Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава III. Самарский Музей в годы гражданской войны




 

В предыдущей главе уже упоминалось, что с началом Первой мировой войны «Музей фактически закрылся»1. В 1914-1917 годах завершается в целом дореволюционный период развития Самарского Городского Публичного Музея. Хотя Музей продолжал свою деятельность, но затишье в его работе граничило с закрытием. Очевидно, что с февраля 1917 года в жизни Музея начинается новый период.

Однако о Музее в 1917 году практически ничего не известно. Единственный источник, в котором упоминается о деятельности Музея в феврале 1917 года – краткая справка по истории Самарского музея, содержащаяся в путеводителе «Средневолжский государственный краевой музей». Здесь, в частности, сообщается: «В начале февральской революции в Музее почувствовалось оживление. Монархический характер Музея стал шокировать его создателей. Портрет Александра Второго со всеми орденами, лентами и венками был перенесён на чердак, а образовавшуюся пустоту попробовали заполнить материалами «революционного» содержания: воззваниями земства, портретами Керенского А.Ф. и других общественных деятелей».2

Однако уже в мае, то есть через 3 месяца, в Музее вновь наступило затишье.

К 1917 году Музей обладал богатой и ценной коллекцией, имел научные связи с университетами, научными обществами и музеями, занимался активной культурно-просветительской деятельностью. Иными словами, к началу 1917 года Самарский Городской Публичный Музей был именно тем учреждением, каким он и задумывался в 1880 году.

Совершенно естественно, что революционные события 1917 года отразились и на Самарском Музее. Изменения коснулись почти всех сторон жизни музея: от управления, формирования коллекции до экспозиции. Следует заметить, что изменения произошли не в один момент, фактически все годы гражданской войны происходило преобразование Музея. В первые годы после гражданской войны преобразования Музея продолжались. Это полностью изменило его облик. Поэтому период с 1917 по 1922 год в жизни Самарского Музея можно считать переходным периодом.

Что касается управления, то начиная с 1880 года до 1919 года управлением Музея продолжал заниматься Комитет по заведованию, во главе с заведующим. Нужно заметить, что ещё до революции, 7 мая 1916 года при Самарском Городском Публичном Музее было создано Самарское Археологическое Общество, целью которого являлось «археологическое, историческое и этнографическое исследование Самарского края, собирание и охрана памятников древности и ознакомление с ними населения».3 Таким образом, Самарское Археологическое Общество во многом дублировало цели и задачи Самарского Музея по археологическому, историческому и этнографическому исследованию Самарского края. Во время Первой мировой войны и в последующие годы Самарское Археологическое Общество всё своё внимание сосредоточило на Самарском Городском Публичном Музее, то есть члены САО входили в комитет по заведыванию.

После февральской революции 1917 года в комитет вошли также и представители Самарской Учёной Архивной Комиссии.

1 октября 1917 года инициатор создания Самарского Археологического Общества археологолюбитель Ф.Т. Яковлев стал заведующим Самарским Городским Публичным Музеем.

В течение 1918 и 1919 годов в комитет по заведованию вошли также преподаватели Самарского государственного университета – академик В.И.Перетц, профессора А.В. Багрий, А.П. Башкиров, В.В. Гольмстен, А.В. Колышкин, П.Ф.Фридолин и другие.

В этот период руководство Музея проводило работы по реорганизации с целью открытия Музея, которое и состоялось в мае 1919 года. В эти же годы Самарский Городской Публичный Музей сменил своё название: 21 мая 1918 года в Музей пришло постановление Самарского Совета Рабочих и Красноармейских депутатов №1312 с предложением «изменить название Городского Александровского Музея … на «Самарский Городской Музей».4 Однако уже в сентябре 1919 года Музей был вновь закрыт, а Комитет по заведованию был отстранён от руководства Музеем.

Это было связано с созданием в сентябре 1919 года Губернским Отделом Народного Образования ревизионной комиссии, которая получила название Коллегия по делам Охраны Памятников Искусства и Старины. О конкретных мерах и об итогах деятельности этой комиссии можно судить по некоторым документам, хранящимся в архиве Самарского Областного Историко-Краеведческого Музея имени П.В. Алабина.5

Очевидно, что Коллегия по делам Охраны Памятников Искусства и Старины имела своей целью проверку и учёт того, что находилось к этому времени в Музее, так как в своём докладе Хованский С.А., председатель общества Истории, Археологии, Этнографии и Естествознания, называет Коллегию ревизионной комиссией.

Комиссия состояла из трёх человек: К.П. Васильева, А.М. Гинцбурга и Идлиса. То есть в неё входили лица, неизвестные членам Комитета по заведованию Музеем, за исключением А.М. Гинцбурга. По мнению С.А. Хованского, выраженному в том же докладе, «в комиссию по учёту музея должны войти представитель Государственного Контроля, представитель Отдела Народного Образования, члены Комитета по заведованию Губернским Музеем, но не в коем случае платные служащие музея, как сейчас товарищ Гинцбург». Однако из того же доклада ясно, что другой член Коллегии … К.П. Васильев 23 сентября (то есть через три дня после назначения Коллегии) вручил Хованскому С.А. приглашения членам комитета по заведованию Музеем «присутствовать и принимать активное участие в работе по ревизии». Несмотря на это Хованский С.А. и его коллеги по работе в Музее «заявили, что Губернский Отдел Народного Образования не нашёл нужным заявить Комитету о назначении ревизионной комиссии, а также не нашёл нужным пригласить членов Комитета присутствовать при работе Комиссии, поэтому они считают совершенно излишним их участие в Комиссии».6 Таким образом, из доклада С.А. Хованского можно сделать вывод, что многие члены Комитета по заведованию Музеем самоустранились от работы ревизионной комиссии. Узковедомственные интересы победили интересы дела.

Что касается итогов деятельности этой комиссии, то прежде всего следует сказать о том, что в ноябре 1919 года практически все члены Комитета по заведованию Музеем были арестованы. 1 ноября 1919 года «музейная тройка» составила соответствующее постановление. О причинах этих арестов в статье В.А. Черновой приводится следующее сведение: ”Губернский же музей был закрыт в результате погрома и смены руководства, связанных с тем, что сотрудники Археологической комиссии, пытаясь спасти бумаги Полицейского архива, привезли их в одно из помещений музея. «Действия товарищей», недовольных тем, что сохраняется такой архив и пытавшихся его уничтожить, сказались плачевным образом на состоянии Музея».7

В дальнейшем с ноября 1919 года до января 1921 года Музей находился в ведении Коллегии по делам Охраны Памятников Искусства и Старины. «Кроме приведения Музея в полный беспорядок, вышеупомянутая Коллегия … никакой деятельности не проявила».8

«После самовольного отъезда заведывающего Музеем и его помощника в неизвестном направлении»9 в 1921 году 15 марта была создана Музейная Коллегия (из бывших членов Комитета по заведыванию Музеем) для приёма, учёта и управления Музеем.

В Музейную Коллегию под председательством профессора А.С. Башкирова входили академик В.Н. Перетц, профессор Голухатый С.Д., научный сотрудник Губархива и лектор Высших Археологических курсов Н.Ф. Лавров, учёный-архевист П.Н. Ефимов, уполномоченный главархива С.А. Хованский, научный сотрудник Этнографической Комиссии общества Археологии, Истории и Этнографии Н.С.Лыкошин, заведующий реорганизацией Библиотеки имени Октябрьской революции А.Г. Гарпф.

В тот же день, то есть 15 марта 1921 года, Музейная Комиссия вместе с Ревизионной Комиссией (В.А.Волкова и Д.Л.Колобов) произвели подробный осмотр Губернского Центрального Музея, в ходе которого были обнаружены многочисленные пропажи из музейной коллекции, порча и вследствие этого утрата многих ценных экспонатов, и вообще, хаотическое состояние Музея. Всё это было зафиксировано в обширном акте.10

В дальнейшем руководство Музеем было поручено Самарскому Обществу Археологии, Истории, Этнографии и Естествознания, хотя кадровый состав, в принципе, остался тем же, что и был до сентября 1919 года. Ещё в мае 1920 года члены этого общества ходатайствовали о передаче Самарского Губернского Музея в ведение этого общества.

«Имея в своём составе 11 профессоров и до 30 специалистов по археологии, истории и этнографии, Обществомогло бы поставить работу Музея на должную высоту в интересах всего Поволжья».11

21 ноября 1921 года Губернский Отдел Народного Образования поручил заведование Самарским Губернским Музеем Обществу Археологии, Истории, Этнографии и Естествознания. Новое руководство разработало для Музея новые научные принципы и концепции, которые нашли отражение в «Положении о Самарском Губернском Центральном Музее».

Это «Положение …» фиксировало некоторые изменения в целях и задачах Музея по сравнению с предыдущими проектами. Однако новый проект остался на бумаге. Причина этого – дальнейшие преобразования Музея, связанные с выделением филиалов, которые в последующие годы превратились в отдельные музеи. Другая причина – начавшийся в 1921 году голод и вследствие этого затишье в Музее: штат работников был сокращён до пяти человек, в Музее действовало только три отдела.

Формирование коллекции в этот период было более активным, чем в предыдущий период. Большую роль в этом сыграла национализация домов и имений, проводившаяся большевиками, так как старинные предметы, имеющие музейную ценность, поступали в Самарский Музей. Архив истории музея содержит достаточное количество свидетельств о приобретаемых таким образом экспонатах. Это многочисленные справки о взятых для Музея предметах из квартир, магазинов, имений и т.д. В основном в этот период фонды Музея постоянно пополнялись старинной мебелью, старинными часами, фарфором, гобеленами. Кроме того, в Музей в эти годы поступили также нумизматические, этнографические, археологические коллекции. Из поступлений этого времени можно выделить «чувашские головные полотенца, … трёхзубовое копьё, боевые топорики, пистолеты, кинжалы восточной работы, а также русское почётное оружие XVIII в».12 Кроме того после Октябрьской революции 1917 года в Музей поступали громадные архивы губернского правления и канцелярии губернатора.

 

 

В этой связи следует упомянуть разрешение, выданное Губернским Отделом Народного Образования 11 декабря 1918 года за №2390: «В виду составленного в Губернском Отделе Народного Образования постановления заведующему Городским Музеем Ф.Т. Яковлеву предоставляется право конфискации витрин из магазинов бежавших владельцев».13

Помимо этого архив истории Музея содержит свидетельства о предметах, поступающих с фронта. Например из отдела снабжения штаба 4-й армии Восточного фронта в Самарский Городской Музей поступило: «три кремниевых ружья, представляющих историческую ценность».14 Таким же образом (то есть из действующей армии) в Самарский Городской Музей поступили «серебряные часы с цепью и брелками, взятые как трофей на Уфимском фронте в бою с казаками».15

Можно также отметить «благотворительные пожертвования» Хозяйственного Комитета Самарского Трубочного завода – некоторые виды продукции завода. Представители власти (и большевики, и Члены Учредительного собрания) лояльно относились к Самарскому Музею и не предпринимали никаких шагов к его закрытию, а, наоборот, откликались на просьбы Музея помочь в комплектовании его коллекций.

В частности, Управа Самарского Губернского Продовольственного Комитета передала в Музей «два дуэльных пистолета старинного образца за №№4549 и 12197 и два маленьких, в серебренной оправе, найденные после свержения большевистской власти в столах комиссаров Губпродкома»;16 Информационный Отдел Комитета Членов Всероссийского Учредительного Собрания передал в Самарский Городской Музей «канцелярские книги и дела … ликвидированных отделов советских учреждений».17

Таким образом, по сравнению с дореволюционным периодом, когда в год поступало около 100-130 предметов, музейная коллекция в первые месяцы после революции увеличилась значительно. Большинство исследователей этого вопроса называют следующие цифры: «После Октября за два с половиной месяца в Музей поступило около 6 тысяч ценных экспонатов – преимущественно из национализированных домов и имений».18 Это не только старинная мебель, фарфор, гобелен, картины из национализированных домов, но и предметы, имеющие непосредственную музейную ценность: различные этнографические, археологические, нумизматические коллекции, коллекции оружия и т. п.

В период «управления» Музеем т.н. «музейной тройкой» коллекция и фонды подвергались большим хищениям, всё оставшееся было приведено в беспорядок, имевшиеся описи и инвентарные книги были уничтожены. В «Протоколе опроса бывших сотрудников Губмузея …» и в «Акте осмотра Самарского Губернского Музея 15 марта 1921 года» были зафиксированы все возможные пропажи экспонатов Музея. В частности, Башкиров А.С., председатель Общества Истории, Археологии, Этнографии и Естествознания, который работал в Музее до сентября 1919 года в качестве эксперта, при беглом осмотре указал на пропажу из витрин золотых монет, некоторых видов оружия и «альбома Симакова (рисунки туркестанских мечетей с деталями орнамента)».[19]

Хованский С.А. и Яковлев Ф.Т. (заведующий Музеем до сентября 1919 года) представили целый список замеченных ими пропаж при беглом осмотре. К примеру, Хованский C.А. обратил внимание на отсутствие различных серебренных экспонатов: столовые приборы с фамильными пометками Бугурусланского дворянства, серебряные и платиновые монеты и порчу экспонатов из естественно-исторического отдела. Яковлев Ф.Т. подтвердил пропажи, на которые указал Хованский и Башкиров, а так же указал на пропажу китайского фарфора, большого количества сукна, покрывавшего лестницы в помещении Музея, а также многих икон, представляющих историческую ценность.[20]

15 марта 1921 года Музейной Коллегией и Ревизионной Комиссией был произведён более подробный анализ состояния Музея. В ходе подробнейшего осмотра были замечены новые пропажи: были обнаружены пустые витрины для монет и медалей; отсутствие многих картин; отсутствие ценных спиртовых и фармалиновых препаратов, необходимых для естественно-исторического отдела; отсутствие палеонтологических коллекций и коллекций по ботанике; в историко-археологическом отделе – отсутствие ценной серебренной иконы и т. п.[21]

Однако установить все без исключения пропажи музейных предметов без описей и инвентарных книг, которые также были утрачены, не удалось.

После того, как управление Музеем было передано Самарскому Обществу Археологии, Истории, Этнографии и Естествознания формирование коллекции приобретает научную основу. Как уже говорилось, это общество в 1921 году разработало «Положение о Самарском Губернском Центральном Музее».

По этому проекту Музей в Самаре определился как научное учреждение, «имеющее целью сосредотачивать в себе всё, что относится до археологии, искусства, художественной промышленности, истории, этнографии, естествознания вообще и Самарского края в частности. Сделать собранные коллекции доступными народным массам и сообщить им организованные знания в области перечисленных наук путём демонстрации с объяснениями, публичных лекций, бесед и выставок».[22]

По сравнению с проектом П.В. Алабина «изменилось первоначальное назначение музея как музея публичного».[23]

В проекте 1921 года определялось несколько направлений деятельности, но как и прежде основных было два: 1. Формирование коллекции

                                         2. Экспонирование этой коллекции.

Так же, как и в проекте П.В. Алабина, в проекте 1921 года эти два вида деятельности Музея представляли из себя единое целое – экспозиция коллекции Музея.

Главным источником комплектования фондов стали археологические и историко-бытовые экспедиции, проводившиеся сотрудниками Музея – членами Общества Археологии, Истории, Этнографии и Естествознания. По сравнению с прежним, дореволюционным, периодом произошло сокращение отделов в два раза. В проекте предполагалось создание 8 отделов:

«1. Художественный (памятники искусств и художественной промышленности);

 2. Археологический (памятники доисторической и исторической археологии);

 3. Исторический (история Самарского края, революционного движения и прочее);

 4. Этнографический;

 5. Памятники древней письменности, старопечати и документы;

 6. Древностей культов (церковно-археологических предметов);

 7. Естественно-исторический;

 8. Библиотечный».[24]

В «Положении …» также фиксировалась и система управления Музеем: «Самарский Губернский Музей находится в ведении Губполитпросвета Самарского Губернского Отдела Народного Образования и управляется Коллегией научных работников специалистов, заведующих отделами Музея и руководищих и формированием и деятельностью».[25]

Говорилось также о правах Коллегии и видах её деятельности; комплектование фондов, научное описание предметов, культурно просветительская деятельность.

Контроль возлагался на Общество Археологии, Истории, Этнографии и Естествознания. Текущую работу должен был выполнить президиум, избиравшийся Коллегией: подготовка смет, годовых отчётов, редактирование бюллетеней, выполнение постановлений и поручений Коллегии.

Таким образом, благодаря проекту 1921 года, Музей приобретал научную основу комплектования фондов, культурно-просветительской деятельности. Принятие этого «Положения …» могло стать заключительным этапом в деятельном переходном периоде, но этот проект не был реализован.

Что касается культурно-просветительской деятельности, то следует отметить, что Музей был открыт не всегда, но «чтение лекций проводилось постоянно».[26]

Чаще всего Музей открывался по специальным заявкам, иногда был открыт целый день. Это продолжалось до конца сентября 1919 года. С сентября 1919 до марта 1921 года Музей не работал, и, естественно, был закрыт для посещений. В марте 1921 года Самарский Городской Музей начинает возрождаться, но и в этот период Музей был по существу закрыт для посещений.

Судить о содержании экспозиции в эти годы довольно трудно, т.к. она постоянно испытывала различные изменения. С начала революционных событий Музей находился под контролем самарских научных обществ. В течении 1,5 лет они проводили работы по реорганизации Музея с целью его открытия. Оно состоялось в мае 1919 года, и до сентября этого года Музей был открыт постоянно. Однако функционировала экспозиция всего по пяти отделам: войны, естественно-исторический, археологический, художественный, японо-китайская комната, хотя планировалось создать, как и прежде, 16 отделов.

Помимо экспозиции следует отметить также и активное участие в общественно-культурной жизни Самары. Архив истории Музея содержит отчёт Музея о проведении «Дня Советской Пропаганды» 17 августа 1919 года.[27]

С сентября 1919 года по март 1921 года музейная коллекция подверглась хищениям. Хотя с 1921 года Музей начал восстанавливаться, для посещений он был закрыт. Судя по «Положению о Самарском Губернском Центральном Музее» 1921 года, предполагалось развернуть экспозицию по 7 отделам (+8ой отдел – библиотека Музея). Однако этот проект остался на бумаге. Известно, что в эти годы действовало только три отдела: археологический, естественно-исторический и художественный.

«С целью развёртывания некоторых отделов руководство Музея принимает решение о выделении филиалов…

Вероятно, это произошло вследствие безуспешных попыток получить помещение для развёртывания коллекций».[28]

Таким образом, музейная экспозиция в годы революционных событий и гражданской войны постоянно преобразовывалась, неизменно в Музее действовало только три отдела: естественно-исторический, художественный, археологический, хотя они в этот период значительно пополнились.

В заключение можно сказать, что длительный переходный период с 1917 по 1922 год имел большое значение. Несмотря на то, что с ноября 1919 года по январь 1921 года Музей подвергся хищениям, в целом этот период (1917 –1922 годы) Музей значительно пополнил свою коллекцию по различным отделам, в основном благодаря национализации. В итоге помещение, которое занимал Музей стало настолько тесным, что было невозможно развернуть экспозицию по всем отделам, хотя их количество по сравнению с дореволюционным периодом по меньшей мере сократилось в два раза. Вполне вероятно, что теснота помещений послужила причиной для создания филиалов в 1922-24 годах. «По договорённости с тем или другим учреждением выделялся однородный материал и передавался во временное пользование».[29] Таким образом были организованы военный музей при ПриВО, историко-революционный при истпарте.

Самарский Губернский Музей имел в этот период несколько отделов, которые характеризовали как краеведческий музей. Поэтому основным итогом длительного переходного периода можно считать преобразование Самарского Публичного Музея в краеведческий.

 

Заключение

 

Самарский краеведческий музей - одно из ярких явлений в культурной жизни Самары в конце XIX начале XX века. Возникнув в типичном провинциальном купеческом городе в результате бурного экономического и культурного развития Самарского края, Самарский Городской Публичный Музей стал одним из очагов широкого распространения науки и культуры в народные массы. В этом смысле Самарский Городской Публичный Музей полностью отвечал тем принципам, которые лежат в основе любого культурно-просветительского учреждения, в частности, музея: донести до человека наглядную картину эпохи, реальную историю.

В соответствии с этими принципами П.В. Алабиным были разработаны цели и задачи Самарского Городского Публичного Музея, которые заключались:

1) в ознакомлении с Самарским краем (в различных отношениях).

2) В развитии эстетического вкуса в посетителях.

В то же время проект П.В. Алабина отражал и другое назначение Музея – как хранилища научных и эстетических образцов человеческой деятельности, а также технического опыта. Донести до человека истинную картину эпохи, реальную историю Музей в состоянии только сохраняя без изменений различные образцы материальной и духовной культуры. Стремление как можно правдивее воссоздать историю, сохранить дух эпохи определяет основное направление деятельности музея в период его становления – собирания и формирования коллекции. Именно формирование коллекции стало основным видом деятельности Самарского Городского Публичного Музея.

Однако, по существу, собираемая коллекция является лишь средством для культурно-просветительской деятельности любого музея, в том числе и для Самарского Городского Публичного Музея.

Особенность самарского музея заключается в том, что он должен был быть не только средством распространения науки и культуры в народные массы, но также средством изучения Самарского края в различных отношениях. Можно сказать, что и эти задачи Самарский Городской Публичный Музей выполнил с успехом. Собирая коллекцию по различным направлениям, которые определялись структурой отделов, самарский Музей способствовал изучению истории, археологии, минералогии, геологии, этнографии, животного и растительного мира Самарского края. Если учитывать уровень тогдашних знаний о Самарском крае, то можно с уверенностью утверждать, что Самарский Городской Публичный Музей способствовал не только расширению и углублению этих знаний, но и, вообще, развитию самарского краеведения.

Эти виды деятельности Самарского Городского Публичного Музея продолжались и после революционных событий 1917 года. Некоторые события нашей истории, связанные с революцией, сыграли положительную роль в жизни самарского музея. В то время, как культурно-просветительская деятельность насколько затихает в эти годы, фонды Музея пополняются всё более интенсивнее, что связано с национализацией. За считанные месяцы музейная коллекция возросла в несколько раз.

Кроме того, именно в этот период появляется как таковой историко-краеведческий музей. Из единого Самарского Городского Публичного Музея было выделено несколько филиалов, оставшиеся отделы характеризовали Музей как историко-краеведческий.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...