Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

У марийского края есть свое лицо




 

На территории Марий Эл множество чистейших родников, рек и речушек, озер. Леса радуют нас своими дарами. И в отличие от любой другой местности, край марийский имеет свое неповторимое лицо. Вблизи марийских деревень то здесь, то там вы увидите островки зеленого массива. В некоторых местах они одиноки, а в иных идут по нескольку подряд. Расположены они обычно среди полей на возвышенном месте. Так издалека выглядит святая роща. Есть и такие рощи, которые постороннему взгляду неприметны, так как находятся в лесном массиве. Моления по марийской традиционной религии бывают разные. Самое распространенное - повседневное обращение к богу. Такое моление происходит у каждого человека самостоятельно в течение дня по разным случаям. Считается, что сила Бога проявляется посредством различных явлений природы: Бог Солнца, Бог Луны, Бог Звезды, Дух Земли. Дух воды, Дух огня, Дух дороги, Дух леса - наши боги; общаясь с ними, человек просит содействия в добрых своих начинаниях, успеха в начатых делах, силы и уверенности в предстоящих зачинах (Степанова И., 2012).

 

3.1 Кӱсото - центр Вселенной

 

По восприятию предков, кӱсото - это центр Вселенной, святое место, где человек может выйти на контакт с Божествами. Такое место силы могли выбирать только по определенной информации, которую получал один из старейших марийских картов (священослужителей). Весть озвучивали на общем сходе старейшин и принимали единое решение.

Дата открытия святого места могла быть только одна - четверг пасхальной недели. В этот день совершался обряд при строгих ритуалах, сопровождающийся очищением и освящением выбранного места. Рощу опоясывали отбеленным полотном холста по кругу и оставляли его так на три дня. Затем совершали освящение главного дерева ОНАПУ - это самое святое место в роще. У святого дерева устанавливали столешницу из жердей, где расставляли приготовленные свечи, хлеб, квас. Молились, чтобы выбранное место было удачливым для всех добрых пожеланий.

Кӱсото - самое святое место для марийца, место нетронутой девственной природы, хранящей в себе чудодейственную силу. Именно здесь происходит контакт с истинной сущностью Божественной природы. Здесь и птицы поют звонче, и деревья краше, и цветы ярче цветут и трава выше растет. А тонкий медовый аромат пробуждает в каждом радость от самой жизни на земле! Каждая травинка, листочек радуется вместе с тобой! Это храм, где можно раствориться в своих молитвах и энергии, исходящей от самой Матери Земли. Солнце ласкает своими нежными лучами каждого, кто пришел помолиться в этот храм.

В рощу приходят разные люди, каждый со своими молитвами. Преклонившись до самой земли, вместе с поклонами и молитвами у святого дерева ОНАПУ слабые приобретают силу, больные - здоровье, беззащитные - божью защиту. Ведь все приходят сюда

Только с добром и хорошими мыслями. Издревле люди считают, что силы природы преумножают и возвращают тебе то, с чем ты пришел в их храм - ОТО. Испытавшая многие гонения, вера в силы природы сохранилась в душе марийского народа в его традициях (Степанова И.,2012).

Потому она и жива, что сильна! (Приложение 1,2)

 

Почитание ВОДЫ

 

Почитание воды известно с давних времен, ибо она, как и мать - сыра - земля, - источник жизни всего живого. У мари, так же, как и у многих других народов мира, существовали поверья и запреты, чтобы содержать воду, как и всю землю, в постоянной чистоте. Нельзя осквернять чистую воду в колодце, в речке, озере - иначе с тобою, с членами семьи или вообще в твоем хозяйстве может случиться страшное и непоправимое: могут появиться болячки на губах, отнимется язык, сильно заболеешь, отсохнет вымя коровы.

Таким образом, нельзя было в воду плеваться, испражняться,

Даже называть ее вкусной или невкусной. Запрещалось ходить за водою с нечистыми ведрами, иначе жила может изменить ход или русло и уйти в другое место. Все работы, связанные с водою или проводившиеся около нее сопровождались обрядами жертвоприношения духам и божествам, охраняющим источник и дающим им силу. Так после того, как вычистят колодец от тины и ила, а также запрудят мельничный пруд, обязательно варили кашу, с молитвами обращались к божествам и ставили свечи. При этом туда приносили другие обрядовые блюда, приготовленные заранее. Рыбаки, поймав немного рыбы, варили уху, угощали хозяина воды, духов, плеснув в воду несколько ложек (скорее всего три раза). При этом просили удачной рыбалки.

Особо почитались источники, расположенные в мольбищах, вода которых считалась святою (юмын вӱд). Подойдя к источнику, вначале ею умывались, при этом руки и лицо не вытирали, ставили свечу, с молитвою обращались к богу- матери воды, опускали монеты в воду или же клали монету в часовенку. Наполняли посуду святою водою и хранили ее для лечения от различных недугов. Ее пили небольшими глотками на голодный желудок. При лечении заболевшего воду набирали в рот и три раза брызгали на него, после чего накрывали платком. При этом ритуал выполнялся женщиной, старшей в семье и особо почитаемой.

В том, случае, когда на мольбищах не оказывалось родников, сюда приносили воду, набранную в ближайшем роднике. При этом вода заряжалась положительной энергией и также использовалась как святая, которою лечили и домашнюю скотину. Следует отметить, что водою источника ковшиком три раза плескали на скотину, предназначенную для жертвы Богу и божествам- угодна ли она им, встрепенется ли она.

Надо помнить, что воду для настоев трав, лечения от различных недугов берут из святых источников или же из родников, вода которых обладает лечебными свойствами. В случае отсутствия таковых, воду набирали из обычных трех колодцев рано утром до появления первых носильщиков, и чтобы их никто не видел. Есть условия, которое необходимо соблюдать при заполнении посуды водою из источников или ручьев, ее надо зачерпывать по ходу течения, а не против.

С почитаниями воды, возможно, связано использование горными мари камушков «чертов палец» в народной медицине, которые можно находить по берегам рек. Соскребив или натерев порошок от этого камушка, его накладывают на рану, в результате чего останавливалось кровотечение, а рана заживала (Вера предков и язычество).

Издревле наши предки замечали, что, находясь у реки, наблюдая за ее течением, становишься спокойнее, уходит тяжесть, как будто все неприятности уносит река. В народе и сегодня жива традиция общения с водой. Подходя к реке, к источнику, ведут разговор с водой; заходя купаться в воду - просят разрешения; унося ее с собой в сосуде - благодарят. А когда идут к реке или озеру ловить рыбу, просят у Духа Воды разрешения и содействия на удачную ловлю.

Вода обладает памятью. Дух Воды помнит все, что происходит рядом. Дух Воды любит чистоту и аккуратность. Такого же отношения вода требует к себе. Нельзя забывать и о том, что каждый человек в ответе за каждый свой поступок! Так поучали нас предки (Степанова И., 2012). (Приложение 3)

 

Почитание ДУХА СОЛНЦА

 

Встречая солнце, обращаются к Духу Солнца, просят благословения и силы на весь день, удачи во всех добрых делах и начинаниях. Без солнечного тепла и солнечного света нет жизни на земле. Солнце не делит никого на добрых и злых, на богатых и бедных, на белых и черных - она любит и греет всех равно, не прося взамен ничего от нас. Его труд бесконечен. Сила солнца очищает нас от болезней, дает силы для роста, для развития. Человеку нельзя обсуждать и осуждать солнце, нельзя плевать в сторону солнца, ходить по нужде, находясь лицом к солнцу. Особо надо следить за своим поведением в полуденное время. Сила солнечного света дает возможность нам ощутить радость жизни, поднимает настроение, освещает наши пути. Каждая травинка, листочек ожидают появления солнца. Во время восхода с великой радостью растения протягивают свои листья и цветы к Великому Светилу. Солнце заходит за линию горизонта, и цветы закрываются, уходя на покой.

Марийская поговорка гласит: «Кече ший гай волгалтеш, шортньо гае йолважым рузалта» (Солнце сияет как серебро, золотые пряди рассыпает). Нам хочется, чтобы наша душа, аура нашего тела сияла также, как чистое серебро. Чудодейственной силы, серебряный свет защищает нас от болезней, освещает наш путь и ведет нас по жизни (Степанова И., 2012).

 

Почитание ДУХА ОГНЯ

 

Дух огня - сила великая, созидающая основу для жизни - тепло. Огонь требует к себе уважительного отношения, любит чистоту и аккуратность. Если к нему относятся почтительно, то огонь служит человеку долго и радует его теплом в доме, горячей и вкусной пищей, защищает от зла и нечисти. Но когда силой Огня пренебрегают, недооценивают его, то Дух Огня напоминает о своей великой силе, очищая весь накопившийся негатив, уничтожая все подряд. Поэтому к Духу Огня надо относиться с должностным уважением. Пользуясь огнем, надо его почитать, благодарить.

Зажигая огонь в печи в доме, в бане, для костра - всегда надо проявлять уважительное отношение к Духу Огня и произносить слова, обращенные к нему: «Дух Огня, обними своей силой и жаром поленья в печи, прогрей нашу печь. Пусть в печи еда будет вкусной и в доме тепло» (Степанова И., 2012).


Почитание ДУХА ДОРОГИ

 

У путей - дорог своя история, свое течение жизни. Выходя в путь, обращаются к Духу Дороги. «Дух Дороги, выезжая в дальний путь, попадаем в твою власть. Освети наш путь от дома и до дома, очисти его от врагов и напастей разных. Сохрани от аварий, поломки машины, от злых людей. Храни нас каждую минуту и секунду нашего пути. Дай, уезжая в здравии, вернуться домой также в здравии» (Степанова И., 2012). (Приложение 6)

 

Почитание ДУХА ЛЕСА

 

Подходя к лесу, с поклоном обращаются к Духу Леса: «Дух Леса, я к тебе пришел, я пришел с добром. Дай мне на моем пути

Ягоду твою лесную. Я возьму столько, чтоб прокормить мою семью. Покой твой не нарушу. Вреда тебе не причиню». Наши предки считали, что каждое дерево, растение - живые. Так же, как и трава, кусты, деревья, человек произрастает из семени, вырастает, набирает силу, дает потомство, а когда наступит час - тело человека предается земле.

Человек - это часть природы, он занимает свою определенную нишу и проходит все намеченные Богом пути. Заходя в лес, человек проникает в живую энергию лесного массива. Поэтому считалось, что без просьбы, без разрешения входить в лес нельзя. А выходя из леса надо произносить благодарственные слова. Когда необходимо срубить дерево, вначале, похлопав по стволу, надо попросить у него прощения, лишь потом приступать к работе. Ведь ДУХ ЛЕСА вырастил это дерево из малого семени и берег в течение многих лет (Степанова И., 2012). (Приложение 7)

 

Почитание МАТЕРИ ЗЕМЛИ

 

МАТЬ ЗЕМЛЯ дарует нам силу с самого рождения. Невидимая нить, как материнская пуповина, связывает каждого человека с местом рождения. Не зря в тяжкое время живущий вдали от родной земли человек стремится приехать именно в свое родимое место. Здесь он снова обретает силу. Земля вдыхает ее и в каждое семя, положенное в почву; поливая теплым дождиком, поднимает урожай, наливает колосья зернами. «Мать Земля, дай мне силы посадить зерно, вырастить урожай и собрать его», - с такими словами обращаются к Земле перед посевными работами (Глухова Н.Н., 1996).

Человек пользуется землей каждодневно. Ходит по ней, ездит, копает, рыхлит и трамбует, питается ее плодами и ягодой. Так происходит миллионы лет. Пользуясь ею, мы должны быть благодарны ей. Издревле существуют в народе обряды и традиции почитания Земли. Мланде Ава - так с любовью и уважением обращаются к Земле марийцы (Степанова И., 2012).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...