Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Полномочия Президента России и его место в системе органов государства




Президент Российской Федерации:

 

- назначает с согласия Государственной Думы председателя правительства;

- имеет право председательствовать на заседаниях правительства;

- принимает решение об отставке правительства Российской Федерации;

- представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность председателя Центрального банка; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности председателя Центрального банка;

- по предложению председателя правительства назначает на должность и освобождает от должности заместителей председателя правительства, федеральных министров;

- представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора РФ; назначает судей других федеральных судов;

- формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;

- утверждает военную доктрину Российской Федерации;

- формирует администрацию президента РФ;

- назначает и освобождает полномочных представителей президента РФ;

- назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил России;

- назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

 

Президент Российской Федерации:

 

- назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом;

- распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ;

- назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;

- вносит законопроекты в Государственную Думу;

- подписывает и обнародует федеральные законы;

- обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

 

Президент РФ может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

 

Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции и федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

 

Президент Российской Федерации:

 

- осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

- ведет переговоры и подписывает международные договоры;

- подписывает ратификационные грамоты;

- принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

 

Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ.

 

В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии президент вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

 

Президент РФ при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

 

Президент Российской Федерации:

 

- решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;

- награждает государственными наградами России, присваивает почетные звания, высшие воинские и высшие специальные звания;

- осуществляет помилование.

Основой характеристики правового статуса любого учреждае мого Конституцией РФ государственного органа являются: 1) уста новленная в ней дефиниция, обобщенно определяющая его функ циональное назначение; 2) место, которое ему отводится в системе органов государственной власти. Последний признак хотя и явля ется производным, но имеет определенное правовое значение, по скольку в нем выражается заложенная в Конституции РФ концеп ция построения системы государственной власти. Исходя из этого, отправными правовыми установлениями применительно к анализу статуса Президента РФ являются статья 80 Конституции РФ и ме сто главы, посвященной Президенту РФ, в тексте Конституции РФ.

 

Согласно Конституции РФ главенствующую роль в госу дарственной системе играет Президент РФ. Конституционно правовой статус главы государства предопределяет объем его полномочий по обеспечению единства и устойчивости системы государственной власти, ее эффективного функционирования в условиях разделения власти на законодательную, исполнитель ную и судебную. Президент должен обеспечить положение, при котором все органы государственной власти выполняют свои кон ституционные обязанности в пределах своей компетенции.

 

Каждый из органов (институтов) государственной власти лишь частично обеспечивает действие Конституции. Перед президен том ставится задача охранять государственные устои в целом, су веренитет и государственную целостность. Только при этих усло виях все иные органы власти и должностные лица могут осущест влять свои полномочия в нормальном конституционном режиме.

 

Положение президента в системе органов государственной власти связано с конституционными прерогативами главы госу дарства по отношению прежде всего к исполнительной власти. Бу дучи юридически дистанцирован от всех ветвей власти, он вместе с тем находится ближе к исполнительной, нежели к другим ветвям власти. Это сближение главы государства с исполнительной вла стью находит выражение в конкретных конституционных полно мочиях президента как главы государства.

 

Предпосылки этой конституционной ситуации связаны с осо бенностями формирования правительства в России. Конституция не связывает процесс формирования правительства с распределе нием мест между партиями и фракциями в парламенте. Иными словами, правительство может быть сформировано по принципу парламентского большинства либо без учета этого принципа. Оба подхода соответствуют Конституции. Однако конкретная истори ческая ситуация, при которой состав правительства не отражает парламентское большинство, может служить источником проблем в работе системы исполнительной власти, связанных с различны ми аспектами его деятельности, в частности законотворческой. Следствием этих проблем может стать низкая эффективность ис полнительной власти, ее неспособность решать насущные задачи.

 

Наделенные широкими полномочиями и постоянно взаимо действующие президент и правительство — два самостоятельных носителя государственной власти, в значительной степени сопри касающиеся при выполнении возложенных на них функций. При оценке взаимоотношений президента и правительства необходимо иметь в виду, что существенные полномочия в этой области даны президенту не только Конституцией РФ, но и федеральными зако нами. Согласно статье 30 Федерального конституционного закона от 3 ноября 1997 года «О Правительстве Российской Федерации» и пункту 2 статьи 80 Конституции РФ президент обеспечивает со гласованное функционирование и взаимодействие правительства и других органов власти. Осуществляя это полномочие, он прини мает конкретные меры к обеспечению взаимодействия правитель ства прежде всего с палатами Федерального Собрания. Конечно, добиться согласованного функционирования этих органов весьма непросто, учитывая затяжной экономический кризис, а также раз ные политические ориентиры парламентского большинства в Го сударственной Думе и членов правительства.

 

Для преодоления подобной ситуации законодатель установил ряд прерогатив президента, пользуясь которыми он в текущем ре жиме может влиять на деятельность правительства: утверждение структуры федеральных органов исполнительной власти, назначе ние заместителей председателя правительства и министров, пра во председательствовать на заседаниях правительства, контроль за законностью его актов, непосредственная подчиненность пре зиденту «силовых» ведомств. Президент имеет право отправить правительство в отставку или принять отставку премьера, которая автоматически влечет за собой отставку правительства в целом.

 

Таким образом, во взаимоотношениях президента с правитель ством императивность действий главы государства в проведении внутренней и внешней политики проявляется наиболее полно. Правительство и органы исполнительной власти в целом значи тельно более тесно, нежели другие ветви власти, связаны с прези дентом, непосредственно подконтрольны ему.

 

В судебной сфере Президент РФ представляет Совету Федера ции кандидатуры для назначения на должности судей Конститу ционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ. В свою очередь, при решении вопроса отрешения президента от должности Верховный Суд дает заключение о том, что в дей ствиях президента имеются признаки состава преступления; Кон ституционный Суд дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

 

Осуществление полномочий, возложенных Конституцией РФ на президента, требует достаточно высокого уровня защищенно сти его статуса. Это необходимо для того, чтобы мотивация воли президента основывалась на высших долгосрочных интересах Рос сии, а не на учете колебаний и раскладе противоборствующих по литических сил в парламенте.

 

Объединительная функция Президента РФ проявляется в том, что он согласно Конституции РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президенту предоставлено право использовать согласи тельные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации, а также между органами государственной власти этих субъектов. В основе регулирования отношений между президентом и Федеральным Собранием лежит обеспечение само стоятельности и независимости этих властных институтов. Но это не значит, что они полностью разделены. С одной стороны, уста новлены обязательные связи между ними (обращение президента к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положе нии в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства, представление президентом законопроек тов, кандидатов на соответствующие должности, подписание зако нов).

 

С другой стороны, Конституция РФ предусматривает систему сдержек и противовесов в виде возможности отрешения президента от должности и роспуска президентом Государственной Думы Фе дерального Собрания. Президент вправе принимать указы и рас поряжения, но его акты не должны противоречить Конституции и федеральным законам. Президент может отклонить федеральный закон, принятый Государственной Думой, но в установленном по рядке Государственная Дума и Совет Федерации способны прео долеть его вето. Велика роль неправовых норм во взаимодействии президента и Федерального Собрания, так называемых «правил игры». Не менее важно внедрение в практику таких форм, как уча стие президента или его представителей в парламентских слушани ях, его выступление в палатах парламента, на заседаниях комиссий и депутатских групп, консультации с политическими фракциями.

 

При президенте действуют консультативные органы: Совет без опасности и Государственный совет, где он председательствует. Президент формирует также свою администрацию и осу ществляет общее руководство ею. Администрация обеспечивает деятельность главы государства, создает условия для реализации им функций гаранта Конституции. При этом сама администрация органом власти не является. В структуру президентской власти входят полномочные пред ставители президента в федеральных округах.

 

Реализуя свои конституционные полномочия, президент через своих полномочных представителей в Государственной Думе, Со вете Федерации и Конституционном Суде РФ взаимодействует с за конодательной и судебной ветвями власти. Это проявляется, напри мер, в использовании главой государства права законодательной инициативы, подписании принятых парламентом законов, обраще ниях в Конституционный Суд с запросами о соответствии федераль ных законов и законов субъектов РФ федеральной Конституции.

 

Место Президента РФ в системе органов государственной вла сти сложилось не сразу. С введением в РСФСР института президента и выборами в июне 1991 года первого Президента РСФСР была за ложена основа конституционного кризиса. Кризис был предопреде лен половинчатостью конституционной реформы 1990—1991 годов, когда в Конституцию РСФСР 1978 года были искусственно вмон тированы элементы механизма разделения властей и введена долж ность Президента РСФСР при сохранении неопределенного стату са Съезда народных депутатов как высшего органа государственной власти, имеющего право принять к своему рассмотрению и решить любой вопрос, отнесенный к ведению РСФСР. Очень скоро обнару жились противоречия конституционных норм, не разграничивших четко на тот момент полномочия исполнительной, судебной и за конодательной власти. Как известно, формировавшаяся под кон ституционно закрепленную идею руководящей роли КПСС и сло жившаяся за 70 лет советского строительства система организации государственной власти в СССР не имела к началу 90-х годов ника ких зазоров и ниш в конституционно-правовом механизме и инфра структуре государственного управления для принятия совершенно инородного для себя звена. Тем более что речь шла о должности главы государства — президенте, избираемом гражданами на осно ве их прямого волеизъявления. Таким образом, вмонтированное в структуру Конституции РСФСР чужеродное звено (по идеологии этой Конституции) в виде института президентства еще больше на рушило и так шаткий баланс отношений представительной и испол нительной власти: с одной стороны — Президент РСФСР, являю щийся в соответствии со статьей 121 Конституции РСФСР высшим должностным лицом во властной иерархии страны и одновременно главой исполнительной власти, с другой стороны — Съезд народных депутатов, определенный статьей 104 Конституции РСФСР в каче стве высшего органа государственной власти, имеющего право при нимать к своему рассмотрению и решать любой вопрос, относящий ся к ведению Федерации. Именно эта коллизия конституционных норм, спровоцировавшая противостояние и противопоставление формальных полномочий исполнительной власти во главе с Прези дентом РСФСР и законодательных органов в лице Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР, осложнившая их взаимо действие, а также невозможность разрешения этой коллизии пра вовыми методами в рамках старого Основного закона, и заложила политико-правовую основу кризиса 1993 года. Замена Советов на родных депутатов другой системой представительных учреждений при одновременном усилении исполнительной власти и прерогатив президента представлялась многим в 1993 году кардинальным ре шением развязки противоречий в системе государственной власти.

 

Возникла идея сконструировать такую модель сильной пре зидентской власти, которая была бы построена на классической доктрине разделения властей при руководящей и координирую щей роли главы государства. В рамках работы Конституционного совещания уже к лету 1993 года вопросы и проблемы, касающиеся взаимоотношений и взаимодействия главы государства и парла мента, были концептуально решены и сформулированы в тексте проекта новой Конституции РФ.

 

Полномочия парламента как законодательного органа в про екте новой Конституции РФ были существенно расширены. В то же время исполнительная власть получила необходимую са мостоятельность, избавляясь от управляюще-распорядительного пресса со стороны законодательной власти.

Таким образом, парламент становился в прямом, общепри нятом смысле законодательным органом и статусно выравнивал ся с другими ветвями власти, обеспечивая тем самым необходимый конституционно-правовой баланс. Поэтому и необходима была новая Конституция суверенной России, которая бы поставила точку в этом болезненном процессе, четко сформулировала и закрепила полно мочия по осуществлению функций государственной власти всеми составляющими ее основными субъектами, в том числе президентом как главой государства и гарантом Конституции и Федеральным Со бранием в качестве законодательного органа — парламента.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...