Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль бисера и стекляруса в декоративно – прикладном искусстве.




Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Тольяттинский государственный университет»

____________________________________________________________

(институт, факультет)

____________________________________________________________

(кафедра)

___________________________________________

(код и наименование направления подготовки)

___________________________________________

(наименование профиля магистерской программы)

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

на тему _____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Студент(ка)   (И.О. Фамилия)   (личная подпись)
Научный руководитель   (И.О. Фамилия)   (личная подпись)

 

Тольятти 2015

Содержание

Введение

Глава1. История возникновения изделий из бисера и стекляруса

1.1 Роль бисера и стекляруса в декоративно – прикладном искусстве

1.2 Приемы и техника моделирования созданий изделий из бисера

Глава 2. Техника производства бисера и стекляруса в мире.

2.1Самые древние способы и методы производства бисера и стекляруса

Глава 3. Бисер на Руси.

3.1 Развитие стеклоделия и бисероплетения в России

3.2 Бисер и стеклярус в народной одежде

3.3Использованиебисера и стекляруса в предметах церковного убранства

Глава 4.Материалы и инструменты.

4.1-4.3 Разновидности стекляруса и бисера. Основные материалы и приемы

4.4.- 4.7.Правила сочетание цветовой гаммы. Порядок разработки изделия и качество выполнения

Заключение

Список литературы

Приложение

 

Цели курсовой работы: показать историческую особенность моделирований изделий из бисера и стекляруса в современном мире.

Задачи: узнать когда появился стеклярус, его развитие. Выяснить как и где используется в современном костюме стеклярус в одежде и отдельно в украшениях.

 

Введение

Легенда о возникновении стекла гласит: «Однажды, в очень далекие времена, финикийские купцы везли по Средиземному морю груз добытый в Африке природной соды. На ночлег они высадились на песчаном берегу и стали готовить себе пищу. За неимением под рукой камней обложили костер большими кусками соды. Поутру, разгребая золу, купцы обнаружили слиток, который был тверд как камень, горел огнем на солнце и был чист и прозрачен как вода. Это было стекло.

Примерно, 6 тысяч лет тому назад возникло стеклоделие и появились стеклянные бусы разных форм и размеров. Благодаря совершенствованию технологии изготовления со временем бусы становились все мельче. Так появился бисер – мелкие круглые или многогранные, слегка сплюснутые бусинки. Его название происходит от «фальшивого жемчуга», изготовлявшегося в Египте из непрозрачного (глухого, или пастового) стекла, который на арабском назывался бусра или бусер.

Среди многообразия художественного творчества прошлого встречаются виды прикладного искусства, почти полностью исчезнувшие из обихода современного человека.

К таким «белым пятнам» относятся изделия из бисера и стекляруса. Яркий, многоцветный материал получил в России чрезвычайно широкое распространение.

Увлечение «бисерным искусством» продолжалось с XVII до начала XX столетия. Особой популярностью оно пользовалось в первой половине XIX века. В образцах бисерно-стеклярусных работ нашли свое отражение все художественно-стилистические направления, существовавшие в России. Их изучение приоткрывает малоисследованную область, связанную с творчеством русского народа, с духовной культурой различных слоев русского общества.

Увлечение бисерно-стеклярусными работами в XVIII веке в России сыграло определенную роль в налаживании отечественного производства на фабрике им. М.В. Ломоносова в Усть-Рудице под Петербургом.

Красивый и прочный материал использовался при оформлении интерьеров загородных царских дворцов, примером чему служат настенные панно в Стеклярусном кабинете Китайского дворца в г. Ораниенбауме под Петербургом, в отделке народных костюмов (воротники, обшлага, пояса, подолы) и предметов культового назначения (оклады икон, кисти под лампадки и паникадила), изделия из него украшали быт помещичьей усадьбы (картины, настенные панно, предметы быта).

Возможность непосредственного общения с произведениями искусства – одна из наиболее ценных особенностей изделий из бисера и стекляруса.

Любой вид народного искусства, возникая, вбирает в себя достижения предшествующего времени, имеющие обычно многовековой путь существования. В то же время типично для всех узоров бисерных и стеклярусных деталей использование исконно русского народного орнамента во всем его многообразии.

Глава 1.История возникновения изделий из бисера и стекляруса.

Роль бисера и стекляруса в декоративно – прикладном искусстве.

Венецианская республика строго охраняла секреты производства стекла. Законы, издаваемые верховным органом республики – сенатом, сулили мастерам – стеклоделам не только исключительные привилегии, но и смерть за разглашение секретов стеклоделия.

В 1221 г. был издан указ о перенесении всех крупных стекольных мастерских из города на остров Мурано, расположенный в Адриатическом море в 2 км от Венеции. С 1275г. под угрозой конфискации запрещается вывоз из Венеции сырья, чтобы не дать возможности установить его состав. С начала XVI века каждый гражданин республики, ставший стеклоделом, причислялся к привилегированным слоям общества, а в 1316 г. был издан указ, по которому дочерям мастеров-стекольщиков разрешалось выходить замуж за патрициев, и их дети признавались патрициями. В XV веке жители острова Мурано получили свою администрацию, новый суд и свою монету.

Несмотря на особые привилегии, данные стеклоделам, уже с конца XIII века во многих городах Италии (Альтере, Падуе, Ферраре, Равенне и других) возникли стекольные мастерские, созданные венецианскими мастерами-перебежчиками. В XV веке такие мастерские появляются в Германии и во Франции. Для сохранения монополии в 1490 г. сенат республики отдает производство стекла под охрану Совета десяти. Издается указ о государственной измене и наказании бежавших мастеров. В нем требовалось возвращение стекольного мастера, передавшего секреты своего мастерства в другую страну. При неповиновении его родных и близких заключали в тюрьму, если же стекольщик продолжал упорствовать, посылали убийц, и только после его смерти освобождали родных. Венеция снабжала бисером Восток и Запад, где его обменивали на золото, пряности, шелка; у народов Африки его использовали как разменную монету. Громадный сбыт бисера шел в Европу, где существовали склады бисера и устраивались бисерные ярмарки. Особенно ценился очень мелкий бисер (диаметром 0,5 мм) и блестящий бисер. Широко применялся в рукоделии парчовый бисер, отполированный изнутри, посеребренный и позолоченный.

После открытия Америки и установления морского пути в Индию на смену стекольным мастерским приходят стеклянные заводы, строящиеся в XVI – XVII вв. в Испании, Португалии, Нидерландах, Англии и во Франции.

В конце XVIII в. началось изготовление бус и бисера в Германии. В области Фихтельгебирге изготавливали бусы и бисер массивных сортов из непрозрачного стекла и фарфора, их экспортировали в Россию, Азию и Африку. В Тюрингии было основано производство легких дутых бус из стекла, которое со временем превратилось в производство елочных украшений. Здесь изготовляли и искусственный жемчуг из стекла путем особого метода обработки чешуи рыбы уклейки. Шлифовали бисер в Богемии (Северная Чехия), где издавна существовало производство стекла.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...