Институт Президентства и его становление в России
К пониманию проблемы института президентства. Возникновение тех или иных систем правления в различных странах обусловлено многими факторами. Значительный отпечаток на этот процесс накладывают особенности исторического развития страны, специфика ее политической культуры, традиции государственности, состояние различных политических сил в период разработки и принятия конституции государства. Большую роль в выборе системы правления может оказывать субъективный фактор в лице ведущего политического лидера, под которого в значительной степени и выстраивается вся конструкция государственной власти и управления. Со времени, когда разделение властей еще только начинало возникать, глава государства сохранил за собой исполнительную власть. Такое решение нашло отражение в разделе I статьи 2 Конституции США 1787 г., в которой сказано: «Исполнительная власть осуществляется Президентом...». Президент США является одновременно и главой государства, и главой правительства. Главный признак данной формы правления: Президент избирается выборщиками; президент не обладает правом роспуска Конгресса; правительство как высший коллегиальный орган исполнительной власти отсутствует; президент, как глава исполнительной власти руководит огромным исполнительным аппаратом; назначает с «совета и согласия Сената» всех должностных лиц США, должности которых предусмотрены Конституцией США и законом, определяет их полномочия, но они не несет ответственности перед Конгрессом за проводимую политику. С тех пор эта система стала своего рода образцом («моделью») президентской республиканской формы правления и в науке получила наименование «президентская республика».
В 1958 году генералом Ш. де Голлем (Франция) была инициирована другая республиканская форма правления, сочетавшая в себе признаки и президентской, и парламентской республики, которая получила наименование полупрезидентской, или смешанной, формы правления (иногда ее называют еще французской, а сейчас еще и парламентско-президентской). Характер этой республики определяется тем, что глава государства (президент) избирается гражданами помимо парламента, а премьер-министр назначается президентом без согласия высшего представительного органа государственной власти (признаки президентской республики); в то же время правительство несет ответственность перед нижней палатой парламента (парламентская форма правления); с формальной точки зрения, президент не может отозвать премьер-министра. Не только американская, но и французская форма правления используется многими современными государствами. При этом применение той или иной модели президентской республики в каждом государстве имеет свои многочисленные особенности, которые, по сути дела, не соответствуют первоначальным характеристикам как самой президентской (американской), таи и полупрезидентской (французской) конструкции власти. В 346 разных странах различен характер взаимоотношений президента с парламентом и правительством. Но, так или иначе, и в том, и в другом случае глава государства тяготел и тяготеет в настоящее время именно к исполнительной власти. II. Становление института президентства в Российской Федерации. В Российской Федерации институт президентства был учрежден по результатам всенародного голосования (референдума), проведенного 17 марта 1991 г. Статус Президента РСФСР определялся Законом РСФСР «О Президенте РСФСР», который был принят Верховным Советом РСФСР 24 апреля 1991 г. В статье 1 Закона РСФСР было установлено, что Президент РСФСР является высшим должностным лицом РСФСР и главой исполнительной власти в РСФСР. Президент РСФСР избирался гражданами РСФСР на основе всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании. Порядок выборов определялся Законом РСФСР от 15 мая 1991 г. «О выборах Президента РСФСР». Одновременно с Президентом РСФСР избирался и вице-президент, кандидатуру которого предлагал Президент РСФСР. Как Президент РСФСР, так и вице-президент избирались сроком на пять лет. Первые выборы Президента РСФСР состоялись 12 июня 1991 г.
Учреждение поста Президента РСФСР было обусловлено рядом объективных факторов к которым следует отнести: резкое ослабление исполнительной власти, серьезные недостатки в механизме разделения властей, реализации законов и иных нормативных правовых актов, что с особой силой проявилось в период так называемой перестройки. Односторонний акцент на процессы демократизации и ослабление в связи с этим внимания к вопросам дисциплины, законности и правопорядка привели к той грани, за которой начиналась потеря управляемости страной. Укрепление организационной основы исполнительной власти за счет введения в систему ее высших органов государственной власти народом избранного президента давало возможность на основе принципа разделения властей нивелировать эти недостатки в деятельности представительных органов, придать государственному механизму мобильность, оперативность в принятии управленческих решений. Особая для России ценность вводимого института президентства состояла в том, что при разделении властей президент стал выполнять важные функции координатора в государственном механизме. Общая характеристика особенностей института президентства в России закономерно выводит нас на вопрос о том, насколько «сильна» была учреждаемая президентская власть. Не рассматривая в данном случае вопрос о функциях и компетенции Президента РСФСР, можно утверждать, что уже с момента учреждения поста Президента в РСФСР законодатель сориентировался на модель «сильного» главы государства. Такой вывод основывается на том, что Президент РСФСР имел рычаги воздействия на все три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. Подобного рода влияние на деятельность этих государственных органов позволяло Президенту РСФСР осуществлять координаторские функции, а также обеспечивать единство государственной власти на всей территории РСФСР. О «силе» президентской власти свидетельствует и то обстоятельство, что в руках главы государства находились многие полномочия, связанные с подбором кадров на высшие должности в государственных органах; возложением на него обязанности Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РСФСР; наличием серьезных полномочий в области внешнеполитической деятельности, а также возможности Президента РСФСР оперативно реагировать на возникающие чрезвычайные ситуации.
Общие положения выборов Президента РФ: анализ становления законодательства о выборах. Статья 1. Основные принципы проведения выборов Президента Российской Федерации
1. Президент Российской Федерации избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. 2. Участие гражданина Российской Федерации в выборах Президента Российской Федерации является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах Президента Российской Федерации, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.
Статья 2. Законодательство о выборах Президента Российской Федерации
1. Законодательство о выборах Президента Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"), настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы. 2. Основные понятия и термины, используемые в настоящем Федеральном законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Статья 3. Избирательные права граждан Российской Федерации при выборах Президента Российской Федерации
1. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, имеет право избирать Президента Российской Федерации, участвовать в выдвижении кандидатов на должность Президента Российской Федерации, предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов Президента Российской Федерации, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а также в осуществлении других избирательных действий в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами. 2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. 3. Гражданин Российской Федерации, проживающий или находящийся в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, обладает равными с иными гражданами Российской Федерации правами на выборах Президента Российской Федерации. 4. Не имеет права избирать Президента Российской Федерации и быть избранным Президентом Российской Федерации, участвовать в иных избирательных действиях гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда. 5. Не имеет права быть избранным Президентом Российской Федерации гражданин Российской Федерации, занимающий на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации должность Президента Российской Федерации второй срок подряд. 5.1. Не имеет права быть избранным Президентом Российской Федерации гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. (п. 5.1 введен Федеральным законом от 25.07.2006 N 128-ФЗ) 5.2. Не имеет права быть избранным Президентом Российской Федерации гражданин Российской Федерации: 1) осужденный к лишению свободы за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление;
1.1) осужденный к лишению свободы за совершение тяжкого преступления, судимость которого снята или погашена, - до истечения 10 лет со дня снятия или погашения судимости; (пп. 1.1 введен Федеральным законом от 21.02.2014 N 19-ФЗ) 1.2) осужденный к лишению свободы за совершение особо тяжкого преступления, судимость которого снята или погашена, - до истечения 15 лет со дня снятия или погашения судимости; (пп. 1.2 введен Федеральным законом от 21.02.2014 N 19-ФЗ) 2) осужденный за совершение преступления экстремистской направленности, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление, если на такого гражданина Российской Федерации не распространяется действие подпунктов 1.1 и 1.2 настоящего пункта; (в ред. Федерального закона от 21.02.2014 N 19-ФЗ) 3) подвергнутый административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если голосование на выборах Президента Российской Федерации состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию; (в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 211-ФЗ) 4) в отношении которого вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", либо совершения действий, предусмотренных подпунктом "ж" пункта 7 и подпунктом "ж" пункта 8 статьи 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", если указанные нарушения либо действия совершены в период, не превышающий шести лет до дня голосования. (в ред. Федерального закона от 19.07.2009 N 196-ФЗ) (п. 5.2 введен Федеральным законом от 26.04.2007 N 64-ФЗ) 5.3. Если срок действия ограничений пассивного избирательного права, предусмотренных подпунктами 1.1 и 1.2 пункта 5.2 настоящей статьи, истекает в период избирательной кампании до дня голосования на выборах, гражданин Российской Федерации, пассивное избирательное право которого было ограничено, вправе в установленном законом порядке быть выдвинутым кандидатом на этих выборах. (п. 5.3 введен Федеральным законом от 21.02.2014 N 19-ФЗ) 5.4. Если деяние, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом не признается тяжким или особо тяжким преступлением, действие ограничений пассивного избирательного права, предусмотренных подпунктами 1, 1.1 и 1.2 пункта 5.2 настоящей статьи, прекращается со дня вступления в силу этого уголовного закона. (п. 5.4 введен Федеральным законом от 21.02.2014 N 19-ФЗ) 5.5. Если тяжкое преступление, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом признается особо тяжким преступлением или если особо тяжкое преступление, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом признается тяжким преступлением, ограничения пассивного избирательного права, предусмотренные подпунктами 1.1 и 1.2 пункта 5.2 настоящей статьи, действуют до истечения 10 лет со дня снятия или погашения судимости. (п. 5.5 введен Федеральным законом от 21.02.2014 N 19-ФЗ) 6. Гражданин Российской Федерации, в отношении которого вступил в силу приговор суда о лишении его права занимать государственные должности в течение определенного срока, если такое наказание предусмотрено федеральным законом, не может быть зарегистрирован в качестве кандидата на должность Президента Российской Федерации, если голосование на выборах Президента Российской Федерации состоится до истечения установленного судом срока.
Статья 4. Федеральный избирательный округ
Выборы Президента Российской Федерации проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации. Избиратели, проживающие за пределами территории Российской Федерации, считаются приписанными к федеральному избирательному округу.
Статья 5. Назначение выборов Президента Российской Федерации
1. Проведение выборов Президента Российской Федерации в сроки, установленные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, является обязательным. 2. В соответствии с Конституцией Российской Федерации выборы Президента Российской Федерации назначает Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах Президента Российской Федерации является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента Российской Федерации и в котором шесть лет тому назад был избран Президент Российской Федерации. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. (в ред. Федерального закона от 19.07.2009 N 196-ФЗ) 3. Если Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации не назначит выборы Президента Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, выборы назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации во второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента Российской Федерации. Решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о назначении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного пунктом 2 настоящей статьи срока официального опубликования решения о назначении выборов. (в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ) 4. В случае прекращения Президентом Российской Федерации исполнения своих полномочий до истечения конституционного срока в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий назначает досрочные выборы Президента Российской Федерации. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня досрочного прекращения исполнения своих полномочий Президентом Российской Федерации. Решение о назначении досрочных выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. 5. Если Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации не назначит досрочные выборы Президента Российской Федерации в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, выборы Президента Российской Федерации назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня досрочного прекращения исполнения своих полномочий Президентом Российской Федерации. Решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о назначении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного пунктом 4 настоящей статьи срока официального опубликования решения о назначении досрочных выборов. (в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ) 6. В случаях, предусмотренных пунктами 3, 4 и 5 настоящей статьи, сроки осуществления избирательных действий, установленные настоящим Федеральным законом, сокращаются на одну четверть. При этом сроки в днях умножаются на три четвертых и округляются в сторону ближайшего целого числа; если после умножения получается число, дробная часть которого составляет половину целого числа, то оно округляется в большую сторону. (п. 6 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ) 7. Если воскресенье, на которое должны быть назначены выборы Президента Российской Федерации, совпадает с днем, предшествующим нерабочему праздничному дню, или это воскресенье приходится на неделю, включающую нерабочий праздничный день, или это воскресенье в установленном порядке объявлено рабочим днем, выборы назначаются на следующее воскресенье. (п. 7 в ред. Федерального закона от 01.06.2017 N 103-ФЗ) 8. Если в период, когда указанные в пунктах 2 - 5 настоящей статьи органы должны принять решение о назначении выборов Президента Российской Федерации, на всей территории Российской Федерации введено чрезвычайное или военное положение, днем голосования на выборах Президента Российской Федерации является первое или второе воскресенье по истечении трех месяцев после отмены действия чрезвычайного или военного положения.
Статья 6. Право выдвижения кандидатов на должность Президента Российской Федерации
1. Кандидаты на должность Президента Российской Федерации (далее - кандидаты) могут быть выдвинуты политическими партиями, имеющими право в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" (далее - Федеральный закон "О политических партиях") принимать участие в выборах, в том числе выдвигать кандидатов (далее - политические партии), а также в порядке самовыдвижения. Гражданин Российской Федерации может выдвинуть свою кандидатуру при условии поддержки его самовыдвижения группой избирателей. (в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ) 2. Не может быть выдвинут кандидатом гражданин Российской Федерации, не имеющий права быть избранным Президентом Российской Федерации. 3. Гражданин Российской Федерации, замещавший должность Президента Российской Федерации и досрочно прекративший исполнение полномочий Президента Российской Федерации в случае отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности, не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с досрочным прекращением им исполнения своих полномочий.
Статья 7. Подготовка и проведение выборов Президента Российской Федерации избирательными комиссиями
1. Подготовка и проведение выборов Президента Российской Федерации, обеспечение реализации и защиты избирательных прав граждан и контроль за соблюдением указанных прав возлагаются на избирательные комиссии в пределах их компетенции, установленной настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами. 2. При подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации избирательные комиссии в пределах своей компетенции, установленной настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления. Вмешательство в деятельность избирательных комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов и организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается. 3. Нормативные акты и иные решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, а также решения других избирательных комиссий, принятые ими в пределах своей компетенции, установленной настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов, органов местного самоуправления, кандидатов, политических партий и иных общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей. (п. 3 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ) 4. При подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации используется Государственная автоматизированная система Российской Федерации "Выборы" (далее - ГАС "Выборы"). Порядок использования ГАС "Выборы" определяется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2003 года N 20-ФЗ "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы" (далее - Федеральный закон "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы"). (п. 4 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
Статья 8. Право на предвыборную агитацию
1. Граждане Российской Федерации, политические партии, иные общественные объединения вправе в любых допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию. (в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ) 2. Под предвыборной агитацией в настоящем Федеральном законе понимается деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата (кандидатов) либо против кандидата (кандидатов). (в ред. Федерального закона от 12.07.2006 N 107-ФЗ) 3. Государство обеспечивает гражданам Российской Федерации, политическим партиям, иным общественным объединениям свободу проведения предвыборной агитации в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами. 4. Зарегистрированным кандидатам гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации для проведения предвыборной агитации.
Статья 9. Финансирование выборов Президента Российской Федерации
1. Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов Президента Российской Федерации, осуществляется за счет средств федерального бюджета. (п. 1 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ) 2. Кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании.
Статья 10. Гласность при подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации
1. Подготовка и проведение выборов Президента Российской Федерации осуществляются открыто и гласно. 2. Нормативные правовые акты органов государственной власти и органов местного самоуправления, нормативные акты Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, касающиеся подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации, обеспечения избирательных прав граждан, официально опубликовываются (публикуются) в государственных и муниципальных периодических печатных изданиях. Другие решения названных органов, а также решения иных избирательных комиссий, непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов, публикуются в указанных периодических печатных изданиях либо доводятся до всеобщего сведения иным путем. (п. 2 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
Статья 11. Участие в выборах Президента Российской Федерации иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, международных организаций и международных общественных движений, некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента (в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 355-ФЗ) (в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
1. Участие иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, международных организаций и международных общественных движений, некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, в осуществлении деятельности, способствующей либо препятствующей подготовке и проведению выборов Президента Российской Федерации, выдвижению, регистрации и избранию того или иного кандидата, а также участие в избирательной кампании в иных формах не допускается. (в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 355-ФЗ) 2. Порядок участия иностранных (международных) наблюдателей в осуществлении наблюдения за подготовкой и проведением выборов Президента Российской Федерации устанавливается международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|