Анализ внутренней и внешней среды предприятия «Замок в долине»
Анализ среды – очень важный элемент стратегического управления предприятием, требующий внимательного отслеживания происходящих в среде процессов, оценки факторов и установления связей между факторами и теми сильными и слабыми сторонами, а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде и их влияния на текущую деятельность предприятия. Анализ среды, в которой работает ресторан «Замок в долине» представлен в таблице 2.1.
аблица 2.1.
Анализ факторов макросреды
Группа факто-ров
| Фактор
| Тенденция развития
| Проявление
| Возможная реакция предприятия.
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
|
1.Эко-номи-ческие
| 1.1.Уро-вень инфляции
| Возможна стабилиза-ция
| При увеличении инфляции обесценивание денежных средств
| Учет уровня инфляции при установлении цен на товары
|
1.2.Уро-вень реального дохода населения
| Возможно уменьшение
| Снижение уровня покупательской способности населения
| Выпуск продукции с наименьшими издержками
|
1.3.Энерго-тарифы
| Возможно увеличение
| Увеличение себестоимости товаров и услуг
| Выпуск продукции с наименьшими издержками
|
продолжение таблицы 2.1.
1
| 2
| 3
| 4
| 5
|
| 1.4.Нало-говые ставки
| Возможно повышение
| Отток денежных средств из сферы производства в бюджет
| Изыскание путей минимизации
налогов
|
1.5.Безработица
| Высокий уровень сохраняется
| Удешевление рабочей силы и увеличение числа претендентов на рабочее место
| Формирование рациональной
кадровой
политики.
Пополнение
штата
сотрудников
службы сбыта
|
2.Правовые
| 2.1.Несовершенство законодательной базы
| Тенденции стабилиза-ции
| Ущемление интересов производствен-ной сферы
| Изыскание
путей
для
эффективной
работы
|
3.Политические
| 3.1.Нестабильность в обществе
| Тенденции не ясны
| Приостановле-ние
инвестицион-ного процесса и банковского
кредитования бизнеса
| Получение денежных средств с помощью продажи и
сдачи в аренду
основных средств
|
окончание таблицы 2.1.
1
| 2
| 3
| 4
| 5
|
4.Меж-дународные
| 4.1.Либерализация внешнеэкономичес-кой дея-тельности, сотрудничества
| Тенденции сохраняются
| Появление новых рынков сбыта продукции
| Поиск новых зарубежных партнеров и поставщиков
|
5.Социальные
| 5.1.Мобильность населения
| Тенденции роста сохраняются
| Отток работников
| Совершенствова-ние системы стимулирования труда
|
5.2.Уро-вень образова-ния
| Тенденции роста сохраняются
| Увеличение числа высокообразо-ванных специалистов
| Рациональный подбор кадров
|
6.НТП
| 6.1.НТП в сфере производ-ства
| Тенденции роста сохраняются
| Появление новых материалов оборудования, технологий
| Поиск возможностей для производства новых видов товаров
|
6.2.НТП в социальной сфере
| Тенденции роста сохраняются
| Рост уровня потребностей населения
| Маркетинговые исследования, разработка новых продуктов
|
В процессе взаимодействия предприятия с микросредой стратегическое управление интересует, прежде всего, то, какие факторы микросреды оказывают наибольшее влияние на предприятие и как должна вести себя организация, чтобы в условиях конкурентного взаимодействия с другими предприятиями добиваться поддержания баланса в обмене с внешней средой, а значит, и обеспечить устойчивое существование организации. Основные факторы непосредственного окружения и их влияние на ООО «Замок в долине» приведены в таблице 2.2.
Таблица 2.2.
Факторы непосредственного окружения
Группа факторов
| Фактор
| Проявление
| Влияние на рынок
| Возможная реакция предприятия.
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
|
1.Потреби-тели
| 1.1.Насе-ление
| Тенденции стабилиза-ции спроса
| Увеличение запросов и потребностей, требование безусловного качества товаров
| Маркетинговые исследования и разработка новых продуктов
|
1.2.Пред-приятия и организа-ции
| Тенденции стабилиза-ции спроса
| Дальнейшее стимулирование спроса организаций путем предоставление дополнительных услуг
|
2.Конку-ренты
| Отечест-венные и
иностранные
| Ужесточение конкуренции
| Возникновение различных препятствий для укрепления своих позиций на рынке
| Возможна конкуренция за счет высокого качества товаров, маркетинговых исследований рынка и разработки новой продукции и т.д.
|
3.Поставщики
| Производители сырья и материалов
| Тенденции ухудшения отношений
| Отсутствие сырья для производства продукции
| Поиск новых поставщиков
|
Анализ текущей ситуации на рынке ресторанного бизнеса, анализ конкурентной среды и ситуации с обеспеченностью предприятий сырьем позволяет выделить ключевые факторы успеха (КФУ) ресторана «Замок в долине»:
1. КФУ в области технологий (опыт в использовании различных технологий для производства продуктов питания; опыт разработок новых блюд);
2. КФУ в области производства (наличие необходимых производственных мощностей; высокое качество производства);
3. КФУ в области финансов (предприятие является платежеспособным; собственный капитал предприятия значительно преобладает над заемным);
4. КФУ в области распределения (быстрая и бесплатная доставка товаров потребителю; эффективное использование различных каналов сбыта; наличие собственных каналов сбыта продукции);
5. КФУ в области кадров (высокий профессионализм работников предприятия);
6. КФУ в области организации (эффективная система управления; наличие адекватной организационной структуры);
7. другие типы КФУ (доверие потребителей предприятию).
Проведя анализ внешней среды, и получив данные о факторах, которые представляют опасность и открывают новые возможности, необходимо оценить: обладает ли предприятие внутренними силами, чтобы воспользоваться возможностями и какие внутренние слабости могут осложнить будущие проблемы, связанные с внешними опасностями. Этому служит анализ слабых и сильных сторон предприятия приведенный в таблице 2.3.
Таблица 2.3.
Сильные и слабые стороны ресторана «Замок в долине»
Аспект среды
| Сильные стороны
| Слабые стороны
|
1
| 2
| 3
|
Продукт
| - возможность расширения ассортимента выпускаемой продукции;
- хорошее качество продукции
| расширение ассортимента зачастую идет не за счет разработки качественно новых продуктов, а за счет небольшого изменения уже выпускаемых предприятием товаров
|
1
| 2
| 3
|
Организа-ция
| - компетентное руководство;
- адекватная организационная структура предприятия;
- эффективная система контроля
| слабых сторон не наблюдается
|
Производ-ство
| - наличие необходимых производственных мощностей;
- высокое качество производства
| - высокая себестоимость выпускаемых товаров;
- небольшие объемы производства
|
Маркетинг
| - эффективное использование различных каналов сбыта, наличие собственных каналов сбыта продукции;
- предоставление дополнительных услуг предприятиям-клиентам (быстрая и бесплатная доставка товаров)
| - отсутствие информированности покупателей о продукции предприятия;
- отсутствие маркетинговых исследований рынка
|
1
| 2
| 3
|
Персонал
| - небольшая текучесть кадров;
- предоставление предприятием социальных гарантий работникам
| - задержки с выплатой заработной платы;
- большая текучесть кадров в отделе сбыта
|
Финансы
| - предприятие является платежеспособным;
- собственный капитал предприятия значительно преобладает над заемным;
- высокая степень ликвидности баланса
| - низкая рентабельность продаж из-за высоких издержек производства;
- низкий уровень конкурентоспособности фирмы;
- нехватка свободных денежных средств
|
Путем обобщения данных анализа факторов внешней и внутренней среды была составлена таблица угроз и возможностей, слабых и сильных сторон предприятия (табл. 2.4.).
С помощью проведенного анализа возможностей и угроз, а также сильных и слабых сторон Замка в долине можно установить, что ресторан имеет достаточный потенциал для своего дальнейшего развития. Он обладает хорошим опытом в сфере услуг и наличием необходимых производственных мощностей. К тому же услуги, предоставляемые Замком в долине, пользуются спросом потребителей Пермского края. А слабыми сторонами ресторана являются высокие издержки производства, сводящие на нет прибыль предприятия, и отдаленность предприятия от основных поставщиков сырья.
Таблица 2.4.
Угрозы, возможности, слабые и сильные стороны
ресторана «Замок в долине»
Возможности
| Сильные стороны
|
- рынок ресторанного бизнеса продолжает развиваться;
- развитие НТП способствуют появлению новых продуктов, новых рынков, и новых потребителей;
- либерализация внешнеэкономической деятельности, международное сотрудничество приводит к появлению новых партнеров;
- повышение уровня образования населения приводит к увеличению числа высокообразованных специалистов;
- безработица приводит к удешевлению рабочей силы и увеличению числа претендентов на рабочее место
| - наличие необходимых производственных мощностей;
- предприятие является платежеспособным;
- собственный капитал предприятия значительно преобладает над заемным;
- хорошее качество выпускаемой продукции;
- эффективное использование различ-ных каналов сбыта, наличие собст-венных каналов сбыта продукции;
- предоставление дополнительной услуги оптовым потребителям в виде быстрой и бесплатной доставки товара;
- высокий профессионализм работников предприятия
- компетентное руководство;
- адекватная организационная структура предприятия;
- предоставление предприятием социальных гарантий работникам
|
Угрозы
| Слабые стороны
|
- снижение уровня покупательской способности населения;
- повышение энерготарифов;
- повышение налоговых ставок;
- несовершенство законодательной базы приводит к ущемлению интересов производственной сферы;
- нестабильность в обществе приводит к приостановлению инвестиционного процесса и банковского кредитования бизнеса;
- ужесточение конкуренции;
- ухудшение отношений с производителями сырья и материалов
| - низкая рентабельность продаж из-за высокой себестоимости выпускаемых товаров;
- нехватка оборотных средств;
- небольшие объемы производства;
- расширение ассортимента идет за счет небольшого изменения уже выпускаемых предприятием товаров;
- устарелая технология дизайна и упаковки продуктов;
- отсутствие информированности покупателей о продукции предприятия;
- отсутствие маркетинговых исследований рынка;
- задержки с выплатой заработной платы работникам предприятия
|
Поэтому ресторану необходимо пересмотреть ассортимент выпускаемой продукции с целью минимизации издержек и с учетом легкодоступности сырьевой базы. К тому же необходимо провести маркетинговые исследования для того, чтобы выявить какие новинки услуг ресторан может предложить для расширения ассортимента и привлечения новых клиентов.
Развитие НТП открывает новые возможности для производителей, поэтому их необходимо проанализировать с целью поиска новых направлений деятельности, новых рынков и новых потребителей. Требуется найти такое новое направление деятельности предприятия, которое не требовало бы изменение его структуры и больших капиталовложений, сочеталось с предоставлением услуг, имело бы надежных поставщиков, большой спрос у потребителей и приносило бы постоянный доход.
Воспользуйтесь поиском по сайту: