Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кризис экономики или тупик паразитизма?




Кризис экономики или тупик паразитизма?

Россию лишили козырей в глобальной игре

Бывший министр финансов, ныне – лидер комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин, рассуждая на своей недавней пресс-конференции о причинах нынешнего финансово-экономического кризиса, в частности, утверждал, что пресловутые резервные фонды выручили страну в трудную минуту.

“Эти фонды абсорбировали значительную часть денежных ресурсов, снижая темпы укрепления рубля”, – заявил Кудрин, тем самым признавая, что сознательно в течение многих лет работал на обесценивание национальной валюты. При этом на него почему-то смотрят как на спасителя Отечества и снова предлагают вернуть в правительство.

Кудрин долгое время занимался тем, что откачивал ресурсы России не на ее развитие, а на складирование за рубежом в зарубежной валюте под низкие проценты.

А его товарищ Греф десять лет назад заявлял, что у нас отличные отношения с Европой: мы направляем в Европу природные ресурсы, а они нам – готовую продукцию.

Это все единая концепция выстраивания паразитической экономики, живущей за счет разграбления невозобновляемых природных ресурсов, доставшихся нам в наследство от предков. Поэтому, мне кажется, о какой бы то ни было созидательной роли Грефа, Кудрина и всей этой компании при выводе страны из кризиса невозможно говорить. Здесь нет даже предмета для обсуждения.

Проблема в том, что нефть все меньше является козырем в экономико-политической игре. Тренды, приоритеты уже другие, нефть и газ больше не доминируют в мировой экономике, поэтому продажа природных ресурсов и покупка за рубежом готовой продукции – тезис изначально паразитический и неадекватный. Именно это и привело страну к нынешнему кризису, и военно-политическому в том числе. Невозможно использовать сырье как козырную карту, если эту козырную карту не подтверждать, как минимум, военно-промышленной мощью. А военно-промышленный потенциал при отсутствии научно-технологического развития неуклонно снижается по сравнению с потенциалом наших конкурентов. Что бы нам сейчас ни рассказывали в пропагандистских сказках о том, какие мы стали мощные после реформ Сердюкова. Наша военно-технологическая мощь по сравнению с мощью США и НАТО неуклонно снижается.

В деятельности российского правительства никакого нового тренда нет. Есть проявление преступной безответственности и ошибочности тренда старого, заведшего нас в тупик. Козырной картой в перспективной глобальной будущей игре может быть исключительно научно-технологическая и основанная на ней военно-оборонная мощь. Плюс привлекательность социально-экономической модели, которая сейчас у нас крайне неэффективна и непривлекательна. Плюс, разумеется, эффективность управленческой модели. А теперешняя наша управленческая модель, основанная на разложении и коррупции, в принципе, не способна противостоять значительно более эффективной западной управленческой модели.

2014 г.

Удар по кризису

Вне зависимости, что вокруг – кризис или благоденствие – власть стремится погрузить нас в дикость. Попытка вывести страну из нынешнего даже не кризиса, а экономического тупика, путем отказа от гарантий работникам со стороны работодателей (и, соответственно, отказом от защиты работников со стороны государства) – просто стремление отбросить нас в XIX, а то и в XVIII век. Это не имеет никакого отношения к выработке курса на созидательное развитие страны.

Гарантии работникам во всем мире давали не потому, что страны стали богатыми. А потому, что власти поняли: поднимать экономику можно только в так называемом социальном партнерстве между государством, работодателями и работниками. Отказ от публичных институциональных механизмов такого партнерства – что и предлагается в антикризисном плане – это, на мой взгляд, шаг в сторону уничтожения страны.

Я бы хотел напомнить: 20 лет назад – в конце 1994 года – вступил в силу закон о Счетной палате РФ, который был принят вопреки воле тогдашнего президента Бориса Ельцина. Именно тогда была создана независимая от “вертикали” система контроля за всей совокупностью деятельности власти, включая оценку ее эффективности. Эта система просуществовала как независимый институт до конца 1990-х – начала 2000-х.

Сегодня, при отсутствии такого контроля, все разговоры о контроле над движением капитала в госсекторе, или о выделении каким-то компаниям госгарантий, будут обесцениваться тем, что контролирующий находится в одной

“вертикали” с контролируемыми.

Без фундаментальных изменений, без возврата к независимым институтам контроля над властью выработать эффективный антикризисный план, к сожалению, не получится. На мой взгляд, правительство лишь симулирует деятельность, в надежде на то, что мы рано или поздно помиримся с Западом, и все будет по-прежнему…

2015 г.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...