Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль инструментов и инструментальной музыки в жизни казахов




 

Традиционная казахская музыкальная культура принадлежит суперэтнической (по Л.Н. Гумилеву) цивилизации кочевых народов Центральной Азии [13]. Опыт мирового этномузыкознания показывает, что у народов, связанных со скотоводством, как правило, наблюдается большое разнообразие музыкальных инструментов и высокое развитие инструментальной музыки, которая включается во все важнейшие сферы жизни. Казахская музыкальная культура демонстрирует это ярко и наглядно.

Особая роль инструментов и инструментальной музыки в жизни казахов отражена в многочисленных древних мифах и легендах, что подтверждает глубокую историческую почвенность этого слоя культуры. Мало что может сравниться по глубине и красоте с этими мифами и легендами в казахском фольклоре. Они были созданы древними племенами и народами, принявшими участие в этногенезе казахов, которые, в свою очередь, умножили богатейшие культурные традиции предков. Музыкальные мифы и легенды, являющиеся неотъемлемой частью традиционной религиозной системы, ставят музыкальный инструмент на высшую ступень мироздания, как создателя и носителя космического порядка, проводника чистых энергий, объединяющих в гармоничное целое Космос, Природу и Человека.

По представлениям казахов, инструменты - носители мирового порядка, игра на них поддерживает равновесие космических сил. Насыщая все вокруг потоками жизнетворящей энергии, инструменты обеспечивают развитие всего живого, лечат живые существа этого мира и даруют несказанное наслаждение людям. Инструменты - сакральные скакуны - посредники - доставляют шамана в любой из параллельных миров, туда же они уносят душу внимающего слушателя. Они способны изобличить ложь, передать "без слов" любую информацию, размягчить сердце человека и животного. Игра на инструментах - священнодействие, она оказывает влияние на человека и на Космос, а потому она необходимый компонент жизненно важных обрядов.

В процессе исторического развития на базе магической и обрядовой игры на инструментах сложилась ее самостоятельная ветвь - профессиональная инструментальная музыка для слушания. В творчестве гениальных композиторов - кюйши 19 - 20 вв. Курмангазы, Даулеткерея, Дины, Казангапа, Ихласа, Таттимбета, Мамена, Сугура и др. она достигла высочайшего совершенства. Профессиональное музыкальное искусство, отразившее жизнь кочевника - казаха во всей ее полноте, не оторвалось от своей древней сакральной основы, в недрах которой взросло ее семя. Древнее религиозное отношение к инструментам и музыке сохранялось всегда, что и обусловило высочайший духовный уровень музыкального искусства и особо уважительное, трепетное отношение казахов к инструментам. К шаманскому кобызу, например, обычные люди не смели даже прикоснуться. И до сих пор этот генокод определяет отношение к музыке. [8].

Люди гордились великими музыкантами своего рода и радовались, если их ребенок тянулся к домбре. Настоящим счастьем было принять в доме музыканта, и величайшей гордостью было, если он, тронутый сердечным отношением, посвящал хозяевам свой новы кюй. Русский исследователь 19 века М.В. Готовицкий писал: " Нельзя не упомянуть здесь о разнице, существующей в отношении к своим певцам (музыкантам - А. М.) у киргизов (казахов - А. М.) и другого соседнего с ними народа сартов (узбеков - А. М.), …киргизы на своих певцов смотрят с таким же уважением, как смотрели арабы на своих певцов - наездников, и относятся к ним почти так же, как в средние века относились к миннезингерам и менестрелям".

Музыкальные инструменты будучи типологически общими с инструментами других народов центрально - азиатского суперэтноса, в то же время имеют свои индивидуальные особенности. Для создания инструментов не использовались привозные материалы, все давала природа и хозяйство кочевника. Инструменты делались из глины, камыша, древесины различных пород, рога, кости, копыт животных, перьев птиц. На мембраны, смычки и струны шли кожа, конский волос и жилы животных. Издревле развитое у тюрков кузнечное мастерство позволяло делать инструменты и отдельные их части из металла, часто из серебра.

Конечно, используемые материалы обусловили особенности тембрового звучания казахских инструментов. Но в еще большей степени их звучание определялось требованиями национальной ментальности, которая сформировала свой специфический музыкальный звукоидеал. Казахские инструменты в целом отличает глубокое, мягкое и бархатистое звучание. Технология изготовления инструментов и техника игры на них направлены на создание звука, максимально насыщенного обертоновыми призвуками, явственно слышными вместе с основным тоном. Мерцание обертонов придает звукам объемность, многослойность, красочность. Только такой звук признается в традиционной эстетике полноценным и трогает казаха до глубины души. Богатая обертоновая природа звука дает большой просмотр казахским музыкантам как в подражании голосам живой природы, так и в создании таких звучаний, когда слушателю кажется, что он слышит не инструмент, а некую нематериальную субстанцию, именуемую Духом.

Техника игры позволяет достигать переливов обертоновой красочности и расслоения одного звука на два, три и более, порождая сложные многоголосные эффекты. Представление о звучании казахских музыкальных инструментов, составленное путем исследования только их конструктивных особенностей, может ввести в заблуждение. Виртуозное использование обертонов позволяет казахским музыкантам на одноствольной продольной флейте сыбызгы играть реальное двухголосие, на двухструнном кылкобызе извлекать реальные трех и четырехголосые вертикальные комплексы. Крупнейший собиратель и исследователь казахской музыки А.В. Затаевич писал, что часто в звучании двухструнной домбры он явственно слышал третий (возникший из обертонов!!! - А. М.) голос… [9].

Казахские музыкальные инструменты эпизодически описывали многие собиратели и ученые. Наиболее полное исследование их конструктивных особенностей, исторической эволюции, функционального использования проделал крупнейший ученый Булат Шамгалиевич Сарыбаев. Он же совместно с мастерами О. Бейсембаевым и А. Аухадиевым восстановил и усовершенствовал многие из древних инструментов, вернув их в современную культуру. Музыкальные инструменты обслуживали различные стороны кочевой жизни - магические обряды шаманов (кылкобыз с металлическими подвесками, дангыра, асатаяк); пастуший быт (сыбызгы, шертер, кос сырнай, камыс сырнай); охоту (бугышак, дауылпаз, шындауыл); военную практику (дудыга, шын, керней, уран, дабыл); игрыдетей и молодежи (саз сырнай, тастауык, конырау, шанкобыз); любительское музицирование молодежи и взрослых (домбыра, кылкобыз без подвесок); деятельность профессиональных музыкантов (домбыра, кылкобыз, сыбызгы). Особенности строения инструментов прямо связаны с их функциями. Наиболее простые и древние конструкции сохранились среди военных и охотничьих инструментов, на которых подавали сигналы и звукоподражанием приманивали на охоте дичь.

Для традиционной культуры характерно отсутствие жестких стандартов инструментов. Они радуют глаз разнообразием форм и размеров. Человек не должен подстраиваться под инструмент, так как каждый инструмент изготавливается мастером для конкретного исплнителя, исходя из индивидуальных особенностей его телосложения, функций инструмента (домашний или концертный), репертуара. Сохранились специальные домбры малого размера, называемые шилкилдек, на которых кюйши отшлифовывали детали сочиняемых кюев. Маленькие размеры облегчали поиск интонационного материала, не отвлекая автора на преодоление технических трудностей.

По конструктивным особенностям казахские музыкальные инструменты делятся на группы и подгруппы:

Хордоны (струнные). 1. Смычковые - кылкобыз. 2. Щипковые - жетиген, домбыра, шертер.

Аэрофоны (духовые). 1. Флейтовые - сыбызгы, саз сырай, ускирик, тастауык. 2. Мундштучные - муйиз сырнай, уран, бугышак, керней.

Мембранофоны 9 мембранные 1. Ударные - дабыл, дангыра, кепшик, дауылпаз, шындауыл. Ударные инструменты использовались жителями аулов для передачи сигналов о предстоящей охоте, перекочевках, совершении религиозных обрядов. Их использовали на охоте и в военных походах. В знак прекращения войны противники обменивались ударными инструментами.

Дабыл - обод, с двух сторон обтянутый кожей, часто упоминается в эпосе.

Дангыра - обод, обтянутый кожей с одной стороны, имеет внутри металлические подвески, родственна бубнам сибирских шаманов также использовалась казахскими шаманами.

Кепшик - обод, обтянутый кожей с одной стороны, не имеет металлических подвесок, использовался в быту для ритмического сопровождения песен и танцев.

Дауылпаз. Шандауыл - сигнальные охотничьи и военные инструменты, имеют котлообразные корпуса, полная часть которых обтягивалась кожей. Корпус шындауыла - металлический, дауылпаза - деревянный. Винастоящее время дауылпаз используется в оркестрах.

Идиофоны (самозвучащие).1. Щипковые - шанкобыз.2. Ударные - асатаяк, конырау.

В настоящее время все самозвучащие инструменты широко используются в оркестрах и ансамблях.

Для традиционной культуры казахов в быту и в профессиональной деятельности характерно сольное исполнительство на музыкальных инструментах. Это - типичная для кочевников черта, отличающая их от соседних земледельцев, у которых преобладают ансамбли.

В 30-е годы Ахметом Жубановым был создан первый оркестр народных инструментов имени Курмангазы, в котором усовершенствованные домбры и кобызы сочетались по принципу оркестровых групп европейского симфонического оркестра. Он обрел большую популярность.

В 80-е годы один из талантливейших домбристов молодого поколения Абдулхамит Раимбергенов создает первый ансамбль казахских народных инструментов "мурагер", в котором они собраны по принципу среднеазиатских ансамблей. С конца 80-х годов эта форма ансамблевого музицирования стала в республике очень популярной. [10].

Таким образом, традиционные инструменты, воплощающие каждый по - своему единый национальный звукоидеал, прекрасно звучат в любых ансамблевых комбинациях и играют огромную роль для казахского народа.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...