Тематика семинарских занятий по курсу «Педагогика ВШ»
Семинар №1 Введение в курс «Педагогика высшей школы» 1. Педагогика высшей школы как наука, ее предмет и основные категории. 2. Источники педагогики высшей школы. 3. Межпредметные и внутрипредметные связи педагогики высшей школы с другими областями научного знания. 4. Исторический анализ развития высшего образования. 5. Методологические основы педагогики высшей школы. Литература: 1. Пионова, Р.С. Педагогика высшей школы: учеб. пособие для аспирантов пед. специальностей / Р.С. Пионова. – Мн., 2003. 2. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие / Отв. ред. М.В. Буланова-Топоркова. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 544 с.
Семинар № 2 Система высшего образования в современных условиях 1. Роль высшего образования в современной цивилизации. 2. Тенденции развития современного высшего образования. 3. Специфика построения системы высшего образования. 4. Послевузовское образование как условие непрерывного образования: сущность, содержание, функции. Литература: 1. Водзинский, Д.И. Педагогика высшей школы / Д.И. Водзинский. – Мн.: БГПУ, 2000. – 224 с. 2. Овдей С.В. Педагогика и психология высшей школы: пособие. – МН.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2009. – 132 с. 3. Захаров, Ю.А. Основные пути повышения качества высшего образования Ю.А. Захаров, В.А. Москинов. – М.: ГУ ВШЭ, 2006. – 100 с.
Семинар № 3 Педагогические основы процесса обучения в высшей школе 1. Сущность, структура и движущие силы обучения в высшей школе. 2. Особенности обучения взрослых. 3. Структура содержания высшего образования. Документы, регламентирующие содержание высшего образования. 4. Закономерности и принципы обучения как основные ориентиры преподавательской деятельности в вузе.
Литература: 1. Попков, В.А. Дидактика высшей школы: учеб. пособие / В.А. Попков, А.В. Коржуев. – М., 2004. 2. Фокин, Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание: учеб. пособие / Ю.Г. Фокин.– М.: Академия, 2002.
Семинар № 4 Основные методы, формы и средства обучения в вузе 1. Критерии продуктивности лекций в парадигме обучения и в парадигме учения. 2. Организация практических занятий в вузе. 3. Специфика проведения индивидуальных занятий. 4. Дипломные, курсовые работы и проекты в вузе. 5. Классификация методов и средств обучения в вузе. Литература: 1. Пионова, Р.С. Педагогика высшей школы: учеб. пособие для аспирантов пед. специальностей / Р.С. Пионова. – Мн., 2003. 2. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: методич. пособие / А.А. Вербицкий. – М., 1991. – 207 с. 3. Овдей С.В. Педагогика и психология высшей школы: пособие. – МН.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2009. – 132 с. 4. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие / Отв. ред. М.В. Буланова-Топоркова. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 544 с. 5. Смолкин А.М. Методы активного обучения / А.М. Смолкин. – М., 1991. Семинар № 5 Самостоятельная и научно-исследовательская работа студентов. Технологизация и информатизация образовательного процесса в вузе 1. Сущность и содержание самостоятельной работы студентов, ее виды и уровни. 2. Сущность и роль научно-исследовательской работы студентов в подготовке будущего специалиста социокультурной сферы. 3. Традиционные и инновационные технологии обучения в вузе. 4. Информационно-коммуникативные технологии в учебном процессе вуза. Литература: 1. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с. 2. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: методич. пособие / А.А. Вербицкий. – М., 1991. – 207 с.
3. Жук, О.Л. Педагогические основы самостоятельной работы студентов / О.Л. Жук. – Мн.: Выш. школа, 2005. – 180 с. 4. Сергеенкова, В.В. Управляемая самостоятельная работа студентов. Модульно-рейтинговая и рейтинговая система / В.В. Сергеенкова. – Мн.: РИВШ, 2005.
Семинар № 6 Сущность процесса воспитания в вузе 1. Воспитательная работа в вузе: цели, задачи, сущностные характеристики. 2. Функции, структура, закономерности и принципы процесса воспитания студентов. 3. Содержание процесса воспитания студентов. 4. Методы, формы и средства воспитания в вузе. 4. Самовоспитание студентов: структура и функции. Литература: 1. Фокин, Ю.Г. Преподавание и воспитание высшей школе: Методология, цели и содержание: учеб. пособие / Ю.Г. Фокин. – М.: Академия, 2002. 2. Пионова, Р.С. Педагогика высшей школы: учеб. пособие для аспирантов пед. специальностей / Р.С. Пионова. – Мн., 2003.
Семинар № 7 Воспитательная система в вузе. Инновации в высшем образовании и педагогической деятельности преподавателя вуза 1. Сущность, структура и принципы организации воспитательной системы в вузе. 2. Педагогический акт как организационно-управленческая деятельность. 3. Самосознание педагога и структура педагогической деятельности. 4. Преподаватель вуза как профессия. 5. Сущность инновационных процессов в вузе. Литература: 1. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. – М.: Знание, 1996.– 308 с. 2. Кузнецов, И.Н. Настольная книга преподавателя / И.Н. Кузнецов.– Мн.: Современное слово, 2005. – 544 с. 3. Рыданова, И.И. Педагогические конфликты: пути преодоления / И.И. Рыданова. – Мн.: Народная асвета, 1998. – 120 с. 4. Научно-педагогические инновации в высшей школе / под общ. ред. А.В. Макарова. – Минск: РИВШ, 2008.– 186 с.
Семинар № 8 Психолого-педагогические основы вузовского менеджмента. Педагогический мониторинг 1. Сущность педагогического менеджмента. 2. Цели, задачи, функции и методы управления вузом. 3. Качество образования; проблема управления качеством образования. 4. Педагогическая диагностика: сущность, функции, процедура, методы, критерии и показатели. Литература: 1. Новиков, Д.А. Введение в теорию управления образовательными системами / Д.А. Новиков. – М.: Эгвес, 2009. – 156 с.
2. Шумская, Л.И. Диагностика воспитательного процесса в вузе: учеб. пособие / Л.И. Шумская. – Минск: Изд. Центр БГУ, 2010. – 343 с. 3. Управление качеством образования: теория и практика / под ред. А.И. Жука, Н.Н. Кошель. – Минск, Зорны верасень, 2008. – 560 с.
Семинар № 9
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|