При подъёме карт выполняется как минимум следующее:
обводятся красным карандашом опасные для данного судна изобаты и отдельные опасности с учётом его осадки, приливоотливных и сгонно-нагонных колебаний уровня моря;
наносятся границы территориальных вод, запретных для плавания и постановки на якорь районов и районов действия местных правил;
приводится к году правил магнитное склонение;
пересчитываются для высоты мостика своего судна и отличаются на карте дугами окружностей от маяков дальность видимости огней маяков;
намечаются приметные ориентиры для визуальных и радиолокационных обсерваций;
отмечаются границы действия радиомаяков вдоль пути судна, надписываются их позывные и частоты;
предвычисляются и отмечаются вдоль линии пути сведения об освещённости.
Предварительные расчеты
№
курса
ИК мили
Плавание
по курсу
S(мили)
Скорость
хода
судна
V(уз)
Время
на
курсе
(ч.мин.)
Точки поворота
Ориентир:
ИП(Dкр.)
В момент поворота
Время
суд.
Координаты
Широта j0
Долгота l0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
244.4
66
9
7 20
13 00
42 08.0N
41 38.0E
64.4 –0.3
2
274.5
200
9
22 13
20 20
41 39.4
41 38.7
-----
3
294.0
51
9
5 40
17 53
41 53.0
36 00.0
194-9.0
4
270.0
72
9
8 00
23 33
42 14.3
34 56.2
181-8.5
5
255.5
197.7
9
21 58
7 33
42 14.3
33 21.8
185-14.0
Босфор
6
189
10.8
9
1 12
5 31
41 24.3
29 10.0
183-21.2
7
210
1.6
9
10мин
5 41
41 13.7
29 07.8
8
224
2.0
9
15мин
5 56
41 12.3
29 06.7
9
218
1.9
9
12 мин
6 08
41 10.9
29 04.9
10
180
0.5
9
3мин
6 20
41 09.4
29 03.4
11
145
1.8
9
12мин
6 23
41 08.9
29 03.4
12
217
1.5
9
10 мин
6 35
41 07.4
29 04.8
13
181
1.2
9
8 мин
6 45
41 06.3
29 03.6
14
223
0,6
9
4 мин
6 53
41 05.0
29 03.4
15
188
0.5
9
3 мин
6 57
41 04.6
29 03.6
16
202
1.2
9
8 мин
7 00
41 04.1
29 02.9
17
235
2.5
9
17мин
7 08
41 03.1
29 02.4
18
185
2.3
9
15мин
7 25
41 01.6
28 59.7
Мраморное море
232.5о
6,8
9
45мин
40о55,0’N
28о52,8’E
323 о-3м.
259о
64,4
9
7ч.9мин
40о42,8’N
27о30,0’E
114 о-6,9м.
241о
26,2
9
2ч.55м.
40о30,0’N
27о00,0’E
264,5 о-8,7м
251о
12
9
1ч.20м.
40о26,2’N
26о45,0’E
357 о-3,4м.
234о
3,7
9
25мин
40о23,9’N
26о41,1’E
161 о-0,8м.
218о
6,4
9
43мин
40о18,9’N
26о35,9’E
171,5 о-0,7м
231о
5,5
9
37мин
40о15,4’N
26о30,3’E
309 о-0,55м
235о
4,4
9
27мин
40о13,3’N
26о25,9’E
321 о-0,9м.
250о
1,8
9
12мин
40о13,8’N
26о12,5’E
294 о-0,4м.
225о
0,8
9
5мин
40о12,0’N
26о23,1’E
160,5 о-0,7м
177о
3,4
9
23мин
40о08,6’N
26о23,3’E
305 о-0,4м.
225о
5,7
9
38мин
40о04,5’N
26о17,9’E
286,5 о-0,3м
235о
3,3
9
22мин
40о02,6’N
26о14,4’E
269 о-1,7м.
254о
2,9
9
19мин
40о01,9’N
26о10,7’E
350 о-0,8м.
Эгейское море
180о
9,2
9
1ч.3м.
40о59,5’N
28о59,7’E
183о-10,5м.
180о
мин
180о
мин
180о
9
мин
40о59,5’N
28о59,7’E
180о
9
мин
40о59,5’N
28о59,7’E
Естественная освещённость
Естественная освещённость влияет на безопасность плавания, как об этом свидетельствует аварийная система. Расчёт освещённости выполняется двумя последовательными приближениями. Вначале по широтам и гринвичским датам планируемого плавания выбирают из МАЕ, без интерполяции, моменты местного среднего времени восхода и захода солнца, а также восхода и захода луны. По определённой дате предполагаемого места на полдень каждых суток моменты восхода захода Солнца и Луны определяют судовое время этих моментов. Затем, для предвычисленных мест судна, рассчитывают по МАЕ момент явлений, характеризующих освещённость.
По широте места судна и склонению Солнца на моменты его восхода и захода по таблице 20 МТ-75 рассчитываются азимуты Солнца при его восходе и заходе. На каждые сутки плавания по маршруту рассчитываются возраст и фаза Луны. Все рассчитанные элементы освещённости заносятся в таблицу 2.8.2Таблица 2.8.2 – Естественная освещённость
Дата
Начало навигационных суток
Тс
А
Тс
А
Конец навигационных суток
Тс
В
Ф
Тс
Примечания
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
15.08
97,0°
17.54
263,2°
18.57
17.11
30
06.35
16.08
05.28
06.32
96,1°
18.06
264,1°
18.56
18.45
1
07.03
17.08
05.23
06.35
95,5°
18.11
264.7°
18.59
20.06
2
07.35
18.08
05.24
06.41
95,0°
18.20
265,5°
18.58
21.30
3
08.11
19.08
05.24
06.53
94,3°
18.35
265,8°
18.59
23.01
4
08.54
Приливные явления
Учитывая то, что величины приливоотливных явлений на всей акватории Эгейского моря, незначительны, расчёт приливов выполняется только для портов назначения на 5 суток планируемой стоянки. Время наступления полных и малых вод и их высоты для основных и дополнительных пунктов определяются по таблицам приливов, а результаты расчёта заносятся в таблицу
Таблица 2.4 – Приливы порт Изипр
Название порта
Дата
Утренние воды
Вечерние воды
ПВ
МВ
ПВ
МВ
Тс
h
Тс
h
Тс
h
Тс
h
Измир
15.08
05.26
7,1
11.23
5,9
17.58
7,0
23.45
6,0
16.08
06.45
7,0
12.09
6,0
18.48
7,0
00.36
6,1
17.08
07.08
6,9
13.00
6,0
19.45
6,9
18.08
08.09
6.8
01.32
6.1
20.48
6.9
13.57
6.1
19.08
09.05
6,9
02.30
6,2
21.50
6,9
13.50
6,1
Оценка точности места
Навигационная безопасность мореплавания обеспечивается счислением пути судна и периодическими обсервациями только с учётом их точности, которая традиционно оценивается Среднеквадратической Погрешностью (СКП (М)), вероятность которой составляет Р. = 63%
Однако стандартами точности судовождения ИМО для оценки точности счислимого места судна принята вероятность Р.=95%. Этому требованию практически удовлетворяет круг радиусом R=2М
Требования к точности судовождения при плавании в любой зоне, допустимое время плавания по счислению, значения СКП измерения возможных на переходе навигационных параметров, а также формулы для расчёта СКП счисления, СКП счислимого места возможных обсерваций приведены в таблицах.
Таблица – Требования к точности судовождения
Зона плавания судна
Радиальная СКП определения места
Частота обсерваций
Допустимое время обработки навиг. параметров
Зона стеснённого плавания
Акватория портов, гаваней
5÷20 метров
Непрерывно
Непрерывно
узкие каналы, фарватеры
0,15 их ширины
1÷5 мин.
0,5÷1 мин.
Прибрежная зона
Фарватеры шириной 2-20 кбт
0,2 их ширины
1÷5 мин.
05÷1 мин.
СРДС
1÷5 кбт
10÷30 мин.
1÷3 мин.
до 25 миль от берега
Не более 2-х миль
20÷30 мин.
1÷3 мин.
Более 25 миль от берега
Не более 2-х миль
1÷2 часа
5÷10 мин
Зона открытого моря
Не более 2-х миль
2÷4 часа
10÷15 мин.
Таблица – Допустимое время плавания на курсе
Кратчайшее расстояние до опасности
Допустимая погрешность места Мд
Погрешность последней обсервации
М0 (Р=95%), мили
<0,1
0,1
0,25
0,5
1,0
2,0
10
0,4
12
12
9
-
-
-
20
0,8
28
28
27
22
-
-
30
1,2
42
48
47
44
27
-
40
1,6
72
72
71
68
56
-
50
2,0
100
100
99
97
87
-
60
2,4
132
132
131
129
120
73
70
2,8
168
168
167
165
157
118
80
3,2
208
208
207
206
198
162
90
3,6
252
252
251
250
242
210
100
4,0
300
300
299
298
291
260
110
4,4
352
352
350
349
341
310
Таблица – Значения СКП
Навигацион-ный параметр
Средства измере-ния НП
СКП Н.П.
Навигационная функция
Навигационная изолиния
Направле-ние и модуль градиента Н.П.
1
2
3
4
5
6
Высота светила (h°)
Секстан (СНО)
0,4÷1,4'
Sin h = sinφ * sinδ + + cosφ * cosδ * * cos (tгр – λ)
Круг равных высот - малый круг с центром в полюсе освещения и сферическим радиусом R = = z = 90° - h
τ = Ac
g = 1 угл.мин.мили
Горизонталь-ный угол (α°)
Секстан
0,5÷1,0'
cos α = D12 + D22 + d2;
2D1*D2
где D1 ,2 – расстояние до ориентиров;
d – расстояние между ориентирами
Изогона – окружность, проходящая через оба ориентира и имеющая вписанный угол «α»
τ =П
g=1.85 HD
Или
g=0.54 β2
D
Где
Н - высота ориентира
Вертикаль-ный угол (β°)
Секстан (СНО)
0,5÷1,0'
Н*ctgβ= √ ((х-х0)2 + + (у-у0)2)
х, у - рямоугольные координаты точки места измерения
Окружность радиусом D с центром в точке ориентира и имеющая вписанным угол «β»
τ =П1+δ±90° - на центр изогоны
g= 3438*D
D1*D2
δ – угол между П1 и П2
Визуальный пеленг (РЛП)
(ИП)
ПГК-2 сопряжён-ный с ГК, пеленга-тор сопряжён-ный с МК
0,5÷1,6°
0,8÷1,9°
ctg П = Δφ
Δλ*cos φср
Или
tg П = Δλ*cosφm
Δ φ
Прямая, проходящая через ориентир под углом «ИП» к меридиану
mn°- СКП измерения пеленга
D1,2,3- расстояния до ориентиров
α, β -углы между пеленгами
«Крюйс-пеленг»
Мсо = Мо2 + Мot2
sin2 θ
Мо -СКП в определении места по двум пеленгам
Мot -СКП с счислениями за время между П1 и П2
θ -разность пеленгов
1
2
3
Обсервованое место по пеленгу и дистанции до одного ориентира
Мо = D * mno 2 + mD2
57.3
mno - СКП измерения пеленга (град)
mD - СКП измерения расстояния до ор-ра (кб)
D – расстояние до ориентира
Обсервованое место по двум дистанциям
Мо = 1 mD12 + mD22
sin θ
θ – угол между направлениями на ор-ры (град)
mD1,2 - СКП измерения расстояния (мили)
При mD1 = mD2 = mD – М0 = 1,4mD
sin θ
Обсервованое место по трём дистанциям
Мо = 1,7 * mD
∑sin2 θ
mD - СКП измерения расстояния до ор-ра
θ – угол между направлениями
на ор-ры (град)
«Крюйс-расстояние»
МC0 = M02 + МCt 2
sin θ
Мo -СКП определения места по расстояниям до двух ор-ров (мили) (х)
МСt -СКП счисления за время между D1 и D2 (+)
θ – угол между Л.П.1 и Л.П.2 в точке пересечения D1 и D2
Обсервованое место по двум горизонтальным углам трёх ориентиров
Мо = mά * D2 D 1 2 + D32
3438 * sin θ d1-2 d2-3
D1,2,3 -расстояния до ориентиров
mά - СКП измерения углов
d1-2,2-3 - расстояния между ориентирами
θ - угол пересечения линий положения
Обсервованое место по горизонтальному углу к пеленгу на один из ориентиров
Мо = 1____
57,3sin α (m α D2)2 + (mn° d1-2)2
α- измеренный горизонтальный угол
m α - СКП измерения угла
mn°- СКП измерения пеленга
D2- расстояние до закрытого ориентира
d1-2 - расстояние между ориентирами
1
2
3
Обсервованое место по горизонтальному углу и дистанции до одного из ориентиров
Мо = 1m α' D1 D22 + mD2
sin θ 57,3 d
mα - СКП измерения горизонтального угла
m2D - СКП измерения дистанции
D1, D2 - расстояние до ориентира
d - расстояние между ориентирами
Обсервованое место по пеленгу на ориентир и высоте светила
(П и h)
Мо = 1m n0 D2 + mh2
sin θ 57,3
mh - СКП измерения высоты светила
mn - СКП измерения пеленга на ориентир
D - расстояние до ориентира
θ – угол пересечения линий положения
Обсервованое место по секторным РМ КАМ или РНС с использованием радионавигационных карт
Мо = 1mзн1 L12 + mзн2 L22
sin θ Δ1 Δ2
Мо = mvL12 + L22
sin θ Δ1 Δ2
mзн - СКП в определении Орт.П
mv - СКП измерения радионавигационного параметра
Δ –разность оцифровки соседних гипербол
L -расстояние в милях
Обсервованное место по спутниковой РНС
Мо = mρ sec hcp 3 = mρ Г
∑ sin2 ΔA
mp - CКП определения расстояния до НИСЗ
hcp - средняя угловая высота НИСЗ
ΔA -разность азимутов между парами НИСЗ
Г- геометрический фактор
План обсерваций
При разработке навигационного проекта для всех участков пути намечаются основные и резервные способы обсерваций.
С этой целью на генеральные карты перехода наносятся границы видимости маяков и приметных радиолокационных ориентиров, границы действия радиомаяков и рабочих зон РНС. Измеряются на карте и записываются пеленги открытия и закрытия маяков при входе и выходе из района их действия, отсчёты приёмоиндикаторов РНС при входе в их рабочие зоны и выбирают наиболее точные способы определения места судна. Результаты сводятся в таблицу 2.8.8.
Выводы по главе 2.
В настоящей главе рассмотрен вопрос о навигационной подготовке перехода по маршруту п. Поти – п. Измир.
Общая протяжённость маршрута мили. Переход осуществляется в августе месяце, в благоприятных гидрометеорологических условиях при отходе из п. Поти. Сложными участками на переходе являются: проливы Босфор и Дарданеллы. Произведён расчёт плавания по дуге большого круга (ортодромии).
Выводы
В данном курсовом проекте были выполнены все мероприятия принимаемые штурманом при подготовке и выполнении перехода. Выполнена проработка перехода подбор карт их корректировка, изучение навигационной обстановки по маршруту. Изучение гидрометеорологической обстановки на время года при переходе. Выполнен подъем карт для данного перехода. Выполнена предварительная прокладка, рассчитана естественная освещенность, приливные явления в порту прихода. Выполнен расчет пути при плавании по дуге большого круга. Прокладка выполнена на морских картах разного масштаба. Сняты ксерокопии генеральной карты, порта прихода и сложных участков перехода.
Список использованной литературы
1. Рекомендации по организации штурманской службы на судах (РШС-89).- М.:ЦРИА "Морфлот", 1989.
2. Лесков М.М., Баранов Ю.К., Гаврюк М.И. Навигация 2-е издание, перераб. и доп. - М.: Транспорт, 1986
3. Ермолаев Г.Г. Морская лоция 4-е издание, перераб. и доп. - М.: Транспорт, 1982.
4. Ермолаев Г.Г. Судовождение в морях с приливами 2-е издание, перераб. и доп. - М.: Транспорт, 1986.
5. Ермолаев Г.Г Справочник капитана дальнего плавания. - М.: Транспорт, 1988.
6. Кондрашихин В.Т. Определение места судна 2-е издание, перераб. и доп. - М.: Транспорт, 1989.