Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Опубликование результатов диссертации




Опубликование результатов диссертации

Результаты диссертации отражены в 17 научных публикациях: 5 статей опубликованы в научных изданиях, рекомендованных для опубликования результатов диссертационных исследований, из них 2 – включены в перечень научных изданий ВАК Республики Беларусь, 3 – в зарубежных рецензируемых журналах (1, 45 авт. л. ), 12 – в других научных журналах, в сборниках научных статей и тезисов выступлений на научных конференциях (3, 48 авт. л. ).

Структура и объем диссертации обусловлены целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, четырех глав, содержащих шесть разделов, заключения, библиографического списка, включающего 312 наименований, и двух приложений. Работа из­ложена на 180 страницах. Объем, занимаемый библиографией и приложениями, составляет 39 страниц.

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

В первой главе «Аналитический обзор литературы по теме диссертации. Методы исследования» анализируется литература и дается обзор теоретических источников, касающихся исследования конституционно-правового статуса государственной границы Республики Беларусь и Российской Федерации. В первую очередь рассмотрены научные работы, которые принадлежат белорусским и зарубежным ученым, послужившие теоретико-правовым фундаментом исследования, как: С. С. Алексеев,
С. А. Балашенко, С. Н. Булашов, Г. А. Василевич, А. Ф. Вишневский, А. А. Головко, Н. А. Горбаток, Д. М. Демичев, А. Б. Дидикин, Т. И. Довнар, В. Ф. Ермолович,
Д. А. Керимов, С. Н. Князев, К. А. Кононов, В. А. Кучинский, А. А. Максуров,
В. П. Малахов, Н. М. Мацькевич, В. С. Нерсесянц, И. П. Окулич, Е. В. Пономаренко, Л. М. Рябцев, Д. Б. Сергеев, Н. В Сильченко, В. М. Сырых, А. Г. Тиковенко,
В. К. Токарев, С. А. Трахимёнок, В. Н. Чебаев, М. Ф. Чудаков, С. А. Ширшов, Е. С. Шматова и др.

Проводится анализ используемых в диссертации методологических подходов в исследовании функционирования государственной границы, в числе которых: диалектический, материалистический, системно-технологический, системный и деятельностный. В диссертации дается краткий исторический экскурс, а также почерпнуты работы представителей исторических, политических и военных наук.

Вторая глава   «Теоретико-правовые основы статуса государственной границы» посвящена изучению общественных отношений, складывающихся в процессе установления, функционирования и развития государственной границы Республики Беларусь и Российской Федерации как субъектов конституционного строя.

В разделе 2. 1«Общая характеристика конституционно-правового статуса государственной границы» автором обоснован вывод о том, что государственная граница в теоретическом отношении может являться как объектом права, так и объектом правоотношения. С учетом этого вывода сформулировано авторское определение государственной границы как объекта права: государственная граница, являясь объектом права, представляет собой урегулированную нормами права систему общественных отношений, являющихся предметом правового регулирования, которые требуют такого правового регулирования. Как объект конституционно-правового познания государственная граница представляет собой сложную правовую конструкцию, поскольку она интегрирована через органы государственной власти и организации в систему государственного управления, обладает расширенной сетью внутренних и внешних организационно-структурных связей. Изучение государственной границы как объекта конституционно-правового исследования дает основание для утверждения о том, что конституционно-правовой статус государственной границы состоит из определенного набора компонентов, которые определяют правовое положение государственной границы, характеризующейся сложным составом правовых отношений.

Отмечено, что нормы статей 9 и 18 Конституции Республики Беларусь, статей 67 и 71 Конституции Российской Федерации, в которых установлены общие положения о территории, статусе и защите государственной границы являются нормативной основой образования конституционно-правовых субинститутов «государственная граница» применительно к Республике Беларусь и Российской Федерации.

Раздел 2. 2 «Сущность и содержание правового понятия «государственная граница» посвящен исследованию норм конституционно-правового субинститута «государственная граница». Аргументирован вывод, что исследуемые нормы являются основополагающими в сфере регулирования пограничных отношений в Республике Беларусь и в Российской Федерации, они определяют сущность законов и иных нормативных актов, регулирующих отношения в сфере функционирования государственной границы.

По своей правовой характеристике конституционно-правовой субинститут «государственная граница» является простым односоставным субинститутом, входящим в Республике Беларусь в состав многосоставного (комплексного) института «Конституционный строй», а в Российской Федерации – в многосоставной, комплексный конституционно-правовой институт «Федеративное устройство». Это дает возможность анализировать в пределах специального правового субинститута все законодательство, которое касается регулирования отношений, связанных с государственной границей, как в Республике Беларусь, так и в Российской Федерации, а также практику его применения, своевременно корректировать действующее законодательство.

В авторском научном понимании государственная граница – это объект правового регулирования со сложными внутренними и внешними правовыми и иными связями, существующими между ее субъектами, устанавливающий конкретные пределы территории государства и действия его государственного суверенитета.

Третья глава «Конституционно-правовое регулирование функционирования государственных границ Республики Беларусь и Российской Федерации» посвящена изучению, анализу и развитию законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации, регламентирующего функционирование государственных границ двух государств.

В разделе 3. 1 «Особенности конституционного законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации об охране и защите государственных границ» проанализированы нормы конституций Республики Беларусь и Российской Федерации, а также других законов, регулирующих отношения в сфере функционирования государственных границ. Установлено, что конституционные нормы выполняют в том числе системообразующую функцию, формируя вертикальную структуру законодательства, очерчивая круг различных нормативных регуляторов, связанных с государственной границей.

Разработаны предложения о внесении изменений и дополнений в действующее законодательство Беларуси и России, направленные на установление дополнительных полномочий правительств данных государств в области охраны и защиты государственной границы, закрепление уточненного определения термина «Государственная граница Республики Беларусь», как: – линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Республики Беларусь, обозначающие в своей совокупности пространственный предел распространения и действия государственного суверенитета Республики Беларусь.

Предлагается уточненное определение понятия «пересечение государственной границы» следующего содержания: «пересечение государственной границы – передвижение физического лица, либо группы лиц, а также транспортных (механических) средств, включая воздушные суда и иные летательные аппараты, водные суда и другие плавсредства, через Государственную границу Республики Беларусь, а равно прогон (перемещение) через государственную границу животных, а также грузов и товаров».

Предлагается введение в законодательство Республики Беларусь термина «конституционно-правовой статус государственной границы» как правовое положение государственной границы, закрепленное в законодательстве Республики Беларусь, международных договорах Республики Беларусь, определяющих пространственные пределы действия государственного суверенитета Республики Беларусь, пограничных режимов, а также права и обязанности субъектов, осуществляющих свою деятельность в сфере, связанной с государственной границей.

В разделе 3. 2 «Генезис законодательства об охране и защите государственных границ Республики Беларусь и Российской Федерации» проведен анализ развития законодательства Беларуси и России в сфере обеспечения безопасности своих государственных границ. В современных условиях особое значение приобретает эффективность функционирования государственных органов Республики Беларусь и федеральных органов Российской Федерации, наделенных полномочиями в пограничной сфере, а также четкое и последовательное разграничение компетенции между ними, прежде всего посредством совершенствования правового регулирования в данной области.

Четвертая глава «Совершенствование правовой основы развития пограничных отношений в Союзном государстве Беларуси и России» посвящена исследованию развития пограничных отношений в Союзном государстве, их правовому регулированию, а также определению направлений совершенствования обеспечения пограничной безопасности Республики Беларусь в Союзном государстве.

В разделе 4. 1 «Конституционно-правовые основы развития пограничных отношений в Союзном государстве на белорусском направлении» рассмотрен совместный проект Беларуси и России по строительству Союзного государства, развитию пограничных отношений. Установлено, что белорусско-российская государственная граница охраняется на не регулярной основе, а пограничный и иные виды контроля (таможенный, ветеринарный, транспортный и др. ) вынесены на внешнюю границу Союзного государства. Сделан вывод о необходимости разграничения пространственного предела государственного суверенитета Республики Беларусь и Российской Федерации. С этой целью автором разработан проект Договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией «Об установлении государственной границы между Республикой Беларусь и Российской Федерацией».

Раздел 4. 2 «Организационно-правовое обеспечение пограничной безопасности Республики Беларусь в Союзном государстве» посвящен анализу и определению направлений повышения пограничной безопасности на белорусском участке границы Союзного государства. В связи с этим сформулированы и обоснованы основные направления по укреплению пограничной безопасности Республики Беларусь и соответственно Союзного государства в пограничной сфере на белорусском участке государственной границы.

Предложено внести изменения в ст. 2 Закона «Об органах пограничной службы Республики Беларусь», в которой закрепить уточненные основные задачи органов пограничной службы, других заинтересованных государственных органов. Аргументирована рекомендация осуществлять детализацию классификации угроз государственному суверенитету в пограничном пространстве Республики Беларусь по признаку разделения угроз, существование которых обусловлено внешними и внутренними причинами их возникновения.

Обоснована целесообразность расширение научных исследований по вопросам формирования и реализации государственной пограничной политики для выработки научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию деятельности ее субъектов в пограничной сфере, что, в свою очередь, позволит снизить затраты на их финансирование.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...