Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дидактические игры, применяемые в МБДОУ «Тёшинский детский сад» (Нижегородская область, Навашинский район, рабочий посёлок Теша) как средство развития познавательных интересов учащихся




 

В МБДОУ «Тёшинский детский сад» нередко применяются дидактические игры как средство развития познавательных интересов учащихся (воспитанников).

Наиболее популярная дидактическая игра в названном учреждении - игра «Домашние животные», которая проводится в ясельной группе. Цели данной игры: «учить детей называть домашних животных и их детёнышей, произносить звукоподражания; прививать детям доброе отношение к животным, развивать внимание, память, речь». [13] Сценарий этой игры приведён в приложении А. Эта игра - одновременно словесная, наглядная и практическая, сюжетно-ролевая, игра, в которую включены элементы поиска. Вместе с тем, это - игра-путешествие и игра-беседа.

Очень часто в МБДОУ «Тёшинский детский сад» дидактические игры применяются как средство развития познавательных интересов учащихся в процессе научения их какой-либо деятельности, чаще всего - изобразительной. «Изобразительная деятельность - это специфическое образное познание действительности. Как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей. Овладение умением изображать невозможно без целенаправленного зрительного восприятия - наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, надо предварительно хорошо с ним ознакомиться, запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию расположение частей. Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний на основе представлений о разнообразии форм пространственного расположения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

Использование моментов игры в процессе изобразительной деятельности относится к наглядно-действенным приемам обучения. Чем меньше ребенок, тем большее место в его воспитании и обучении должна занимать игра. Игровые приемы обучения будут способствовать привлечению внимания детей к поставленной задаче, облегчать работу мышления и воображения. Обучение рисованию в младшем возрасте начинается с игровых упражнений. Их цель - сделать более эффективным и процесс обучения детей по созданию простейших линейных форм, и развитие движений руки. Дети вслед за воспитателем сначала проводят рукой различные линии в воздухе, затем пальцем на бумаге, дополняя движения пояснениями: «Это бегает по дорожке мальчик», «Так бабушка мотает клубок» и т. д.

Соединение образа и движения в игровой ситуации значительно ускоряет овладение умениями изображать линии и простейшие формы. Включение игровых моментов в изобразительную деятельность в младшей группе продолжается и при изображении предметов. Например, в гости к детям приходит новая кукла, и они лепят ей угощение: блины, пироги, печенье. В процессе этой работы малыши овладевают умением расплющивать шар. В средней группе дети рисуют плюшевого мишку с натуры. И этот момент можно удачно обыграть. Мишка стучится в дверь, здоровается с детьми, просит их нарисовать его. В конце занятия он участвует в просмотре детских работ, выбирает по совету детей лучший портрет и вешает его в игровом уголке.

Даже с детьми шести лет возможно применение игровых приемов, конечно, в меньшей степени, чем в младшей группе. Например, во время прогулки дети через самодельные фотоаппараты рассматривают пейзаж, дерево, животных, «делают снимки», а, придя в детский сад, «проявляют и печатают их», изображая воспринятое на рисунке». [11]

Большое внимание в ДОУ «Тёшинский детский сад» уделяется работе по ознакомлению детей с основами безопасности. Так же проводят занятия по правилам дорожного движения, как надо вести себя во время пожара. В связи с этим, здесь проводятся применяются дидактические игры, имитирующие ситуации дорожного движения, пожара и др. Такие игры, несомненно, являются средством развития познавательных интересов учащихся. В различных группах названного ДОУ проводится «игра-драматизация «Кошкин дом», словесные игры «Откуда может прийти беда» или «Почему это случилось?», подвижная игра «Поезд», сюжетно-ролевая игра «Скорая помощь».

Такие игры и связанная с ними чётко организованная работа по преобразованию предметно-развивающей среды оказала благоприятное влияние на развитие творческих способностей детей. Воспитанники проявляли большую активность, принимали участие в изготовлении игр и пособий». [1]

Ещё одна дидактическая игра, применяемая в МБДОУ «Тёшинский детский сад», - «Волшебница вода».

Цели названной игры:

«Продолжать знакомить детей со свойствами воды: прозрачность, не имеет запаха, вкуса, вода - растворитель;

Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека;

Уточнить представления детей о том, что вода важна для всех живых существ;

Развивать навыки проведения лабораторных опытов;

Активизировать и обобщать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия;

Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а также отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту;

Учить правильно вырезать силуэт, передавая плавные изгибы формы, дополнять аппликативное изображение графическим (дорисовывать чешуйки, глаза);

Воспитывать усидчивость, аккуратность.

Предварительная работа:

. Проведение мини-беседы «Если б не было воды».

. Рассматривание глобуса, карты мира.

. Отгадывание загадок о воде.

Оборудование и материал: иллюстрации на тему «Вода», плакаты, капельки воды, изготовленные из бумаги, аудиозапись, колбы, вода, молоко, сахар, мелкие игрушки, стакан с питьевой водой, фломастеры, клей, цветная бумага, кисточки, салфетки, подставки, заготовка панно «Речка»». [16]

Ход данной игры приведён в приложении Б. Эта дидактическая игра основана на практических методах. Это - игра-упражнение, требующая от детей и исполнительской деятельности, и воспроизведения действий. В то же время, это - игра с предметами.

Подведём итог. Названы и описаны дидактические игры, применяемые в МБДОУ «Тёшинский детский сад» как средство развития познавательных интересов учащихся. Наиболее популярная дидактическая игра в названном учреждении - игра «Домашние животные», которая проводится в ясельной группе. Эта игра - одновременно словесная, наглядная и практическая, сюжетно-ролевая, игра, в которую включены элементы поиска. Вместе с тем, это - игра-путешествие и игра-беседа. Очень часто в МБДОУ «Тёшинский детский сад» дидактические игры применяются как средство развития познавательных интересов учащихся в процессе научения их какой-либо деятельности, чаще всего - изобразительной. Применяются дидактические игры, имитирующие ситуации дорожного движения, пожара и др. Ещё одна дидактическая игра, применяемая в МБДОУ «Тёшинский детский сад», - «Волшебница вода», основанная на практических методах. Это - игра-упражнение, требующая от детей и исполнительской деятельности, и воспроизведения действий. В то же время, это - игра с предметами.

 

Рекомендации по совершенствованию применения в МБДОУ «Тёшинский детский сад» (Нижегородская область, Навашинский район, рабочий посёлок Теша) дидактических игр как инструмента социальной работы с детьми и средства развития познавательных интересов учащихся

 

Как было указано выше, в МБДОУ «Тёшинский детский сад» дидактические игры применяются преимущественно как педагогическое средство развития познавательных интересов учащихся и редко - как инструмент социальной работы с детьми. А ведь социальная работа с воспитанниками в любом ДОУ также важна. Поэтому и нужны некоторые рекомендации по совершенствованию применения в МБДОУ «Тёшинский детский сад» дидактических игр. Такие рекомендации, в общем, нацелены на использование в этом ДОУ при организации и осуществлении дидактических игр методов самоорганизации детского коллектива, детской самодеятельности и методов повседневного общения детей со взрослыми (в рамках различных вечеров, семейных встреч и т. п.).

Заметим, что «методы организации и самоорганизации детского коллектива - коллективная перспектива, коллективная игра, коллективные единые требования, коллективное самоуправление, коллективное соревнование, коллективное самообслуживание. Методы детской самодеятельности: методы самоорганизации духа (самоанализ, самокритика, самопознание, самоочищение), методы самоорганизации чувства и разума (самовыражение, самообучение, самообладание), методы самоорганизации воли и поведения (самоограничение, самоконтроль, самостимулирование)». [3,c.256 - 258]

Методы самоорганизации детского коллектива, детской самодеятельности в МБДОУ «Тёшинский детский сад» могли бы быть организованы в следующих формах:

«в процессе имитации детьми обучения (деятельность по освоению социальных навыков и приобретения необходимого социального опыта, самообразования). Результатом такой деятельности должен стать усвоенный детьми разнообразный социальный опыт как приобретённый ресурс для последующего развития;

в сфере имитации жизнеобеспечения (трудовая деятельность взрослых и детей в ходе игры). Здесь воспитанники должны получить тот багаж знаний и навыков, который поможет им наладить свой быт и семейную жизнь в будущем;

в процессе деятельности ребенка по интересам. Результатом данной деятельности должно стать открытие и реализация детьми своих талантов и продуктивных творческих способностей». [12]

Формами по обеспечению названных методов могли бы стать и некоторые программы, общие сведения о которых приведены в приложении В.

Совершенствованию применения в МБДОУ «Тёшинский детский сад» дидактических игр как инструмента социальной работы с детьми и средства развития познавательных интересов учащихся могли бы способствовать такие мероприятия, как организация детских концертов, спектаклей, поощрение самодеятельных игр.

«Самодеятельная игра - игра, инициатива в которой принадлежит ребенку. Ребенок не просто сам выбирает сюжет для своей игры, но и в ходе такой игры сам ставит себе игровые задачи, самостоятельно находит их решение доступными ему игровыми способами, самостоятельно выбирает и свободно использует необходимые ему игровые средства. Что же касается разыгрывания тех или иных конкретных сюжетов (направленных на формирование определенных личностных качеств ребенка или расширение его знаний в какой-либо области), то они, безусловно, имеют важное значение для обогащения детского игрового опыта, который затем ляжет в основу его самодеятельной игры, поможет в уточнении каких-то его знаний, в формировании определенных поведенческих навыков и т. д., но в отрыве от самодеятельной игры всё равно нельзя обеспечить полноценного развития ребенка. Во-первых, такие игры, инициированные и поддерживаемые взрослым, представляют собой действо, которое далеко не всегда становится деятельностью самого ребенка. Во-вторых, в этом случае нарушается баланс между процессами интериоризации и экстериоризации, которые, как считал А. В. Запорожец, являются разными сторонами единого процесса микрогенеза игры; и только их единство обеспечивает не механическую ассимиляцию игрового содержания, а активное воссоздание ребенком усваиваемых способов действия и моральных истин, превращение их во внутреннее достояние детской личности. Развитие игровой деятельности обеспечивается не простым усложнением сюжетов, а обобщением многообразного детского опыта и его практическим применением в условиях игры.

Несмотря на то что признание ведущей роли самодеятельных игр ни у кого не вызывает возражений в плане теоретическом, в плане практическом их адекватная педагогическая поддержка реализуется крайне редко. Идет прямое обучение играм в старших возрастах, самодеятельная игра подменяется даже не дидактической игрой, а просто названным «игрой» типичным занятием. При необходимости организации «творческих» игр воспитатели осуществляют механическое разыгрывание определенных сюжетов (настойчиво возвращая детей в заранее запланированное русло). В отдельных педагогических колледжах педагоги по-прежнему обучают студентов планированию игровой деятельности с предварительным написанием конспекта игры, т. е. реализуется подход, который заведомо лишает игру не просто ее самодеятельного статуса, но и самой возможности перехода на уровень самостоятельной деятельности». [15]

Кроме того, мы считаем, что в целях совершенствования применения в МБДОУ «Тёшинский детский сад» дидактических игр как инструмента социальной работы с детьми и средства развития познавательных интересов учащихся необходима организация общения детей в ходе этих игр со взрослыми, не являющимися их близкими родственниками. Формами при этом могли бы быть:

«родительские гостиные;

групповые семинары, практикумы;

творческие занятия для родителей с детьми, позволяющие родителям наладить доверительные отношения с ребенком и, одновременно с этим, поучаствовать в образовательном процессе;

общесемейные вечера встреч.

Ожидаемые результаты:

повышение уровня родительской компетентности;

гармонизация семейных и родительско-детских отношений;

повышение родительской ответственности за судьбу ребенка и его активности в отношениях с сотрудниками детского сада;

повышение коммуникативности детей, их общительности, снижение замкнутости.

Как это повлияет на среду социального развития ребенка:

улучшится эмоциональный климат в семье;

упрочится социальный статус ребенка в семье, отношения с родителями станут более адекватными его возрасту;

изменится в сторону большей объективности родительская оценка талантов малыша, уровень родительских притязаний будет лучше соотноситься со способностями ребенка;

повысится эмоциональная насыщенность и информативность контактов родителей с детьми». [8]

Это крайне важно, ведь «важнейшую роль в том, каким вырастает человек, как пройдет его становление играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации». [2,c.36] В любом случае, «педагог в детском саду должен уметь помочь ребенку, направив его в нужное русло. Он должен стремиться не подавлять, а направлять инициативу ребят; развивать их общественное мнение, развивать детское самоуправление». [6,c.144]

Усовершенствовать применение в МБДОУ «Тёшинский детский сад» дидактических игр как инструмента социальной работы с детьми и средства развития познавательных интересов учащихся помогло бы и применение в этих играх методов коллективного соревнования. «Коллективное соревнование как метод самоорганизации отвечает особенностям детской природы, активизирует и стимулирует общественно полезную деятельность дошкольников путем сравнения и оценки ее результатов. Дошкольники соревнуются в отдельных видах учебной работы, общественно полезном труде, быту, физкультуре и спорте, технической, научной, художественной самодеятельности. Организация соревнования требует четкой постановки целей, широкого оглашения условий, передовой организации труда, обмена опытом и взаимопомощи, гласного подведения итогов и сравнения результатов, подробного освещения хода соревнования, награждения победителей. Воспитательные результаты соревнования проявляются в повышении продуктивности, производительности и организованности труда, удовлетворении детей достигнутым успехом, в активизации духовных и физических сил. Соревнование дает педагогу информацию о степени развития активности, требовательности детей к себе и товарищам, духе соревновательности, о формирующихся коллективистических качествах взаимопомощи, организованности, заботы о коллективе. Ему становится очевидным развитие у некоторых ребят самомнения, чрезмерного честолюбия, стремления быть первым, во что бы то ни стало, пренебрежительного отношения к побежденным». [5,c.207 - 209]

Подведём итог. Разработаны рекомендации по совершенствованию применения в МБДОУ «Тёшинский детский сад» дидактических игр как инструмента социальной работы с детьми и средства развития познавательных интересов учащихся. Такие рекомендации, прежде всего, нацелены на использование в этом ДОУ при организации и осуществлении дидактических игр методов самоорганизации детского коллектива, детской самодеятельности и методов повседневного общения детей со взрослыми (в рамках различных вечеров, семейных встреч и т. п.). Совершенствованию применения в МБДОУ «Тёшинский детский сад» дидактических игр могли бы способствовать такие мероприятия, как организация детских концертов, спектаклей, поощрение самодеятельных игр, а также - применение в дидактических играх методов коллективного соревнования.

В МБДОУ «Тёшинский детский сад» функционирует 3 группы: ясельная, средняя (с 3 лет до 5 лет), старшая. Каждая группа имеет несколько помещений. Также в детском саду имеется пищеблок, групповые площадки, которые полностью оборудованы, физкультурная площадка. Такова структура названного ДОУ. В МБДОУ «Тёшинский детский сад» ведётся психолого-педагогическая деятельность по отношению к воспитанникам. Наиболее яркие формы её проявления - обучение детей, чтение им вслух, обучение детей рисованию, что, конечно же, содействует процессу развития личности ребёнка. Основная деятельность МБДОУ «Тёшинский детский сад» по отношению к детям заключается, кроме того, в играх и беседах воспитателей с детьми. В Тёшинском детском саду с детьми ведутся занятия по лепкеирисованию, танцам, физкультуре, музыке. Эти мероприятия составляют основную деятельность МБДОУ «Тёшинский детский сад». Наиболее популярная дидактическая игра в названном учреждении - игра «Домашние животные», которая проводится в ясельной группе. Очень часто в МБДОУ «Тёшинский детский сад» дидактические игры применяются как средство развития познавательных интересов учащихся в процессе научения их какой-либо деятельности, чаще всего - изобразительной. Применяются дидактические игры, имитирующие ситуации дорожного движения, пожара и др. Ещё одна дидактическая игра, применяемая в МБДОУ «Тёшинский детский сад», - «Волшебница вода», основанная на практических методах. В МБДОУ «Тёшинский детский сад» дидактические игры применяются преимущественно как педагогическое средство развития познавательных интересов учащихся и редко - как инструмент социальной работы с детьми. А ведь социальная работа с воспитанниками в любом ДОУ также важна. Поэтому и были разработаны некоторые рекомендации по совершенствованию применения в МБДОУ «Тёшинский детский сад» дидактических игр.


Заключение

 

В данной курсовой работе мы пришли к следующим выводам.

Мы выяснили сущность дидактической игры как средства развития познавательных интересов учащихся. Познавательные (дидактические) игры - это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых детям предлагается найти выход. Технология дидактической игры - это конкретная технология проблемного обучения и средство развития познавательных интересов учащихся. При этом игровая деятельность детей обладает важным свойством: в ней познавательная деятельность представляет собой самодвижение, поскольку информация не поступает извне, а является внутренним продуктом, результатом самой деятельности. Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей содержит в себе большие потенциальные возможности: активизирует познавательные процессы; воспитывает интерес и внимательность детей; развивает способности; вводит детей в жизненные ситуации; учит их действовать по правилам, развивает любознательность; закрепляет знания, умения. В играх проявляются черты характера каждого участника, как положительные, так и отрицательные. В этом и проявляется сущность дидактической игры как средства развития познавательных интересов учащихся. Главное отличие дидактической игры от другой деятельности заключается в том, что ее предмет - сама человеческая деятельность. Дидактическая игра является игровой формой обучения, в которой одновременно действуют два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное. В этом - также сущность дидактической игры как средства развития познавательных интересов учащихся.

Изучены стадии, формы и методы дидактической игры как инструмента социальной работы с детьми и средства развития познавательных интересов учащихся. Такая игра направлена на развитие ребёнка как личности, а это - задача не только педагогики, но и социальной работы с детьми, что и делает дидактическую игру одним из инструментов последней. Дидактическая игра делится на несколько стадий. Первая стадия х арактеризуется появлением у учащегося желания играть, активно действовать. На второй стадии ребенок учится выполнять игровую задачу, правила, действия игры. В период третьей стадии закладываются основы таких важных качеств как честность, целеустремленность, настойчивость, способность переживать горечь неудачи, умение радоваться не только своему успеху, но и успеху товарищей.Существуют следующие методы дидактической игры как инструмента социальной работы с детьми и средства развития познавательных интересов учащихся: словесные методы, наглядные, практические. Выделяются следующие формы дидактической игры: сюжетно-ролевые игры и игры-упражнения, включающие только отдельные элементы игры; игры, требующие от детей исполнительской деятельности; игры, требующие воспроизведения действий; игры, с помощью которых дети изменяют примеры и задачи в другие, логически связанные с ними; игры, в которые включены элементы поиска и творчества.

Мы узнали, каковы виды и типы дидактической игры как инструмента социальной работы с детьми и средства развития познавательных интересов учащихся. Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры. Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся: игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы (игры-диалоги). Широко используются в самостоятельной деятельности детей настольно-печатные игры. Словесные игры - игры, которые развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. Особенность сюжетно-ролевых игр в том, что учащиеся исполняют роли, а сами игры наполнены глубоким и интересным содержанием. Предметные игры - это игры с народной дидактической игрушкой, мозаикой, природным материалом. Игры-упражнения - игровая деятельность может быть организована в коллективных и групповых формах, но все же индивидуализирована.

Описаны структура и основная деятельность МБДОУ - муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - «Тёшинский детский сад» (Нижегородская область, Навашинский район, рабочий посёлок Тёша). В этом МБДОУ функционирует 3 группы: ясельная (с 1 года до 3 лет), средняя (с 3 лет до 5 лет), старшая (с 5 лет до 7 лет). Каждая группа имеет несколько помещений. Также в детском саду имеется пищеблок, групповые площадки, которые полностью оборудованы, физкультурная площадка. Такова структура названного ДОУ. В МБДОУ «Тёшинский детский сад» ведётся психолого-педагогическая деятельность по отношению к воспитанникам. Наиболее яркие формы её проявления - обучение детей, чтение им вслух, обучение детей рисованию, что, конечно же, содействует процессу развития личности ребёнка. Основная деятельность МБДОУ «Тёшинский детский сад» по отношению к детям заключается, кроме того, в играх и беседах воспитателей с детьми. В Тёшинском детском саду с детьми ведутся занятия по лепкеирисованию, танцам, физкультуре, музыке. Эти мероприятия составляют основную деятельность МБДОУ «Тёшинский детский сад».

Названы и описаны дидактические игры, применяемые в МБДОУ «Тёшинский детский сад» как средство развития познавательных интересов учащихся. Наиболее популярная дидактическая игра в названном учреждении - игра «Домашние животные», которая проводится в ясельной группе. Эта игра - одновременно словесная, наглядная и практическая, сюжетно-ролевая, игра, в которую включены элементы поиска. Вместе с тем, это - игра-путешествие и игра-беседа. Очень часто в МБДОУ «Тёшинский детский сад» дидактические игры применяются как средство развития познавательных интересов учащихся в процессе научения их какой-либо деятельности, чаще всего - изобразительной. Применяются дидактические игры, имитирующие ситуации дорожного движения, пожара и др. Ещё одна дидактическая игра, применяемая в МБДОУ «Тёшинский детский сад», - «Волшебница вода», основанная на практических методах. Это - игра-упражнение, требующая от детей и исполнительской деятельности, и воспроизведения действий. В то же время, это - игра с предметами.

Разработаны рекомендации по совершенствованию применения в МБДОУ «Тёшинский детский сад» дидактических игр как инструмента социальной работы с детьми и средства развития познавательных интересов учащихся. Такие рекомендации, прежде всего, нацелены на использование в этом ДОУ при организации и осуществлении дидактических игр методов самоорганизации детского коллектива, детской самодеятельности и методов повседневного общения детей со взрослыми (в рамках различных вечеров, семейных встреч и т. п.). Совершенствованию применения в МБДОУ «Тёшинский детский сад» дидактических игр могли бы способствовать такие мероприятия, как организация детских концертов, спектаклей, поощрение самодеятельных игр, а также - применение в дидактических играх методов коллективного соревнования.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...