Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этапы создания и развития казахских музыкальных инструментов




Содержание

Введение

Глава 1 История создания казахских музыкальных инструментов

1.1 Этапы создания и развития казахских музыкальных инструментов

1.2 Общая характеристика основных казахских инструментов

1.3 Роль инструментов и инструментальной музыки в жизни казахов

Глава 2. Современный этап развития музыкальных инструментов

2.1 Анализ программного материала и ГОСО. РК по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста

2.2 Современный этап развития казахских музыкальных инструментов

Заключение

Список использованной литературы


Введение

 

В проекте государственного эксперимента "Развитие музыкального образования РК" на 2007-2012 годы содержание проблемы музыкального образования конкретизировано следующим образом: "Современные социологи и политологи обеспокоены негативными процессами, происходящими в обществе. Одной из причин признана сохраняющаяся многие годы недооценка искусства как средства формирования эмоциональной и нравственной культуры населения. Музыкальное образование в Казахстане имеет богатые и глубокие традиции, но на сегодняшний день нуждается в выработке концепции современного развития на основе синтеза сложившейся национальной образовательной системы и признанного опыта мировых музыкальных учреждений" [1].

В Законе Республики Казахстан "Об образовании" отмечается, что дошкольное образование должно быть направлено на реализацию задатков, наклонностей, способностей каждого ребенка на основе индивидуального подхода с учетом особенностей развития и состояния здоровья [2].

В Государственном общеобязательном стандарте образования Республики Казахстан "Дошкольное воспитание и обучение" (ГОСО РК 1.001-2009) одной из основных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста определено развитию творческих способностей детей, в том числе и музыкальному образованию [3].

В жизни каждого народа музыка издревле занимала важное место. Оно сопровождала степняков везде: в младенчестве - это колыбельная песня, в детстве - это игры и забавы детей, в повседневной жизни - это мелодии пастухов и степных певцов, народные напевы и домашнее музицирование и, наконец, игра профессиональных музыкантов. Именно в музыке нашла наиболее полное отражение душа казахского народа. Благодаря музыкальным инструментам, изготовленным из дерева и тростника, из глины и металла, из шкур и костей животных, оживают звуки древности. Прослеживая историю инструментов можно сказать, что это был длительный и сложный процесс, неотделимый от хода исторического развития народа, его быта, культуры, искусства. В связи с этим, изучение их является актуальным для современной науки.

Из сказанного можно сделать вывод о том, сколь важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста, а следовательно, необходимо изучать теоретическую базу её формирования.

Проблемой музыкального образования, а также музыкальными инструментами занимались такие казахстанские авторы как: Б. Сарыбаев [4], А. Мухамбетова, М. Ахметова, Б. Каракулов, Ю. Аравин, А. Затаевич, А. Жубанов [5] и многие другие.

Цель исследования: изучение истории создания и современный этап казахских музыкальных инструментов.

Задачи исследования:

.   Дать общую характеристику основным музыкальным инструментам казахского народа;

2. Проанализировать программный материал и ГОСО;

.   Рассмотреть современный этап развития казахских музыкальных инструментов.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в ДОУ.

Предмет исследования: использование казахских музыкальных инструментов на занятиях в ДОУ.

Методы исследования: анализ научно-методической, психолого-педагогической и учебно-нормативных документов об образовании.

казахский музыкальный инструмент дошкольный


Глава 1 История создания казахских музыкальных инструментов

 

Этапы создания и развития казахских музыкальных инструментов

 

В кочевых культурах, а также народных сферах искусства оседлых цивилизаций на многие века и тысячелетия основополагающей оставалась устная теория. Народное музыкальное искусство в древнейших письменных памятниках либо вообще почти не затрагивалось (в Западной Европе), либо фиксировалось (на Востоке), но жестко не регламентировалось. Инструментоведческие воззрения древних и средневековых мыслителей при всей конкретно-исторической и локально - национальной специфике характеризуются наличием сходных черт и тенденций. Сведения об инструментарии, а также, хотя и в меньшей степени, об инструментальной музыке можно встретить в письменных памятниках Древнего Египта, Вавилона, Палестины, Китая, Индии, античной Греции и Рима, средневековой Европы, Ближнего и Среднего Востока, славянских земель. [5].

Первые инструментоведческие наблюдения и раздумья тесно связаны со всем комплексом общественной жизни и мировоззрения древних цивилизаций. История изучения музыкальных инструментов насчитывает несколько тысячелетий.

Живым свидетельством становления и развития музыкальной культуры казахского народа являются дошедшие до нас музыкальные инструменты, имеющие многовековую историю. Ценные документы о музыкальной культуре кочевников средних веков, особенно в период тюркского каганата (VI-VIII вв. н.э.) хранятся в г. Нара (Япония), в императорской казне Сесоид. Среди исторических экспонатов привлекают особое внимание древние тюркские музыкальные инструменты, а также найденное в Дунхуа тюркское нотное письмо (партитура, табулатура). Это ноты двадцать пятой сутры Будды, мелодия которой совпадает с известной казахской народной песней "Гакку". В те времена японцы называли гагаку оркестр музыкальных инструментов Восточного Туркестана, а способ игры на этих инструментах - билли. Эти слова созвучны казахским: гакку - мотив, музыка, биле - танец. Вспомним Ыбрая Сандыбайулы, который называл свой цикл песен "Гакку"2.

Современную казахскую степь в средние века называли "Дешт-и Кыпчак", что по-персидски означало "Кыпчакская степь". Народы южных и западных краев кыпчакской степи русские называли половцами, а западноевропейцы - куманами. Влияние кыпчаков в те времена было велико, а кыпчакский язык широко распространен. Ярким доказательством этого является книга "Кодекс Куманикус" (1303 г. н.э.). В этой книге есть нотные записи дошедших до нас кипчакских мелодий в форме романской квадратной ноты, которые позднее использовались в западноевропейской музыке для католических хоралов. Так исследователь казахской музыки Б.Г. Ерзакович писал: "По нашим предположениям можно уверенно говорить, что в "Книге куманов" есть ясные признаки музыкального языка казахов. Анализируя содержание песни, в определенной степени, мы заметили некоторые элементы казахского музыкального языка. Это постепенное по-вышение мелодии, диатонность повышения пения, развивая первоначальную музыку. Первая часть мелодии (1, 2, 3 такты) сходится со старинной мелодией кюя "Аксак кулан" и исторической песней "Елим-ай"3. [4].

В настоящее время вклад древних среднеазиатских народов в развитие мировой музыкальной культуры очевиден. Музыкальная культура Хорезма второй половины I тыс. н.э. формировалась под влиянием художественного мира Передней Азии. Ее музыкальный инструментарий представлен исключительно струнными инструментами, изображения которых археологи находят на терракотовых фигурках из городищ Правобережного Хорезма: Кой-Кырылган-Кала, Базар-Кала, Анка-Кала, Козы-Кырылган-Кдла. На них изображения музыкантов не носят никаких следов античной культуры, выдержаны в традиционных формах канонической коропластики Переднего Востока. Характерны строго канонические позы, азиатские одежды пастушеско-кочевого населения, традиционные для культуры скифо-иранского региона.

До сих пор казахская музыкальная терминология не нашла должного отражения ни в музыковедческой, ни в лингвистической литературе. Сейчас "ее становление осуществляется в тесном контакте с совершенствованием и развитием музыкального инструментария. Инструмент является чрезвычайно важным фактором понимания исторических процессов формирования музыкальной терминологии и музыки в целом, так как он сам единственный "документ" и материальный след этой музыки. Отсюда и особая ценность его, как источника познания прошлого - истории, культуры, вековых музыкальных традиций народа" [6].

Как отмечает И.В. Мациевский". строение музыкальных инструментов несет в себе особенности исполняемой на них музыки. А акустические и художественно выразительные возможности музыкальных инструментов и свойственное им формирование звуковысотной, тембровой, ритмодинамической, аготической шкалы и конструктивных особенностей народной музыки оказывают несомненное влияние на развитие музыкальной культуры в целом".

Наиболее ранние литературные сведения о музыке и музыкальных инструментах содержатся в "Большом трактате о музыке" Абу Насыр аль-Фараби (870-950 гг. н.э.) 5, где представлена систематизация и описание всех известных в то время музыкальных инструментов: сыбызгы, домбра, сырнай, керней, кобыз, канун, уд, цимбал (чанг), тамбур, рабаб, дабыл, дан-гыра. Здесь говорится также о бытовании у тюркских племен и семиструнной арфы. Есть в нем сведения о духовом инструменте кыпчак, изобретенном самим ученым. В этом трактате аль-Фараби разработал основы теории музыкальных строев, дал им математическое обоснование.

Несколько видов музыкальных инструментов древних тюрков упоминает У.М. Кашкари (XI в. н.э.). Это - кобыз, бубен, тамбурин, барабан, колокол, свирель, сигнальный барабан. О барабане говорится и в поэме Юсуфа Баласагунского "Кути-билиг" ("Познание, ведущее к счастью", 1069-1070 гг.) в сутре "Золотой блеск" [6].

Интересные сведения об инструментах типа гонга, свирели. Здесь встречаем названия таких инструментов, как таф - тамбурин, суруна - сырнай, накар - типан, бубен, бургу - труба, бургуча - маленькая труба. Большое внимание уделяется древнему смычковому инструменту кобызу, раскрывается значение кобыза в жизни тюрков6. В памятнике огузского эпоса "Кітап дедем Қорқыт" ("Книга моего деда Коркыта") в символической форме отражен древний взгляд тюрков на магическое звучание кобыза. Так Маргулан А. утверждает7, что старинный кылкобыз был распространен и за пределами Средней Азии и имел вид лебедя: "Вид кобыза, как магического инструмента, отчасти связан с культом лебедя акку, который был вообще одним из древнейших тотемов казахов".

Сведения о тюркских музыкальных инструментах содержатся в бухарском "Трактате о музыке" Дарвиша - Али (XII в.), который состоит из двух частей: теоретической и исторической. В первой уделяется внимание вопросам происхождения музыки, здесь же даются сведения о музыкальных инструментах кобыз, сыбызгы, сырнай, дабыл, най.

Ценные сведения о казахском инструментарии содержит богатейшее устное народное творчество. В богатырском эпосе "Алпамыс батыр" встречаются названия духовых и ударных инструментов: керней, сырнай, дабыл, шың". Некоторые древние инструменты воспеваются в старинных народных песнях и стихах, например, в "Жетігенің жетеуі" (Семь песен Жетыгена).

Особую роль в изучении казахской музыки и музыкальных инструментов играют исследования Ч.Ч. Валиханова. Современным и содержательным исследованием на эту тему является работа Т. Вызго. Наиболее полные и подробные описания инструментария народов Средней Азии и Узбекистана мы находим в монографии В.М. Беляева, где дана полная характеристика таких инструментов как керней, дабыл, сырнай, дауылпаз и др.Ф. Караматов отмечает: "Струнные инструменты так же, как и духовые, в музыкальной жизни узбекского народа занимают важное место, но используются они в основном в "камерных" условиях".С. Субеналиев пишет: "Не-редко народный инструмент имеет не одно, а несколько названий, но далеко не все они приводятся в работах, между тем эти разночтения могут пролить свет на важный для исследователя смысл названий" [10].

Начало нотной записи казахской музыки и описанию инструментов было положено в трудах выдающегося музыканта-этнографа А.В. Затаевича. Ценнейший труд по инструментарию Средней Азии принадлежит В.С. Виноградову [8].

Хорошо описал картину зарождения и развития казахского инструментария и инструментальной музыки основоположник и выдающийся деятель казахской музыкальной культуры А.К. Жубанов. Им был разработан системный подход к исследованию народных инструментов. Дальнейшие разработки связаны с трудами Б.Ш. Сарыбаева. Проведенная им реконструкция уникальных образцов дала возможность познакомиться с целым рядом забытых казахских народных инструментов.

Таким образом, первые инструментоведческие наблюдения и раздумья тесно связаны со всем комплексом общественной жизни и мировоззрения древних цивилизаций. История изучения музыкальных инструментов насчитывает несколько тысячелетий.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...