Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Основные научные результаты диссертации




ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основные научные результаты диссертации

В диссертации предложено решение важных задач, вытекающих из сущности проведенного сравнительно-правового исследования. Сформулированы и обоснованы практические рекомендации по совершенствованию законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации в сфере регулирования правовых отношений, связанных с функционированием государственной границы.    

Анализ проведенного исследования показывает, что государственная граница является сложным объектом конституционно-правового познания, поскольку она интегрирована через органы государственной власти в сформированную систему государственного управления, подчинена правовому регулированию, характеризуется определенной системой отношений, а также внутренними и внешними организационно-структурными связями, которые оказывают существенное влияние на ее функционирование.

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

1. Конституционно-правовой статус государственной границы обладает определенной спецификой, проявляющейся в том, что: а) государственная граница является стратегически важным государственным объектом, выполняющим функции обеспечения безопасности государства; б) имеет сложную структуру и систему связей в государственном управлении;
в) предоставляет возможность точно выделить и охарактеризовать свойства государственной границы, что дает возможность ее исследования [2; 4; 14; 17].

2. Государственную границу следует рассматривать в двух аспектах:

а) как правовую категорию и б) как объект правового регулирования.

Государственная граница как правовая категория определена в статье 1 Закона Республики Беларусь «О Государственной границе Республики Беларусь». Государственная граница как объект правового регулирования представляет собой сложную систему общественных отношений, которая находится под постоянным воздействием норм Конституции и различных отраслей действующего законодательства. Согласно авторскому определению, «государственная граница – объект правового регулирования со сложными внутренними и внешними правовыми и иными связями, существующими между ее субъектами, устанавливающий конкретные пределы территории государства и действия его государственного суверенитета» [5; 14; 16].

3. В науке конституционного права, а также иных правовых науках понятие «правовой статус» традиционно исследуется применительно к субъектам правовых отношений. Правовой статус государственной границы как объекта правоотношения имеет важное значение для изучения теории пограничных и связанных с ними отношений, а также практики применения и совершенствования законодательства.

Использование в конституционно-правовой науке категории «правовой статус» применительно к государственной границе как объекту правовых отношений является малоизученным. Внедрение в нормотворческую практику норм, касающихся функционирования государственной границы, будет способствовать усилению охраны государственной границы, правовому обеспечению национальной безопасности и сохранению государственного суверенитета. Конституция Республики Беларусь определяет основы правового регулирования государственной границы, служит источником формирования и развития законодательства, регламентирующего пограничные, а также связанные с государственной границей иные отношения.

Конституционно-правовой статус государственной границы опосредованно связан с государственным суверенитетом, следовательно, применительно к государственной границе необходимо вести речь о ее статусе как о государственном объекте, который подлежит особой охране. Введение в национальное законодательство Республики Беларусь термина «конституционно-правовой статус государственной границы» имеет практический смысл, позволяющий детально проводить анализ состояния государственной границы, выявлять и изучать проблемные аспекты ее функционирования, а также находить пути их оптимального решения.    

3. 1 Понятие «конституционно-правовой статус государственной границы» применительно к Республике Беларусь предлагается рассматривать как «правовое положение государственной границы, закрепленное в законодательстве Республики Беларусь, международных договорах Республики Беларусь, определяющих пространственные пределы действия государственного суверенитета Республики Беларусь, пограничных режимов, а также права и обязанности субъектов, осуществляющих свою деятельность в сфере, связанной с государственной границей».

Для российского законодательства дефиниция «конституционно-правовой статус государственной границы» будет схожа с предложенным определением, отличие заключается лишь в том, к какому государству относится это определение. «Конституционно-правовой статус государственной границы» по своему содержанию отличается от схожих правовых понятий, образующих различные конституционно-правовые институты (субинституты).

3. 2 На основе исследования конституционно-правового статуса государственной границы предлагается детализировать классификацию угроз государственному суверенитету в пограничном пространстве Республики Беларусь по признаку разделения угроз, существование которых обусловлено внешними и внутренними причинами их возникновения.

Уточнение существующей классификации угроз даст возможность определения причин их возникновения, что послужит основанием для изучения и выработки эффективных мер противодействия данным угрозам. Это позволит выявить и устранить правовые дефекты в законодательном регулировании конституционно-правового статуса государственной границы.

3. 3 Проведенный анализ методологических подходов в исследовании конституционно-правового статуса государственной границы Беларуси и России позволяет сделать выводы, которые имеют непосредственное значение для совершенствования познавательного процесса, связанного с изучением функционирования государственной границы.

Применительно к исследованию государственной границы автором предложена следующая методология:

- системно-технологический подход, включающий в себя генетический метод (метод правовой детерминации) и системно-структурный метод;

- деятельностный подход, базирующийся на методологических принципах, способствующий изучению государственной границы и связанных с ней пограничных отношений в динамике, т. е. в функционировании деятельности субъектов, оказывающих влияние на пограничные отношения.

Согласно авторскому определению, деятельностный подход – это набор методологических и теоретических принципов, позволяющих изучать конституционно-правовые отношения в динамике, в основе которых лежит деятельность, опосредующая все субъектные процессы, протекающие в сфере функционирования государственной границы.

Диссертантом разработаны и предложены для практического использования следующие методологические принципы деятельностного подхода: единства; структурности; функциональности; интегративности; иерархичности; динамичности; открытости [1; 2; 5; 8; 10; 17].  

4. В Республике Беларусь установлена административная и уголовная ответственность за незаконное пересечение государственной границы, при этом в комментариях к Закону «О Государственной границе Республики Беларусь» не раскрывается сущность понятия «пересечение государственной границы».

Целесообразно скорректировать определение термина «пересечение государственной границы», что будет способствовать более точному уяснению и применению на практике норм статьи 25 упомянутого выше Закона, регулирующего порядок пересечения государственной границы [1; 2; 6; 8; 11; 12].

5. В целях повышения эффективности обеспечения пограничной безопасности Республики Беларусь, укрепления ее конституционного строя, а также охраны и защиты Союзного государства в пограничной сфере на белорусском направлении следует отнести: а) совершенствование мер по реализации государственной пограничной политики; б) развитие международного сотрудничества с сопредельными странами по вопросам, связанным с пограничной деятельностью; в) улучшение деятельности пограничных органов, в том числе за счет усовершенствования их правового регулирования и материально-технического обеспечения новейшими средствами контроля и охраны государственной границы; г) углубление сотрудничества и развитие связей пограничных ведомств Беларуси и России в рамках развития Союзного государства.

Данные меры будут способствовать укреплению института конституционного строя Республики Беларусь и его субинститута «государственная граница» [3; 4; 8; 9; 13; 15].

6. Сформулированы и обоснованы предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего пограничные отношения Республики Беларусь и Российской Федерации, Союзного государства Беларуси и России.

Внесение изменений и дополнений в законодательство Республики Беларусь позволит усовершенствовать правовую терминологию, используемую в регулировании отношений в сфере функционирования государственной границы Республики Беларусь.

В этих целях, а также с учетом проведенного исследования предлагаются следующие меры по совершенствованию законодательства в указанной сфере:

6. 1 В Законе Республики Беларусь от 21 июля 2008 г. № 419-З
«О Государственной границе Республики Беларусь» (в редакции от 10 января 2015 г. ):

а) в статье 1 определение термина: «Государственная граница Республики Беларусь» изложить в следующей редакции:

«Государственная граница Республики Беларусь – линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Республики Беларусь, обозначающие в своей совокупности пространственный предел распространения и действия государственного суверенитета Республики Беларусь»;

б) дополнить статью 1 следующими положениями:

«конституционно-правовой статус государственной границы – правовое положение государственной границы, закрепленное в законодательстве Республики Беларусь, международных договорах Республики Беларусь, определяющих пространственные пределы действия государственного суверенитета Республики Беларусь, пограничных режимов, а также права и обязанности субъектов, осуществляющих свою деятельность в сфере, связанной с государственной границей»;

«пересечение государственной границы – передвижение физического лица, либо группы лиц, а также транспортных (механических) средств, включая воздушные суда и иные летательные аппараты, водные суда и другие плавсредства, через Государственную границу Республики Беларусь, а равно прогон (перемещение) через государственную границу животных, а также перемещение физическими лицами через государственную границу грузов, товаров»;

6. 2 В Законе Республики Беларусь от 11 ноября 2008 г. № 454-З
«Об органах пограничной службы Республики Беларусь» (в редакции от
10 января 2015 г. ) статью 2 изложить в следующей редакции:

«Статья 2. На органы пограничной службы возлагаются основные задачи:

охрана и защита государственной границы в целях недопущения противозаконного изменения ее прохождения, нарушающего пространственные пределы Республики Беларусь;

разработка и принятие мер по обеспечению пограничной безопасности;

осуществление пограничного контроля по обеспечению соблюдения пограничного режима юридическими и физическими лицами, а также режима в пунктах пропуска через государственную границу;  

охрана суши, внутренних вод (речных, каналов, водоемов) и природных ресурсов, в целях их сохранения и защиты, а также возможного рационального использования;  

организация взаимодействия и координация деятельности органов исполнительной власти, а также иных государственных органов и организаций в области осуществления государственной пограничной политики;

осуществление деятельности по предупреждению и пресечению правонарушений в области нормального функционирования государственной границы;

осуществление пограничного контроля по перемещению через государственную границу физических лиц, товаров и грузов, в том числе и в пунктах упрощенного пропуска;

осуществление оперативными подразделениями оперативно-розыскной деятельности, направленной на обеспечение пограничной безопасности;

выполнение иных задач, прямо установленных нормативными правовыми актами Республики Беларусь»;

6. 3 В Законе Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 424-З «О Совете Министров Республики Беларусь» (в редакции от 28 июля 2018 г. ) статью 20 дополнить следующими положениями:

«а) обеспечивает организацию работы республиканских органов государственного управления, находящихся в его подчинении, по выполнению принятых мер, связанных с реализацией государственной пограничной политики, направленной на охрану и защиту Государственной границы Республики Беларусь;

б) проводит работу по осуществлению международного сотрудничества, связанного с разрешением пограничных вопросов»;

6. 4 В статью 20 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации» внести дополнения,  содержащие правовые положения, устанавливающие компетенцию Правительства России в области обеспечения обороны и государственной безопасности страны. В частности, нормы о полномочиях Правительства Российской Федерации могут быть дополнены следующими положениями:

«а) принимает правовые акты, регламентирующие отношения, связанные с охраной и защитой Государственной границы Российской Федерации, а также обеспечением функционирования ее режима;

б) обеспечивает реализацию мер, направленных на установление и поддержания межгосударственного сотрудничества в пограничном пространстве Российской Федерации в целях недопущения развития конфликтов и эскалации напряжения».

Внесение в законодательство Беларуси и России разработанных автором предложений позволит подчеркнуть их значимость не только для обеспечения охраны и защиты государственных границ названных государств, но и для обеспечения государственной безопасности в целом.  

6. 5 Придать белорусско-российской государственной границе международно-правовой статус путем заключения Договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией «Об установлении государственной границы между Республикой Беларусь и Российской Федерацией».

Принятие такого договора позволит не только определить пространственные пределы территории и действия государственного суверенитета Республики Беларусь и Российской Федерации, но и послужит дальнейшему развитию договорно-правовой деятельности Республики Беларусь и Российской Федерации с государствами Европейского Союза по вопросам реадмиссии.

Представляется, что вышеизложенные предложения по совершенствованию законодательства будут способствовать укреплению государственного суверенитета, устойчивому развитию и росту авторитета Республики Беларусь в межгосударственных отношениях [1; 3; 4; 5; 6; 7; 9; 11].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...