Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эволюция представлений о показателях качества жизни




ТЕМА 1. КАЧЕСТВО ЖИЗНИ.

Под качеством жизни обычно понимают условия человеческого существовании:

обеспеченность материальными благами (пища, одежда, жилье), безопасность, доступность медицинской помощи, возможности для получения образо­вания и развития способностей, состояние природной сре­ды, социальные отношения в обществе, включая свободу выражения мнений и влияние граждан на политические ре­шения.

Качество жизни в общем случае определяется по всем сферам и аспектам существования человека: природа, семья, работа, общественная деятельность, учеба, свободное время и т. д. Условия, в которых осуществляется трудовая деятельность человека, принято называть качеством трудовой жизни, или условиями труда. В широком смысле слова к ним относятся характеристики: рабочего места, производственной среды (тем­пература, влажность, запыленность и т. п.), организации и оплаты труда, взаимоотношений в производственных коллективах. (Эти характеристики рассмотрены

в последующих разделах книги.)

Различные аспекты качества жизни столетиями обсуждаются в мировой, философской, социологической, и экономической литературе. Об этом, свидетельствует, в частности, следующее утверждение Аристотеля: «Цель государства — это совместное продвижение к высокому качеству жизни» (цит. по: [Сен. С. 18], курсив мой.— Б. Г.). Наибольший вклад в формирование современных представлений о качестве жизни вообще и о качестве трудовой жизни в частности внесли Э. Дюркгейм, М. Be6ep, Э. Мейо, А. Маслоу, Ф. Герцберг. Термин «качество жизни» стал широко применяться в

80­-е гг. XX в. после работ Дж. Гэлбрейта.

Для научного анализа качества жизни прежде всего сле­дует учитывать, что качество любого объекта или процесса может быть установлено только по отношению к некоторому эталону, который определяется нормами, стандартами, пра­вилами, обычаями, традициями. В частности, качество про­дукции характеризуется степенью соответствия параметров изделий утвержденным стандартам, техническим условиям, договорам. Таким образом, можно дать следующее определе­ние.

Качество жизни характеризуетсястепенью удовлет­воренияпотребностейчеловека, определяемой, по отно­шению к соответствующим нормам, обычаями тради­циям,а также по отношению к уровню личных притязаний.

Для анализа и планирования качества жизни используется ряд показателей (социальных индикаторов), которые отражают как объективные характеристики (потребление материальных благ, продолжительность жизни, система образования и др.), так и субъективное восприятие людьми условий существования. В мировой литературе

наряду с понятием качества жизни (quality of life— QOL)используется также термин «субъективное благополучие» (subjective well-being— SWB).

Относительность оценок качества жизни иллюстрирует следующий пример. Для большинства европейских и американских рабочих жизнь владельца супермаркета, обладающего состоянием в несколько миллионов долларов, кажется преде­лом мечтаний. Однако для православных или буддийских мо­нахов жизнь этого человека представляется крайне неблагополучной.

Американский психолог и специалист по медитации Р. Альперт (Рам Дас) описывает различия мнений о качестве жизни следующим образом: «В храме моего гуру в Гималаях жизнь моя была очень проста. Я спал на подстилке, умывался из ведpa, ел один раз в день, сидел, часами глядя в окно или изучая Гиту 1. Однажды, сидя так я припомнил статью из журнал «Лайф» о военнопленных американских летчиках, которую читал когда-то. Было там и несколько фотографий, показывающих их быт. Я вспомнил одно описание жизни военнопленного: «Весь день я сижу в комнате. Сплю на подстилке, моюсь из ведра, и ем один раз в день». Целью статьи было показать ужас егожизни в таких жутких условиях. Я посмотрел на свою собственную жизнь: я добровольно выбрал такие же условия и при этом часто пребывал в экстазе» [Рам Дас. С. 60].

Таким образом, разные люди воспринимают одни и те же условия существования по-разному. Причины этих различий в конечном счете определяются различным пониманием смысла и целей жизни.

 

 

Эволюция представлений о показателях качества жизни

Хотя понятие качества жизни стала применяться в науч­ной литературе с 70-х гг. XX в., проблемы, связанные с содер­жанием этого понятия, обсуждались на протяжении тысячеле­тий. В древности и Средневековье были сформулированы основные представления о смысле жизни и природе человека. Несмотря на существенные отличия конфессиональных и философских концепций, практически все они рассматривали умеренность в потреблении материальных благ, законопослушность, духовное совершенствование, помощь ближним как важнейшие предпосылки достойного существования человека.

Значительные изменения в представлениях о качестве жизни начались в Европе с конца XVIII в. под влиянием пер­вой промышленной революции, а также новых экономических и социальных идей, обусловленных развитием политической экономии,

которая формировалась как наука о богатстве.

В XX в. экономика заняла центральное место в системе социальных наук (подобно физике среди наук о природе). Экономический подход стал доминирующим при анализе обществен­ных явлений.

Критике чисто экономического подхода, при котором на уровне фирмы все сводится к максимизации прибыли, а в масштабах страны — к максимизации темпов экономического роста, посвящены исследования Т. Веблена, Дж. Гэлбрейта.

Ряд авторитетных ученых на большом фактическом материале доказывают пагубность сохранения сложившихся тенден­ций развития цивилизации и призывают к ограничению темпов экономического роста, увеличению затрат на сохранение природной среды, сокращению разрыва между бедными и богатыми странами. В частности, подчеркивается опасность ситуации, при которой жители развитых стран, составляющие менее 20% населения Земли, потребляют свыше 80% природных ре­сурсов и создают подавляющую часть промышленных отходов.

В 1992 г. в Рио-де-Жанейро на конференции ООН, посвященной окружающей среде и развитию, была принята концепция устойчивого развития, согласно которой удовлетворение потребностей нынешнего поколения не должно осуществляться за счет будущих поколений.

В соответствии с изменениями идеологии менялись показатели качества жизни. Если в 50—60-х гг. качество жизни оце­нивалось прежде всего исходя из величины ВВП, приходящего­ся на одного жителя страны, то в последующем начинает учитываться

система показателей, которые характеризуют различные стороны существования человека.

Эволюция представлений а показателях качества жизни

Во второй, половине 80-х гг. формируется понятие индекс развитиячеловеческого потенциал (ИРЧП), в котором учитывается не только потребление материальных благ, но и возможности для развития человека, обеспечиваемые системами здравоохранения и образования.

С 1990 г. публикуются данные о величинах ИРЧП по странам, входящим в ООН (см. [Жуков]). В этих расчетах величины ИРЧП определяются как средние арифметические из трех показателей: ожидаемая продолжительность жизни, уровень образования, реальный душевой ВВП.

Каждый показатель (индекс) рассчитываемся по форму­лам вида:

 

I = , (2.5.1)

где I — индекс данного вида; Dф — фактическое значение по­казателя; Dmin— значение показателя, принятое как мини­мальное; Dmax — значение показателя, принятое как макси­мальное.

Индекс ожидаемой продолжительности жизни рассчитывался следующим образом.

Исходя из достигнутых значений ожидаемой продолжительности жизни в начале 90-х гг. (Япония — 79, Швеция — 78, Кана­да и Франция — 77, США и Великобритания — 76, Чили — 72, Мексика — 70 лет), при расчете ИРЧП 1994 г. были приняты значения: максимум — 85 лет, минимум — 25 лет. В России ожидаемая продолжительность жизни в 1994 г. была 63,8 года. При этих данных индекс ожидаемой продолжительности жизни для России составил:

 

I п. ж =

Индекс уровня образования по существующей методике рассчитывается как средневзвешенная величина из двух ин­дексов, характеризующих соответственно уровень грамотности (вес 2/3) и долю учащихся в возрасте до 24 лет (вес 1/3). В 1994 г. уровень грамотности взрослого населения России составил 98,4%, а доля учащихся в возрасте до 24 лет — 49,1% (26 млн. учащихся в средних и высших учебных заведениях при 52,9 млн. человек в возрасте до 24 лет). При этих данных и нормативном диапазоне (100% — 0%) индексы грамотности и доли учащихся в 1994 г. по формуле (2.5.1) составили соответственно:

I гр =

I гр =

Учитывая веса этих индексов (соответственно 2/3 и 1/3), получаем индекс уровня образования для России в 1994 г.:

I обр = 0,984 • 2/3 + 0,491 • 1/3 = 0,819.

Наиболее сложной и дискуссионной является методика расчета третьей из приведенных компонент ИРЧП — индекса, характеризующего среднедушевой ВВП.

Авторы методики ООН учитывали, что в 1994 г. значения среднедушевого ВВП могут быть в диапазоне от 40 000 долл. до 100 долл. Учитывалась также «полезность» 1 долл. США в различных странах. Исходя из этого проводилась корректировка номинальной величины душевого ВВП в данной стране по паритету покупательной способности (ППС). В 1994 г. корректировка проводилась при величине душевого ВВП, большей 5100 долл. При расчете ИРЧП максимум этой величины был принят равным 5448 долл., а минимум — 100 долл. В России душевой ВВП за 1994 г. соста­вил 1044,5 долл. При этих данных индекс душевого ВВП по формуле (2.5.1) составил:

 

I д =

На основе индексов ожидаемой продолжительности жизни (I п. ж), образования (I обр) и душевого дохода (Iд) рассчитывается индекс развития человеческого потенциала:

I р. ч. п =

Для России в 1994 г.

I р. ч. п =

Эта величина соответствует 119-му месту из 174 стран, для которых в 1994 г. рассчитывался ИРЧП. В 1992 г. ИРЧП России был равен 0,849, что соответствовало

52- му месту: в 1997 г. по этому показателю Россия оказалась на 67-м, в 1998 г. — на 72-м месте. Наиболее высокие значения ИРЧП в 90-х гг. были у Канады,Японии, США, Нидерландов, Финляндии.

В России 90-х гг. наибольшее влияние на оценку населением качества жизни оказывают проблемы преступности, экологии, медицинского обслуживания.

В дальнейшем величина среднедушевого ВВП не будёт учитываться как отдельный показатель качества жизни в стране. Основное внимание будет уделяться характеристикам здравоохранения, образования, безопасности, социальных отноше­ний и природной среды.

Среднедушевой ВВП определяет в конечном счете коли­чество ресурсов природы, потребленных в среднем одним жи­телем страны. В настоящее время, когда многие из природных ресурсов близки к исчерпанию, политика, направленная на увеличение среднедушевого дохода, во всех странах может привести не к улучшению, а к ухудшению качества жизни.

Это обусловлено экологическими и социальными последствиями экономического роста. Темпы загрязнения природы, увеличения социальной напряженности и преступности в не­сколько раз превышают темпы роста ВВП. Углубляется про­пасть между бедными и богатыми странами. За последние 30 лет, по данным ООН, «доля общемирового дохода 20% беднейшего Населения земного шара сократилась с 2,3 до 1,4%, тогда как доля 20% самых богатых наций выросла, с 70 до 85%» [Финансо­вые известия. 1996. 5 сент.].

Все большая часть жителей развитых стран осознает нега­тивные тенденции развития экономики и соответственно меня­ет жизненные ориентиры. Растет понимание того, что качество жизни не может определяться количеством потребленных благ.

Наряду с рассмотренной, существуют и другие методики оценки качества жизни. В частности специалистами Центрального экономико-математического института (ЦЭМИ) РАН под руководством С. Айвазяна предложена компьютерная система оценки качества жизни, основанная на использовании статистических данных, характеризующих здоровье населения страны (рождаемость, смертность, продолжительность жизни), его имущество и доходы, социальную безопасность (условия труда, преступность, размеры пособий), экологические параметры. Значимость показателей оценивается экспертами. Интегральная оценка качества жизни производится па 10-балльной шкале.

Расчеты, выполненные по методике ЦЭМИ в 2001 г., показатели, что наилучший интегральный показатель качества жизни у Австрии (9 баллов), Франции, Германия, Бельгии оценены 8 баллами, США и Испания — 7,5 баллами, Япония — 5 баллами, Индия — 3 баллами, Китай — 2 баллами, Россия — 1 баллом [Известия. 2001. 29 июня].

Работа по совершенствованию методов оценки качества жизни в стране продолжается.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...