6.2. Критерии оценки речи ребенка после пластики расщелины губы и неба
6. 2. Критерии оценки речи ребенка после пластики расщелины губы и неба С появлением новых возможностей хирургического лечения врожденной небной патологии в логопедической практике все чаще встречаются дети, речевое развитие которых сильно отличается от пациентов с такой же патологией, но прооперированных в старшем возрасте. Если произносительная сторона речи детей с «классической» ринолалией описана очень подробно, то новому контингенту больных с врожденной расщелиной неба, оперированных в раннем возрасте, уделяется недостаточное внимание. Довольно часто детям после пластики неба дается заключение «ринолалия» только по наличию у ребенка послеоперационного рубца. Поэтому при обследовании необходимо ориентироваться на критерии оценки речи ребенка после пластики врожденной расщелины губы и неба (А. С. Балакирева, 2005). 1. Грудной или реберно-брюшной тип физиологического дыхания. Сформированность ротового выдоха и фонационного дыхания. 2. Отсутствие нарушений баланса резонирования, носовой эмиссии и компенсаторных движений мимической мускулатуры. 3. Нормальное положение языка в ротовой полости. Корень языка опущен, не напряжен. Кончик у нижних резцов, во время речи активно принимает участие в артикуляции. 4. Правильный способ и место образования звуков. Отсутствие ларингеальных и фарингеальных смычек, а также замен звуков на носовой выдох и переднеязычных на заднеязычные звуки. Если данные, полученные во время логопедического обследования, соответствуют выше перечисленным критериям, то состояние произносительной стороны речи ребенка можно считать нормальным. 6. 3. Диагностика состояния произносительной стороны речи
6. 3. 1. Особенности дыхательной функции Начинать следует с обследования «энергетической базы голоса» — дыхания. Функция дыхательной системы изучается в состоянии покоя. Отмечается глубина и скорость вдоха, ровность и длительность выдоха, определяется преимущественный тип дыхания. Дыхательные движения грудной клетки, брюшного пресса и верхнего плечевого пояса оцениваются визуально. В зависимости от того, какие отделы легких принимают наиболее активное участие в акте дыхания, различают ключичное, грудное и реберно-брюшное (косто-абдоминальное) дыхание. При всех типах в дыхании участвует диафрагма. Степень ее участия максимальна при реберно-брюшном дыхании и минимальна при ключичном дыхании. При ключичном дыхании экскурсии грудной клетки совершаются за счет расширения и приподнимания ее верхней части, брюшная стенка во время вдоха втягивается. Вдох напряжен, нагрузка приходится на мышцы плечевого пояса и верхней части груди, при этом вокруг глотки возникает напряжение, которое неблагоприятно влияет на речь. При таком типе дыхания нарушается дыхательное обеспечение речи. Грудное дыхание осуществляется преимущественно за счет сокращения наружных и внутренних межреберных мышц. Реберно-брюшной тип дыхания отличается активной работой всей дыхательной мускулатуры. Во время вдоха, если ребенок лежит, брюшная стенка должна подниматься вверх, а если он сидит или стоит — выдвигаться вперед. На выдохе живот втягивается. Этот тип дыхания является наиболее правильным, физиологичным, менее утомительным, а поэтому создает наиболее благоприятные условия для работы голосового аппарата. Для изучения особенностей ротового выдоха можно проводить игры «Футбол», «Полетели-полетели» и «Свеча». Их суть в том, чтобы ребенок целенаправленно дул на предмет, приводя его в движение. В футболе это — комочек цветной ваты, а в игре «Полетели-полетели» — бабочки и самолетики на цветных нитях. В игре «Свеча» возможно наглядно следить за плавностью выдыхаемой струи: выдох прерывистый — бумажка поднимается, опускается, дрожит; выдох ровный — бумажка плавно отклоняется.
Особое значение процесс дыхания имеет в связи с фонацией. Дыхание, которое обеспечивает образование голоса и звуков речи, называется фонационным. Оценка сформированности фонационного дыхания складывается из следующих показателей: — соотношение между вдохом и выдохом в процессе речи; — определение фазы дыхания, в которой производилось; — проговаривание слов (в фазе вдоха, в фазе выдоха, в момент полного выдоха); — характер, глубина, речевого дыхания; — возможность дифференциации носового и ротового дыхания; — эффективность использования речевого дыхания при произнесении логически завершенного отрезка высказывания. Изучение данных показателей проводится при выполнении следующих упражнений. Упражнение 1. Сделать неглубокий вдох через нос (понюхать цветочек), а во время выдоха протяжно произносить: А-А — А-А (покачать куклу); У-У-У-У (гудит пароход). Упражнение 2. Сделать неглубокий вдох через нос, а на выдохе тянуть звук [В] — дует ветер. Упражнение 3. Произносить слоги на длительном выдохе: КО-КО-КО — курочка зовет цыплят; АФ-АФ-АФ — щенок лает; ПИ-ПИ-ПИ — мышонок пищит; КУ-КУ-КУ-КУ — кукушка кукует; МЯУ-МЯУ-МЯУ — котенок мяукает; Упражнение 4. Каждое предложение произнести на одном выдохе: Это Оля. У Оли ляля. У Оли ляля Поля. Это Валя. У Вали панама. У Вали синяя панама.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|