семье; основные претензии мужа, претензии жены….) 2) Формирование гипотезы: (нормативный кризис; нарушение ролевых ожиданий; проблема принятия роли отца…); 3) Дать рекомендации по выстраиванию отношений (чаще проводить время вместе всей семьей; разговаривать; удивлять мужа, развивать себя; и.д.); 4) Совместная семейная терапия. 3-26 В психологическую консультацию за помощью обратилась семья из пяти человек: отец, мать и трое детей. Отец - не родной для всех троих детей (отчим). Родители поженились несколько лет назад. Жалобы на случаи периодического воровства девушки 14 лет. Причины собственного импульсивного воровства девочка объяснить не может. В остальном семья очень благополучная, хорошо обеспеченная материально. Отчетливая ориентация всех членов семьи на культуру, высокие духовные ценности. Отец не может понять: "Чего же ей не хватает? Попросила бы - и так дали. Зачем же ворует?". Разработать программу работы с данным консультативным случаем. Изложить возможные причины воровства, методы и способы оказания воздействия. 1) Беседа для установления контакта и выяснения проблемы (личностные проблемы, семейные проблемы; проблемы в школе; личные проблемы) 2) Формирование гипотезы: (страх; привлечение внимание; повышение статуса; поиск самостоятельности…); Методы: рекомендации родителям (больше внимания, совместного провождения времени, карманные деньги, совместное решение бюджета…) Работа с девушкой (от проблемы- повышение самооценки; коммуникативные тренинги; проработка обиды на родителей и….) 3- 27 В психологическую консультацию за помощью обратилась семья из пяти человек: отец, мать и трое детей. Отец - не родной для всех троих детей (отчим). Родители поженились несколько лет назад. Жалобы на случаи периодического воровства девушки 14 лет. Причины собственного импульсивного воровства девочка объяснить не может. В остальном семья очень благополучная, хорошо обеспеченная материально. Отчетливая ориентация всех членов семьи на культуру, высокие духовные ценности. Отец не может понять: "Чего же ей не хватает? Попросила бы - и так дали. Зачем же ворует?". Разработать программу работы с данным консультативным случаем. Изложить возможные причины воровства, методы и способы оказания воздействия. 1) Беседа для установления контакта и выяснения проблемы (личностные проблемы, семейные проблемы; проблемы в школе; личные проблемы) 2) Формирование гипотезы: (страх; привлечение внимание; повышение статуса; поиск самостоятельности…); Методы: рекомендации родителям (больше внимания, совместного провождения времени, карманные деньги, совместное решение бюджета…) Работа с девушкой (от проблемы- повышение самооценки; коммуникативные тренинги; проработка обиды на родителей и….)
3-28.Составьте и обоснуйте профессиограмму семейного психолога – консультанта. Тип профессии: По системе Климова - "Человек-человек. По системе Голланда – социальный, исследовательский. Класс профессии: Эвристический (творческий). Содержание деятельности: Психолог-консультант работает с клиентами по вопросам вобучения и воспитания детей, личностного роста, решения семейных проблем и т.д. 3-29. Составьте и обоснуйте профессиограмму психолога в организации. Тип профессии: По системе Климова - "Человек-человек. По системе Голланда – социальный, исследовательский. Класс профессии: Эвристический (творческий). Личносные качества: Склонность к взаимодействию с людьми (коммуникабельность),,Быстрая адаптивность,Умелое использование на практике полученных знаний,Уверенность в профессиональной подготовке, Нервно-психическая устойчивость, Способность к самосовершенствованию и обучению, Эмпативность (способность к сопереживанию, сочувствию), Способность к быстрому определению верных способов решения поставленных задач, Трезвость в оценки ситуации и способность к адекватному прогнозу ее развития, Развитое воображение и образное мышление, Способность к проектированию и структурированию своей деятельности, Доброжелательность-направленная на совместное решение задач. Умение и готовность хранить конфиденциальную информацию.. Совокупность компонентов профессиональной подготовленности: Сенсонро-перцептивные свойства- устойчивое внимание, быстрая переключаемость внимания, адекватное восприятие,значительный объем внимания. Особенности мышления и памяти- достаточный объем и точность произвольной памяти, развитие образной и эмоциональной памяти, правильная оценка состояния клиента (запроса), оперативность мышления, развитие мыслительных операций (анализа и синтеза), развитие логики. Психомоторные свойства и психические качества- хорошая психофизическая выносливость, способность к быстрой смене деятельности, устойчивость к физическому утомлению и усталости, умение держать себя собранно, достойно, тренировать и совершенствовать речевой аппарат. Противопоказ. к деятельности - наличие нервно-психической неустойчивости, замедленный темп познавательных и мыслительных процессов, выраженные акцентуации характера, психические отклонения от нормы, алкогольная, наркотическая, никотиновая или лекарственная зависимость. БИЛЕТ 30. Составьте и обоснуйте профессиограмму педагага-психолога. Личносные качества: Направленность и интерес к работе с детьми, Склонность к взаимодействию с людьми (коммуникабельность),,Быстрая адаптивность,Умелое использование на практике полученных знаний,Уверенность в профессиональной подготовке, Нервно-психическая устойчивость, Способность к самосовершенствованию, обучению, Эмпативность (способность к сопереживанию, сочувствию), Способность к быстрому определению верных способов решения поставленных задач, Трезвость в оценки ситуации и способность к адекватному прогнозу ее развития, Развитое воображение и образное мышление, Способность к проектированию и структурированию своей деятельности, Доброжелательность-направленная на совместное решение задач. Совокупность компонентов профессиональной подготовленности: Сенсонро-перцептивные свойства- устойчивое внимание, быстрая переключаемость внимания, адекватное восприятие,значительный объем внимания. Особенности мышления и памяти- достаточный объем и точность произвольной памяти, развитие образной и эмоциональной памяти, правильная оценка состояния клиента (запроса), оперативность мышления, развитие мыслительных операций (анализа и синтеза), развитие логики. Психомоторные свойства и психические качества- хорошая психофизическая выносливость, способность к быстрой смене деятельности, устойчивость к физическому утомлению и усталости, умение держать себя собранно, достойно, тренировать и совершенствовать речевой аппарат. Противопоказ. к деятельности - наличие нервно-психической неустойчивости, замедленный темп познавательных и мыслительных процессов, выраженные акцентуации характера, психические отклонения от нормы, алкогольная, наркотическая, никотиновая или лекарственная зависимость.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|