Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Бисер и стеклярус в народной одежде




А теперь давайте вырвемся из вычурных городских комнат на привольные просторы лугов, лесов и деревень! Именно там можно было встретить девушку в нарядно расшитом головном уборе, переливающейся бисером одежде! Эти простые и вместе с тем тонкие праздничные украшения, сделанные мастерицами по собственному представлению, без ограничений модного бездушного рисунка-заготовки, всё это время некрикливо сохраняли в себе народный дух и вдохновение.
Более трёх столетий бисер и стеклярус были любимыми материалами для отделки праздничного народного костюма на всей территории европейской России, в северной и, ещё в большей степени, в её центральных и южных областях. На Севере издревле главную роль играл жемчуг, который нашивали и нанизывали на женские и девичьи головные уборы, серьги и другие украшения. В XVIII веке в народный костюм, бытовавший как в сельской местности, так и среди городского населения, начинают проникать бисер и стеклярус, а наряд молодой женщины или девицы XIX столетия уже просто невозможно представить себе без них. В народных костюмах некоторых губерний отдавалось предпочтение бисерным отделкам "саженых", в других - "низаных" типов. Для каждой местности существовали свои излюбленные цвета, орнаменты, своя компоновка их отдельных частей.
По своему назначению предметы из бисера и стекляруса чётко делятся на несколько групп: головные уборы и их детали; шейные украшения – накладные воротники и ожерелья; нагрудные – цепочки, жгуты, разметки, низки; наспинные – гайтаны, девичьи накосники и косоплеты; поясные, то есть декоративные пояса.
В XIX веке, в связи со все расширяющимся интересом к бисеру, он поступает на рынки уже в таких количествах, что становится легко доступен даже сельскому населению. Сравнительно невысокая стоимость и необычайная привлекательность игры то прозрачных, то глухих тонов стекла дают возможность пользоваться бисером в наиболее ценимых предметах народного костюма – головных уборах.

Особую красоту и законченность девичьим и женским головным уборам придавали «поднизи». Сетки поднизей низались из белого или прозрачного бисера в продолжение традиции жемчужных отделок. Они пускались ровной полосой на лоб до самых бровей, окружали верхнюю часть лица пышной оборкой, а иногда бисерная сетка покрывала спереди всю голову.
Поверх парадного кокошника в некоторых местностях накидывали так называемые «фролки» – низаные сетки диаметром около полуметра из бесцветного бисера с добавлением цветного. Фролки использовали в Костромской губернии. В районе Заонежья носили так называемые «рога» – волосяную сетку, которая собиралась вокруг головы широкими волнами. Они могли служить свадебным убором или пришивались в качестве поднизи к женским кокошникам и низались из жемчуга или бисера
Другой тип праздничного девичьего убора – венцы. Они имели несколько форм. Главное их различие было в том, что одни были сплошными, твёрдыми, а другие – прорезными, гибкими. Твёрдые венцы в виде подковы обрамляли девичье лицо, подобно нимбу. Как правило, все они украшались вышивкой жемчугом или белым бисером приёмом саженья по бели. Их орнамент, плетущийся подобно траве, представлял собою чередование цветов и растений. Они создавали верхний зубчатый и рельефный край убора. Этот тип орнамента был широко распространён в XVIII столетии и продолжал оставаться в народном искусстве ещё долгое время. Другой тип зубчатого твёрдого венца, относящийся ко второй половине XIX века, с золотошвейным узором, сопровождается обнизками белого стекляруса.
Самым торжественным из всех девичьих уборов была коруна – твёрдый венец в виде хора (выпуклого обруча) с прорезным узором. Она имела околыш, чаще всего галунный. Узор выкладывался белью, по ней сажался жемчуг или бисер. Последний использовался в корунах уже в XVIII веке. Название убора безусловно происходит от слова "корона". Распространение этого вида венца весьма широко – от Архангельска до Москвы.

В отличие от девичьих, женские головные уборы закрывали всю голову. Волосы старательно маскировали спереди поднизью, а сзади позатыльнями – ткаными или низанными сетками. В прошлом для женщины считалось позором показывать волосы. "Светить волосом" якобы предвещало несчастье. Поэтому их тщательно убирали под повойник.

Головные уборы Русского Севера и Верхнего Поволжья дополнялись роскошными серьгами. Обычно они имели латунную основу, покрытую жемчужными или бисерными низками на конском волосе, с добавлением стёкол или мелкой бирюзы. Обнизывалась как сама серьга, так и её подвеска.
Особого рода деталью, которая сопровождает далеко не все головные уборы, являются рясны. Это кисти или длинные до полуметра полосы, около пяти сантиметров шириной. Наличие их в народных головных уборах говорит о связи с устойчивой древней традицией. Кистевидные серебряные рясны были найдены в Старой Рязани в кладе XI – XII веков. В крестьянских уборах XIX – XX веков они низались из бисера. Другой вид – лентообразный – известен по низаным жемчугом ряснам XVI столетия из собрания Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В народных уборах XIX – XX веков такие рясны были стеклярусными, крепились к верхней части позатыльни и спускались на грудь.

Все головные уборы средней полосы России (налобная поднизь, позатылень, нависочники, рясны) настолько богаты и ярки, что достаточно их одних, дабы сделать женский наряд исключительным. Но только ими не ограничивались. За головными украшениями следовали шейные. И в тех и в других прослеживаются древние традиции национального русского костюма. Их формы восходят к XIV – XV векам и сохраняют многие особенности в XIX и XX столетиях.
В северном наряде, как женском, так и девичьем, употреблялись накладные воротники. Эту древнюю деталь одежды можно увидеть на богатых одеяниях персонажей русской иконы и в иллюстрациях рукописных книг. Как всякое шейное украшение, такие воротники называли "ожерельем", но имелись и местные названия: "заборошник" – в Архангельской, "наборушник" – в Тверской губерниях. Все они круглые и плоские по форме. Поверхность воротников состяла из сплошного шитья бисером и перламутром тем или иным узором. Вышивка чаще всего представляла собой волнистый стебель с раскрытыми цветами с листьями круглой или овальной формы. Ожерелья и поныне носятся в Рязанской, Орловской и некоторых других областях. Строгая красота заключена в ожерелье Нижегородской губернии, сочетающем плотную вышитую полосу и ажур из свисающих бисерных низок и цепочек.

Среди наспинных украшений одним из главных был гайтан. Это древнее слово обозначало плетешек, шнур, тесьму. В наши дни он уже почти не употребляется. Весьма схожие с цепочками, но более узкие и длинные, гайтаны одевались на шею, а концы перекидывались на спину. В Тульской губернии, например в селе Ивлеве Богородицкого уезда, встречались гайтаны в виде простой снизки бисера, составленной из отрезков разного цвета: голубых, зелёных, красных. В Воронежской они низались узорами, подобно цепочкам. Шнуры обнизывались бисером, а кисти покрывались бисерными сетками.

Повсюду девушки заплетали волосы в одну косу. Спускаясь на спину, коса заканчивалась "косоплётом" или "накосником". Косоплётом служила лента или шнур, богато украшенный бисером. В Весьегонском уезде Тверской губернии такие ленты являлись обязательной деталью девичьего наряда в XVIII веке. Накосники имели разные формы – плоские и объёмные. Плоские были почти всегда пятиугольными и завершались кольцом или петлёй для продевания завязки. Заполнения их различны. Цветной бисер часто сочетался с кумачом, яркой тесьмой, шерстяной бахромой. Узор вышивался или низался в виде сетки. В одном предмете часто соединялись обе техники.
Редкое по красоте явление представлял собою наряд молодых женщин Рязанской, Калужской, Тульской и особенно Орловской губерний. "У нас на лугах цветы и женщины наши, как цветы", – так поэтично выразился старый крестьянин из села Бережки под Жиздрой. Действительно, они были унизаны бисером и стеклярусом от нависочников до подолов.

Особое место в крестьянской одежде занимали пояса – как женские, так и мужские. Их было принято украшать, по возможности, богато. Простейшим приёмом введения в них бисера было нанизывание отдельных бисерин на каждую нить кисти, которые заканчивают оба конца пояса. Бисер утяжелял кисти, слегка оттягивая их. Блеск его вместе с ярким цветом шерстяной пряжи, из которой обычно делались кисти, привлекал внимание к этой части костюма.
Известны женские декоративные пояса, целиком изготовленные из бисера техникой низания. Теперь они стали редкостью, но в Калужской области, в южной части бывшего Жиздринского уезда, в сёлах Хвастовичи, Ценевичи, Бояновичи помнят, что низали их на шести (и до двенадцати) нитях, украшали кистями. Шириной они были не более пяти сантиметров, а узоры не отличались от орнаментов цепочек и гайтанов.

Среди украшений довольно редко встречаются "заручья", то есть браслеты. Их носят на обеих руках, одинаковые, в виде десяти-двенадцати бисерных низок, которые прикрепляют к какой-нибудь вертикали – стеклярусной или деревянной тонкой палочке, бисерной связке или даже тряпичному жгутику завязывают. Узорные заручья неизвестны.

Любой вид народного искусства, возникая, вбирает в себя достижения прошлого, имеющие обычно многовековой путь. Эти достижения сначала становятся основой для нового вида творчества, и лишь со временем в нём вырабатываются свои особенности, идущие от новых материалов и от новой техники. Так произошло и с искусством бисерной и стеклярусной вышивки и низания. Перейдя к стеклянным бусинкам, мастерицы научились выявлять особые их эффекты, присущие каждому сорту: однотонный бисер отличался яркостью, прозрачный – блеском, стеклярус отливал серебром. В полной мере использовалось основное свойство этих материалов – способность отражать свет. Костюм, для которого предназначались эти украшения, носился на открытом воздухе, под лучами солнца, во стократ увеличивающими их естественное сверкание. Колорит крестьянских изделий из бисера и стекляруса отличался чистотой и яркостью. В большинстве работ цвета подбирались контрастно, что делало их ещё красивее. Рисунок был определённым, чётким. И колорит, и рисунок находились в полной гармонии с общим обликом местного наряда. Все детали бисерных украшений расшивались исконно-народными орнаментами во всём их разнообразии. Они были едины и для тканей, и для вышитых, кружевных и вязаных предметов, составлявших праздничный наряд русской женщины.
Любовь к этим украшениям в народе не ослабевает со временем. В сельских местностях продолжают носить бисерные цепочки и ожерелья. Только позатыльни ушли из жизни вместе со сложными головными уборами. Их безжалостно распускают, чтобы перенизать на другие, модные вещи.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...