Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Язычество и охрана природы




 

Знания, накопленные в течение тысячелетий, передавались и закреплялись в форме народных традиций от одного поколения к другому как коллективный общественно-исторический опыт, система знаний о природе, кодекс моральных норм, обязывающий относиться к природе как к святыне. Они входили в народную селекцию и агрономию, рыболовство и охоту, народную фенологию, народное искусство, поэтику и архитектуру, народную медицину и народную педагогику.

Традиции, приметы, легенды, символы, поверья и т.п. не только способствовали расширению биологического, экологического кругозора человека, но и влияли на взаимоотношения с природой. Священных, любимых животных, деревья, рощи нельзя было уничтожить, загрязнять родники, реки и озера. Сбор трав, обработка земли проводились по специальным традициям… Обыкновенный крестьянин, по своей природе, становился стихийным экологом.

Формирование мировоззрения и воспитание бережного отношения к природе осуществлялось путем вовлечения детей и молодежи к почитанию творческих сил природы во время религиозных праздников, торжественных церемоний и обрядов, ритуалов и магических действий в честь богов природы, жертвоприношений к природным объектам (В.Е.Борейко, 1996).

Марийский народ поклонялся природе. Он любил и почитал ее, но и боялся, считал ее явлением божьим. Марийцы почитали лес как божество. Старшие строго запрещали детям ломать деревья и ветки. Народная мудрость гласит, что нельзя рвать цветы, травы, ветки деревьев во время их цветения(особенно черемухи и рябины. считавшихся неприкосновенными). Было такое поверье: нельзя косить траву на кладбище, в священных рощах - в семье будет беда.

Во время цветения черемухи запрещалось рвать ветки. Это объяснялось так: черемуха молится богу и говорит, что у нее ломают руки и пальцы. Поэтому Бог на следующий год во время цветения черемухи посылает холод, от чего гибнут цветы, а в результате чего дерево не дает плоды.

Народная мудрость гласит: «Лес богат всем, но пользуясь дарами природы, не бери сверх меры, оставь своим детям». Поэтому в народе не любили алчных, корыстных людей, стремящихся захватить все себе.

Марийцы хорошо знали сроки сбора даров природы и неукоснительно придерживались их. Недаром в пословице говорится: «Землянику собирают в свое время». Ранее бытовало правило - следить за ягодниками, расчищать эти угодья от бурьяна, беречь орешники. Это делали взрослые совместно с детьми под руководством старших и уважаемых людей.

Предки мари были знатоками свойств дикорастущих растений, хорошо знали растительные красители и дубильные вещества. Некоторым растениям приписывали магические свойства. По представлению древних предков они предсказывали не только погоду, но и судьбу.

Наши предки испокон веков бережно относились и к водным источникам, считая преступлением за их загрязнение. В народе землю называли «матушкой», а воду величали «батюшкой». Существовало немало обрядов, связанных с вызыванием дождя. При этом древние марийцы обращались к Матери воды.

Наши предки понимали, какое значение имеет лес в сохранении влаги, они осознавали, что его истребление ведет к обмелению рек, сокращению рыбных запасов. Особо бережно относились к лесам, растущим по берегам рек и озер. В пословицах говорится: «Лес-мать воды», «Лес-страж воды».

Предки мари с благовонием относились к диким животным. В народе осуждались охота и употребление в пищу лебедей и диких гусей, нельзя было отстреливать и есть мясо журавлей и голубей. Живет в народной памяти и такое поверье: «Счастье и благополучие тому дому, где ласточка совьет свое гнездо. Разоришь ласточкино гнездо - жди несчастье». Народная мудрость также гласит: «Нельзя трогать муравейники. Разоривший муравейник, будет несчастлив».

У древних марийцев предметом почитания являлись и домашние животные. С особой любовью относились они к лошади: «Бегущую лошадь по голове не бей, лошадь - крылья человека». Конь в представлении наших предков был символом добра и плодородия.

Магическую силу предки мари приписывали хлебу. Про хлеб существовали разные поверья: «Кусок хлеба после еды нельзя оставлять - остается зло. Если твой остаток хлеба съест другой, то он у тебя отнимет силу». Также говорилось, что хлеб нужно беречь и почитать. В народе отмечали: «Выше хлеба не будешь». Хлеб нельзя было выносить и есть на улице - это было неуважением к хлебу.

Особо почитались и священными считались рощи, где проходили моления и жертвоприношения. В священных рощах нельзя было косить траву и рубить деревья, нельзя также туда приходить пьяным или же не помывшись в бане. Рассказывают, что посреди поля невспаханным оставалось место, где ранее молились. Но однажды тракторист решил распахать этот клочок земли, за что он был наказан богом: его сын лишился рассудка и умер, недолго прожил и сам тракторист, также скончался.

В заключение можно воспроизвести несколько народных верований, возникших в результате взаимодействия человека с природой, которые представляют интерес с точки зрения народной педагогики: «Долго спать нельзя - муж будет старым»; «Нельзя петь с утра-ворона голову исклюет»; «Нельзя оставлять книгу открытой - черт будет читать и прочитанное забудешь».

Как видим, народные приметы учат нас любить природу, жить в мире и согласии, уважать труд. Они легли в основу народной педагогики, которая может с успехом использоваться и в наше время в деле воспитания молодежи (Вера предков. Язычество).

 


Сбор целебных трав

 

Нашими предками, которые считали себя частью природы, все ее явления, космические силы обожествлялись. По представлению древнего человека растения также, как и люди, и животные, имеют свою душу. Также верили, что души людей могли перевоплощаться в зверей, птиц и растения. Уже при самом приближении человека к ним, они могли предугадывать его намерения. При этом определенными сигналами они предупреждали своих соседей, некоторые из них плакали, выделяя сок, издавали крик о помощи, вплоть до обращения к богу, духам.

Чтобы по-настоящему считать себя частью природы, оставаться всегда милосердным, человек обязан строго соблюдать традиции народа, брать в природе только то, что ему необходимо, при этом не преследуя никакие другие корыстные цели.

Природа, ее духи чтобы сами по желанию давали человеку свое добро, свой бесценный дар, которые при сборе не теряли целебные свойства и благоприятно действовали на человека, следует обращаться к Матери-Сырой земли и Отцу-Солнцу со словами просьбы: «Мланде ава, Кечеава, налам тендан икшывыдам, лийже мыланна ава, эмлыже мемнам кеч-ком кеч-кунам да кеч-куштат» (Мать-сыра-земля, Солнце-отец, беру я Ваше дитя, которое для нас станет матерью, исцеляющей любого, всегда и вовсем) (Гумилев Л.Н.,1993).

Конечно, закончив сбор целебных трав, следует также поблагодарить всех тех от кого получили этот бесценный дар: «Тау тыланет, Мланде ава, Кече-ава, Чодыра ава, Пасу-ава, тау саскаланда, мыланна пайдам пуыжо, эмлыже» (Мать-сыра-земля, Мать леса, Мать полей, Отец-солнце, спасибо за Ваши дары, которые принесут нам пользу, помогут выздороветь).

Человек, имеющий добрые намерения, постоянно нацеливает себя с утра именно на добрые дела: на какую ногу встать, на какую ногу сперва натягивать обувь, которой ногой сделать первый шаг или же войти в лес, с каким настроением выйти в поле или войти в лес, как расположить к себе духов, как получить их благодушие и благосклонность. Чтобы травы, корни, кора не потеряли свои лечебные свойства, их сбор необходимо проводить в строгом соответствии с лунным календарем. Травы, цветы, ягоды и кору (т.е.всю наземную часть) следует собирать в новолуние независимо от поры цветения или созревания, а корни и клубни - в полнолуние с 8 до 11 часов.

При сборе лекарственных трав существует своя закономерность, но все же некоторые растения можно собирать во все дни, независимо от положения Луны, к которым можно отнести ольху, чернику, голубику, багульник, череду. Все это, видимо, зависит от биологических особенностей того или иного растения.

При пользовании настоями лечебных трав, при натирании, при приеме вовнутрь, чтобы лечение было эффективным, необходимо подкреплять свой действия следующими словами: «Кузе арня, юмын тылзе пыта, кечекас велышкая, кузе йӱд кучыкемеш, тыгак пытен лийже» (Как неделя заканчивается, как божественная луна идет на убыль, как солнце идет к закату, как укорачивается ночь, пусть также все сходит). А лечение начинать или же проводить именно в этот период.

Но с другой стороны, курс лечения можно начинать в новолуние, в начале недели, но при этом магические слова должны быть совсем другими: «Кузе арня туналеш, юмын тылзе кушкеш, кузе кече вийым налеш, тугак вием ешаралтше, тазалыкем саемже» (Как неделя начинается, божественная луна наполняется, как день удлиняется, пусть также наберу я силу, стану здоровым).

Следует предупредить, что сбор свежих трав и цветов весной можно начинать лишь после первой грозы, также следует иметь в виду, что сбор сырья лучше проводить без присутствия посторонних, чтобы не испытывать отрицательное воздействие с их стороны, дабы не известно, кто и с каким настроением шатается по вашим местам (Вера предков. Язычество)


Выводы

 

Много разных верований бытует среди людей. Марийская святая роща живет в наших душах и на марийской земле, она, как зерно, дающее жизнь и силы для жизни. Для нас она - это центр Вселенной. Мы благодарны богу за этот дар! Религия чимарий учит нас уважительному и бережному отношению к окружающей нас природе, правильно воспринимать и понимать разные явления природы.

Свои хранители Суксо, Серлагыш есть у леса, пашни, луга, горы, дороги. Все они помогают нам, содействуют. Мы благодарим Бога за это! Пусть живет народ мари, процветает его культура на этой Земле!

 


Список использованной литературы

 

1. Акцорин В.А. Этногенез марийского народа по данным фольклора/ Происхождение марийского народа. Йошкар-Ола, 1967.

2. Борейко В.Е. Экологические традиции, поверья, религиозные воззрения славянских и других народов. Киев,1996.

.   Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. СПб., 1993.

.   Глухова Н.Н. Структура и стиль текстов марийских заговоров. Йошкар-Ола,1996.

.   Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. М.,1993.

.   Марийская религия и культура. Йошкар-Ола, 1998.

.   Степанова И. Кусото. Святая роща. Йошкар-Ола, 2012.

.   Шкалина Г.Е. Традиционная культура народа мари.-Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2003.

.   Этнография марийского народа: Учебное пособие для старших классов Сост. Г.А.Сепеев. -Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2001. - 184с.; ил.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...