Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос. Подготовка к проведению инвентаризации имущества и обязательств организации.




Тема 2. Общие правила проведения инвентаризации имущества и обязательств

 

Освоение профессиональных компетенций:

ПК 2.1. Формировать бухгалтерские проводки по учету источников имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета. Грамотность использования нормативных документов по учету источников имущества организации; Точность и грамотность оформления документов по операциям формирования и использования источников имущества организации; Грамотность отражения в учете источников имущества организации.
ПК 2.2. Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах его хранения. Грамотность использования нормативных документов при подготовке и проведения инвентаризации имущества и обязательств; оптимальность выбора вида инвентаризации в зависимости от инвентаризируемого объекта, сроков проведения инвентаризации.
ПК 2.3. Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета. Точность и грамотность оформления документов по инвентаризации с учетом инвентаризируемого объекта; Качество проверки соответствия фактического наличия имущества организации данным учета; Грамотность отражения результатов инвентаризации в сличительных ведомостях; Полнота и своевременность регистрации явлений и операций, не отражаемых первичной документацией в момент их совершения; Грамотность оценки объектов, не отраженных первичной документацией в момент совершения с ними операций.
ПК 2.4. Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации. Грамотность отражения в учете выявленных разниц; Качество обоснования списания недостачи и порчи имущества организации; Грамотность обобщения результатов инвентаризации.    

 

Перечень наглядных пособий:

ЗАКОН «О бухгалтерском учете»

Нормативные документы, регулирующие проведение инвентаризации имущества организации налоговыми органами.

Программный продукт (1С:Бухгалтерия сетевая версия, комплексная конфигурация)

План:

Вопрос. Подготовка к проведению инвентаризации имущества и обязательств организации.

Определение количества инвентаризаций имущества и обязательств организации в отчетном году, даты их проведения, перечня проверяемого имущества и обязательств. Формирование инвентаризационной комиссии, ее состав. Обязанности материально- ответственного лица при подготовке к проведению инвентаризации имущества и в процессе проведения инвентаризации имущества. Подготовка регистров аналитического учета по местам хранения имущества и

передача их лицам, ответственным за подготовительный этап.

2 вопрос. Определение фактического наличия имущества организации. Способы и приемы определения фактического наличия имущества при инвентаризации. Контрольные проверки

правильности проведения инвентаризации имущества и обязательств организации.

3 вопрос. Документальное оформление инвентаризации. Формы первичной учетной документации по инвентаризации имущества и обязательств организации, порядок их заполнения. Порядок регистрации явлений и операций, не отраженных первичной документацией в местах их совершения.

 

Самостоятельное изучение

Систематическое самостоятельное изучение тем по учебной литературе, нормативно-законодательной базы.

- проработать конспект и изучить нормативные документы;  
- сформировать комплект документов по инвентаризации имущества и обязательств организации в зависимости от инвентаризируемых объектов.  

Источники литературы для самостоятельного изучения:

1. Бернстайн Л. А. Анализ финансовой отчетности, пер. с англ. - М.: Финансы и статистика, 1996. - 624 с.

  1. Рогуленко Т.М. Бухгалтерский учет: учебник / Т. М. Рогуленко, В. П. Харьков. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 351 с.

 

вопрос. Подготовка к проведению инвентаризации имущества и обязательств организации.

ü Определение количества инвентаризаций имущества и обязательств организации в отчетном году, даты их проведения, перечня проверяемого имущества и обязательств.

ü Формирование инвентаризационной комиссии, ее состав.

ü Обязанности материально-ответственного лица при подготовке к проведению инвентаризации имущества и в процессе проведения инвентаризации имущества.

ü Подготовка регистров аналитического учета по местам хранения имущества и

передача их лицам, ответственным за подготовительный этап.

v Определение количества инвентаризаций имущества и обязательств организации в отчетном году, даты их проведения, перечня проверяемого имущества и обязательств.

 

Инвентаризации подлежит все имущество и виды финансовых обязательств. Инвентаризация проводится поэтапно и в следующие сроки:

· по основным средствам - один раз в три года, а по библиотечным фондам - один раз в пять лет;

· по капитальным вложениям - один раз в год, но не ранее 1 декабря отчетного года;

· по незавершенному производству и полуфабрикатам собственной выработки, готовой продукции, сырью и материалам - не ранее 1 октября отчетного года;

· по товарам, сырью и материалам в районах, расположенных

Инвентаризация денежных средств в кассе, на расчетных и валютных счетах, кредитов, займов и т.д. проводится один раз в месяц (как правило, на 1 число каждого месяца). При подсчете фактического наличия денежных знаков и других ценностей в кассе принимаются к учету наличные деньги, ценные бумаги и денежные документы.

Инвентаризация денежных средств, находящихся в банках на расчетном (текущем), валютном и специальных счетах, производится путем сверки остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах, по данным бухгалтерии организации с данными выписок банка.

Инвентаризация расчетов с банками и другими кредитными учреждениями по ссудам, с бюджетом, с покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, депонентами, другими дебеторами и кредиторами, сумм задолженностей по недостачам и хищениям заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на бухгалтерских счетах.

В соответствии с действующими нормативными документами приказом руководителя организации для проведения инвентаризации назначается инвентаризационная комиссия (включая главного бухгалтера). Проведению инвентаризации предшествует определенная подготовительная работа; материально ответственные лица приводят в порядок имеющиеся в наличии ценности, сдают в бухгалтерию все документы о поступлении или выдаче ценностей; работники учета заканчивают обработку документов по движению имущества и финансовых обязательств, делают записи в учетных регистрах, определяют остатки ценностей по счетам материально ответственных лиц.

Бухгалтерия посылает дебиторам выписки из их лицевых счетов с требованием погашения задолженности или письменного подтверждения суммы долга. От кредиторов должна быть затребована выписка об остатках задолженности с тем, чтобы проверить правильность взаимных расчетов.

Работу по проведению инвентаризации целесообразно разделить на три этапа.

Первый - предварительная работа председателя инвентаризационной комиссии: изучаются объекты, подлежащие инвентаризации; организуется пломбирование мест хранения материальных ценностей; проверяется правильность весоизмерительных приборов.

Второй - члены инвентаризационной комиссии разбиваются на группы и закрепляются за объектами, подлежащими инвентаризации. Они должны быть ознакомлены с инструкцией «О порядке проведения инвентаризации», а также получить необходимые бланки для проведения инвентаризации.

Материально ответственные лица сдают в бухгалтерию к началу инвентаризации последний отчет о движении материальных ценностей с приложением всех документов, дают подписку о том, что все документы на поступившие и выбывшие материальные ценности сданы в бухгалтерию и что неоприходованных или списанных в расход ценностей нет. Как правило, инвентаризацию проводят в присутствии материально ответственного лица (без него - в случае смерти, болезни и т.д.).

Инвентаризацию проводят в порядке расположения материальных ценностей по местам хранения и по каждому материально ответственному лицу в отдельности.

Результаты проверки материальных ценностей записывают в инвентаризационные описи, где подробно указывают полное наименование ценностей, порядковые номера по прейскуранту, сорт, количество, цену и общую сумму. Инвентаризационные описи заполняются чернилами или химическим карандашом четко и ясно, не допускаются незаполненные строки (в конце описи их прочеркивают), а также подчистки. Исправления можно вносить только корректурным способом. Инвентаризационные описи подписываются всеми членами инвентаризационной комиссии, а также материально ответственным лицом. Перед подписью материально ответственное лицо должно дать письменную справку следующего содержания: «Все ценности, поименованные в настоящей инвентаризационной описи, комиссией проверены в натуре в моем присутствии и внесены в опись, в связи с чем претензий к инвентаризационной комиссии не имею. Ценности, перечисленные в описи, находятся на моем ответственном хранении».

Материально ответственное лицо имеет право при необходимости оспаривать результаты инвентаризации. С этой целью пишется заявление с приложением соответствующих документов на имя председателя инвентаризационной комиссии не позднее следующего дня после завершения инвентаризации.

По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки правильности ее проведения. Результаты этих проверок оформляются актом и регистрируются в книге контрольных проверок правильности проведения инвентаризации.

Третий - выявление результатов инвентаризации и отражение их в учете. В бухгалтерии данные инвентаризационных описей сверяют с остатками, показанными в учете, и составляют ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией. Она подписывается руководителем организации, главным бухгалтером и председателем инвентаризационной комиссии. Форма этой ведомости приведена в таблице 16.1.

По окончании инвентаризации комиссия составляет протокол, отмечая в нем свои решения и предложения, который утверждается руководителем организации. Затем определяют порядок регулирования выявленных разниц между данными инвентаризации и учета.

Основные средства, материальные ценности, денежные средства и другое имущество, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию и зачислению на финансовые результаты организации с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц.

Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете в течение 10 дней после ее проведения.

Таким образом, инвентаризация выступает важнейшим инструментом определения соответствия фактического наличия имущества и обязательств данным бухгалтерского учета; она выполняет функцию контроля за сохранностью основных средств, товарно-материальных и денежных средств, выявляет внутрихозяйственные резервы с целью последующего их использования и дает информационный материал, необходимый для принятия продуманных управленческих решений.

v Формирование инвентаризационной комиссии, ее состав.

 

В организации с объемным перечнем имущества, подлежащего инвентаризации, создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия.

В функции постоянно действующей инвентаризационной комиссии входит:

а) заслушивание на своих заседаниях руководителей структурных подразделений по вопросам сохранности имущества организации;

б) организация проведения инвентаризаций и осуществление инструктажа членов рабочих инвентаризационных комиссий;

в) осуществление контрольных проверок правильности проведения инвентаризации, а также выборочные инвентаризации ценностей в местах их хранения и переработки в межинвентаризационный период;

г) рассмотрение объяснений, полученных от лиц, допустивших нарушение;

д) внесение предложений о порядке регулирования выявленных недостач и потерь от порчи ценностей;

е) принятие конкретных предложений о мерах по результатам инвентаризации.

9Для непосредственного проведения инвентаризации имущества создается рабочая инвентаризационная комиссия в составе не менее чем из трех человек.

В организациях с численностью до 3-х человек инвентаризационные комиссии не создаются. Ответственность за проведение инвентаризации возлагается на руководителя.

Рабочие инвентаризационные комиссии:

а) осуществляют инвентаризацию ценностей в местах их хранения и производства;

б) совместно с бухгалтерией организации участвуют в определении результатов инвентаризации и разрабатывают предложения по возмещению недостач и зачету излишков, выявленных при инвентаризации, а также участвуют в оформлении необходимых документов по списанию недостач в пределах норм естественной убыли;

в) вносят предложения по вопросам хранения ценностей, а также реализации неиспользованных ценностей, списания имущества, утратившего свои первоначальные качества или морально устаревшего;

г) несут ответственность за:

1) своевременность и соблюдение порядка проведения инвентаризации в соответствии с решением руководителя организации;

2) полноту и точность внесения в описи фактических данных об остатках запасов, денежных средств, дебиторских и кредиторских задолженностей и так далее;

3) правильность указания в описи отличительных признаков ценностей (тип, качество, марка, размер, порядковый номер по описи, инвентарный номер), согласно которым определяется их стоимость;

4) правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации в соответствии с установленным порядком.

Комиссия по возможности должна состоять из лиц с соответствующей технической и экономической подготовкой, которая бы обеспечила своевременное и качественное проведение инвентаризации имущества, включая и профессиональную оценку состояния элементов собственности.

Членами инвентаризационной комиссии не могут быть материально ответственные лица участка, подлежащего инвентаризации, а также бухгалтерские работники, которые отвечают за учет соответствующего хозяйства, за исключением организаций, в которых бухгалтер числиться в единственном числе. Инвентаризация имущества может проводиться сотрудниками организации, физическими или юридическими лицами на основании заключенного с ними договора.

Инвентаризационные комиссии (постоянно действующие и рабочие) создаются в составе:

а) председателя комиссии - руководителя организации (подразделения) или его заместителя;

б) членов инвентаризационных комиссий, которыми могут быть:

1) работники бухгалтерии, а в организациях, где учет ведется специализированной организацией - представитель специализированной организации;

2) представители структурных подразделений (служб);

3) компетентные специалисты;

В случае необходимости, при работе комиссии может присутствовать независимый эксперт или аудитор.

В организациях с численностью до 3-х человек инвентаризационные комиссии не создаются. Ответственность за проведение инвентаризации возлагается на руководителя.

Члены инвентаризационных комиссий привлекаются к ответственности за внесение в описи заведомо неправильных данных о фактических остатках ценностей, дебиторской и кредиторской задолженности с целью сокрытия недостач и растрат или излишков материальных и других ценностей в порядке, установленном действующим законодательством.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...