Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Программно-целевой подход финансирования образовательных организаций в РФ




1.1. «Федеральная целевая программа развития образования на 2016- 2020 годы» как основной документ для реализации программно-целевого подхода

 

Современные подходы к финансированию образовательной организации в РФ обусловливаются задачами, обозначенными в постановлении Правительства РФ «О федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы»[2].

Целью Программы является обеспечение условий для эффективного развития российского образования, направленного на формирование конкурентоспособного человеческого потенциала.

В пояснительной записке к проекту документа «Программа развития образования в РФ на 2016-2020 годы» сказано, что «объем финансирования программы за счет средств всех источников уменьшается со 113 928,73 млн. рублей до 89 599,7997 млн. рублей (на 24 328,9303 млн. рублей)». «В связи с уменьшением объемов финансирования» в паспорте программы проектом предполагается снижение критериальных значений по целому ряду ранее запланированных показателей ФЦП. Речь идет о таких параметрах, как, например, «количество мест в общежитиях для студентов, введенных в эксплуатацию с начала реализации программы», «доля образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования, в которых обеспечены условия для получения среднего профессионального и высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий», «доля образовательных организаций высшего образования, в которых внедрены индивидуальные учебные планы на вариативной основе», «доля специальностей среднего профессионального образования, по которым выпускники основных образовательных программ проходят сертификацию квалификаций», и так далее. Фактически проектом предусматривается снижение целевых параметров по всем уровням образования – от дошкольного до высшей школы.

Задачи Программы:

1) Создание условий для профессионального развития, в том числе с использованием ранее созданных инфраструктурных элементов - межрегиональных отраслевых ресурсных центров, межрегиональных центров прикладных квалификаций, центров оценки сертификации квалификаций и других, новых нормативных возможностей дополнительного профессионального образования, корректировки перечня направлений подготовки, специальностей и профессий. Задача направлена на развитие модели деятельности вуза, совершенствование модели обучения по программам аспирантуры и магистратуры, на модернизацию образовательных программ, технологий и содержания образовательного процесса на всех уровнях профессионального образования посредством внедрения новых вариативных образовательных программ при индивидуализации образовательных траекторий для каждого обучающегоя с учетом его способностей, личностных свойств, интересов и образовательных потребностей, а также на внедрение в профессиональную образовательную среду технологий проектного обучения;

2) Развитие современных механизмов, содержания и технологий общего и дополнительного образования предполагается выполнение комплекса мер по использованию ранее разработанных и внедренных федеральных государственных образовательных стандартов, включая их методическое обеспечение и программы повышения квалификации преподавательского состава;

3) Популяризация среди детей и молодежи научно-образовательной и творческой деятельности, выявление талантливой молодежи;

4) Развитие компетенций педагогических кадров, системные меры по повышению социальной направленности (ответственности) системы образования, в том числе за счет создания и реализации программ формирования у молодого поколения культуры здорового и безопасного образа жизни, развития творческих способностей и активной гражданской позиции;

5) Создание инфраструктуры, обеспечивающей доступность образования независимо от места проживания обучающихся, подготовка и закрепление в образовании и науке научно-педагогических кадров,

6) Повышение конкурентоспособности российского образования на мировом рынке;

Программой предусмотрено предоставление субсидий из федерального бюджета субъектам РФ на повышение качества и конкурентоспособности российского образования, трансляцию и внедрение новых моделей и механизмов обеспечения доступности образовательной среды, распространение структурных, содержательных и технологических инноваций.

На рис.1 обозначены основные и дополнительные источники финансирования образовательных организаций в РФ в соответствии с Программой.

 


Разнообразные подходы к финансированию Рис.1

Если частная организация

 


Если бюджетная

Использование собственных средств учредителя; Привлечение инвестиций; Участие в грантовых программах и программах поддержки фондов;
образовательная организация

 

Гос-во дает финансы на обеспечение,

НО есть разграничения бюджетных

источников

1. Региональный бюджет Среднее и начальное образование: лицеи, колледжи, среднее образование, проф. образование, доп. образование детей)
2. Федеральный бюджет - ВУЗы, обр. в УФСИН
3. Муниципальный бюджет: образование детей с 1,5 лет до 11 класса
4. Бюджеты разных министерств: -Минздрав: образование при хосписах и стационарах; образование в Мед. ВУЗах -МИД: образование при консульствах; -Мин.спорта и молодежной политики: образование в спорт.организациях доп. образования;
Целевая поддержка от сторонних организаций и частных фондов

 

 


БИЛЕТ №3 Бюджетные ассигнования деятельности государственных и муниципальных образовательных организаций

Бюджетное финансирование, как и финансирование в целом, осуществляется на основе следующих единых принципов:

· • безвозвратности;

· • целенаправленности, т.е. целевого использования средств;

· • финансирования по мере выполнения работ, услуг;

· • соблюдения финансовой дисциплины (ст. 28 Бюджетного кодекса РФ).

В Российской Федерации финансирование казенных образовательных организаций осуществляется на основе сметно-бюджетного финансирования.

Сметно-бюджетное финансирование — это порядок выделения средств бюджетным организациям на основе смет из бюджетной системы для осуществления расходов, связанных с их основной деятельностью и развитием.

 

Смета — это финансово-плановый акт, определяющий целевое направление и поквартальное распределение ассигнований, предусмотренных на содержание организации. Виды смет представлены на рис. 4.1.

Индивидуальная смета — это смета, отражающая особенности отдельной образовательной организации.

Общие сметы составляются для группы однотипных организаций или мероприятий.

Сводные сметы объединяют все индивидуальные сметы подведомственные министерствам, ведомствам, исполнительным органам на местах учреждений и смету расходов на централизованные мероприятия.

Сметы на централизованные мероприятия составляются министерствами, ведомствами, управлениями и отделами органов местного самоуправления на расходы, связанные с проведением централизованных мероприятий.

Сметно-бюджетному финансированию свойственны следующие признаки:

• государственные средства и муниципальные организации для текущей деятельности и капитальных вложений получают из бюджета, соответствующего их подчиненности;

• бюджетные средства выступают основным источником финансирования деятельности казенных образовательных организаций;

• финансово-плановым актом, который служит основанием для выделения средств, является смета доходов и расходов образовательной организации;

• расходование средств строго соответствует целевому назначению, определенному в смете, изменения вправе производить в установленном порядке органы, которым подведомственна образовательная организация;

• планирование и финансирование деятельности производится на основе экономических нормативов, утвержденных в установленном порядке.

Субсидии — это бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования целевых расходов в рамках бюджетной системы.

Объем и условия предоставления субсидий устанавливаются Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией. Субсидии, предоставленные образовательным организациям, отнесены Налоговым кодексом РФ (подп. 14 п. 1 ст. 251) к средствам целевого финансирования. Следовательно, субсидии, полученные в качестве бюджетного финансового обеспечения деятельности образовательных организаций, не включаются в состав налогооблагаемых доходов.

Объем предоставляемых субсидий определяется исходя из нормативных затрат на оказание государственных образовательных услуг и нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, а также на уплату налогов по данному имуществу. При расчете нормативных затрат на оказание образовательной организацией государственной услуги во внимание принимаются:

· • затраты, которые непосредственно связаны с оказанием государственной услуги (образовательная деятельность);

· • расходы на общехозяйственные нужды.

Нормативы затрат до 1 января 2016 г. каждый главный распорядитель устанавливал самостоятельно на основании постановления Правительства РФ от 2 сентября 2010 г. № 671 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания».

С 1 января 2016 г. вступило в силу постановление Правительства РФ от 26.06.2015 № 640 «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания», в котором определены основы финансирования выполнения государственного задания.

Объем финансового обеспечения выполнения государственного задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг с учетом затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным государственным учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных федеральному государственному учреждению учредителем на приобретение такого имущества, в том числе земельных участков (за исключением имущества, сданного в аренду или переданного в безвозмездное пользование) (далее — имущество учреждения), затрат на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество учреждения.

Нормативные затраты на оказание государственной услуги рассчитываются на единицу показателя объема оказания услуги, установленного в государственном задании, на основе базового норматива затрат и корректирующих коэффициентов к базовым нормативам затрат. Примерный порядок расчета нормативных затрат на оказание государственной услуги определен письмом Минфина России от 18.05.2015 № 02-01-09/28324 «О направлении примерной формы общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги государственным (муниципальным) учреждением». Структура базового норматива отражена в табл. 4.5.

Затраты на содержание не используемого для выполнения государственного задания имущества федерального бюджетного или автономного учреждения рассчитываются с учетом затрат:

· а) на потребление электрической энергии в размере 10% общего объема затрат федерального бюджетного или автономного учреждения в части указанного вида затрат в составе затрат на коммунальные услуги;

· б) на потребление тепловой энергии в размере 50% общего объема затрат федерального бюджетного или автономного учреждения в части указанного вида затрат в составе затрат на коммунальные услуги.

В случае если федеральное бюджетное или автономное учреждение оказывает платную деятельность сверх установленного государственного задания, затраты рассчитываются с применением коэффициента платной деятельности.

В случае если федеральное бюджетное или автономное учреждение осуществляет платную деятельность в рамках установленного государственного задания, по которому в соответствии с федеральными законами предусмотрено взимание платы, объем финансового обеспечения выполнения государственного задания, рассчитанный на основе нормативных затрат, подлежит уменьшению на объем доходов от платной деятельности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...