Виды и типы дидактической игры как инструмента социальной работы с детьми и средства развития познавательных интересов учащихся
Все дидактические игры можно разделить на «три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры». [10] Можно представить также следующие виды дидактических игр как инструмента социальной работы с детьми и средства развития познавательных интересов учащихся: «игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы, настольно-печатные, словесные, сюжетно-ролевые, предметные, игры-упражнения, игры-соревнования, познавательные, игры с правилами, коллективные дидактические игры, длительные совместные игры со сверстниками. Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся: Игры-путешествия. Игры-поручения. Игры-предположения. Игры-загадки. Игры-беседы (игры-диалоги). Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, обычное раскрывает через необычное, простое - через загадочное, трудное - через преодолимое, необходимое - через интересное. Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. Цель игры-путешествия - усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха. Игры-путешествия всегда несколько романтичны. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться. Роль педагога в игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей, играя с ними, вести процесс обучения незаметно». [4]
Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. «В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать: «Помоги Буратино расставить знаки препинания», «Проверь домашнее задание у Незнайки». Игры-предположения «Что было бы..?» или «Что бы я сделал...», «Кем бы хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?» и др. Иногда началом такой игры может послужить картинка. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии «Что было бы..?» или «Что бы я сделал...». Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами. Дети высказывают предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент: «Кто быстрее сообразит?»». [9] Игры-загадки. «Возникновение загадок уходит в далекое прошлое. Загадки создавались самим народом, входили в обряды, ритуалы, включались в праздники. Они использовались для проверки знаний, находчивости. В этом и заключается очевидная педагогическая направленность и популярность загадок как умного развлечения. В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей игры. Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать). Описание это нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Детям нравятся игры-загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться - доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения». [20]
Игры-беседы (диалоги). В основе игры-беседы лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Это «общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. В игре-беседе воспитатель часто идет не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру. Однако игра-беседа таит в себе опасность усиления приемов прямого обучения. Воспитательно-обучающее значение заключено в содержании сюжета - темы игры, в возбуждении интереса к тем или иным аспектам объекта изучения, отраженного в игре. Познавательное содержание игры не лежит «на поверхности»: его нужно найти, добыть - сделать открытие и в результате что-то узнать. Ценность игры-беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Все это характеризует активный поиск решения поставленной игрой задачи. Немалое значение имеет умение участвовать в беседе, что характеризует уровень воспитанности. Основным средством игры-беседы является слово, словесный образ, вступительный рассказ о чем-то. Результатом игры является удовольствие, полученное детьми». [20] Широко используются в самостоятельной деятельности детей настольно-печатные игры. «Это типа лото, мозаика, домино, парные и разрезные картинки, шашки, шахматы, игры-головоломки и др. Педагог дает образцы выполнения действий, указывает на неправильное выполнение их отдельными участниками, показывает при этом образцы контроля за действиями партнера. Такой настольный материал обладает большой наглядностью и красочностью, в процессе игры с которым ребенок может активно действовать, привлекать к совместным действиям сверстников. Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, различные виды лото, домино. При их использовании решаются различные развивающие задачи. Так, например, игра, основанная на подборе картинок по парам. Ученики объединяют картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу. Подбор картинок по общему признаку - классификация. Здесь от учеников требуется обобщения, установление связи между предметами.
Словесные игры - игры, которые развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. В эту группу входит большое количество народных игр типа: «Краски», «Молчок», «Черное и белое», «Я знаю пять...», «Контакт», «Игры в слова» - это придумывание слов обозначающих предметы из одной группы (например, овощи, животные, мебель и т. д.), придумывание слов, начинающихся на одну букву, каждое последующее слово должно начинаться на последнюю букву предыдущего. Нужно называть по очереди, таким образом, игра превращается в соревнование. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания о новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, воспитывают желание заниматься умственным трудом». [20] «Особенность сюжетно-ролевых игр в том, что учащиеся исполняют роли, а сами игры наполнены глубоким и интересным содержанием. Предметные игры - это игры с народной дидактической игрушкой, мозаикой, природным материалом. Основные игровые действия с ними: нанизывание, выкладывание, катание, собирание целого из частей и т. д. Игры-упражнения - игровая деятельность может быть организована в коллективных и групповых формах, но все же индивидуализирована. Ее используют при закреплении материала, проверке знаний учащихся, во внеклассной работе. Игры-соревнования: конкурсы; викторины; имитации телевизионных конкурсов и т. д. Познавательные игры - это игры, в ходе которых происходит: развитие творческих способностей детей; развитие художественно-эстетического вкуса; формирование навыков исследовательской и проектной деятельности. Игры с правилами хороши тем, что в них четко предусмотрены требования к поведению детей. В коллективных дидактических играх элементы сотрудничества и ориентация на партнера являются не второстепенной, а необходимой составной частью игрового процесса». [4]
Подведём итог. Мы узнали, каковы виды и типы дидактической игры как инструмента социальной работы с детьми и средства развития познавательных интересов учащихся. Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры. Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся: игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы (игры-диалоги). Широко используются в самостоятельной деятельности детей настольно-печатные игры. Словесные игры - игры, которые развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. Особенность сюжетно-ролевых игр в том, что учащиеся исполняют роли, а сами игры наполнены глубоким и интересным содержанием. Предметные игры - это игры с народной дидактической игрушкой, мозаикой, природным материалом. Игры-упражнения - игровая деятельность может быть организована в коллективных и групповых формах, но все же индивидуализирована. Познавательные (дидактические) игры - это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых детям предлагается найти выход. Такая игра как средство развития познавательной активности детей содержит в себе большие потенциальные возможности: активизирует познавательные процессы; воспитывает интерес и внимательность детей; развивает способности; вводит детей в жизненные ситуации; учит их действовать по правилам, развивает любознательность; закрепляет знания, умения. В играх проявляются черты характера каждого участника, как положительные, так и отрицательные. В этом и проявляется сущность дидактической игры как средства развития познавательных интересов учащихся. Такая игра направлена на развитие ребёнка как личности, а это - задача не только педагогики, но и социальной работы с детьми, что и делает дидактическую игру одним из инструментов последней. Дидактическая игра делится на несколько стадий. Существуют следующие методы дидактической игры как инструмента социальной работы с детьми и средства развития познавательных интересов учащихся: словесные методы, наглядные, практические. Выделяются следующие формы дидактической игры: сюжетно-ролевые игры и игры-упражнения, включающие только отдельные элементы игры; игры, требующие от детей исполнительской деятельности; игры, требующие воспроизведения действий; игры, с помощью которых дети изменяют примеры и задачи в другие, логически связанные с ними; игры, в которые включены элементы поиска и творчества. Все дидактические игры можно разделить на три основных вида и на несколько типов.
Практические аспекты дидактической игры как инструмента социальной работы в регионе и средства развития познавательных интересов учащихся дошкольных образовательных учреждений (на примере МБДОУ «Тёшинский детский сад»)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|