Культурно-просветительская деятельность Музея.
Самарский Городской Публичный Музей изначально задумывался как «учреждение, которое образовывалось бы с целью умственного и нравственного развития общества»17. Подготовительной комиссией, которая была создана Самарской Городской Думой для выработки предложений к юбилею царствования Александра Второго, Музей был признан таким учреждением, которое к тому же отвечало потребностям самарского общества. В том же докладе Подготовительной Комиссии подчеркивалось, что музеи являются одним из действенных средств народного образования и признаются одним из лучших способов проведения необходимых и полезных знаний в народную массу. Поэтому Самарский Музей рассматривался не просто как хранилище эстетических и научных образцов и технического опыта, но прежде всего Музей и музейное собрание рассматривалось как первоисточник знаний, используемый для образования и удовлетворения любознательности. То есть, как определила Подготовительная Комиссия, Самарский Музей должен был «иметь образовательный характер и вместе с тем служить средством изучения Самарского края в отношении естественном, сельскохозяйственном, промышленном, техническом, историческом и археологическом».18 Эти цели культурно-просветительского характера были отражены в проектах П.В.Алабина в 1880 г. и 1886 г. В проекте 1886 г. эти цели были раскрыты гораздо шире и глубже, Как уже упоминалось, Самарский Городской Публичный Музей имел т.н. «специальную цель» - «наглядное ознакомление с Самарским краем в отношении: антропологическом, историческом, географическом, с его живым и растительным миром, сельским хозяйством и промышленностью (заводской, ремесленной, фабричной, кустарной)». Кроме того, перед Музеем ставилась задача - «развивать эстетический вкус в своих посетителях не только выставленными произведениями искусства, но и образцами и моделями действующих и изобретаемых орудий и, служащих для облегчения труда».19
Поэтому можно сказать, что основной деятельностью Самарского Музея подразумевалась прежде всего культурно-просветительская деятельность, а коллекция, формированием которой Музей занимался в течении всего своего существования, явилась средством этой деятельности. Основным же методом культурно-просветительской деятельности Самарского Музея явилась экспозиция музейных предметов. Естественно, что культурно-просветительская деятельность музеев на экспозиции музейных предметов не ограничивается. Следует упомянуть, что 15 ноября 1886 года (через два дня после официального открытия Самарского Городского Публичного Музея) был издан «Проект нормального устава губернских земских естественноисторических музеев, выработанный Санкт-петербургским обществом Естествоиспытателей», в котором содержались задачи и основные виды деятельности естественноисторических музеев. Научные задачи Музея, состоявшие в естественноисторическом изучении края и распространения соответствующих знаний среди местного населения достигались: · путем научных исследований по геологии, минералогии, зоологии и другим наукам; результаты исследований (коллекции почв, руд, полезных ископаемых, минералов, карт, планов, моделей местностей и т.п.), помещались в музее. · «ознакомление публики наглядным путем с предметами музея»; · «публичные чтения»; · «печатанье и распространение дешевых брошюр о предметах музея «и вообще по естественной истории края». Существовали также практические задачи музея, которые заключались в следующем: · «возможное содействие к разрешению разных сельскохозяйственных вопросов»;
· «таковое же содействие к разрешению вопросов, относящихся к промышленности края»; · «разрешение вопросов, имеющих отношение к народной школе (снабжение земских училищ местными естественноисторическими коллекциями, организация экскурсий с сельскими учителями для ознакомления их с местной флорой, фауной, горными породами, почвами)».20 Таким образом, задачи народного образования и проведения необходимых и полезных сведений в народную массу решались с помощью наглядного ознакомления с коллекцией музея, с помощью чтения публичных лекций и распространения литературы о предметах музейной коллекции; а также с помощью практической деятельности – содействия в разрешении сельскохозяйственных вопросов, вопросов, связанных с промышленностью и вопросов народного образования. О всех видах культурно-просветительской деятельности самарского городского Публичного Музея можно судить в основном только по отчетам, которые выпускались администрацией до 1914 г. Очевидно, что задачи культурно-просветительской деятельности начали решаться Самарским Музеем только со времени открытия его для посещений. Официальное открытие Музея состоялось в мае 1899 г. – через 13 лет после основания и через 19 лет после начала формирования коллекции. «После окончания работ по расстановке коллекции.... в день Святой Троицы (24 мая 1899 года), после молебна» Музей был открыт.21 Администрация публиковала подробные списки всех посетителей музея. Причем информация о посещениях появляется только в отчетах 1900 - 1914 годов. Та часть отчета, где печаталась информация о посетителях имела определенную структуру: называлось общее число посетителей, затем – количество местных платных и количество приезжих платных посетителей, затем – общее число бесплатных посетителей. Кроме того, печатался особый список бесплатных посетителей. Здесь же следует отметить, что количество бесплатных посетителей намного превосходило количество платных (например, в отчетах за 1904 года соответственно 1099 и 721, в отчёте за 1905 год – 1511 и 699). В среднем музей в год посещало 2-3 тысячи человек (от 4978 человек в 1903 года до 2240 в 1905 году). Что касается особых списков бесплатных посетителей – перечислялись только учащиеся. Ежегодно Музей посещали ученицы Первой и Второй Женской Гимназии, ученицы Гимназии Хардиной Н.А. и ученицы Гимназии сестер Харитоновых, ученики Самарского реального училища, ученики Епархиального училища, а также учащиеся различных приходских школ, земских школ, Самарских смешанных училищ. Кроме того, Музей почти каждый год посещали учащиеся из училищ, школ, гимназий из многих российских городов. В частности – кадеты Сибирского корпуса (в 1904 и в 1905 годах), ученики Тульского и Московского коммерческих училищ, учащиеся из Оренбурга, Нижнего Новгорода, Саратова, Твери, Костромы, Красноярска, Казани, Орла и многих других русских городов. В числе бесплатных посетителей Музей посещали также и студенты.
При этом в каждом годовом отчете указывалась конкретная цифра – сколько учеников из каждой школы, училища и гимназии посетили Музей в данный год. Поэтому можно сказать, что Самарский Городской Публичный Музей отличался достаточно приличной посещаемостью. Довольно значительную долю составили посещения учащихся – около трети всех посетителей. В данном случае Музей выполнил свою прямую функцию – культурно-просветительскую. Из всех перечисленных ранее видов культурно-просветительской деятельности первое место принадлежит экспозиции, иными словами, - постоянно действующей выставке всех имеющихся в музейной коллекции предметов. О ней можно судить по самим отчетам о посещении Музея. Что касается содержания этой экспозиции, то она представила из себя всё то, что собрано в музее за данный период. Наиболее наглядное представление о содержании экспозиции ко времени открытия Музея для посещений дает «Указатель предметов, хранящихся в Самарском Публичном Музее», составленный Н.М. Федоровым и изданный в 1898 г. Это ни что иное, как каталог экспонатов и коллекций Музея. Все перечисляемые в этом «Указателе...» предметы распределялись не просто по отделам, а ещё и по комнатам и витринам. Так как Музей имел только две комнаты, то в каждой размещалось по несколько отделов. То есть пролистав «Указатель...» можно было получить представление и об экспозиции Музея.
Экспозиция, которая предполагала осмотр и ознакомление со всеми экспонатами и коллекциями Музея, имела свою положительную сторону. Сам по себе осмотр всего, что есть в Музее давал достаточно полное представление о Самарском крае, его животном и растительном мире, геологии, минералогии, этнографии, археологии, истории. В частности самым богатым в Самарском Публичном Музее был минералогический отдел, перечисление экспонатов которого в «Указателе...» Н.М.Федорова заняло 18 страниц. Разнообразным был также археологическо-исторический отдел, обладающий многими ценными предметами, экспонаты этого отдела (мечи, копья, наконечники стрел, металлическое зеркало, кресты, образа, фигурки идолов и т.п.) располагались в трех витринах. Богатым был также сельскохозяйственный отдел, который содержал в основном образцы семян различных растений и располагался в двух витринах. Большой интерес представили также и художественный отдел Музея, где были собраны произведения искусства не только самарских художников, но и известных русских мастеров. С 1904 года в Самарском Публичном Музее начал формироваться новый отдел: было начато комплектование коллекции по теме «Русско-Японская война». Это означало, что все предметы так или иначе связанные с тематикой Русско-Японской войны, распределялись не по соответствующим отделам, а собирались в т.н. Русско-Японский отдел. Точно также в Музее в 1914 г. начал формироваться отдел «Россия в Первой Мировой войне». Таким образом, можно сказать, что Музей не имея возможности для проведения тематических выставок шёл по пути создания дополнительных тематических отделов, которые по замыслу не должны были расформировываться, а должны были существовать наравне с уже действующими отделами. То есть, в дореволюционный период комплектование фондов и экспонирование музейной коллекции было единым целым. Иными словами – демонстрация всей собранной Музеем коллекции. При этом посетители на экспозиции могли наглядно знакомиться со всеми предметами, которыми на данный момент обладал Музей. Доподлинно известно также и о еще одном виде культурно-просветительской деятельности – «печатанье и распространение дешевых брошюр о предметах Музея и вообще по естественной истории края». Пожалуй, такой литературой можно назвать ежегодные отчеты, публикуемые администрацией Самарского Городского Публичного Музея. Они действительно содержали информацию о предметах Музея, но лишь о тех, которые поступили в отчетном году. В этой связи следует особо выделить отчеты за 1902 – 1903 годов, которые были изданы одной брошюрой. Помимо подробных списков подаренных и приобретенных предметов здесь содержится небольшое введение, где отмечены самой администрацией особо ценные для Музея приобретения, сделанные в 1902 – 1903 годах.
В частности, по отделу археологии и истории «Музею удалось приобрести довольно редкую рукописную книгу под заглавием «История скифская», сочинения Андрея Лызлова», в конце отчёта «прилагались.... в виде особой библиографической заметки» сведения об авторе и о судьбе книги. В том же отделе «особо выделялась записка И.С. Тургенева на имя неизвестного лица», в отчете была дана тачная копия этой записки. Кроме того, отмечались приобретения для зоологического отдела – это чучела птиц «местно живущих, или бывающих здесь временно». Были отмечены также ценные пополнения в виде гербария, список которого был дан в приложении. Особо отмечалось, что «при той скудости ботанических сведений о Самаре и Самарской губернии, какая наблюдается в специальной литературе. Список этот имел известное значение». Таким образом, отчеты 1902 – 1903 годов помимо перечисления приобретенных предметов содержали познавательную информацию, особенно та часть введения, где кратко описывалось географическое положение Самарского края как перекрестка дорог для перелетных птиц».22 Среди подобной литературы можно выделить также и «Указатель предметов, хранящихся в Самарском Публичном Музее Н.М. Федорова – помимо перечня музейных предметов, он содержал также небольшой рассказ по истории создания музея в Самаре. Наибольшее познавательное значение имела небольшая брошюра, которая была выпущена музейной администрацией в 1901 году и носила название «Самарский Городской публичный Музей. Краткие указания для собирания различных коллекций». Это было обращение администрации Музея с просьбой помочь в пополнении собираемой коллекции. Само оно заняло не более полутора страниц. Наибольший интерес представляют указания по собиранию тех или иных коллекций для каждого отдела Музея, при этом по каждому отделу в брошюре содержалась задача данного отдела и подробнейшие указания на что прежде всего следует обратить внимание, каким образом собирать предметы и коллекции, что требуется для Музея прежде всего. В частности в разделе «Указания по ботанике» содержались подробнейшие инструкции по сбору и сохранению образцов различных растений, а также по формированию гербариев, в книге они заняли около пяти страниц. В разделе «Указания по зоологии» имелись инструкции и способы «собирания и переноски в Музей найденных остатков древних животных» (шкурки, отдельные части скелета и т.п.). Кроме того, в конце каждого раздела рекомендовалась литература, которая освещала вопросы, связанные с собиранием тех или иных коллекций. К примеру, список литературы, посвященной собиранию коллекций по ботанике, насчитывал 14 изданий.23 Что касается другого вида культурно-просветительской деятельности – «публичных чтений по предметам, соответствующим задачам музея», - то таковыми можно назвать устные объяснения «которые могли бы быть даваемы специалистами по различным предметам при обозрении Музея группами посетителей, преимущественно учащимися в учебных заведениях».24 Это ни что иное, как экскурсии. Давать такие объяснения посетителям Музея, т.е. проводить экскурсии, выразили готовность П.Н. Быстрицкий, М.М. Михайлов, С.С. Неструев, Л.И. Прасолов, М.Т. Сириусов. Все они неоднократно «являлись руководителями при посещении Музея учащимися в учебных заведениях города Самары (например, ученицам Первой Женской Гимназии и Самарской учительской школы, ученикам Самарского сельскохозяйственного училища) так и случайно составившимся группам посетителей».25 Очевидно, что для полноты представлений об истории, о природе Самарского края эти экскурсии были необходимы. Но что касается последующего периода, то о проведении подобных экскурсий в отчетах за 1904 – 1909 годы сведений нет. Можно предположить, что подобные пояснения по экспозиции Музея стали постоянным явлением, так как сама экспозиция была невелика (она занимала только две комнаты), а сами экскурсии мог проводить и заведующий Музеем. В «Проекте нормального устава губернских, земских естественноисторических музеев» говорилось также и о практической деятельности музея: помощь в решении вопросов, связанных с сельским хозяйством, промышленностью и народным образованием. С уверенностью можно судить только о планах подобной деятельности, и только в области народного образования. Эти планы были намечены в 1902 –1903 годах, о чем говорилось в соответствующих отчетах. Они заключались в создании «подвижных коллекций по предметам школьного обучения, которые находились бы в Музее и отсюда могли бы выдаваться по школам в качестве наглядных пособий во временное пользование». В Музее даже появлялись такие коллекции, приспособленные для показывания в классе. Например, в качестве пожертвования в Музее появилась коллекция минералов, которая уже в 1902 – 1903 годах «служила свою службу в некоторых учебных заведениях города Самары»26 Вероятно такая практическая помощь Музея стала постоянной, хотя сведений об этом в отчетах с 1904 года нет. Из практической деятельности Музея можно отметить также его помощь всем, обучающимся рисованию: «администрация Музея нашла возможным всем желающим работать в художественном отделе Музея в часы, отведенные для обозрения Музея публикой, и при условии, чтобы картины и слепки не переставлялись с места на место».27 В заключении можно сказать, что, хотя из всех видов культурно-просветительской деятельности первое место принадлежало экспозиции, в целом самарский Городской Публичный Музей отвечал тем целям и задачам. которые были перед ним поставлены в проекте П.В. Алабина. Сама суть любого музея заключается не только в собирании и хранении эстетических и научных образцов, но и в том, чтобы с их помощью донести до человека истинную картину эпохи, реальную историю. В этом плане перед Самарским Городским Публичным Музеем стояли почти необъятные задачи. «Знакомство наше с местностью, на которой живем..., можно сказать, не начато ни в каком отношении. Даже истории своего города мы не знаем. И о целом столетии его жизни мы можем сказать лишь два – три слова... Природы нашего края мы не знаем, о геологии его мы не имеем понятия, о животном и растительном царстве имеем скудные сведения. Ни один любознательный человек, живя в Самаре, в центре хлебной торговли, не имеет возможности познакомиться с образцами хлебных растений, засеваемых в нашем крае со способами их обработки, с обработкой почв, на которых они лучше всего развиваются...»28 Сформированный в 1886 году Самарский Публичный Музей был призван заполнить эти пробелы: простое знакомство с собираемой Музеем коллекцией имело очень большое значение. Поэтому, как и предполагалось в проекте П.В. Алабина, процесс комплектования и экспонирования был единым целом. И поэтому простая экспозиция всех имеющихся в Музее предметов могла выполнять поставленные задачи.
Люди Музея. Невозможно восстановить историю создания Музея в Самаре, обойдя вниманием людей, которые и создавали этот Музей. В задачу работы не входит подробное исследование деятельности П.В. Алабина, К.П. Головкина, Н.М. Федорова и С.Е. Пермякова. Но так как деятельность этих людей была тесно связана с Самарским городским Публичным Музеем, рассказ об их роли в исследовании о Музее необходим. Центральное место занимает обзор общественной деятельности Алабина, которому самарский городской Публичный Музей обязан своим рождением. «Биография П.В. Алабина, на первый взгляд, была как бы запрограммирована укладом жизни мелкопоместного дворянства. Он родился в городе Подольске Московской губернии 10 сентября 1824 года в семье чиновника из обедневшего рода, мать – француженка, дочь эмигранта Мартона. В начале – учеба в Белостокской гимназии. затем – в Петербургском коммерческом училище, после окончания которого П.В. Алабин зачислен офицером в Тульский егерский полк»29 Он участвовал в нескольких военных компаниях, в том числе в обороне Севастополя. Ко времени окончания военной карьеры он был награжден несколькими орденами, чином капитана и шашкой с памятной надписью. В 1857 году П.В. Алабин приезжает в Вятку, где занимает пост управляющего губернской палатой. Именно в Вятке Алабин проявил себя как общественный деятель. Он принял решение издать для народа популярные книги, которые могли бы знакомить крестьян и рабочих с русской поэзией и прозой. По инициативе П.В. Алабина была создана школа для крестьян в одном из сел Вятской губернии. Немало усилий Алабин приложил для того, чтобы в Вятке вновь стала работать публичная библиотека. В эти же годы им было начато изучение археологических памятников на территории вятского края, Одним из первых Алабин приступил к раскопке Ананьинского могильника, а также опубликовал несколько документов по древней истории края. Эта деятельность Алабина была направлена в конечном итоге к тому, чтобы открыть в Вятке краеведческий музей. Пётр Владимирович сформулировал основные принципы организации и направления деятельности музея, который, как он убежденно считал. должен играть важную роль в деле образования и пропаганды культурного наследия. В начале 1866 года П.В. Алабин переехал в Самару, где был назначен на должность управляющего губернской палатой государственных имуществ. Здесь общественно – культурная деятельность Алабина значительно расширилась. Алабин продолжал работу над своими «Походными записками», в 1869 году предложил создать в Севастополе музей, посвященный обороне города во время крымской войны. «В Самаре продолжалась деятельность Алабина как ботаника и зоолога. Петр Владимирович приложил немало усилий для расширения Струковского сада... Инициативный общественник принял участие в облагораживании Александровского и других садов и скверов, в строительстве набережной на Волге»..30 Большое значение Алабин придавал организации в Самаре Публичной библиотеки и краеведческого музея. В этом направлении им была проделана огромная работа. До конца жизни П.В. Алабин был председателем Попечительского Комитета, управлявшего библиотекой и музеем, при этом Алабин составлял каталоги библиотеки и экспонатов музея, публиковал ежегодные отчеты об их деятельности, то есть не чурался в общем-то черновой технической работы. Занимая в Самаре высокую государственную должность, Алабин не мог оставаться в стороне в период народного бедствия – в 1873 году, когда самарскую губернию поразил голод, он опубликовал обращение к населению Самары с призывом организовать сбор средств в пользу крестьян. В 1876 – 1877 годах Алабин предпринял ряд акций по организации материальной помощи и морально-политической поддержки болгарскому народу, боровшемуся за свержение турецкого ига. По его инициативе самарская Городская Дума приняла решение о создании знамени для болгарского ополчения. Следует отметить также и то, что Алабин стал первым губернатором Софии, где он также выступил в роли созидателя и просветителя, немало сделав для строительства и организации школ, прокладки дорог и возведения мостов. По личной инициативе Алабина в Софии была основана первая народная библиотека имени великих славянских просветителей Кирилла и Мифодия. В 1885 году гласные городской Думы единодушно избрали на пост городского головы П.В. Алабина. исполняя свои обязанности, он сосредоточил хозяйственные усилия на строительстве водопровода, бесплатного для самарцев. Кроме того, Алабин стал инициатором сооружения в Самаре памятника Александру Второму, многое сделал для возведения монументального кафедрального соборного храма во имя Христа Спасителя. В 1891 – 1892 годах Алабин П.В. – председатель Самарской губернской земской управы. Это наиболее драматический период его жизни. В 1891 году самарскую губернию вновь поразил голод. В этой ситуации губернии потребовались экстраординарные меры. И Алабин не побоялся взять на себя ответственность. Однако он оказался вовлеченным в аферу: закупленный хлеб оказался непригодным для употребления. Факт этот громоподобной сенсации выплеснулся на страницы многих газет. В это тяжелое время П.В. Алабин сумел сохранить достоинство и спокойствие. Более того, именно он потребовал публичного суда над собой. Суд вынес ему оправдательный приговор, встреченный всеобщим сочувствием. Но здоровье П.В. Алабина было уже подорвано, и 10 мая 1896 года он скончался. Как видно, устройство в Самаре музея – далеко не единственная заслуга Алабина. Самара многим ему обязана. Алабиным был пройден путь от гимназиста до действительного статского советника, всецело занятого решением вопросов государственной службы. «Казалось бы, сам ритм такой жизни, сложившиеся традиции российской чиновной бюрократии исключали возможность заниматься какой-либо другой деятельностью. Но не таков П.В. Алабин. Он постоянно испытывал внутреннюю потребность к творческой деятельности. Его волновало состояние народного образования, проблемы отечественной истории и культуры. И эта созидательная просветительская деятельность ярко проявилась и в Вятке, и в Самаре, и в Софии. Всюду он стремился создать очаг культуры: школы, библиотеки, музеи».31 В отношении Самарского Городского Публичного Музея следует обратить внимание на то, что П.В. Алабин не только составил проект Музея, организовал его работу и формирование коллекции. В первые годы создания музея на плечах Алабина лежала практически вся научная работа музея: помимо составления списков экспонатов и памятников культуры, хранящихся в запасниках музея. Алабин разработал принципы формирования орнитологического отдела, составил каталоги коллекции; кроме того он очень многое сделал для пополнения и систематизации археологической коллекции Музея. «Алабин не был археологом. Но это увлечение... открыло нам исследовательский характер ума, чрезвычайную наблюдательность, которые позволили Петру Владимировичу сделать интересные и верные научные выводы. Алабин опубликовал пять статей по археологическим древностям, две из них – по самарской губернии. Значительность его работы подтверждает тот факт, что 17 октября 1889 года Алабин был избран почетным членом археологического института».32 В 1895 году Алабин издал «Древности, найденные в Самарской губернии и хранящиеся в самарском Публичном Музее», в которой автор описал находки, сделанные им за весь период пребывания в Самаре. На основании всего выше сказанного можно с уверенностью утверждать, что своим появлением, эффективной работой и пополнением коллекции Самарский музей всецело обязан п.В. Алабину. По влиянию на общественно-культурную жизнь города конца XIX – начала XX века с Алабиным может сравниться лишь К.П. Головкин, Это разносторонний, одаренный человек с необъятным кругом интересов и увлечений: живопись, архитектура, краеведение, этнография, фотография, астрономия; также увлеченно он занимался техникой и спортом. При всем этом Головкин был коммерсантом. Купец по происхождению, он продолжал дело своего отца и на этом поприще добился определенных успехов. Константин Павлович родился 17 декабря 1871 года в семье купца второй гильдии П.И. Головкина и Е.С. Шихобаловой. Неумолимая родительская воля определила будущее К.П. Головкина: после окончания в 1889 году самарского реального училища. Головкин был связан с торговым делом своего отца, однако он не оставлял детского увлечения живописью. В 1891 году Головкин К.П. вместе с известными самарскими художниками Осиповым И.П. и Буровым Ф.Е. организовал кружок любителей искусства. С 1891 года по 1916 было организовано 23 периодических выставок самарских художников; девять из них были организованны при непосредственном участии К.П. Головкина. При этом К.П. Головкин проявил себя и в других сферах общественно-культурной жизни Самары. В частности, как известно, он стал инициатором создания художественного отдела при Самарском городском Публичном Музее. Алабин П.В., по словам Головкина, «просил, не откладывая, энергично взяться за дело».33 В результате его активной деятельности в Музее была создана богатая художественная коллекция, включавшая работы и самарских художников, и знаменитых русских живописцев. Константин Павлович не оставлял и коммерческую деятельность. В самом конце XIX века. Он стал управляющим в двух магазинах своего отца: писчебумажном и художественном. В 1902 – 1903 годах он становится владельцем магазинов и вступает во вторую купеческую гильдию. В фирменном магазине К.П. Головкина было всё необходимое для рисования и живописи. В 1908 году Головкин вместе с единомышленниками. Преображенским П.А., Михайловым В.А., Гундобиным В.В. и другими, создал общество по сооружению в Самаре «Дома науки и искусств», в котором предполагал разместить Александровскую библиотеку, читальный зал, городской музей, художественную галерею, зал для выставок, собраний и концертов. В сентябре 1916 года Головкин обратился в Самарскую Городскую Думу с предложением построить здание для «Дома науки и искусств» по собственным чертежам и на собственные средства. Следует сказать, что начиная с небольших средств, Головкин к 1916 году смог увеличить свой капитал до двух миллионов рублей, что позволило ему несколько отойти от коммерческой деятельности. Константин Павлович решил посвятить себя искусству и общественной деятельности, которая в эти годы в основном сосредоточилась вокруг Музея. В целом на нужды культурного развития Самары он выделил около 600 тысяч рублей. Но попытка получить помощь и поддержку городских властей в создании «Дома науки и искусства» не дала результатов. Что касается непосредственно Самарского Городского Публичного Музея, то следует заметить, что К.П. Головкин сделал очень многое не только для художественного отдела. К заслуге его можно отнести активное участие и в создании, и в пополнении других отделов. В частности, зимой 1914 года «Объединение любителей старины», куда входил и Константин Павлович, начало частным путем создавать отдел в Музее, посвященный Первой Мировой войне. В Музее отдел «Война 1914 – 1916 годов» был оборудован на средства Головкина, который также составил и список предметов, собранных для военного отдела. В послереволюционные годы Головкин входит в Комиссию по заведованию Самарским Музеем. В виду сложного положения музея К.П. Головкин в январе 1918 года обратился с предложением плана расширения площади Музея и в последующем строительства нового здания, однако в сложные, послереволюционные годы это обращение было оставлено без внимания. К.П. Головкин был далёк политических событий, и революция 1917 года, и события гражданской войны существенно не изменили характер его деятельности, но повлияли на его судьбу. Будучи состоятельным человеком К.П. Головкин опасался репрессий. В декабре 1918 года - январе 1919 года Константин Павлович совершил поездку в Монголию, Китай и Японию. В своём дневнике он пунктуально отмечал день за днём свои походы по антикварным магазинам и расходы на покупки произведений восточного искусства для Самарского Музея. Во время возвращения Константин Павлович вынужден был остановиться в Иркутске. После установление там советской власти пришлось задержаться на два года. В апреле 1920 года Головкин поступил чертежником в губернский отдел народного образования. В годы пребывания в Иркутске К.П. Головкин продолжал коллекционировать меднолитые иконы, складни и кресты. Здесь же Головкин продолжал работу над рукописью «Проект постройки, оборудования и организации провинциального музея», которая была посвящена Самарскому Городскому Публичному Музею. Он детально рассмотрел вопросы по работе музея: от назначения и требований к музейному зданию до устройства витрин, сигнализации, служб, физических и химических лабораторий, организаций экскурсий, отчетов музея и т.п. В 1922 году К.П. Головкин вернулся в Самару, 14 августа получил удостоверение члена – сотрудника Общества Археологии, Истории и Этнографии. Уже в сентябре 1922 года Головкин продолжал археологические изыскания в окрестностях Самары, а также возглавил филиал бывшего Самарского Городского Публичного Музея– «Старая Самара». В эти годы К.П. Головкин целиком посвятил себя научной и творческой работе. Итогом научных изысканий стала работа «Вся Самара на 1925 год», хотя сам Константин Павлович к этому времени тяжело болел. В конце февраля 1925 года он скончался. Хотя К.П. Головкин и не был напрямую связан с Самарским Городским Публичном Музеем, он очень многое сделал для пополнения коллекции: при непосредственном его участии были созданы художественный отдел, отдел Первой Мировой войны; значительно пополнены и другие отделы. Уже в послереволюционные годы Головкин полностью занялся научной работой, которая непосредственно касалась Самарского Музея. По сравнению с Алабиным и Головкиным, Н.М. Федоров более незаметная фигура. Если о жизни и деятельности Алабина П.В. и Головкина К.П. написано довольно много статей и книг, то о Н.М. Федорове – ничего, за исключением нескольких строчек в статье Л. Едидович: «М. Горький и самарская культура»: «....известный культурный и общественный деятель, дворянин, коллежский советник, владелец книжного магазина и частной библиотеки Н.М. Федоров – гласный Городской Думы нескольких созывов. председатель правления общества взаимного вспомоществования учащим и учившим, распорядитель воскресных школ, библиотечного комитета, а после смерти П.В. Алабина заведующий Самарским Публичным Музеем».34 Следует также добавить, что заслугой Федорова, как заведующего Самарским Городским Публичным Музеем, является систематизация музейных фондов и издание подробного каталога экспонатов и коллекций. К сожалению, более подробных сведений о Н.М. Федорове не найдено. С 1902 года заведующим Самарским Городским Публичным Музеем был С.Е.Пермяков, который также был известным самарским общественным деятелем. С.Е. Пермяков родился в 1863 году в Казани в семье казанского купца, потомственного почетного гражданина. Около 20 с небольшим лет он прожил в Казани, где окончил казанский университет и с 22х лет числился в гласных Городской Думы. «Неясно почему переехал жить в Самару, но с 1890 года он – мировой судья по самарскому уезду. Мировым судьей С.Е. Пермяков был с 1890 по 1916 год, а с августа 1897 года по октябрь 1913 года - гласный городской Думы»35 Как гласный Городской Думы Пермяков С.Е. участвовал в комиссиях по строительству канализации о водопровода, электрического освещения и электрического трамвая в городе, в благоустройстве набережной Волги и устройстве садов и скверов в Самаре и окрестностях. Член училищной и театральной комиссий, член императорского российского общества садоводства, попечитель пяти училищ и школ, член совета нескольких учебных заведений, член учетного комитета местных банков – вот далеко не полный перечень должностей и направлений деятельности. Особо хотелось бы отметить его просветительскую деятельность, С.Е. Пермяков был первым директором Самарского Городского Публичного Музея и занимался музейным делом вплоть до января 1917 года. В годы его директорства активно работал музейный кружок, объединявший тогдашних собирателей редкостей. Кружковцы помогали в разборе и описании экспонатов, много предметов дарили в фонды Музея, книги в Александровскую библиотеку и библиотеку музея. Пермяков стал членом – учредителем и членом правления губернской ученой архивной комиссии. Долгие годы был председателем совета самарского общества народных университетов. Сам Пермяков был страстным собирателем: картины, рисунки российских и местных художников, из заграничных поездок привозил редкости и дарил их Музею. Очень много сил и средств положил он на собирание великолепной библиотеки, универсальной по содержанию. Прежде всего С.Е. Пермяков известен в истории самарского края как последний городского голова в дореволюционные годы (с 1913 по 1916 годы). Незадолго до революции 1917 года Пермяков вновь стал гласным Городской Думы. Но после установления советской власти в конце года был арестован и посажен в тюрьму. Его жена выехала с Москву, и через Цюрупу (до революции скрывался у Пермякова) обратилась к Ленину, который дал указания освободить Пермякова, как лично ему знакомого человека, много сделавшего полезного и лояльного советской власти. После С.Е. Пермяков работал рядовым бухгалтером в разных мелких конторах, его знания, опыт и способности не были затребованы.
К началу революционных событий 1917 года Самарский Городской Публичный Музей представлял из себя достаточно солидное культурно-просветительское заведение. И это, в основном, благодаря той деятельности, которую в первые годы развернул П.В. Алабин, а затем его последователи К.П. Головкин, Н.М. Федоров и С.Е.Пермяков. В течении более 35 лет (с 1880 по 1917 год) основным направлением деятельности было формирование коллекции: сбор различных предметов и комплектования их в фонды. В результате, к началу 1917 года Музей обладал богатой и ценной коллекцией, которая была разобрана и распределена по отделам. Кроме того, Музей имел прочные научные и культурные связи со многими музеями страны, научными обществ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|