Современный этап развития казахских музыкальных инструментов
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
На современном этапе развития в Казахстане сформировалась разветвленная структура музыкальной культуры. Здесь каждый может найти то, что ему по душе. Наряду с исполнительским и композиторским творчеством в европейских жанрах в республике продолжают развиваться традиционные формы музицирования, функционирует мировая массовая музыка рок, эстрада, джаз) и религиозная музыка мировых концессий, фольклор и устные профессиональные традиции народов, населяющих Казахстан - уйгуров, корейцев, немцев, дунган, русских, татар. В республике работают исполнительские коллективы различного художественного профиля - Государственный симфонический оркестр, оркестр казахских народных инструментов им. Курмангазы, хоровая капелла, ансамбль народного танца, Государственный квартет, эстрадные ансамбли, духовой и джазовый оркестры. Казахстан - родина многих выдающихся исполнителей классической музыки мирового масштаба - Е. Серкебаева, Б. Тулегеновой, Г. Есимова, А. Днишева, Г. Кадырбековой, А. Мусаходжаевой, Ж. Аубакировой и колыбель звезд казахской музыкальной диаспоры за рубежом - М. Бисенгалиева, Э. Курмангалиева, сестер Накипбековых. На сегодняшний день в республике активно функционируют специализированные детские музыкальные школы им.К. Байсеитовой и А. Жубанова, Алматинская Государственная консерватория им. Курмангазы, Национальная Академия музыки в Астане, Государственный театр оперы и балета им. Абая, Казахская Государственная филармония им. Джамбула, Казахконцерт, Институт литературы и искусства им.М. Ауэзова и другие музыкально-образовательные, научные и культурные учреждения. Ежегодно наша суверенная республика собирает творчески одаренную молодежь на фестивалях "Дни новой музыки", "Жигер", "Алтын алма", Международном конкурсе "Азия дауысы", а народных музыкантов - на Международном фестивале традиционной музыки. Изо дня в день, из года в год, как и прежде, музыка звучит и объединяет разные эпохи и поколения, связывает прошлое, настоящее и будущее. [17].
В настоящее время известно более 50-ти видов казахских музыкальных инструментов. Каждый инструмент имеет свойственное только ему звучание и традиционные приемы исполнения. Для изготовления музыкальных инструментов использовались: дерево, камыш, тростник, кожа, кости, рога, конский волос. Музыкальные инструменты подразделяются на следующие группы: струнные: домбра - наиболее широко распространенный в народе инструмент, изготовленный из цельного дерева, чаще всего двухструнный. Существуют два приема игры на домбре: путем удара по струнам всеми пальцами рук и пощипывания струн; кобыз - древний казахский смычковый, струнный музыкальный инструмент. Изготавливается из цельного дерева и имеет форму ковша; жетиген - музыкальный инструмент, имеющий вытянутый прямоугольный деревянный корпус с семью струнами из конского волоса. В настоящее время используется как солирующий и аккомпанирующий инструмент в народных оркестрах и ансамблях; духовые: керней камышовые и роговые сырнаи сыбызгы - широко распространенный инструмент в народном быту. Изготавливается из камыша, дерева, реже из металла, в виде двух деревянных желобков, скрепляемых нитью полыми сторонами; адырна - древний казахский духовой инструмент. Обладает сильным звуком. В старину использовался во время боевых походов, а также в дни охоты для привлечения внимания птиц, зверей, имитируя их голоса; язычковые: шанкобыз - разновидность варгана, одного из древнейших музыкальных инструментов. При игре шанкобыз прижимают к зубам или к губам, ротовая полость служит резонатором. Изменение артикуляции рта даёт возможность менять тембр инструмента;
ударные: дангыра - представляет собой обод, обтянутый с одной стороны кожей, на внутренней поверхности которого прикреплены металлические подвески, издающие при ударе по коже и при движении дополнительный шумовой эффект; дауылпаз - имеет деревянный котлообразный корпус, обтянутый с двух сторон кожей. Игра производится ударами руки или плети. Использовался в качестве военного сигнального и шумового охотничьего инструмента; дабыл - представляет собой деревянный обруч, обтянутый с двух сторон кожей. Сбоку на ободе имеется ручка или кожаный ремешок. Удары производятся руками или деревянными палками. Предназначался для подачи сигналов и имел различные размеры, вплоть до больших батальных с очень громким звуком; асатаяк - казахский народный шумовой музыкальный инструмент. Атрибут шаманских инициаций. Представляет собой деревянный жезл высотой более одного метра. В верхней части имеется головка, на которую подвешиваются металлические подвески различной формы, издающие при движении шум. шындауыл. [21]. И так, современный этап развития казахских музыкальных инструментов характеризуется большим усовершенствованием и развитием их в настоящее время по сравнению со старыми временами. Заключение
В ходе написания курсовой работы была изучена и проанализирована теоретическая, научно - методическая литература по созданию и развитию казахских музыкальных инструментов. Курсовая работа достигла цели, а именно доказано, что музыка и музыкальные инструменты являются одним из важнейших средств воспитания детей дошкольного возраста. Поставленные задачи были решены при выполнении работы: дана общая характеристика основным музыкальным инструментам казахского народа; проанализирован программный материал и ГОСО; рассмотрен современный этап развития казахских музыкальных инструментов. Инструмент является чрезвычайно важным фактором понимания исторических процессов формирования музыкальной терминологии и музыки в целом, так как он сам единственный "документ" и материальный след этой музыки. Отсюда и особая ценность его, как источника познания прошлого - истории, культуры, вековых музыкальных традиций народа". Музыкальному воспитанию уделяется огромное значение. Развивать музыку важно именно с самого раннего возраста. Особая роль инструментов и инструментальной музыки в жизни казахов отражена в многочисленных древних мифах и легендах, что подтверждает глубокую историческую почвенность этого слоя культуры. Мало что может сравниться по глубине и красоте с этими мифами и легендами в казахском фольклоре. Они были созданы древними племенами и народами, принявшими участие в этногенезе казахов, которые, в свою очередь, умножили богатейшие культурные традиции предков. Музыкальные мифы и легенды, являющиеся неотъемлемой частью традиционной религиозной системы, ставят музыкальный инструмент на высшую ступень мироздания, как создателя и носителя космического порядка, проводника чистых энергий, объединяющих в гармоничное целое Космос, Природу и Человека.
По представлениям казахов, инструменты - носители мирового порядка, игра на них поддерживает равновесие космических сил. Насыщая все вокруг потоками жизнетворящей энергии, инструменты обеспечивают развитие всего живого, лечат живые существа этого мира и даруют несказанное наслаждение людям. Инструменты - сакральные скакуны - посредники - доставляют шамана в любой из параллельных миров, туда же они уносят душу внимающего слушателя. Они способны изобличить ложь, передать "без слов" любую информацию, размягчить сердце человека и животного. Игра на инструментах - священнодействие, она оказывает влияние на человека и на Космос, а потому она необходимый компонент жизненно важных обрядов. В процессе исторического развития на базе магической и обрядовой игры на инструментах сложилась ее самостоятельная ветвь - профессиональная инструментальная музыка для слушания. Список использованной литературы
1. Проект государственного эксперимента "Развитие музыкального образования РК" на 2007-2012 г.
2. Закон Республики Казахстан "Об образовании" - в кн.: "Законодательство "Об образовании" в РК. - Алматы, 2009. - 256 с. 3. Государственный обще - образовательный стандарт образования Республики Казахстан. - ГОСО. РК.1.001 - 2009. 4. Қазақтың музыкалық аспаптары [Текст]: альбом / Б. Сарыбаев = Казахские музыкальные инструменты: альбом / Б. Сарыбаев. - Алматы: Жалын, 1978. - 136 бет. 5. АхметЖубанов " Музыкальныйбукварь"., 1935 г 6. Теплов Б. Психология музыкальных способностей. - М., 1961. - С. - 230-231. 7. Юсуф Баласагуни "Кути-билиг" ("Познание, ведущее к счастью", 1069-1070 гг.) в сутре "Золотой блеск". 8. Виноградов В.С. Мир музыки Фикрета: [О композиторе Ф. Амирове]. - Баку: Язычы, 1983. - 130 с. 9. Ариоменди А.Л. Дошкольное музыкальное воспитание. М.; "Прогресс". - 1989. - 176 с. 10. "Актуальные проблемы национальной музыковедческой науки" (избранные исследования и статьи) "Чокан Валиханов и духовная культура казахского народа" 11. Ветлугина Н.А. Возраст и музыкальная восприимчивость \\ Восприятие музыки: Сборник статей \\ Ред. - сост.В.Н. Максимов. М.; Музыка, 1980. - 256 с. 12. Восприятие музыки: Сб. статей \\ Ред. - сост.В.Н. Максимов. М.: "Музыка". - 1980. - 256 с. 13.. Ильина Г.А. Особенности развития музыкального ритма у детей \ \ "Вопросы психологии". - № 1. - 1961. - С - 119-132. 14. Руднева С., Фиш Э.,. Ритмика. Музыкальное движение. - М.: - Просвещение. 1972. - 334 с. 15. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика воспитания младших школьников: Учебное пособие для студентов нач. фак. Педвузов. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 368с. 16. Андреева М., Коронова Е., Первые шаги к музыке: Методическое пособие. - М., - 1991. 17. Бекина С., Ломова Т., Соковнина Е., Музыка и движение: (Упражнения игры пляски для детей 6 - 7 лет). - М., 1984. 18. Коренева Т. В мире музыкальной драматургии: Методическое пособие по ритмике. - М., 1996. 19. Е.С. Крючек "Аэробика, содержание и методика проведения оздоровительных занятий".М., Просвещение. - 1998. - 127с. 20. И.Л. Дзержинская. Сборник статей "Эстетическое воспитание в детском саду", под ред. Н.А. Ветлугиной, - М.: - 1978. 21. "Кайнар" - Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада \\ Т.Н. Доронова, Б. О. 22. Арзанбаева, Т.Н. Левченко и др. Научн. рук. Т.Н. Доронова. - Алматы: "Просвещение - Казахстан", 2007. - 88 с. 23. Шадриков В. Способности человека. - М., 1997. - С.12. 24. Буренина А. Педагогический альманах Аничков мост: вчера, сегодня, завтра. Выпуск 3. Музыкальные минутки для малышей. СПб, 2006. 25. Программа воспитания и обучения детей раннего возраста "Алғашқы қадам" (от года до 3 лет). - Астана, 2009. - 33 с. . Программа воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста "Біз мектепке барамыз". - Астана, 2009. - 99 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|