Представление о Ю - основа мироведения народа мари
Духовная жизнь мари в течение его многовековой истории характеризовалась природосообразностью. Природа для мари всегда была храмом, а не мастерской, в которой человек - работник. Для мари именно природа всегда была источником живительной силы. По сути, Бог мари -это и есть природа, а человек - ее неразрывная часть. Жизнь пронизана принципом: как я сегодня отношусь к природе, так завтра буду жить я, а также моя семья, мой народ. Человек лесной зоны, мари умел вживаться и встраиваться в ритм и тональность Вселенной, вмещающего и кормящего ландшафта. Вбирали в себя огромный, как бездна, опыт исторического бытия. Сохранившееся и поныне отношение к природе как к живому существу, имеющему душу, как к партнеру - это один из духовных скрепов традиционной культуры мари. В марийском языке до сих пор существует философское понятие «Ю». На русский язык это слово можно перевести как живительная сила, мощь энергии. Благодаря «Ю» растет трава, дерево, злак, стадо; от него зависит здоровье, благополучие человека. Ю распространяется в облачном и звездном небе, в земле. Ритуализированная этика мари актуализирует необходимость следования Ю. Это значит: человек следует Земле, Земля следует Небу, Небо следует Ю, Ю следует естественности. У народа мари до сих пор сохранилось представление о том, что наличие личной мощи Ю и владение ею свойственны людям, из которых вырастают вожди народа, жрецы, а также колдуны и лекари - юзо - влак. Отсутствие мощи Ю - удел посредственности. Высшее понятие в этом ряду, вмещающее в себя Абсолют, Небо, Космос - это Юмо (Бог) (Шкалина Г.Е. 2003). Вера в Бога у древних мари являлась верой в то, что окружающий мир или космос, включая человека, является единым живым организмом. По сути, этот единый организм и есть Бог. Вот почему на реки, горы, рощи, возведенные в ранг священных, распространялись строгие табу, мудро регулировавшие необходимое экологическое равновесие огромных территорий. Нет природы - нет и человека. Нет человека и вне Бога. Бог - это абсолютное добро. Он всегда помогает человеку, если… И тут мы встречаем удивительное, во многом непонятное для современного европейского антропоцентричного мышления условие: если человек не противопоставляет себя другой части Бога (космоса, природы, мира) (Степанова И., 2012).
«Невидимый мир» народа мари всегда привлекал внимание ученых. Нижегородский исследователь Н.Морохин давно занимается разгадкой «марийских тайн». В его работах находим описание интереснейших случаев Нижегородской губернии, где и сегодня проживает 8 тысяч марийцев. Первый случай зафиксирован как рассказ русского человека об одном старике-марийце, который всегда мастерски ловил рыбу. Чтобы узнать секрет такого перманентного успеха, за стариком решили понаблюдать. Сам рассказчик скрылся за кустом и видел. Как рыбак разложил сети на берегу озера, затем поднял руки к небу, что-то прошептал, подошел к озеру, что-то сказал и ему. После такого ритуала рыбак сел на берегу и тихо глядел в воду. Через некоторое время вдруг … рыба сама начала прыгать в сети. Мариец собрал ее в свою корзину, поклонился озеру, забрал сети и пошел домой (Нижегородские марийцы, 1993). Во втором случае в изложении Н.Морохина речь идет о том, как в одну из деревень к местному лужавую (старосте) зимой на санях прибыл губернский представитель. Пока русский начальник согревался марийской медовухой в доме старосты, кучер решил эту проблему по-другому, сбивая с крыши дома, где они остановились, длинные сосульки. Однако, не тут-то было. Незнакомца тотчас окружили местные мужики и что-то очень громко, с осуждением, ему втолковывали на марийском языке.
Он же не знал этого языка и никак не мог понять причину такого буйного негодования деревенских жителей. Тут на уличный шум выбежал лужавуй. Ему пришлось объяснить своим гостям, что у марийцев не принято сбивать сосульки. Вмешиваться в дела природы нельзя, иначе боги могут разгневаться на людей и послать им неурожай, болезни. Описание Н.Морохиным примеры аргументируют вывод об экоцентричной картине мира у народа мари. Не случайно очень долгое историческое время марийцы жили рассредоточенно, не строили больших деревень, городов, а приспосабливались к многообразным формам, качествам, свойствам природы. В недрах марийского мира возникшее духовное семя возродилось в колосе национальной жизни. Со временем Ю персонифицируется в образе Юмо, который олицетворяет собой свободное творчество Господа, его космическую «игру» (Г.А.Сепеев,2001).
Язычество как религия
Почему же человек верит в бога? В чем сила религии? Веруя во всемогущество всевышнего Бога, человек обращается к Нему с молитвою и получает духовную силу, энергию, покой и уверенность в себе. Таким образом, через религию человек получает исцеление от нравственных и духовных недугов (страстей), которые являются причинами всех бед человеческих. Следует признаться, что, посещая некоторые мольбища и принимая святую воду, часто человек излечивается от различных недугов. Нельзя отбрасывать и то обстоятельство, что чистосердечное обращение к Богу (но это должно быть не менее 41 раза) не остается без внимания, после чего всевышний начинает оберегать от различных неприятностей, способствует воплощению в жизнь намеченных целей. Таким образом, у человека действительно появляется вера во всемогущество Бога и надежда на его поддержку в трудные минуты (Марийская религия, 1998). Что характерно для язычества, в чем заключаются основные его признаки как одного из видов религий? Язычество-это естественная религия, где человек является частью природы, где каждое ее явление обожествляется, имеет особый смысл, отдельные виды растений и животных олицетворяют божественный характер. Главным во всей вере остается культ Солнца и Луны, с которыми крепко связаны многие традиции, верования и праздники. Главным храмом, где происходят моления и ритуалы, является сама природа, в частности ото (кусото) - священные рощи. Они были выбраны предками еще в седой древности как счастливые места на земле.
«Лес - это волшебный мир черемисина, - отмечал исследователь религиозных воззрений мари С.Нурминский. - Около леса вертится все его мировоззрение. Весь сказочный мир черемис вертится около леса и его обитателей, все загадки и поговорки около его же… Лес, по воззрению черемис, населен волшебными существами: в нем расхаживают боги, там же живут злые демоны. Поэтому богослужение, религиозные торжества и жертвоприношения совершаются в лесу» (Православный вестник 1862:34). Есть сказания о том, что, переселяясь из одного места в другое. Мари двигались вслед за быками. Те места, где быки ложились на отдыхи, спокойно спали, люди считали пригодными для постройки деревни. Оказывается, именно быки лучше всех домашних животных воспринимают геомагнитную сетку и никогда по своей воле не останавливаются на беспокойном месте, на разломе. (Коты, наоборот, лягут спать в самой активной точке. Их время - ночь, им надо слышать каждый шорох, и именно геомагнитная сетка позволяет сделать сон чутким. Предки знали: любимое место кота в доме, во дворе-это самое опасное место для человека) (Шкалина Г.Е., 2003). Возникает вопрос, что же способствовало нашим предкам сохранить эту древнюю веру вплоть до наших дней в своем первозданном виде? Наверняка, главными из них являются среда их обитания и общинный строй жизни, которые, видимо, составляли единое целое, были они неразделимы. Общеизвестно, что все живое есть детище той среды, в которой они родились. А для наших предков средой обитания был лес, в нем заключался весь смысл его жизни, окружающие деревья, в частности березы и дубы, имели божественное начало - они выросли на местах падения праха человека, усыновленного богом. Сохранению древних традиций и ритуалов в неизменном виде способствовал также общинный строй жизни, что является, как утверждают ученые, родо-племенной демократией, а демократические принципы способствовали самосохранению народов, когда диктаторские режимы сами себя уничтожили (Марийская религия, 1998).
Что же представляет собою общинный строй? Это такая форма самоуправления, при котором на сходе сельской общины решались все вопросы внутренней и общественной жизни коллектива: кому из членов этой общины оказать материальную помощь, кого же назначить опекуном или попечителем сирот, оставшихся без родителей, кого и как наказать при нарушении правил коллективной жизни или же нерадивых хозяев, когда проводить общественные моления. При решении же наиболее важных вопросов, касающихся жизни народа в целом, община посылала своих делегатов. Наши предки постоянно обогащали свою культуру, перенимая те элементы веры и культа, которые соответствовали их мировоззрению и философии. Говоря о язычестве, следует учесть и то обстоятельство, что те традиции, ритуалы, обычаи и обряды, а также праздники, которых придерживается одна этническая группа, совсем отличаются у другой. Так: если луговые мари празднуют сурем, агавайрем, то горные мари их вообще не знают; горные также не имеют понятия о помощниках богов: витнезе, суксо, серлагыш и т.д. Но зато у горных мари в большей степени сохранились древние традиции культа огня, овцы и т.д. Эти различия в обрядах и обычаях следует искать в истории формирования разных этнических групп (Вера предков. Язычество).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|