Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

6.3.2. Состояние тембра голоса




6. 3. 2. Состояние тембра голоса

При изучении баланса резонирования выделяют два типа нарушений: гиперназализация (открытый носовой оттенок голоса) и гипоназализация (закрытый носовой оттенок голоса). Назализация звуков [М-М'], [Н-Н'] в русском языке считается нормой. Атипичное использование полости носа в качестве парного резонатора ротовой полости при произнесении гласных и ряда согласных звуков рассматривается как гиперназализация. Гиперназализация чаще всего сопровождается носовой эмиссией (слышимой утечкой воздуха через носовые ходы при произношении звуков, требующих давления в полости рта).

Обязательно обращается внимание на наличие компенсаторных движений мимической мускулатуры (крыльев носа, лба, щек) во время фонации.

Для выявления гиперназализации используются следующие задания:

Упражнение 1. Произнести гласные в последовательности от наименее назальных к наиболее назальным:

А (ляля плачет), Э (мишка идет), О (зубик болит), У (пароход гудит), И (мышка бежит).

Оценка произношения звуков [П, Б] дает наиболее полное представление о небно-глоточной функции у детей, поэтому им предлагается:

Упражнение 2. Назвать 20 картинок с изображением 20 слов, содержащих звуки [П-П', Б-Б']. По количеству слов, произнесенных с носовым оттенком, можно предполагать степень небно-глоточной недостаточности.

Для составления дидактического материала важно использовать звуки, наиболее рано появляющиеся в речи ребенка, для образования которых необходимо определенное давление в ротовой полости: щелевые [Ф, В, X, их мягкие пары]; взрывные [П, Б, Т, Д, К, Г, их мягкие пары]: папа, попугай, паук, пальто, пони; пень, пила, петух, Петя, пи-пи-пи (пищит мышонок); баба, бык, бублик, Айболит, баю-бай.

Упражнение 3. Произнести одно и то же предложение, не содержащее носовые звуки, например: [у папы пальто; у Оли туфли] — дважды: с открытыми и закрытыми ноздрями. Если гиперназализация имеет место, звучание фразы изменяется. При нормальной функции небно-глоточного затвора предложения звучат одинаково.

Гиперназализация может иметь разную степень выраженности:

- легкую;

- среднюю;

- выраженную.

Носовая эмиссия выявляется с помощью медицинского стетоскопа (фото №17). Мембрана подносится к носовым ходам, и во время произношения хорошо слышно, какие звуки сопровождаются носовой эмиссией, а какие нет. Можно использовать также маленькое стоматологическое зеркальце (фото №18) или медицинский металлический шпатель (фото №19), который фиксируется под носовыми ходами, и в случае, если носовая эмиссия имеет место, запотевают.

 

 

Выявление носовой эмиссии проводится при выполнении следующих упражнений.

Упражнение 1. Произносить слог [ПИ] (как пищит мышонок) 10 раз.

Упражнение 2. Повторить за логопедом 10 двусложных слов, каждое из которых содержит два глухих или два звонких губно-губных звука [П, Б]:

папа, пи-пи, попугай, пупок, пупсик, бабуля, бубен, бублик, би-би (машина), баю-бай (положи лялю спать).

Носовая эмиссия может быть:

— неслышимой, легкой;

— слышимой, умеренной;

— выраженной.

Недостаток носового резонирования (закрытый носовой оттенок голоса) проявляется при произнесении слов, содержащих звуки [М, Н]. При резко выраженной форме гипоназализации [М] произносится как [Б], а [Н] как [Д]. При закрытии носовых ходов гипоназализация не меняется.

Упражнения для выявления гипоназализации представлены в параграфе

В процессе обследования тембра голоса также необходимо учитывать такие его характеристики, как звонкость, полетность, звучность.

6. 3. 3. Строение и функция органов артикуляционного аппарата

после операции

Изучение органов артикуляции и их моторной функции происходит перед зеркалом во время игры «Сделай, как я! », основанной на подражании ребенка.

При описании строения губ отмечается, имеется ли рубцовая деформация верхней губы, также определяется мышечная подвижность губ (достаточная/ ограниченная), их смыкание (полное/неполное) и переключаемость (полная/ неполная). Уточняется длина уздечки верхней губы. Ребенку предлагается выполнить следующие упражнения:

Упражнение 1. «Улыбка» — улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение под счет до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.

Упражнение 2. «Трубочка» — губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении под счет до пяти.

Упражнение 3. «Улыбка — Трубочка» — на счет «раз — два» чередовать упражнения «Улыбка» и «Трубочка».

Затем визуально определяется состояние преддверья рта, отмечается его сформированность, наличие расщелины альвеолярного отростка верхней челюсти (справа/слева), а также протрузии (выдвижения межчелюстного отростка верхней челюсти вперед).

При оценке состояния прикуса отмечается, имеется ли сужение верхней челюсти или какая-либо другая патология прикуса (прогения, прогнатия и т. д. ). Также отмечается сформированность зубного ряда.

При обследовании языка описывается его размер и форма, состояние корня и кончика. Длина уздечки языка определяется по способности ребенка поднять язык за верхние зубы при широко открытом рте. Если проба выполняется, длину уздечки можно считать достаточной. Важно обратить внимание на позицию тела языка в ротовой полости (правильная, межзубная, язык оттянут кзади или лежит на дне). Далее определяется мышечная подвижность языка (достаточная/ограниченная), переключаемость (полная/неполная). Определяется тонус языка (нормальный/ пониженный/ повышенный), имеется ли тремор языка, девиация (отклонение) языка (вправо/ влево) и саливация (нормальная, повышенная, пониженная) при выполнении проб. Ребенку предлагается выполнить следующие упражнения:

Упражнение 1. «Блинчик» — улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии под счет до пяти.

Упражнение 2. «Иголочка» — улыбнуться, открыть рот. Высунуть узкий язык из ротовой полости. Удерживать в таком состоянии под счет до пяти.

Упражнение 3. «Часики» — улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз — два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.

Упражнение 4. «Качели» — улыбнуться, открыть рот. Насчет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

Упражнение 5. «Лошадка» — улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык широкий.

При определении состояния твердого неба отмечается, имеется ли вторичный послеоперационный дефект (в переднем отделе, в среднем отделе, на границе твердого и мягкого неба). Также описывается форма твердого неба (куполообразное, высокое, низкое, узкое, широкое, готическое).

При визуальной оценке небно-глоточного смыкания уточняется, состоится оно или нет, сужено ли глоточное кольцо, а также длина и подвижность мягкого неба. Ребенку предлагается выполнить упражнение: улыбнуться, открыть рот. Произнести [А-Э] на твердой атаке. Если не удается оценить работу мягкого неба за счет приподнятой задней части спинки языка, то можно вызвать глоточный рефлекс, нажав шпателем на корень языка.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...