Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ эффективности реформирования экономической системы республики Беларусь

 

 

По итогам социально-экономического развития Республики Беларусь за 2001-2005гг. создана успешно работающая экономика социально ориентированного типа. Согласно официальной статистике, в 2001-2005гг. белорусская экономика демонстрировала довольно высокие темпы экономического роста 7,5% в среднем в год. При этом с 2001 по 2004гг. экономический рост ускорялся. В 2004г. его темпы составили 11,4%, повторив "рекорд" 1997г. [1, с.7]. Рост сопровождался жёстким контролем за политической системой и централизацией процесса принятия решений. В основе экономической стратегии, которой придерживается белорусское правительство, лежит крайне осторожное проведение реформ. При этом большое внимание уделяется социальному благополучию и поддержанию стабильности.

По данным официальных (правительственных) источников, ежегодно улучшаются качественные экономические параметры – повышается рентабельность, сокращается доля убыточных предприятий, снижается энергоемкость ВВП, растет производительность труда, уменьшаются запасы готовой продукции на складах. В стране проводится денежно-кредитная, валютная политика по замедлению роста потребительских цен, что позволило в 2005 году снизить уровень инфляции до 0,6% в среднемесячном исчислении. Особое внимание уделяется системе социальной поддержки населения. Возросла среднемесячная заработная плата, увеличились покупательная способность населения, социальные выплаты, и в первую очередь пенсии [6, с.4], табл.2.1.

Анализ социально-экономической ситуации в стране показывает, что, несмотря на складывающиеся положительные тенденции, на работу экономики продолжает оказывать влияние ряд нерешенных проблем. Основными из них являются:

– наличие организаций реального сектора экономики, имеющих неудовлетворительные результаты финансово-хозяйственной деятельности;

– относительно высокая материало- и энергоемкость производства, зависимость его от конъюнктуры цен на импортируемые топливно-энергетические и сырьевые ресурсы;

– слабая инновационная активность;

– дифференциация оплаты труда по комплексам, отраслям и сферам экономики;

– недостаточно высокий уровень пенсий, стипендий и других социальных выплат [6, с.5].

Учитывая, что в реальном секторе экономики в основном исчерпаны возможности наращивания производства за счет экстенсивных факторов, в предстоящей пятилетке необходимо обеспечить модернизацию экономики путем внедрения современных ресурсо- и энергосберегающих технологий, максимального использования интеллектуального ресурса страны на основе всестороннего гармоничного развития человека.

Таблица 2.1. Выполнение заданий Программы социально-экономического

развития Республики Беларусь на 2001 – 2005 годы, %

 

Программные показатели

Выпол-нение

2005 год

к 1990 году к 1995 году
Валовой внутренний продукт 135 – 140 143,1 127 1,9 раза
Продукция промышленности 128 – 132 151,8 153 2,5 раза
Продукция сельского хозяйства 122 – 128 125,7 90 1,2 раза
Инвестиции в основной капитал 160 – 170 184 95 2,5 раза
Производство потребительских товаров 142 – 147 150,4 166 2,8 раза
в том числе:        
продовольственных 139 – 144 151,1 117 2,3 раза
непродовольственных 146 – 152 150,4 198 3,4 раза
Реальные денежные доходы населения 158 – 163 176,7 175 3,4 раза
Реальная заработная плата 180 – 185 207,0 195 3,5 раза

Примечание. Источник: [6, с.5].

Реформирование экономической системы Республики Беларусь в начале 1990-х гг. имело тенденцию к тесному сотрудничеству белорусского правительства с международными экономическими организациями (группы ВБ – МБРР, Международной финансовой корпорацией (МФК). Опыт работы Всемирного Банка в стране показал, что крайне затруднительно добиться положительных результатов, если настаивать на обсуждении и выдвигать условия пакета мер экономической политики, которые выходят за рамки того, что белорусское правительство может считать частью своей программы. В то же время политика неучастия (предоставление кредитов по принципу «всё или ничего») затрудняла оказание помощи в удовлетворении основных социальных нужд белорусского народа и не способствовала созданию и развитию будущей базы для формирования более открытой экономики. Кроме того, она не позволяла решать проблемы, имеющие глобальное значение, такие как охрана окружающей среды, борьба с ВИЧ/СПИД, туберкулёзом и другими болезнями, преодоление бедности.

За годы членства во Всемирном банке Беларусь получила значительное кредитное и грантовое (безвозвратное) финансирование, а также существенную техническую помощь консультационного и информационно-аналитического характера. В 1993г. Всемирный банк разработал сокращенную стратегию оказания помощи Беларуси, после чего в 1995г. была подготовлена развернутая стратегия [5, с.25].

Начиная с 1995г., ВБ не мог продолжать предоставление Республике Беларусь кредитов из-за отсутствия договоренностей относительно проведения реформ. Единственной операцией, утвержденной после 1995 финансового года, было предоставление в 1997 финансовом году гранта Глобального экологического фонда (ГЭФ) на постепенное прекращение применения озоноразрушающих веществ в размере 6,9 млн. долл. США. Имевший в это время место экономический рост укрепил уверенность Правительства Республики Беларусь в правильности избран­ного подхода. В этих условиях усилия ВБ были сосредоточены на разработке базы для более основательного диалога относительно экономических реформ. Был выполнен ряд экономических исследований, в том числе проведена оценка бедности (1996 финансовый год), подготовлены два экономи­ческих меморандума (1993 и 1997 финансовые годы), а также осуществлены отраслевые исследования по сельскому хозяй­ству, энергетике, окружающей среде, транспорту, финансам и развитию предприятий. ВБ также продолжал активно уча­ствовать в осуществлении программ информирования насе­ления и содействии проведению обсуждений с представите­лями государственных ведомств и учреждений, исследова­тельских институтов и гражданского общества по актуальным проблемам реформирования. МФК продолжала реализацию программы оказания технической помощи малым и средним предприятиям, а также малой приватизации [5, с.25-26].

В результате обсуждения Меморандума по экономике страны («Беларусь: цены, рынок и реформирование предприятий») в июле 1997г. между Всемирным банком и Правительством был подписан Меморандум о взаимопонимании. Проводившиеся параллельно переговоры с МВФ не принесли никаких результатов. После «августовского кризиса» 1998г. в России Правительство Республики Беларусь оказалось под сильным давлением на внешнем рынке и прибегло к ужесточению механизмов валютного контроля, что привело к некоторому разрыву отношений с международными финансовыми учреждениями. После того как Правительство обратилось к Банку с просьбой о подго­товке новой стратегии на 1999 финансовый год, последний, учитывая отсутствие прогресса в реализации Меморандума, выдвинул в качестве отправной точки для последующего кре­дитования единственное, но жесткое условие – унификация валютных курсов.

Отношения ВБ с Беларусью начали улуч­шаться с 2000г., когда было положено начало успешному ди­алогу по вопросам социальной защиты, окружающей среды и относительно условий по улучшению, среды для развития предпринимательства. Унификация в сентябре 2000г. валют­ных курсов, отвечавшая требованию Стратегии 1999г., позво­лила ВБ продолжить работу по подготовке проекта модер­низации социальной инфраструктуры, который был утвержден в июне 2001г. [5, с.26].

Общая сумма займов ВБ, предоставленных Беларуси на сегодняшний день, составляет 193 млн. долл. США. Выплаченная часть этих средств была направлена на укрепление институционального потенциала, поддержку государственной программы реформ, инвестиции в природоохранные мероприятия, энергосбережение, развитие лесного хозяйства [20].

Республика Беларусь в течение всего периода сотрудничества с группой Всемирного банка развивала кредитно-финансовые отношения только с МБРР. Доля кредитных ресурсов, фактически предоставленных Беларуси МБРР в течение 1992-2003гг. составила 2624,7 млн. долл. США (по данным МИД Республики Беларусь на 01.01.2004г.) [21].

Таблица 2.2. Общая сумма займов, предоставленных Республике Беларусь МБРР в 1994-2004гг., млн. долл. США

  Обязательства Банка Фактические выплаты
до 1997 170 130
1998 - 9
1999 - 3
2000 - 2
2001 23 6
2002 - 7
2003 - 1
2004 - 1
Всего 193 159

Примечание. Источник: [20].

Как видно из таблицы 2.2, за весь период сотрудничества наиболее активное взаимодействие белорусского правительства с Всемирным банком наблюдалось до 1998г., когда были утверждены и начаты первые три проекта. Дальнейшее кредитование Банком было обусловлено минимальным вариантом Стратегии сотрудничества (приложение В). В случае развития по минимальному варианту (который действовал в 2002-2004гг.) займы в размере 140 млн. долл. США, могли быть предоставлены Беларуси на реализацию мероприятий и проектов, имеющих глобальное значение, и были направлены непосредственно на беднейшие слои населения. Базовый вариант развития предусматривал предоставление Беларуси суммы до 270 млн. долл. США в течение трехлетнего периода при условии существенного прогресса в реформировании среды для бизнеса и повышении прозрачности системы государственной отчётности, включая Президентский фонд [5, с.5].

Правительство Беларуси не воспользовалось новыми займами ВБ в течение 2002-2004гг., а лишь продолжило реализацию проекта по модернизации объектов социальной сферы. Проект по борьбе с ВИЧ/туберкулезом на сумму 39,61 млн. долл. США с долей участия ВБ 26,84 млн. долл. США был назван ключевым для реализации всей кредитной программы в 2002-2004гг., однако в феврале 2004 года правительство официально отказалось от его реализации [22].

Таким образом, в портфеле займов, предоставленных Всемирным банком Республике Беларусь, насчитывается четыре проекта, завершенных к 2006 финансовому году:

1. Проект институционального развития (8,3 млн. долл. США), утвержденный в августе 1993г. и предусматривавший укрепление потенциала правительства по разработке и реализации экономических реформ, а также оказание помощи по созданию новых рыночных институтов с целью совершенствования управления экономикой. Проект включал в себя следующие основные компоненты:

Ø Политика управления госсектором, инвестиционный климат;

Ø Государственные затраты и закупки, финансовый менеджмент;

Ø Налоговая политика; 

Ø Преобразования на рынке труда [16].

Проект по данному займу технической помощи был завершён 31.12.1996г. Все средства, затраченные в ходе его реализации были распределены по сферам центрального государственного управления (70% выделенных средств) банковского сектора (29%) и законодательного регулирования и правосудия (1%) [16].

2. Реабилитационный заем (120 млн. долл. США), утвержденный в ноябре 1993г. с целью поддержки государственной программы экономических реформ, направленных на сдерживание инфляции, либерализацию торговли, а также приватизацию государственных предприятий и земли. Средства займа использовались также на финансирование критического импорта: медикаментов, и компенсацию дефицита твердой валюты [18]; их распределение по секторам составило: 72% – в промышленность и торговлю, 18% – в финансовый сектор, 10% – в сферу центрального государственного управления [17]. Данный проект оказался единственным проектом с рейтингом результативности выше отметки «удовлетворительно» по оценке Департамента по оценке операционной деятельности Всемирного Банка (ДООД).

3. Заем на развитие лесного хозяйства (41,9 млн. долл. США) был утвержден в мае 1994г. и окончен 30.04.2002г. Основная цель данного специального инвестиционного займа заключалась в поддержке реформирования лесного хозяйства с целью более рационального использования лесных ресурсов (более 11,1 млн. долл. США было выделено на интенсивное лесоводство), совершенствования научно-исследовательской работы, мониторинга атмосферного загрязнения и использования топливной древесины, сокращения риска лесных пожаров (более 7 млн. долл. США) и распространения вызываемого ими радиоактивного загрязнения, а также в совершенствовании планирования лесных ресурсов и работы с персоналом [15, с.26], снижении себестоимости заготовки и переработки древесины путём внедрения новых технологий, увеличении импортозамещения и собственного экспорта. Инструментами осуществления проекта были закупки машин и оборудования, совершенствование технологической базы производства, внедрение новых методик компьютеризации управления отраслью, создание качественного лесного генофонда [4, с.40]. Как показал анализ результатов, данный проект не оказал значительного влияния на целевой сектор вследствие отсутствия структурных и институциональных реформ на национальном уровне [15, с.33].

4. Заем на модернизацию объектов социальной сферы (22,6 млн. долл. США) – проект, утвержденный 5 июня 2001г. и законченный 31.12.2006г., был первоначально нацелен на проведение энергосберегающих мероприятий на 480-500 объектах социальной сферы, главным образом, в школах и больницах [4, с.41]. Основная цель займа – сокращение энергозатрат в учреждениях социально-бюджетной сферы, так как ситуация с задолженностью за потреблённые электроэнергию и тепло в ней резко обострилась. В качестве объектов проекта были выбраны учреждения здравоохранения и образования, поскольку на их долю приходится около 40% энергии, потребляемой всеми организациями бюджетной сферы и они обладают значительным потенциалом энергосбережения при сравнительно небольших капиталовложениях [18]. Проект получил удовлетворительную оценку по достижению в 2001-2003гг. поставленных целей [5, с.61]. Уже на первом подготовительном этапе – реализации комплекса мероприятий по повышению эффективности использования энергоресурсов, завершённом в конце 2000г., в период освоения аванса в 1 млн. долл. США, потребление энергии на реконструированных объектах сократилось на 18% [18]. Далее, в 2001г., последовал второй этап Проекта по энергосбережению, направленный на технологическое переоборудование инфраструктурных объектов в соответствии с их приоритетом, эффективностью и социальной значимостью [4, с.41].

Всемирный банк помог Беларуси привлечь грантов (безвозмездной помощи) в размере 15 млн. долл. США, направленных на создание эффективной системы социальной защиты, сохранение биоразнообразия, вывод из применения озоноразрушающих веществ, проведение секторальных исследований и другие цели [18]. Оценка результатов осуществления проекта по сохранению биоразнообразия лесов (первый грант Глобального экологического фонда (ГЭФ), 1992г.) отражает высокую эффективность расходования инвестированных средств и влияние на отраслевое институциональное развитие страны [4, с.41]. Высшую оценку получили проекты по прекращению применения озоноразрушающих веществ (грант ГЭФ, средства в размере 6,9 млн. долл. США израсходованы полностью, проект закрыт вовремя и является образцовым для региона, [5, с.27]), а также программы в области социальной защиты и здравоохранения.

Действующая Стратегия сотрудничества Всемирного банка с Беларусью (САS) была принята в марте 2002г. САS подразумевает поддержку развития экономики и общества, минимизацию социальных и экологических рисков. Особое внимание уделяется последствиям Чернобыльской катастрофы и таким глобальным угрозам, как распространение ВИЧ/СПИД и туберкулеза. Участие общественности рассматривается как важный элемент в достижении целей предложенных программ, способный содействовать прозрачности и подотчетности на разных уровнях [18].

В рамках сокращения объёмов сотрудничества Всемирного банка с Беларусью действующая стратегия направлена на решение проблем бедности путём сочетания следующих видов деятельности:

Ø Консультации с целью предоставления рекомендаций в области реформирования, прежде всего, среды для развития бизнеса и социальной политики, а также с целью содействия развитию и активизации гражданского общества.

Ø Поддержка реформ и решения проблем, имеющих социальное и глобальное значение путём кредитования по трём направлениям:

1. реализация мероприятий, имеющих глобальное значение, которые Беларусь также считает своими приоритетами;

2. смягчение социальных рисков, включая последствия аварии на чернобыльской АЭС;

3. содействие развитию частного сектора путём улучшения условий для бизнеса и инвестиций [5, с.5].

В процессе экономического развития Беларуси в период 2002-2004гг. сложилась ситуация, в которой часть условий базового варианта Стратегии сотрудничества Всемирного Банка с Республикой Беларусь были выполнены (см. приложение В). Вслед за унификацией валютного курса (со дня официальной унификации валютных курсов – 14 сентября 2000г.) правительство предприняло некоторые важные шаги по либерализации цен и первоначальные меры по ослаблению вмешательства государства в бизнес. Однако по оценке МБРР, эффективность данных мер оказалась низкой. На конец 2003г. доля частного сектора в ВВП составила 20%, поднявшись лишь на 5% по сравнению с 1994г.; индекс либерализации цен свидетельствует об отсутствии какого-либо прогресса: «3-» в 1994 и в 2003гг. Что касается структурных реформ управления, антимонопольной политики, развития рынка ценных бумаг и небанковских финансовых организаций, то здесь страна осталась на месте, в реформе банковской системы эксперты МБРР отметили слабый прогресс по либерализации процентных ставок (от «1» в 1994г. до «2-» в 2003г.) На таком же уровне в стране в течение указанного периода шёл процесс малой приватизации и реформы в сфере инфраструктуры, продажа крупных госпредприятий замедлилась. Программа разгосударствления и приватизации от 1993г., предусматривавшая приватизацию 2/3 основных государственных фондов и предоставление 50% приватизированных фондов государственных предприятий гражданам республики, фактически была приостановлена в 1997г. [5, с.17]. За всю историю белорусской приватизации на базе госсобственности было создано около 1500 акционерных обществ. По официальным данным, более 300 из них являются нерентабельными [13]. Из 96.039 действующих на территории Беларуси предприятий 178 (0,2% от общего количества) обеспечивают почти 40% налоговых поступлений консолидированного бюджета страны. 78 из них получают государственную поддержку. Тем не менее, 16 из них понесли убытки в 2003г., и только 120 обеспечили рост прибыли [8]. Доля льгот и преференций в обеспечении роста промышленности за три квартала 2004г. составляют 15,7% [9]. Правительство продолжает оказывать поддержку приоритетным отраслям, таким как сельское хозяйство и жилищное строительство, как в виде прямых субсидий, так и льготных кредитов, предоставляемых через банковскую систему, и сознательно манипулирует величиной налоговой нагрузки, освобождая отдельные предприятия от выполнения обязательств немонетарного характера [12, с.51].

Как можно судить по тенденциям экономического развития страны в последние четыре года, белорусское правительство не предпринимает серьезных мер для реформирования государственной собственности, стимулирования развития частного сектора, создания благоприятного инвестиционного климата. Система национальных счетов Беларуси не является унифицированной с СНС развитых стран, и потому предполагает, что официальные данные по макроэкономическому развитию республики можно трактовать и в противовес «стабильности и процветанию» Беларуси. 

Менеджмент государственных предприятий фактически зависит от властной вертикали – он не может принимать витальных для своего предприятия решений без согласия сверху. Так, в соответствии с Указом от 1.03.2004г. №125 «Об особом праве («золотой акции») государства на участие в управлении хозяйственными обществами» государство имеет право вмешиваться в работу любого предприятия, созданного на базе госсобственности. За весь срок действия данного права «золотая акция» была введена на 15 предприятиях республиканской и 6 предприятиях коммунальной собственности [13]. Что касается продажи госсобственности, то сделки стоимостью свыше 10 тыс. базовых величин (более 100.000 долл. США), включая бесплатную передачу из республиканской собственности в коммунальную, санкционируются президентом, продажей остальных объектов распоряжается Министерство экономики [11]. Это затрудняет и без того замедленную и текущую «эволюционным путём» приватизацию в стране. Более того, по словам премьер-министра Республики Беларусь С. Сидорского, «работа по реформированию малых и средних предприятий в Беларуси завершена» [3].

После кризиса 1998г. в России инфляция в Беларуси выросла со 182% в 1998г. до 251% в 1999г. (на конец периода). Вследствие ужесточения денежно-кредитной политики уровень инфляции снизился до 108% в 2000г. и 46% – в 2001г. Далее Национальный банк Республики Беларусь значительно активизировал рефинансирование банков, так как снижение чистых иностранных активов и увеличение средств на счетах правительства в НББ способствовало сжатию денежной базы. Процентные ставки на межбанковском рынке росли, и многие банки приостановили снижение ставок на кредитно-депозитном рынке и даже увеличили некоторые процентные ставки [2, с.3]. Такая монетарная политика повлияла на темпы роста наличных денег в обращении и способствовала дезинфляции – в 2002г. ИПЦ составил 35%, в 2003 – 25%, а к концу III-го квартала 2004г. индекс вырос на 14,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года [2, с.5]. Учитывая политику НББ стимулирования банков к привлечению депозитов физических лиц (с 1 ноября 2004г. норматив обязательных резервов по этому виду депозитов был снижен в третий раз за год – до 6% – на 1 процентный пункт) [2, с.4], можно прогнозировать дальнейшее снижение темпов инфляции. Избыток банковской ликвидности, обусловленный увеличением предложения денег, вызвал рост кредитования экономики, что наряду с регулированием процентных ставок позволило НББ удешевить кредиты реальному сектору. Именно за счёт кредитов и был обеспечен реальный рост ВВП на 5% в 2002г. и на 6,8% – в 2003г. [2, с.5]. Кредиты были использованы предприятиями на погашение задолженности по оплате труда и инвестиции в основной капитал. Уже за 2003 год политика стимулирования госпредприятий обошлась в более 1 трлн. руб., не поступивших в бюджет, что в реальном выражении на 129,2% по сравнению с 2002г. [14, с.6]. Рост производства и ВВП в 2004г. также поддерживался за счёт экспансионистской монетарной и фискальной политики, а также банковских кредитов, значительная часть которых была выдана по распоряжению правительства и президента. Такая ситуация значительно ухудшала состояние крупных государственных банков, а следовательно, нарушала стабильность банковской системы Беларуси в целом. Ситуация на валютном рынке и состояние внешней торговли (а точнее наличие источников финансирования дефицита текущего счёта) определила нецелесообразность такой монетарной политики. Сохранение крупных предприятий в собственности и под контролем государства, а также преференциальный режим со стороны России сыграли ключевую роль в поддержании промышленного производства и усилении экономического роста. В то же время, ресурсы, необходимые для поддержания промышленного производства, отнимались у других отраслей экономики.

Исследование "белорусского чуда", проведенное специалистами ВБ (Экономический меморандум для Беларуси) и МВФ (Страновой отчет, посвященный анализу факторов роста ВВП), в котором дано фактическое обоснование столь высоких темпов роста ВВП белорусской экономики, показало, что при продолжении текущей политики в экономике начнется стагнация. В случае начала комплексных рыночных реформ страна может добиться улучшения ситуации без серьезных социальных последствий [1, с.13].

 

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...