Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава II. Самарский музей в конце XIX – начале XX веков




 

Создание музея.

Основание Самарского Городского Публичного Музея относится к 80м годам XIX века. Это одно из свидетельств бурного социально-экономического развития не только Самары, но и всей России в пореформенный период. Самарский краеведческий музей возник по инициативе общественности, признававшей необходимость широкого распространения науки и культуры в народных массах.

Характерной особенностью Самарского краеведческого музея является то, что уже при создании он имел свою концепцию развития. В этом – целиком заслуга П.В. Алабина. Именно ему музей обязан своим рождением.

Фактически музей основывался в течении шести лет.

Мысль о создании музея зародилась во время подготовки к празднованию двадцатилетнего юбилея царствования императора Александра II.

19 ноября 1879 года проходило заседания Самарской Городской Думы, на котором было решено избрать комиссию по выработке предложений к юбилею. На создание комиссии ушла целая неделя (с 19 по 27 ноября 1879 года). Образованная 27 ноября 1879 года Подготовительная комиссия по выработке предложений к юбилею двадцатипятилетия царствования Александра II, состояла из десяти гласных Самарской Городской Думы под председательством городского главы М.Н.Назарова. В Подготовительную Комиссию вошёл также и П.В. Алабин.

29 января 1880 года на заседании Самарской Городской Думы Алабин зачитал доклад Комиссии, которая признала необходимость сооружения памятника, «вполне достойного величине торжественного события и соответствующего идее, служащей основанием всей благотворной деятельности Царственного Юбиляра».

«Таковым памятником, по мнению Самарской Городской Думы явилось бы каждое учреждение, которое бы образовывалось бы с целью умственного и нравственного развития отечественного общества; следовательно предстояло только наметить такое учреждение означенного характера, которое в данном случае отвечало бы потребностям Городского Общества в возможно большей степени».

Далее в докладе говорилось, что музеи «по всей Европе признаны одним из действительнейших средств образования – что в Европе издавна, а в последнее время и у нас в России, правильно устроенный и вполне доступный публике музей, признаётся одним из лучших способов проведения необходимых сведений в народную массу».

Поэтому в заключении доклада был сделан вывод, что лучшим памятником к двадцатилетнему юбилею царствования Александра II является «сооружение вполне приличного здания для существующей уже в Самаре Публичной библиотеке и в том же здании – устройство Публичного Музея». Этот музей должен был иметь общеобразовательный характер и служить средством изучения Самарского края.1

Пятого февраля этого же года Самарская Городская Дума постановила соорудить на углу Дворянской и Алексеевской улиц (ныне улица Куйбышева и улица Красноармейская) здание для библиотеки и музея.

В этот же день П.В. Алабин представил на обсуждение Самарской Городской Думы проекты «Зала императора» и музея. Проект музея включал 16 отделов: географический, палеонтологический, минералогический, ботанический, зоологический, ихтиологический, энтомологический, антропологический, сельскохозяйственный, технический отдел, отдел кустарной промышленности, отделы исторический, археологический, а также художественный и изящных искусств.

Были определены также цели, задачи и принципы работы музея. Но наиболее полно, обстоятельно все вопросы, связанные с деятельностью и самим существованием музея, были раскрыты П.В. Алабиным в проекте 1886 года. Именно второй вариант проекта был принят за основу в том же году.

В июле 1886 года в «Проекте Публичного Музея» Алабин определил цели, задачи, направления в деятельности музея, его устройство и систему административного руководства.

И в 1880 году, и в 1886 году предполагалось создать 16 отделов. Кроме «специальной» цели – «наглядного ознакомления с Самарским краем в отношениях: антропологическом, с его живым и растительным миром, сельским хозяйством и промышленностью (заводской, ремесленной, кустарной, фабричной)» - ставилась задача «развивать эстетический вкус в посетителях не только выстановленными произведениями искусства, но и образцами и моделями действующих и изобретенных орудий и машин, служащих для облегчения труда».2

Таким образом музей рассматривается как хранилище не только эстетических, но и научных образцов и технического опыта.

В августе 1880 года последовал ответ от Самарской Городской Думы на доклад Подготовительной Комиссии о необходимости в Самаре музея и первоначальный проект П.В. Алабина по устройству этого музея. «17 августа….1889 года за №3973, г. Самарский Губернатор А.Д. Свербеев уведомил Самарского Городского голову М.Н. Назарова о воспоследовавшем Высочайшим соизволении на приведение в предположение предположений Думы об устройстве в городе Самаре Публичного Музея».3

Формирование Музея с 1880 года с разрешения Самарской Городской Думы принял на себя действительный статский советник, член попечительского Комитета при Самарской Публичной библиотеке, а затем его председатель, гласный Городской Думы (в 1871-1877 году и 1892-1896 годах), городской голова (с 1885 по 1891 годы) Пётр Владимирович Алабин. Его энергии и неустанным трудам Музей обязан не только своим созданием, но и почти всем, что было в нём собрано с 1880 по 1896 годы.

С 1880 года деятельность Музея находилась в ведении Попечительского Комитета при Самарской Александровской Публичной библиотеке. Но в 1882 году (15 апреля) М.Н. Назаров, председатель попечительского Комитета, просил члена комитета П.В. Алабина специально заняться формированием, собиранием экспонатов и «хранить в своём ведении до времени доступного обозрения и пользования публикой, а также завести книгу для записей экспонатов и пожертвований для музея».4

Таким образом, П.В. Алабин стал первым заведующим Публичным Музеем и Залом императора Александра Второго. Ещё до официально открытия музея (13 ноября 1886 года).

По проекту публичного Музея, составленного П.В. Алабиным в июле 1886 года административное руководство музеем должен был осуществлять «хранитель», который отвечал за устройство и хранение музея, а также комплектовал, систематизировал, научно описывал музейные предметы, составлял отчёты по работе музея и его смету. В последствии планировалось увеличение штата путём введения новых должностей – «руководителя по осмотру» и «служителя». Но, фактически, до 1886 года и после музей продолжил управляться Комитетом по заведыванию библиотекой и музеем, во главе которого до 1896 года стоял П.В. Алабин. Постоянными членами Комитета были В. Буслаев, Н. Арычкин, Н. Фёдоров и Н. Бюрно.

Как уже упоминалось, окончательный вариант проекта Публичного музея был составлен Алабиным в июле 1886 года. Официально на рассмотрение Самарской Городской Думы проект был представлен 2 августа 1886 года. Только через три с небольшим месяца проект Самарского Городского Публичного Музея был утверждён. Дата принятия соответствующего постановления считается датой открытия музея – 13 ноября 1886 года. Сам по себе этот факт не внёс больших изменений в жизнь музея. Комитет по заведыванию музеем под представительством П.В Алабина продолжал заниматься комплектованием фондов по определённой системе, которая была разработана ещё в 1880 году и по сравнению с проектом 1886 года не претерпела существенных изменений. Единственное изменение – устраиваемое учреждение получило свою вывеску и печать. Следует отметить также и то, что с 1887 года Городская Дума стала выделять средства на устройство Музея и приобретение экспонатов и книг.

Что касается помещения, то с 1880 года до 1896 года Самарский Публичный Музей располагался под одной крышей с Александровской Публичной библиотекой, занимая несколько комнат в доме купца Христензена. Как уже отмечалось, Дума ещё 5 февраля 1880 года приняла решения соорудить здание для музея и библиотеки на углу улиц Дворянской и Алексеевской. К 1885 году было всё готово к сооружению здания – было выбрано место, собрано 30 тысяч рублей – за исключением плана самого здания.

«Таким образом, оказывается, что если здание для библиотеки, Зала и Музея не возводится доселе, то собственно по непредставлению Комитетом в Думу соответствующего плана здания. Это совершенно верно, но в оправдание Комитета надлежит сказать, что он неравнодушен к разработке этого вопроса, и, вносит их в Думу потому что не останавливается окончательно ни на одном из этих планов».5

В 1887 году Комитет по заведыванию музеем нашёл выход из положения благодаря академику Шервуду В.О., известному строителю Исторического Музея в Москве, который принёс в дар Самарской Городской Думы сделанный в древнегреческом стиле эскиз фасада планируемого здания. Комитет библиотеки при посредничестве городского архитектора К.Д. Гордеева разработал этот эскиз, применив его к своему плану здания, а также составил смету (сумму расходов на сооружения здания).

Несколько комнат в доме купца Христензена, которые арендовала Библиотека, Зал императора и Музей не позволяли их открыть для посещения.

Переезд в новое здание состоялся только в августе 1896 года. Это здание -дом­ ­­­­­­­­Ушакова, на улице Дворянской, 145 (сейчас улица Куйбышева, 113), Благородное собрание.

Таким образом, можно сказать, что формирование музея в Самаре Началось за шесть лет до официальной даты открытия (13 ноября 1886 года). В течении этих шести лет единственным направлением деятельности был сбор предметов в музей и формирование коллекции. Но даже в эти первые шесть лет, когда музей официально не был зарегистрирован, а существовал как часть публичной библиотеки и Зала императора, пополнение музея экспонатами не было хаотичным. Причина этого в том, что уже с февраля 1880 года существовал первоначальный проект устройства музея, в котором были определены цели и задачи, направления деятельности музея. Что касается устройства музея, то с 1880 по 1886 год оно практически осталось неизменным – и в первом, и во втором проекте предусматривалось 16 отделов. Поэтому можно сказать, уже при создании музей имел научную концепцию, разработанную П.В. Алабиным, а формирование коллекции имело систематическую основу.

 

Формирование коллекции.

В формирование коллекции Самарского Городского Публичного Музея в дореволюционный период можно выделить два этапа:

               I c 1880 года по 1896 год;

               II с 1888 года по 1917 год.

Переход от первого этапа ко второму в 1896-1898 годах связан:

во первых – со сменой заведующего (в 1896 году П.В. Алабин скончался и его место в музее занял член Комитета по заведыванию Н.М. Федоров);

во вторых – с переездом в новое здание, что потребовало разборки и перераспределения собранной коллекции за 1880-1896 годы. Итогом этой разборки стал выпуск подробнейшего каталога всех предметов, хранящихся в Самарском Городском Публичном Музее.

Формироваться коллекция музея начала ещё с 1880. Уже к началу формирования был готов проект музея, который предусматривал 16 отделов. Практически уже с первых шагов комплектование музейных фондов осуществлялось по специальной программе, определявшейся структурой отделов музея. Поскольку в проекте планировалось создать 16 отделов, столько же определялось и направлений комплектования коллекции. То есть, уже на начальном этапе развития музея формирование его коллекции происходило на систематической основе.

До 1896 года работой по сбору различных материалов, предметов в Музей руководил П.В. Алабин. Ему Музей обязан почти всем, что было собрано с 1880 по 1896 годы.

Он привлёк к участию в создании Музея, комплектовании его фондов всех, кому дороги были интересы края: либо передачей предметов, либо выделением средств, для приобретения необходимых предметов и коллекций. Была поставлена задача ― привлечение внимания общественности к вопросу комплектования и сделать людей «внештатными сотрудниками музея».

В своей листовке Самарский Городской Публичный Музей обращался «ко всем лицам, интересующимся русской стариной с просьбой доставлять сведения о местных древних памятниках и содействовать приобретению для Самарского Городского Музея как отдельных старинных вещей, так и целых коллекций».6

В этой же листовке указывалось, что представляет интерес для Музея. Это в первую очередь остатки ископаемых животных, остатки старинных городков, кладбищ, древних зданий, сведений о курганах и древних захоронениях и другие. Самарский Музей предлагал также выкупить имеющиеся у населения предметы, древние орудия труда и древнее оружие, старинные украшения, старинную домашнюю утварь, различные монеты, медали, а также рукописи и старинные книги. Лица, желающие стать сотрудниками музея, должны были обращаться к членам Комитета по заведыванию Музеем.

Обращение к населению как к «внештатным сотрудникам музея» имело большое значение для комплектования фондов с помощью пожертвований. Однако началом разного рода пожертвований и дарений стала передача в дар Музею Великим Князем Николаем Константиновичем 19 февраля 1880 года одежды и принадлежностей походной жизни туркмен (седло, шашки-всего 14 наименований). Это были самые первые экспонаты в Самарском Городском Публичном Музее.

Как уже не раз упоминалось, наибольшую роль в комплектовании фондов музея в период его создания сыграл П.В. Алабин. Из обширной переписки его известно, что из разных мест Самарской губернии поступали донесения уездных исправщиков о кладах, археологических и палеонтологических находках, имелись ответы на запросы о присылке изделий местного кустарного промысла и т. д.

Алабин получил для музея редкие издания, автографы, портреты, биографии тех, кто своим трудом и творчеством прославил отечественную историю и культуру: А. Толстой, Н.А. Некрасов, А.Н. Островский, И.С. Тургенев и др. Алабин переписывался с И.Е. Паниным и Н.К. Айвазовским. Особенно интересовали его лица, связанные своей деятельностью с Самарским краем. Он был тесно связан с семьей писателя С.Г. Аксакова, особо дружен с его сыном Г.С. Аксаковым, самарским губернатором в 1867-1872 годах, ушедшим в отставку в знак протеста против реакционных действий Александра III.

В архиве Алабина сохранились письма самарского губернатора К.К. Грота, основателя научного кумысолечения И.В. Постникова, автора проекта самарского водопровода А.П. Зимина.

После своего официального назначения на должность заведующего Публичным Музеем и Залом императора в апреле 1882 года Алабин обращается в Московский и Санкт-Петербургский монетные дворы с заказами на монеты и юбилейные медали уже музейной нумизматической коллекции.

С просьбой о содействии формируемому музею Алабин писал в различные министерства, общества, комиссии. В ответ Императорская Археологическая комиссия нашла возможным передать серебряные монеты, найденные в 1882 году в Казанской губернии. Петербургское общество естествоиспытателей при Императорском университете в лице профессоров А. Бекетова и В. Докучаева, отнеслось с живейшим интересом к просьбе о содействии в устройстве естественно -исторического отделения в музее и выразило готовность помочь указаниями по специальным вопросам.

Владельцы специализированных магазинов уведомляли Алабина о получении новых коллекций минералов, раковин и кораллов для приобретения их в музей. О том, что П.В. Алабин является любителем всякого рода редкостей стало известно коллекционеру Рязанской губернии, который предложил купить что-либо из его коллекции.

Огромную переписку имел П.В. Алабин с книгоиздателями как Москвы и Санкт-Петербурга, так и Лейпцига, Амстердама, Парижа и других городов Европы. Художественная литература, книги по разнообразным отраслям знаний и искусству наполняли Публичную библиотеку и библиотеку Публичного музея.7

Следует отметить, что с первых же годов существования музея печатались отчёты по работе музея (c 1889 г.), и с 1885 года о работе музея печаталось в отчетах Александровской Публичной библиотеке и Зала императора. В первых отчётах печатались только списки приобретенных и подаренных предметов и коллекций. О других видах деятельности по данным отчетам судить невозможно, за исключением– о посещении формирующегося музея почетными гражданами города или высокопоставленными лицами.

Только после 1886 года в отчетах Александровской Публичной библиотеки появляется как отдельная часть отчёт Публичного Музея. Однако структура отчета фактически осталась неизмененной: сначала – сведения о выделяемых на устройство музея средств, хозяйственная часть (указывалась общая сумма, выделяемая и на устройство Зала императора, и на устройство музея, потом указывалось сколько в отчетном году было израсходовано на Зал, сколько - на музей); затем – список приобретенных вещей (витрины или экспонаты); в конце – список лиц, которые сделали пожертвования в Музей в отчетном году.

С 1886 по 1896 год шло активное формирование музея: пополнялись собираемые коллекции, закупалось необходимое оборудование, в основном витрины. Однако основная часть коллекции формировалась за счет пожертвований.

Так, например в 1887 году на устройство и Зала императора Александра Второго, и Публичного музея было выделено 268 рублей. На устройство Публичного музея осталось 116 рублей 77 копеек. В итоге в 1887 году музеем были приобретены только две витрины (для минералогической коллекции – 70 рублей, для нумизматической коллекции – 40 рублей) и 50 фотографий по этнографии и антропологии.

Но в этом же году музей значительно пополнил свою палеонтологическую и минералогическую коллекцию благодаря преподавателю реального училища П.А.Ососкову, который пожертвовал музею около 83 палеонтологических и минералогических образцов ископаемых. Были значительно пополнены нумизматический и археологический отделы: П.В. Алабин преподнес в дар Музею 50 древних монет и монет новейшего времени, а так же – остатки удны, стремян, бус, парчи и других предметов, найденных при раскопке могильника у реки Кинели (при строительстве Оренбургской железной дороги). Всего в рассматриваемый год музей получил пожертвований от 15 лиц.8

Похожую ситуацию отражали почти все отчёты. Так, например, в 1889 году было куплено несколько витрин, ящики для коллекций яиц птиц Самарского края, банки для сельскохозяйственных образцов, и только незначительная часть средств пошла на приобретение экспонентов: коллекция раковин, морских животных, минералов, 144 вида яиц птиц Самарского края, образцы кустарного промысла. Приобретение этих экспонентов для музея были важны. Но всё же большую часть составили предметы, подаренные музею частными лицами (за 1889 год – 25 наименований).9

В 1894 году соотношение купленных и подаренных частными лицами различных предметов было приблизительно таким же (соответственно 8 и 21 наименований).10

Следует отметить, что пожертвования были разными – зависели, естественно, от лиц которые их делали. В одних случаях музей в качестве пожертвований получал очень ценные экспонаты, предметы и коллекции. Уже упоминались преподаватель Самарского реального училища П.А. Ососков, который неоднократно преподносил в дар музею различные ценные предметы (например, коллекция слепков вымерших третичных животных – в августе 1892 года, а также уникальная находка – небольшая медная фигурка бурхана или идола), и П.В. Алабин, который будучи в течении 16 лет заведующим Музея передал в качестве дара множество ценных предметов, экспонатов и коллекций. Среди подобных пожертвований можно отметить передачу в Музей альбом фотоснимков солнечного затмения в 1887 году в Самаре фотохудожника Васильева. Таких поступлений в Музей было достаточно много.

Но большая часть поступлений носила «кунсткамерный характер: монеты, рога, морские звезды, экзотические птицы и звери». «Сохранившиеся отчеты музея содержат целые страницы с фамилиями жертвователей».11 Предметы, которые они приносили в полной степени характеризовали их взгляды на музей. В большинстве случаев люди приносили в музей художественные открытки, репродукции, предметы собственного творчества – рисунки, вышивки и т.п.

Очень часто люди приносили в дар музею самые различные фотоснимки. Это было связано с тем, что сама администрация Самарского Городского Публичного Музея обращалась с призывом «придти со своими трудами на помощь Музею в выполнении его задачи. Для Музея было бы весьма важно иметь фотографии отдельных местностей губернии: виды возвышенностей, курганов, долины рек, лесов и другие виды».12

Все абсолютно пожертвования музеем принимались, и к 1898 году их накопилось достаточно много. Но в течение 16 лет существования в Самаре Музея, для него не нашлось подходящего помещения. В одном из отчетов говорилось, что «открыть музей для посещений публики невозможно…. за неимением соответствующего помещения». Уже отмечалось, что с 1880 года Самарский Городской Публичный Музей занимал несколько комнат в доме купца Христензена. Все приобретённые и подаренные музею коллекции, экспонаты собирались в этих комнатах, теснота которых не позволяла развернуть выставку, хотя все собранные предметы были «строго систематизированы и каждый снабжен подробным объяснительным ярлыком».13

Естественно, что переезд Музея в новое помещение, более ему соответствующее, внес в жизнь музея большие изменения. «С переводом библиотеки и Музея из частной квартиры в городской дом…. на долю администрации Музея выпал кропотливый труд разборки и распределения его коллекции, обстановки Музея приличной мебелью и рассылки к разным людям и учреждениям приглашений о присылке в Музей пожертвований».14 Все эти работы растянулись более, чем на год и, естественно, задержали открытие Музея для посещений.

В 1898 году новый заведующий Музеем Н.М. Федоров издал подробный каталог Музея, который содержал списки всех предметов и коллекций, хранящихся в Музее, распределенных не просто по отделам, а по комнатам и даже витринам, в которых они располагались.

Этот каталог подвел итоги формирования коллекции за 1880 – 1896 годы и фактически существования Музея в этот период.

Для этого периода было характерно то, что по сути единственным видом деятельности Музея, был сбор экспонатов и укомплектование их в отделы. Но, надо подчеркнуть, что формирование коллекции уже с самых первых экспонатов происходило на систематической основе, отраженной в проектах Музея 1880 года и 1886 года. Другой характерной чертой является то, что практически весь период формирование коллекции проводилось за счет пожертвований (особенно с 1880 по 1887 год – только на благотворительных началах).

Переехав в новое помещение в 1896 году, разобрав свои фонды и оставив обширный, подробнейший каталог Самарский Городской Публичный Музей к 1898 году был готов к открытию для посещений.

Однако на этом формирование коллекции вовсе не закончилось.

Продолжалось ассигнование Музея Самарской Городской Думой, и продолжались благотворительные поступления. Администрация Музея продолжала выпуск в виде небольших брошюр отчетов о жизни и деятельности Музея. Но наряду с привычными рубриками по хозяйственной части, списком приобретенных и подаренных предметов, коллекций и книг появились подробные списки посетителей Музея. Привычные старые рубрики (списки приобретенных и подаренных предметов) претерпели некоторые изменения: появились отдельные списки пожертвований, сделанных учреждениями и пожертвований, сделанных частными лицами; а также – отдельные списки покупок для различных отделов Музея; а также – отдельный список книг, приобретенных Музеем.

Все отчёты с 1902 по 1909 год дают наглядное представление о том, как происходило формирование коллекции Музея и комплектование его фондов. Конечно, более наглядное представление дают списки приобретений, сделанных за такой-то год, по такому то отделу. Такая форма позволяет сделать вывод, что прежде всего интересовало Музей и что было необходимо для пополнения коллекции. В частности, в отчетах 1902-1906 годов и 1908 и 1909 годов отражены приобретения всевозможных чучел птиц и зверей, обитающих в Самарском крае. То есть в Музее целенаправленно создавалась орнитологическая коллекция отдела зоологии. То же самое можно сказать и по отделу археологии, и по художественному отделу. (Музеем постоянно приобретались картины).

Что касается отделов Музея, то следует заметить, что к 1898 году и в последующий период Музей насчитывал не 16, а 12 отделов:

1.Архиологическо – исторический

2.Нумизматический

3.Минералогический

4.Геологический

5.Палеонтологический

6.Зоологический

7.Ботанический

8.Технический

9.Сельскохозяйственный

10.Кустарный

11.Этнографический

12.Художественный

По сравнению с проектом 1886 года были объединены в один отдел исторический и археологический отделы, были упразднены географический, энтомологический, ихтиологический и антропологический отделы.

Судя по отчетам 1902 – 1909 годов активнее всего пополнялись, кроме уже упоминавшихся зоологического, археологического и художественного, также минералогический, палеонтологический и особенно нумизматический отделы. Пополнение нумизматического отдела связано с тем, что среди пожертвований частных лиц большое место занимали различные монеты, современные и старинные, и медали.

Что касается художественного отдела, то огромную роль в его пополнении сыграл К.П. Головкин. «В начале 1897 года Головкин, являясь, организатором VI периодической выставки самарских художников, обратился в городскую управу с предложением создать при Музее художественный отдел, в который художники, жертвуя часть своих лучших произведений в дар Музею, а затем берут на себя труд по мере сил пополнять его».

25 апреля 1897 года в обращении в Комитет по устройству Самарского Городского Музея К.П. Головкин добавил: «Дальнейшую работу по формированию симпатичного для меня художественного отделения…. я желал бы принять на себя как инициатор, где я и постарался бы сделать всё возможное в этом направлении». В этот же день Головкин К.П. передал Комитету несколько картин, в том числе свои работы «Подножье Жигулей», «Последний снег. Осокори.», «Серый день в лучах», а также произведения Н.П. Осипова, И.Ф. Никонова, Н.А. Храмцова и др. Одновременно по инициативе К.П. Головкина во все концы страны было разослано около 300 писем – обращений к художникам России. В 1899 году текст обращения был опубликован в седьмом номере журнала «Искусство и художественная промышленность» и, таким образом, получило широкое распространение.

В дар Самарскому Городскому Публичному Музею поступили произведения М.В. Нестерова, В.Н. Биктеева, К.Ф. Юона и многих других известных русских мастеров, а также новые произведения от местных живописцев.

В дальнейшем на средства, полученные от выставок самарских художников, были приобретены картины В.Г. Петрова, Б.М. Кустодиева, А.Е. Егорова и других художников. «К 1911 году художественная коллекция Музея насчитывала приблизительно 117 произведений искусства: рисунки, картины, скульптура».15

Таким образом, при активном содействии К.П. Головкина Самарскому Городскому Публичному Музею удалось создать богатую художественную коллекцию.

Следует особо отметить и то, что в эти годы принцип систематического комплектования фондов музея был дополнен тематическим принципом. В первые годы ХХ века это выразилось в том, что ежегодно, начиная с 1904 года музейная администрация целенаправленно приобретала различные предметы, относящиеся к Русско–Японской войне. В этом же году был создан так называемый Русско–Японский отдел, куда собирались все предметы с тематикой Русско–Японской войны: различные картины, календари, плакаты, открытки, газеты, карты (географические, военные и другие); лубочные картины. Особенно было много книг (к примеру, в отчёте за 1904 год – наименований различных изданий на четыре листа), которые собирались в библиотеку Самарского Публичного Музея.

В 1914 году было проведено комплектование по теме «Россия в Первой мировой войне», хотя судить об этом отделе невозможно, так как в1914 году выпуск отчётов прекращается. К этому времени Музеем создана богатая и ценная коллекция. Если для периода 1880 – 1896 годов было более характерно формирование коллекции за счёт пожертвований (так как выделяемых Самарской Городской Думой средств хватило только на обустройство музея), то в период с 1898 года по 1917 год благотворительные поступления и приобретения самого Музея несколько уравниваются. Это было связано с тем, что к 1898 году всё необходимое оборудование (витрины, ящики и т.п.) было закуплено, и получаемые средства, которые были увеличены, Музей начал направлять на приобретение экспонатов. Надо заметить, что перечисляемые в Музей средства были увеличены значительно: большая часть выделяемых Думой денег шла на приобретение экспонатов в Музей. Приобретение предметов, коллекций, книг, сделанные самим Музеем, становятся основными, хотя число пожертвований вовсе не уменьшается, а среднем увеличивается (от 38 наименований в 1902 году до 11 в 1908 среди частных лиц). Кроме того, как уже упоминалось, появились пожертвования целых учреждений. Постоянно преподносили какие – либо предметы, коллекции или книги Общество Археологии, Истории и Этнографии при Казанском университете, Императорская Археологическая Комиссия, Оренбургская Учёная Архивная Комиссия, Троицко–Кяхтинское Отделение Приамурского Отдела Императорского Русского Географического Общества, Уральское Общество Любителей Естествознания, Сельскохозяйственные Музей Нижегородского Губернского Земства, Тобольский Губернский Музей, Императорский Исторический Музей имени императора Александра Третьего, Красноярский Городской Музей и многие другие; а также самарские общества и организации: Самарская Земская Управа, Городская Управа, Александровская Публичная библиотека.

Несмотря на достаточную полноту фондов и отделов Музея, а также начавшееся тематическое комплектование, в Самарском Музее тематических выставок не проводилось. Одновременно с началом тематического комплектования создавался новый отдел, который наряду с остальными становился постоянно действующим. Можно предположить, что отсутствие тематических выставок было связано также и с бытовыми условиями. Хотя Самарский Городской Публичный Музей в 1896 году перебрался в новое помещение, там он занял только две комнаты. «Занимаемые Музеем комнаты не обширны и воздействие некоторых особенностей их расположения не представляют возможности предметы Музея распределить между ними соответственно распределению предметов по отделам».16

Пополнение, комплектование музейных фондов продолжалось до 1914 года, о чём могут свидетельствовать отчёты, которые выпускались музейной администрацией вплоть до 1914 года. Однако в том же году их выпуск прекращается. Поэтому судить о начавшемся тематическом комплектовании отдела «Россия в Первой мировой войне», как и вообще о деятельности Музея, не возможно. Музей фактически закрылся, безусловно, он продолжает свою работу, однако затишье граничило с закрытием. Такая ситуация сохранилась до 1917 года.

К началу революционных событий Самарский Городской Публичный Музей представили из себя достаточно солидное культурно – просветительское заведение. В течении более чем 35 лет (с 1880 по 1917 годы) основным направлением коллекции: сбор различных предметов и комплектование их в фонды. К 1917 году Музей сблизил богатой и ценной коллекцией, которая была разобрана и распределена по отделам.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...